Романов-на Мурмане стал последним городом, основанным в Российской Империи. Создание города-порта было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей.
Гордое имя, связанное с царствующей династией новый город носил не долго. Спустя всего полгода после февральской революции 2017 года город переименовали в Мурманск.
Спустя сто один год со дня основания самый большой город за полярным кругом, практически не развивается. Причина этому – отсутствие развития рыбной промышленности. Уникальный незамерзающий порт на берегу Баренцева моря работает едва ли на треть. Рыба, выловленная в акватории России, продается в порты Норвегии.
Причина банальна- для того чтобы рыболов зашел в порт нужно заплатить. Заплатить всем, начиная от пограничников, заканчивая электрикам, подключающим судно к сетям во время стоянки. Общая сумма подношений до 10000 долларов. Сданный улов регистрируется, проверяется на перевес и если таковой выявляется более чем на 5%- заводят дело о контрабанде и в лучшем случае выписывают штраф.
Кроме того десятки судов официально приписанных к Мурманску являются незаходными в родной порт по причине нерастаможенности запчастей. Ситуация абсурдная. Поставили новую лебедку за границей - пришли в родной порт- заплатили за растаможку. Проблема в том, что за границей ремонтироваться дешевле и быстрее, чем дома. Но после такой починки в родную гавань путь заказан. И это несмотря на то, что с 90-х годов судоверфи в Мурманске распилили на металл и ремонтировать суда практически негде.
В крошечном норвежском приграничном Киркенесе работает основная рембаза — судоверфь «Кимек», которую, как утверждают рыбаки, строили в том числе на русские деньги. Бизнес рационально вложился в современный норвежский проект, а не в подыхавший отечественный судоремонт.
Вот и болтаются русские суда в норвежских портах. Ловят по русским квотам русскую рыбу и продают в Норвегии. Затем эту самую рыбу фурами везут к нам. По самым скромным подсчетам только «незаходные» суда могли бы приносить в экономику Мурманской области до 5 миллиардов рублей. А сейчас они просто продают рыбу там, где выгодно и нет административных барьеров. Вот и стоит рыба на прилавках Мурманска дороже, чем на прилавках, скажем, Екатеринбурга.
По многочисленным просьбам судовладельцев Росрыболовство разработало законопроект, освобождающий от налогообложения российские рыбацкие суда, построенные, отремонтированные и модернизированные за границей до 1 сентября 2018 года. Амнистию обещают не навсегда, а до 2020-го. Видимо, к тому времени чиновники полагают наладить судоремонт и судостроение, во что моряки верят с трудом.
Законопроект еще не принят, но этот «подарок» уже оказался сомнительным.
Параллельно то же ведомство разработало законопроект, запрещающий нерастаможенным судам промысел в российской экономической зоне. По замыслу два нормативных акта должны вступить в силу одновременно, что относительно логично. Хочешь ловить — легализуйся по амнистии. Но руководитель Росрыболовства Илья Шестаков уже допускает, что налоговая льгота для «незаходных» правительственный фильтр не пройдет. И тогда второй закон будет принят, а вот амнистии не будет. То есть «незаходными» суда станут вдвойне, а выловленная ими рыба, доселе фурами отправлявшаяся в Россию, попадет под санкции, получив статус импорта. Что на фоне предбанкротного состояния мурманских рыбообработчиков совсем грустно.
Эльдар Насыпов
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |