Буквально каждую неделю продолжают приходить сообщения о непрекращающихся разведывательных полётах бортов тактической и стратегической радиоэлектронной разведки ОВВС НАТО в непосредственной близости от мощнейших воздушных зон воспрещения и ограничения доступа и манёвра (A2/AD), созданных в Калининградской и Ленинградской областях. Речь идёт о стратегических самолётах РЭР типа RC-135W ВВС США и Королевских ВВС Великобритании, а также о более лёгких машинах РЭР «Gulfsream 4» Военно-воздушных сил Швеции. Более того, около российских воздушных границ над южной частью Балтийского моря и Финским заливом крайне часто можно встретить дальние противолодочные самолёты P-8A «Poseidon», рыщущие над акваторией в поиске магнитных аномалий и источников акустического излучения, указывающих на присутствие дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус» и иных подводных аппаратов военного назначения. Присутствие «Посейдонов» в данном регионе вряд ли вызывает серьёзные опасения у командования Балтийского флота, ведь акустический профиль данных субмарин уже наверняка вдоль и поперёк изучен посредством РГБ, сброшенных патрульной авиацией, и субмарин Типа 212А, патрулирующих воды Балтийского моря.
Никаких серьёзных последствий, угрожающих безопасности государства, не стоит ожидать и от задействования интегрированного турельного оптико-электронного обзорного комплекса MX-20i, установленного на P-8A. Несмотря на телевизионный и инфракрасный каналы работы данного комплекса, а также 50—70-кратную длиннофокусную оптику, позволяющую классифицировать наземные единицы военной техники на удалении более 50 км, распознавать замаскированные объекты MX-20i не имеет возможности. Что касается бортовой радиолокационной станции AN/APY-10 (AN/APS-137D(V)5), то она представлена параболической антенной решёткой, работающей в сантиметровом Х-диапазоне волн и обладает разрешением около 3,5—4 м. Несмотря на огромное количество режимов работы, включая синтезированную апертуру (SAR) и обратную синтезированную апертуру (ISAR), вышеуказанное разрешение в режиме картографирования не позволяет идентифицировать удалённых береговых объектов на побережье Калининградской и Ленинградской областей, а режим ISAR c разрешением в 1 м достигается исключительно благодаря барражированию вокруг разведываемого объекта, что в оперативно-тактических условиях российских зон A2/AD в Прибалтике является нереализуемой задачей.
Несоизмеримо большую угрозу представляют самолёты радиоэлектронной разведки RC-135W и «Gulfstream 4». Основой бортового радиоэлектронного оборудования «Ривет Джойнтов» в версии «Block 8» являются комплексы радиоэлектронной и радиотехнической разведки 85000 и 55000. Первый предназначен для перехвата, расшифровки и аналитической оценки радиопереговоров противника, а также перехвата пакетов данных противника с информацией о тактической обстановке, передаваемых по защищённым каналам между надводными, наземными и воздушными боевыми единицами. Так, к примеру, комплекс РЭР 85000 может перехватывать радиоканалы передачи информации о воздушной обстановке от самолётов ДРЛОиУ А-50 к терминалам потребителей (Су-27СМ/30СМ и Су-35С); точных данных о возможностях её расшифровки пока нет. Скорее всего, ввиду применения режима псевдослучайной перестройки рабочей частоты, операторам-дешифровщикам и дешифровальному программному обеспечению рабочих терминалов RC-135W такие способности неподвластны. Распределённая апертура комплекса 85000 представлена сетью из лопастных и штыревых антенн, интегрированных в нижнюю образующую фюзеляжа и законцовки крыла соответственно.
Одной из ключевых особенностей «85-го» комплекса является возможность пеленгования любых всенаправленных радиостанций, работающих на излучение в частотном диапазоне от 0,04 до 17,25ГГц. В совокупности со способностью анализа частотных параметров сигнала, это даёт возможность сформировать удовлетворительный частотный алгоритм для постановки направленных радиоэлектронных помех. Как известно, их постановка может осуществляться наиболее совершенным тактическим самолётом радиоэлектронной борьбы F/A-18G, терминал которого получит вышеуказанный алгоритм по радиоканалу «Link-16». Аппаратура комплекса 85000, таже известная под индексом ES-182 MUCELS («Multiple Communication Emitter Location Systems») имеет среднюю дальность обнаружения и перехвата сигнала порядка 900 км (в зависимости от высоты нахождения источника излучения, а также частоты его работы).
При стандартной траектории полёта RC-135W над южной частью Балтийского моря, радиус ведения радиоэлектронной разведки в восточном оперативном направлении может охватывать Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород и практически всю среднюю полосу России. Сбить с толку комплекс ES-182 MUCELS можно исключительно посредством широкомасштабного задействования наземных комплексов радиоэлектронного противодействия типа «Красуха-4» или «Мурманск-БМ». Первые способны частично «ослепить» MUCELS во всём диапазоне его рабочих частот, вторые — в коротковолновом. Тем не менее, активация всех комплексов РЭБ в Западном и Южном военных округах ради подавления БРЭО единственного RC-135W «Rivet Joint» кажется полным абсурдом: регулярные «игрища» подобного характера в невоенное время могут вызвать значительные перебои в радиосвязи гражданского назначения, а также неплохо потрепать оборонный бюджет.
Неплохим решением могло бы стать формирование специализированной эскадрильи радиоэлектронного противодействия (РЭП), представленной 12 многоцелевыми истребителями Су-30СМ с комплексами «Хибины» на борту, которые бы по целеуказанию РЛС ДРЛО в Калининградской области поднимались с авиабаз в западной части России и формировали на восточном воздушном направлении (на пути обзора «Ривет Джойнта») несколько эшелонов радиопротиводействия, превращаясь в отличный воздушный заслон. Более экономически целесообразным решением могло бы стать размещение многочастотных комплексов РЭБ на специализированных дирижаблях, размещённых на наиболее важных участках западной воздушной границы России. Как мы знаем, огромный опыт использование дирижаблей в целях ДРЛО имеют США, аналогичным образом их можно адаптировать и к задачам радиоэлектронного противодействия.
Ещё более серьёзную угрозу представляет радиотехнический комплекс 55000 AEELS («Automatic Electronic Emitter Location System»), предназначенный для пеленгования таких источников излучения, как наземные радиолокационные обнаружители («Противник-Г», ВВО 96Л6Е, 64Н6Е, «Небо-СВ» и т.д.), многофункциональные радары подсвета и наведения ЗРК (30Н6Е2, 92Н6Е, 9С32М, 9С19М2 «Имбирь» и т.д.), бортовые РЛС армейской, тактической, стратегической и патрульной авиации, а также активные радиолокационные головки самонаведения зенитных управляемых ракет и ракет класса «воздух-воздух». AEELS представлен разнесённой двухсторонней апертурой из двух интерферометрических антенных решёток, встроенных в бортовые образующие носовой части фюзеляжа. Общая зона обзора данных антенных решёток составляет 240 градусов (по 120 градусов на каждый борт), при этом, по оси крена самолёта в передней и задней полусферах присутствуют 60-градусные «мёртвые зоны».
Точность определения координат радиоизлучающих объектов составляет 0,01°. При полёте вдоль наших воздушных границ на Европейском ТВД, комплекс AEELS позволяет «прощупать» все обзорные, сопровождающие и стрельбовые частотные параметры работы вышеуказанных классов и типов радаров, что позволяет американским ВВС заранее получить подробный отчёт по частотным профилям функционирования большого списка РЛ-средств. Итогом можно считать улучшение уровня подготовки экипажей самолётов РЭБ, а также тактической и стратегической авиации к возможному противостоянию с ВКС России при вероятном начале регионального конфликта. Чувствительность интерферометрических антенных решёток AEELS в десятки раз выше, нежели у большинства известных станций предупреждения об облучении (СПО) тактических истребителе 4-го и переходного поколения, следовательно, в боевых условиях, 16 операторов комплекса смогут гораздо раньше освещать тактическую информацию о воздушной обстановке, нежели иные средства разведки воздушного базирования.
Для противодействия данным комплексам «Ривет Джоинтов» отлично подходят те же средства радиоэлектронного противодействия, которые описывались выше применительно комплексам РЭР ES-182 MUCELS (85000). Тем не менее, на сегодняшний день (с точки зрения ВКС) их можно считать весьма «экзотическими», ведь концепция разработки крупных дирижаблей в России только начинает медленно переходить от уровня научно-исследовательских работ к эскизному проектированию будущего опытного образца. Так, опираясь на заявление президента НПО «Росаэросистемы-Авгуръ» Геннадия Вербы, строительство первого экспериментального дирижабля семейства «Атлант» будет завершено лишь к 2022 году. Лишь после этого можно будет более обширно обсуждать возможность применения дирижаблей в целях РЭБ применительно к российским ВКС.
Что касается предпринимаемых сегодня контрмер, направленных на противодействие «заигравшимся» в балтийском небе американским, британским и шведским самолётам РЭР, свой ход сделает морская авиация Балтийского флота ВМФ России. Согласно майскому заявлению командующего БФ Александра Носатова, к концу этого года морская авиация флота будет укомплектована уже 17 многоцелевыми истребителями Су-30СМ. Эти машины, оснащённые бортовым радаром Н011М «Барс», смогут начинать сопровождение приближающихся штатовских и британских «Ривет Джойнтов» примерно с в 2 раза большей дистанции, нежели это сегодня делают Су-27. Оптимизма добавляет и анонимный источник, накануне сообщивший «Интерфаксу», что авиационная компонента Балтийского флота в связи с увеличивающимся присутствием контингента НАТО в странах Балтии значительно расширится.
Источники информации:
http://www.rosbalt.ru/russia/2017/10/10/1652053.html
http://nevskii-bastion.ru/rc-135w/
http://bastion-karpenko.ru/p-8a-2016/
|