Что-то дочка загрустила, придя из школы, а почему – не признаётся… Я понимаю, что эмигрантская жизнь (попытки выживания) особых причин для радости в себе не несёт. Это безденежье (вплоть до голодания), бесправие, второсортность, постоянная напряжённость в ожидании очередного удара – неизвестно, с какой стороны; ни твердой почвы под ногами, ни крыши над головой, словом полная безнадёга. Всё это ей приходится переживать вместе с нами, но уж такое существо человек, что рано или поздно ко всему привыкает – или почти ко всему. Хотя ко многим казалось бы мелочам привыкать приходилось долго и болезненно, потому что как уже и говорил, человек привыкает почти ко всему – только не от всего выживает. Как и мы были привычны к той, подчеркну – к ТОЙ Украине, которую уничтожили в 2014м – силой, кровью, где дубинками, а где танками.
А «мелочей» этих встретилось хоть пруд пруди. Поначалу пугали цены явно не украинского уровня. Ну да если учесть более высокие зарплаты (у тех, кто их получает!) это ещё не так страшно. Пришлось приспосабливаться мне, переходя на отечественные аналоги лекарств, которые приходится принимать не менее четырёх видов ежедневно (инвалид по кардиологии). Те германские и французские лекарства, которые пил ТАМ, здесь или нужно было доставать по запредельной цене, или их не было вообще. Хотя что там лекарства: в центральной райбольнице (на два района) закрыто отделение кардиологии, везут в область – 3 часа езды. Так что случись чего – довезут навряд ли.
До сих пор трудно привыкнуть к размерам и структуре оплаты ЖКХ. В ней некие совершенно непонятные статьи, к примеру – капремонт. Сквозь дырявую крышу потоками на этажи постоянно течёт вода, а в ответ на просьбу о ремонте тебе предлагают выполнить его собственными силами (это в трёхэтажном здании-то!), поскольку плановый ремонт предусмотрен не ранее 2022 г. И к сумме оплаты за отопление тоже привыкнуть трудно. Но говорят, что сейчас и на Украине она достигла «сияющих вершин», ну так ведь против этого мы и боролись в 2014м. а не скромно смирялись с «европейскими ценами». Да и оплата там велась посезонно, а здесь, что в селе, что в райцентре – круглый год.
Цены, цены…Поездка на дачу на автобусе ТАМ обходилась 4 – 5 гривен. Здесь на немного большее расстояние от села до райцентра билет стоит 110р. Езды из-за вихляния автобуса по вымирающим остаткам соседних сёл – больше часа. Да быстро и не поедешь – дорога сплошь избила рытвинами, как от фашистских снарядов. Хотя раза два в год доблестные дорожники делают наскоро (а как иначе под артобстрелом?) ремонт, но немцы всё стреляют да стреляют…
Да, ещё о ЖКХ. Осваиваясь с новыми условиями приходится шарахаться от каждого звонка в двери снимаемой квартиры, т.к. от каждого визита представителей служб эксплуатации можно ожидать любой неприятности. Энергетики требуют смены счётчика – за твой счёт. ТАМ замена их на электронные производилась бесплатно, равно как и ежегодная ревизия газовщиков, как БЕСПЛАТНО (по подъездам) ставились газовые счётчики. Тут те же газовщики только за текущий осмотр заломят кругленькую сумму.
Необычные дела и с мобильной связью. Масса каких-то разновидностей оплаты, в которых и разобраться-то весьма сложно. Но все эти лавирования больно бьют по кошельку. На телефон постоянно приходят какие-то предложения платных услуг и стоит только ненароком нажать не ту кнопочку, придётся добираться на другой конец городка и там пытаться отписываться. Та же история с интернетом. ТАМ покупал карточку за 40 гривен (ну, естественно у пришедших к власти укрохозяев цены изменились не в лучшую сторону) – и пользуйся 30 дней с момента её активизации. Здесь тебя при задержке очередного взноса заставят заплатить даже зато время, которое ты интернетом не пользовался, да ещё под конец срока возникнут (это при безлимите-то!) какие-то непонятки, из-за которых последние дни сможешь входить в сеть только по ночам. А оплата месячная равноценна отказу от покупки трёх килограммов мяса.
Абсолютно чуждым было и понятие «роуминг». Звонки по всей Украине от Крыма до Харькова, от Донецка до Закарпатья были равноценными. Здесь же можно позвонить соседке, у которой телефон московской регистрации (а у тебя тверской) – и за пару минут разговора обнулить счета.
Совершенно невероятным показалось сращивание госструктур с частными. Это, к примеру, когда рядом с миграционной службой – частное ООО, оформляющее за тысчонку – другую даже подачу заявления, причём – в обязательном порядке. Когда предоставляемые чиновникам документы приходится раз разом дублировать (платно – одни и те же!), и даже отпечатки пальцев сдавать по несколько раз – а вдруг новые вырастут? Вообще бюрократизм в РФ зашкаливает, и если в ТОЙ Украине на мелкого (а порою и на крупного) чиновника можно было найти управу, то здесь он быстрее найдёт её на тебя. Это только там, в Николаеве, можно было пройти спонтанным многотысячным антифашистским маршем по центральной улице города, а местный «профессиональный диссидент» Ильченко – выйти под горсовет с плакатом «Янукович – КАЗЁЛ». Кстати он и сегодня сидит там, на ступеньках с требованием к мэру и прокурору кормить его, поскольку пенсии явно не хватает.
К чему это я? Вот уже много лет жителей Украины изображают этакими кастрюлеголовыми монстрами, прыгающими козлами по площадям и греющихся у горящих покрышек. Это ТОЙ Украины, где в советское (да и не только в советское) сосредоточена была ударная мощь промышленности страны (станкостроение, машиностроение, кораблестроение, ракетостроение, металлургия и проч.) – и соответственно образованные кадры. Нет смысла перечислять, СКОЛЬКО отсюда вышло учёных, конструкторов, писателей, поэтов, артистов… Упадок начался с рассечения СССР в 1990г ельцинским решением о «незалежности» РСФСР.
Хихикать о некой «кастрюлеголовости» может только последний идиот, так мечтающий почувствовать себя «гением» на каком бы то ни было фоне. А именно кучка «кастрюлеголовых» захватила и подмяла под себя основное интеллектуальное русское большинство. Но у первых были деньги, были организации, было оружие; два десятка лет олигархат – «новые украинцы» подкачивались нефтью и газом братьями-олигархами – «новыми русскими», а у основной русской массы не было ничего: ни полезных ископаемых, ни денег, ни перспектив. Заводы и фабрики рушились, выживала в основном сельская масса да западноукраинские «заробитчане», люди весьма невысокой образованности и интеллекта, которым легко было навязывать бредовую русофобскую идеологию. Но до последней ломки страны и тотального предательства изнутри и извне в стране всё же сохранялись некоторые демократические тенденции, потерянные на других просторах бывшего СССР. И на ИХ защиту от явной и скрытой «кастрюлеголовости», а не только языка, вышли в Русскую Весну на улицу демонстрации сотен тысяч граждан, впоследствии преданных, разогнанных и расстрелянных. Может именно посему они и остаются нежелательными по другую сторону всех окружающих Украину границ.
С дочкой прояснилось: она сделала очередную неудачную попытку хоть что либо заработать для семьи своим трудом, ведь жить приходится на ½ прожиточного минимума (!). Работы нет: единственное, что могли мне как-то предложить – сезонную уборку снега в монастыре. Это в 70 лет с пожизненной инвалидностью. Ну а литературные труды (за редкими исключениями), а тем более серьёзная поэзия у нас не оплачивается.
Работы нет и местным: первое время слышал вопросы от интеллигенции – зачем вы сюда приехали? Тут мы сами ломаем головы, как бы детей отсюда (из России!) вырвать и отправить хоть за границу жить, хоть в Подмосковье…
Словом дочка искала подработку в интернете, хотя он (общая тенденция) пронизан жуликами и ворами, выманивающими предоплату. Нашла самую недорогую предоплату у некой Анны Назаровой – по распечатке текстов. А я махнул рукой – пробуй! – а что делать-то, попытка не пытка! Хотя всё было ясно заранее – обманули. Успокоил: мы уже СТОЛЬКО утратили (практически ВСЁ), что потеря нескольких сот рублей ничего уже не значит, разве что лишним уроком уму-разуму будет. Хотя – куда его приложишь? Он нынче не в цене!
Александр Степанков
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |