Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [6870]
- Аналитика [6306]
- Разное [2487]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Март 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2022 » Март » 22 » Сергей Зеленин. Из истории Богородицкого Глинковского кладбища
    03:51
    Сергей Зеленин. Из истории Богородицкого Глинковского кладбища

    Продолжаем рассказ о вологодских кладбищах. Уже было поведано читателям о Богородском Введенском и Лазаревском Горбачёвском кладбищах, об уничтоженном некрополе Свято-Духова монастыря. Теперь перейдём к главному кладбищу Вологды своего времени – Богородицкому Глинковскому.

     

    Как и два ранее упомянутых кладбища, Богородское было основано в конце XVIII века в связи с кампанией по выносу городских кладбищ за городскую черту. Датой его основания называется 1781 год (по другим данным – 1775 год).  Первоначально кладбище располагалось недалеко от Николаевской Глинковской церкви, в которой первоначально и проводились отпевания (поэтому кладбище и получило название Глинковского; также встречалось и наименование Заглинковское Николаевское). Однако вскоре его перенесли на другое место, но сравнительно недалеко от прежнего храма. В 1790-е годы там была построена кладбищенская церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, по которой и получило наименование. До 1839 года у этой церкви не было постоянного причта, служили здесь приходящие городские причты. В 1819 году первая каменная церковь обветшала, и возник вопрос о строительстве новой. В 1836 – 1838 годах по инициативе старосты Александра Ивановича Попова-Тестова построен каменный храм в стиле ампир. Здание является двухэтажным, наверху находится летний храм, а внизу – зимний тёплый. «Архитектура Рождество-Богородицкого храма представляет собой образец развитого ампирного стиля. Главный фасад украшен дорическими портиками типа «в антах» – четыре колонны и пилястры по краям. Перекрытый фронтоном, портик поставлен на выступ нижнего этажа, прорезанный широкой арочной нишей полуовальной формы с двумя столбами внутри, – своеобразный приём, свойственный памятникам Вологды эпохи классицизма. Очень красиво тройное «венецианское» окно в центре, между средними колоннами портика. Высокий круглый барабан с колоколами в арочных проемах, увенчанный куполом с фонарем, эффектно завершает храм, превращая его в необычный для своего времени храм-колокольню. В начале XX века по инициативе старосты церкви Николая Кубрякова удлинили трапезную часть храма и переделали вход на второй этаж. С этого времени церковь получила современные очертания». 11/23 октября 1836 года в тёплой церкви был освящён престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы, давший название всему храму. В 1880 году в тёплом храме были освящены новые престолы: во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (правый)) и во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (левый). В холодной церкви 11/23 июня 1839 года был освящён престол во имя Рождества Христова. Также в холодном отделении храма располагались два придельных престола: во имя Максима Исповедника и во имя Святых князей Бориса и Глеба. Не буду рассказывать подробно об истории храма, скажу то, что это единственная церковь в Вологде и на Вологодчине, которая никогда не закрывалась. С 1945 по 2016 годы это был кафедральный собор Вологодской епархии. Статус собора, впрочем, сохранился и по сей день.  

     

    Богородское кладбище было одним из самых крупных в Вологде, здесь хоронили практически половину всех умерших в городе. Остальных погребали на Лазаревском Горбачёвском, а жителей Зареченской части – на Введенском. Наиболее заметные и состоятельные жители имели возможность упокоиться в трёх монастырских некрополях – Спасо-Прилуцком, Горне-Успенском и Свято-Духовом. Но именно Богородское Глинковское было главным местом упокоения вологжан. В годы Первой мировой и гражданской войн здесь хоронили погибших или умерших в госпиталях воинов. 28 ноября/11 декабря 1914 года на заседании городской думы рассматривался доклад «Об увековечении памяти воинов, павших в настоящую Великую Европейскую войну» Вологодская городская управа сделала запрос причту и старосте Богородице-Рождественской кладбищенской церкви о возможной уступке земли на хорошем месте, для устройства, если понадобится, братского кладбища для умерших воинов в городе Вологде. Управа сообщила, что городом будут обязательно приняты меры к устройству кладбища. Причт и староста церкви уведомили управу, что для братского кладбища жертв Великой Европейской войны избран на Богородицком кладбище совершенно свободный от могил участок, расположенный в центральной части на видном месте к юго-западу от храма. Это братское кладбище располагалось на том месте, где сегодня находятся здания, в одном из которых размещается школа для обучения стрельбе. В своё время там находили при постройке погребённые тела солдат. Летом 1918 года неподалёку от кладбища располагался вагон советской ревизии Кедрова, в котором допрашивали арестованных людей. Расстреливали их рядом, на кладбище, и тут же закапывали. Точное число жертв и где они погребены – неизвестно. Есть такие, кто пытается утверждать, что, дескать, большевики и не расстреливали много, «всего-то» 30 человек и всех «за дело», потому что именно столько найдено по документам. Однако это звучит просто издевательски. Зачем большевикам было переводить столько бумаги, чтобы «вывести в расход контру»? Метрическая книга кладбищенской церкви за 1918 года сообщает о захоронениях там неизвестных людей, убитых или расстрелянных. Все эти безымянные жертвы были погребены на этом кладбище.

     

    5 мая 1937 года в газетах появилось сообщение, что постановлением Вологодского горсовета от 4 мая 1937 года Богородское кладбище, на котором находился храм Рождества Богородицы, закрывается в связи со строительством вторых железнодорожных путей и реконструкцией железнодорожного узла, а погребения на нём прекращаются с 15 мая, останки будут перенесены на другие кладбища, и летом 1939 года кладбище должно быть уничтожено. Это сообщение взволновало прихожан храма и служивших в нем священников, которые увидели во всём этом всего лишь предлог для закрытия сначала кладбища, а затем и самого храма, так как прокладке параллельных железнодорожных путей кладбище нисколько не мешало. Более сотни жителей Вологды, чьи родственники были погребены на Богородском кладбище, подписали письмо во ВЦИК, в котором они поясняли, что строительство железнодорожных путей, в соответствии с приложенным ими к заявлению планом, не может служить причиной для закрытия кладбища. Эту инициативу власти расценили как «контрреволюцию». Было принято решение нанести удар по сложившейся вокруг храма общине. Сделать это было можно, прежде всего, обезглавив её путём ареста священнослужителей, что и было сделано в июле того же года, а уже осенью часть из них расстреляли, а часть отправили в лагеря. Никто уже не мог помешать разорению кладбища. Впрочем, оно ещё сохранялось несколько десятилетий, но было понятно, что его рано или поздно уничтожат. В начале 1980-х годов при строительстве нового Горбатого моста большая часть Богородского кладбища была засыпана и практически все надгробные памятники были уничтожены. Сохранились лишь немногие. В 1990-е годы южнее и севернее Богородицкого собора поверх погребений были построены здания. В начале 2000-х годов при расширении железной дороги были засыпаны погребения в северо-восточной части кладбища и уложены железнодорожные пути. Так погибло это кладбище, на котором некогда имелось немалое количество заметных и известных вологжан. О некоторых из них мы и поведаем далее.

     

    Святой. На данном кладбище, как и на Лазаревском, лежит ещё один вологодской святой. По счастью, его захоронение сохранилось и дошло до наших дней. Это был Христа ради юродивый Николай Матвеевич Рынин, происходивший из вологодской купеческой семьи. Родился он 9/20 мая 1777 года в приходе Власьевской церкви города Вологды. С детства отличался глубоко набожностью. После кончины родителей, отверг всё своё имущество, раздав его нищим, и стал жить на подаяние. Утром Николай постоянно посещал богослужения в храмах города, а ночью отдавался беседе с Богом в тиши и уединении, где его никто не видел. Любимым местом для молитвы и уединения был Прилуцкий монастырь, где Николай Матвеевич часто и подолгу находился возле гробниц святых преподобных Димитрия и Игнатия Придуцких, на паперти храма, в тени деревьев. Ходил он с большим посохом в руке, без шапки зимой и летом (иногда повязывал голову полотенцем), в синем холщевом балахоне и длинной белой рубахе, кожаных опорках на ногах. Отличался большой нежностью к детям и часто напоминал слова Христа: «если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». Николай Рынин считался провидцем, в  нём видели необычного человека. Его речи содержали в себе особенный смысл, который открывался сразу же или по прошествии некоторого времени. Например, он предсказал начало эпидемии холеры в Вологде за неделю до её начала. 19/31 марта 1837 года Николай Рынин преставился и был погребён на Богородском кладбище. Первоначально на его могиле был только крест, установленный одной крестьянкой, которая исцелилась после этого. Почитатели юродивого брали с его могилы землю или песок, уносили домой, нередко смешивали его с водой и давали пить больным. В 1880-х годах над могилою была устроена крыша на четырёх деревянных столбах. В 1899 году там была построена первая часовенка из досок, а в 1914 – 1916 годах по инициативе старосты храма Рождества Богородицы Николая Кубрякова возводится уже каменная часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Автором проекта однокупольной часовни в стиле эклектики выступил вологодский архитектор и инженер городской управы Фёдор Владимирович Семёнов-Девятков, выходец из известной вологодской купеческой семьи, член Северного кружка любителей изящных искусств. Здание это сохранилось до наших дней. В 1938 году часовенка была закрыта и использовалась под склад, но в 1988 году была возвращена верующим. В том же году, 3 июля, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена было совершено местное прославление блаженного Николая Рынина (как святого праведного Николая Вологодского). На торжества прибыл архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек, бывший вологодский архиерей. После Литургии в кафедральном соборе был совершён крестный ход и освящена отреставрированная часовня над местом погребения юродивого. Ежегодно 1 апреля отмечается преставление праведного Николая Вологодского, а 3 июня – день его прославления. После литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы к часовне идёт крестный ход и служится молебен.

     

    Священники. Известны имена священнослужителей вологодских храмов, погребённых на этом кладбище. Прежде всего, здесь упокоились настоятели кладбищенского храма: протоиерей Платон Васильевич Осокин (скончался в 1870), настоятель (1839 – 1864); протоиерей Николай Евгеньевич Алексин (1831 – 1893), настоятель (1864 – 1893); протоиерей Николай Петрович Кедровский (1833 – 1904), настоятель (1893 –1902); протоиерей Александр Гаврилович Воронов, годы жизни которого неизвестны, также неизвестно, когда он был настоятелем (известно только, что он был священнослужителем более 40 лет; также отмечается, что он служил здесь в 1855 году). Здесь же, по всей видимости, покоится и сменивший отца Николая Кедровского протоиерей Иоанн Алексеевич Шадрин. Здесь похоронены настоятели Спасовсеградской церкви Вологды – это отец Михаил Васильевский и отец Иоанн Кузнецов. Протоиерей Михаил Васильевич Васильевский (1779 – 1850) был профессором семинарии, членом духовной  консистории, благочинным, цензором проповедей и ректором духовного училища. Вместе с ним был похоронен и его сын Николай (1807 – 1872), статский советник. Протоиерей Иоанн Гаврилович Кузнецов (1828 – 1894) был членом духовной консистории и преподавателем духовной семинарии и духовного училища. На кладбище похоронены также настоятель Власьевской церкви протоиерей Александр Андреевич Авдуевский (1825 – 1900), который был священнослужителем 52 года, и настоятель Николаевской Сенноплощадской церкви протоиерей Николай Платонович Лавдовский, посвятивший себя служению Богу более 50 лет.    

     

    Градоначальники. Покоятся здесь и те, кто в своё время был руководителями нашего города. Здесь упокоился Семён Алексеевич Леденцов (1812 – 1883), вологодский купец 1-й гильдии, городской голова (1864 – 1868). Он был известен как создатель Леденцовской богадельни (здание сохранилось) и отец знаменитого на всю российского мецената, благотворителя и вологодского городского головы Христофора Семёновича Леденцова. Также здесь был похоронен купец 1-й гильдии Александр Евстратьевич Волков (1816 – 1889), городской голова (1871 – 1875). О его деятельности в этой должности я ранее уже писал. Здесь же, по всей вероятности, похоронен и его сын, Николай Александрович Волков (1854 – 1921/22), также занимавший пост городского головы (1893 – 1905, 1911 – 1916).

     

    Создатель училища. Продолжая тему истории вологодского купечества, не могу не отметить такую личность как Дмитрий Сергеевич Пермяков (1835 – 1894), купец 2-й гильдии, гласный вологодской городской думы. Он завещал в собственность Вологодского ремесленного детского приюта и состоящего при нём убежища 100 тысяч рублей, но при этом выставил условие, что проценты от этого капитала должны пойти на обучение ремеслу детей «лиц низшего звания», чтобы было «расширено дело обучения ремеслам поступающих в убежище, а затем в приют детей, обучение должно касаться производства ремесленным способом разных сельскохозяйственных инструментов и орудий из чугуна, железа и дерева, полевых, маслобойных, сыроваренных и др.». Именно на эти средства была основана Школа ремесленных учеников имени Д.С. Пермякова. Учреждена она была 1 июля 1910 года Императором Николаем II, который собственноручно написал на указе «Быть по сему». Школа начала свою работу 21 ноября 1910 года. Спустя три года все четыре отделения (слесарно-кузнечное, столярное, столярно-токарное и литейное) приступили к набору учеников и начали их обучение. В феврале 1914 года школа переехала в новое здание, поостренное специально для её размещения. В 1917 года школа была переименована в Вологодское ремесленное училище, последствии оно стало называться Вологодским средним профессиональным техническим училищем №1. Ныне в здании, построенном специально для этой цели, расположен Центр дополнительного образования, а также музей истории профессионального образования в Вологде.

     

    Консул. Среди погребённых на данном кладбище есть даже дипломат, отстаивавший интересы России на Дальнем Востоке – Павел Андреевич Дмитревский (1851 – 1899), генеральный консул России в Шанхае. Родился он в семье сельского дьячка Иоанно-Богословской Большеельминской церкви Вологодского уезда, учился в Вологодской духовной семинарии и в 1871 году поступил на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета. В 1875 году  успешно окончил университет по китайско-маньчжурско-монгольскому разряду, получив на экзамене высшие оценки за знание восточных языков. В 1876 году начал службу во внешнеполитическом ведомстве в качестве студента русской дипломатической миссии в Пекине. В 1882 году он возглавил вновь созданное консульство в Ханькоу, а в 1889 году стал консулом в Тяньцзине. После отъезда в отпуск из Сеула посланника К. И. Вебера Павел Андреевич возглавил российское представительство при корейском короле и управлял миссией до 1893 года. В 1896 году он был назначен генеральным консулом в Шанхае, однако, в октябре 1898 года после тяжёлой операции выехал на родину на пароходе, следовавшем в Порт-Саид. Дмитриевский перевёл с китайского и японского языков труды по истории, географии, этнографии и культуре Кореи, снабдив некоторые из них пространным научным комментарием. За книгу «Географическое описание Кореи» (перевод китайского сочинения «Описание Кореи»)  был удостоен большой золотой медали Русского географического общества, членом которого состоял с 1886 года. Серьёзно занимался картографией и для Азиатского департамента Министерства иностранных дел он составил свою карту Кореи, при работе над которой опирался на ряд источников. Также он обрал большую коллекцию книг на русском, западных и восточных языках по истории и философии Китая, а его собрание книг по Корее было охарактеризовано японистом Д. М. Позднеевым как лучшее в мире. Скончался Павел Андреевич в Сеуле в июне 1899 года и перевезён для погребения в Вологду. Его вдове Ольге Ивановне с пятью детьми была назначена самая большая в Вологде пенсия, которая позволила среднему сыну Николаю поступить в частную гимназию в Петербурге. Этот молодой человек появился на свет в Ханькоу в Китае и его крёстным был сам Наследник Престола Николай Александрович, будущий Император. Возможно, именно это обстоятельство сыграло с ним в будущем злую шутку – 2 января 1938 года он был расстрелян. Прославился Николай Павлович как художник-график и книжный иллюстратор. 

