Генеральный директор завода «Дагдизель» (город Каспийск) Рауль Ильясов сделал в интервью ТАСС сенсационное заявление. Во-первых, завод собственными силами разработал новую торпеду, ее государственные испытания должны начаться в конце этого года. Во-вторых, активно ведутся работы по созданию вертолета, предназначенного для использования в горной местности на малых высотах. Есть намерение представить опытный образец вертолета на авиасалоне МАКС-2018.
Характеристики и торпеды, и вертолета не разглашаются.
Сенсационность этого заявления следует не только из второго, вертолетного, пункта. Тут все, казалось бы, понятно: прославленное предприятие, являющееся на протяжении восьмидесяти лет одним из главных производителей торпедного оружия и иной техники для ВМФ, никогда прежде не занималось летательными аппаратами.
Конечно, порой предприятия осваивают новую для себя технику. Как, например, концерн «Калашников», который в своей линейке изделий к стрелковому оружию добавил боевых роботов и катера военного назначения. Но «Дагдизель» никогда в обозримом прошлом не высказывал намерений заняться вертолетами, а тем более не сообщал о начале таких работ. При этом следует учитывать, что, например, «Калашников», развернул новые направления не силами конструкторов стрелкового оружия, а приобретя по соответствующим профилям необходимые фирмы. «Дагдизель» никого к себе не присоединил. Как раз наоборот — сам вошел в концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор», который в свою очередь входит в концерн «Тактическое ракетное вооружение». Но питерский «Гидроприбор», даже если предположить, что он передал часть своих интеллектуальных ресурсов в Каспийск, ни вертолетами, ни самолетами не занимается.
Т
ак что данную информацию можно понимать как сигнал о том, что на «Дагдизеле» все нормально, что черная полоса в истории этого прославленного предприятия осталась позади. И что у завода поднакачалась мускулатура, и он может попробовать себя на новом поприще. И это не может не радовать. Поскольку именно этот завод вооружает новейшими торпедами наши главные атомные подводные лодки — стратегический «Борей» и многоцелевой «Ясень».
Теперь о торпеде. Несмотря на то, что это дело напрямую относится к профилю предприятия, возникает ряд вопросов.
Начнем с того, что «Дагдизель» приступает к серийному производству универсальных глубоководных самонаводящихся торпед (УГСТ) калибра 533 мм «Футляр». Торпеда была принята на вооружение минувшим летом. Предназначена в первую очередь для вышеупомянутых подводных лодок «Борей» и «Ясень». А потом, когда лодки четвертого поколения будут укомплектованы торпедным оружием, «Футляр» пойдет и на другие лодки, которые «попроще».
Предполагается, что при этом с производства будет снята торпеда «Физик» — предшественница «Футляра». Для того чтобы освободить мощности для самой лучшей российской торпеды (и не только российской). И вряд ли реальна ситуация, чтобы завод начал производство еще одной, новой торпеды, о которой рассказал Рауль Ильясов.
Тут просматривается более реалистичный сюжет. Можно предположить, что КБ «Дагдизеля» своими силами каким-то образом усовершенствовало «Футляр». При этом, разумеется, усовершенствования должны были согласовываться с генеральным разработчиком — НИИ морской теплотехники, входящим в концерн. Вот такой расклад вполне возможен.
История торпеды «Физик», которую выпускает «Дагдизель», — это история борьбы двух направлений в торпедостроении: электрического и теплового.
«Физик», принятый на вооружение в 2015 году, а затем и «Футляр» пришли на замену устаревшей торпеде УСЭТ-80 (универсальная самонаводящаяся электрическая торпеда), появившейся в 1980 году. При неплохой скорости — до 45 узлов — ее дальность составляет всего лишь 18 км. Подводный ход обеспечивает электрическая двигательная установка, работающая от серебряно-магниевой батареи. Имеет стандартную для торпед калибра 533 мм боевую часть массой 300 кг. Прекрасная рабочая глубина — до 1000 метров. Хоть это и явный перебор, за всю историю подводного флота была построена лишь одна лодка — К-278 «Комсомолец», которая могла погружаться на километровую глубину. Электрический принцип возобладал над тепловым из-за того, что советские разведчики «заглотили» дезинформацию, согласно которой в США якобы полным ходом идет разработка лодок с рабочей глубиной в 1000 метров.
Самым слабым местом электрической торпеды является небольшая дальность. К тому же она имеет высокую стоимость — 30 млн. рублей в ценах 2008 года (сейчас это почти миллион долларов). Что существенно снижает количество производимых стрельб. Помимо этого капризна к химическому составу воды — для нее не подходит Балтийское море, в котором вода недостаточно солена для того, чтобы вызывать нужные процессы в батарее. Кстати, УСЭТ-80 выпускались также на «Дагдизеле».
Тепловые торпеды, работающие на тепловом двигателе, использующем в качестве окислителя перекись водорода или иные вещества, имеют существенно большую мощность. И способны работать дольше. Их попытались реабилитировать в середине 80-х годов. И торпеда «Физик» могла бы появиться значительно раньше, если бы не два обстоятельства. Ее начали разрабатывать в 1986 году. Но вскоре произошел обвал оборонной промышленности.
Однако когда промышленность восстановилась и деньги появились, торпеда продолжала «лежать в долгом ящике». Чему способствовали репутационные барьеры, связанные с трагедией на подводной лодке «Курск».
На «Курске» в присутствии двух специалистов «Дагдизеля» проводились модернизационные испытания «толстой торпеды» калибра 650 мм — «Кит» 65−76А, которая появилась на флоте в 90-е годы. Ее боевая часть имела мощность, эквивалентную 765 кг тротила. На максимальной скорости в 50 узлов имела дальность в 50 км, на 35 узлах — 100 км. Торпеду совершенно справедливо называли «убийцей авианосцев».
По одной из версий, именно торпеда «Кит» стала причиной гибели в 2000 году подводной лодки «Курск». Произошло это из-за утечки окислителя — перекиси водорода, что стало причиной пожара и взрыва. Правда, эта версия отвергается целым рядом экспертов. Тем не менее, у моряков сформировалось недоверие к торпедам с тепловыми двигателями. Несмотря на то, что в то время во всем мире уже был сделан упор именно на торпеды этого типа.
Поэтому торпеду «Физик» изо всех сил тормозили. Впервые она, по сути, уже готовая, была представлена на международном салоне в 2003 году. А приняли на вооружение ее лишь через 12 лет. Хоть преимущества перед УСЭТ-80 были очевидны. И не только тактико-технические, но и эксплуатационные и экономические. Срок службы электрической торпеды мал. А ее стоимость значительно выше, чем у «Физика». Это очень важный момент, прямо влияющий на подготовку экипажей, поскольку на стрельбах можно использовать больше торпед. По этой причине американцы отказались от прекрасной, но дорогой торпеды Mark 50 в пользу более дешевой Mark 48, хоть и с более слабыми характеристиками.
Максимальная дальность «Физика» — 50 км, скорость — 50 узлов. Длина — 7,2 м, масса — 1980 кг. Калибр — 533 мм. Масса взрывчатого вещества — 300 кг. Автоматическое наведение осуществляется по двум каналам — акустическому и по каналу захвата кильватерного следа, создаваемого гребными винтами корабля или подводной лодки. Также возможно теленаведение по кабелю, имеющему длину 25 км.
Еще одно достоинство «Физика» по сравнению с торпедами предыдущих поколений — в качестве движителя в нем используется водомет, а не гребные винты. Это существенно снижает шумность торпеды.
«Футляр» обладает улучшенными характеристиками. Подробности, исходя из соображений секретности, не сообщаются. Но известно, что в модернизированном варианте использована тепловая пропульсивная система ТПС-53, способная повысить дальность хода до 60 км, а скорость до 65 узлов. В ее газотурбинном двигателе применяется жидкое топливо типа Otto-fuel, позволяющее развивать мощность в 800 кВт.
Таким образом «Футляр» превосходит по скорости самую массовую и мощную торпеду ВМС США Mark 48, максимальная скорость которой равна 60 узлам. Что же касается дальности, то тут Mark 48 уступает 10 километров.
Боевые возможности торпед определяются не только характеристиками, которые имеют числовое выражение, но и рядом других свойств. Будем надеяться, что конструкторы «Дагдизеля», совершенствуя торпеду, смогут их несколько подтянуть.
Владимир Тучков |