     

    Краевед. Завершим наш рассказ краткой заметкой ещё об одной личности, погребённой на данном кладбище. Это – известный вологодский краевед Николай Иванович Суворов (1816 – 1896), статский советник, преподаватель Вологодской духовной семинарии и археолог, основоположник исторического источниковедения, исторической журналистики и музейного дела в Вологде. Основные труды посвящены церковно-археологическому наследию монастырей Вологодской губернии. По своему происхождению – сын священника Утмановской Николаевской церкви в Никольского уезда Вологодской губернии. С 1841 года служил преподавателем в Вологодской духовной семинарии, где его основными предметами были всеобщая и русская гражданская история. В 1883 году вышел в отставку. С 1885 года являлся членом Вологодского епархиального училищного совета. В 1864 году, с началом выхода «Вологодских епархиальных ведомостей», становится редактором неофициальной, а с 1882 года и официальной части журнала, публиковавшего большое количество материалов по истории, археологии и этнографии. Суворов был одним из инициаторов создания духовно-просветительского и благотворительного Вологодского Спасо-Всеградского братства и Вологодского епархиального древлехранилища, положившего начало собранию, впоследствии ставшему основой Вологодского музея-заповедника. Член Императорского русского археологического общества (с 1860 года) и Императорского русского географического общества (с 1861 года). Его сын, Иван Николаевич Суворов (1860 – 1926 ), также стал историком-краеведом и преподавателем Вологодской духовной семинарии. Он был автором многочисленных научных работ по истории и сохранению памятников культуры Вологодской губернии. С 1894 года был помощником редактора, а с 1896 по 1916 годы – редактором «Вологодских епархиальных ведомостей» (с 1902 года редакторство было поделено на официальную и неофициальную части, и Суворов редактировал последнюю). С 1896 по 1918 годы Иван Николаевич был председателем Вологодской постоянной церковно-археологической комиссии любителей истории и древностей при Вологодском древлехранилище.

     

    Это далеко не все, кто погребён на данном кладбище. Будем надеяться, что обязательно ещё доведётся рассказать и о других погребённых там людях. А также хочется верить, что рано или поздно на месте кладбища появится крест в память обо всех, кто покоится здесь.

     

    У автора данных строк на этом кладбище покоятся его предки – пра-прадед Василий Дмитриевич Зеленин и пра-пра-прадед Дмитрий Яковлевич Зеленин, а также пра-пра-прадед Иван Николаевич Осикин. Поэтому для меня уничтожение данного кладбища – личная боль и трагедия. Остаётся только память об этих людях, о том, что они жили.  

    Сергей Зеленин

    Русская Стратегия

    _____________________

     

    ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?

    ПОДДЕРЖИ РУССКУЮ СТРАТЕГИЮ!

    Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733 (Елена Владимировна С.)
    Яндекс-деньги: 41001639043436
    Пайпэл: rys-arhipelag@yandex.ru

    ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!

    https://bastyon.com/strategiabeloyrossii

    Категория: - Разное | Просмотров: 398 | Добавил: Elena17 | Теги: сергей зеленин
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1940

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru