Помощник президента России Владислав Сурков приоткрыл подробности закрытой встречи со спецпредставителем Госдепа США по Украине Куртом Волкером, которая прошла 7 октября в Белграде.
Встреча была не просто закрытой, а чуть ли не конспиративной. В тайне держалось даже место переговоров.
Пока по итогам встречи только Владислав Сурков сделал заявление. Его американский коллега хранит молчание. Как и после первой встречи с Волкером в августе в Минске, Сурков сообщил, что переговоры по Донбассу «были конструктивными, что в итоге должно привести к результату».
«Обсуждался предложенный Россией проект резолюции ООН по Донбассу. (Главным его пунктом было введение миротворцев на линию разграничения в Донбассе — „СП“) Найдено взаимопонимание по ряду позиций. Большинство выявленных разногласий признаны преодолимыми», — приводит РБК слова Суркова.
Кроме этого российский представитель подчеркнул, что на встрече ещё раз было объявлено о необходимости выполнения «Минска-2».
«Договорились с Куртом, что наши консультации по украинскому урегулированию будут продолжены в необходимом для достижения результата объеме», — добавил Сурков.
Из слов Суркова можно сделать вывод, что речь главным образом шла о вводе миротворцев и о формате этого ввода. Напомним, Россия предлагает разместить «голубые каски» на линии соприкосновения, а Украина и США выступают за размещение миротворцев по всей территории Донбасса, включая границу с Россией.
Характерно, что Волкер перед встречей с Сурковым так охарактеризовал главную цель переговоров: «Обсудить, как стимулировать применение Минских соглашений и восстановить территориальную целостность Украины».
До этого в интервью изданию «Газета.ру» Волкер высказал мнение, что миротворцы помогут восстановить территориальную целостность и суверенитет Украины над востоком страны и в то же время международная миротворческая миссия обеспечит безопасность в зоне конфликта и будет гарантировать защищенность русскоязычного населения.
С самого начала, как в России, так и в непризнанных республиках Донбасса эксперты и общественность крайне неоднозначно отнеслись к идее ввода миротворцев. А тот вариант, который предлагал Киев — введение «голубых касок» не на линию соприкосновения враждующих сторон, а на границу с Россией, в Донецке и Луганске признали неприемлемым. Для чего же Кремлю снова поднимать этот весьма спорный вопрос?
— Введение миротворцев могло бы, как минимум, остановить горячую фазу войны в Донбассе, — говорит президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. — Однако вопрос — кого вводить и куда. Если введут миротворцев НАТО на границу между Россией и непризнанными республиками Донбасса, это будет означать уничтожение этих республик и репрессии против пророссийских активистов ДНР и ЛНР. Логичнее всего было бы ввести миротворцев на линию разграничения между ополченцами и ВСУ. И, в общем-то, именно это предлагает Россия.
Однако попытки России убедить США принять нашу версию введения миротворцев до сих пор заканчивались ничем. Было сразу понятно, что США вовсе не нужен мир в Донбассе. Им нужно найти дипломатический хитрый ход, запутать Россию и в итоге получить Донбасс под свой контроль, после чего сосредоточить усилия на крымском направлении. На такой вариант нам идти нельзя ни в коем случае, уже только потому, что уничтожение ДНР и ЛНР неизбежно приведёт к негативным последствиям для России.
«СП»: — Однако существует точка зрения, что ввод миротворцев в любом варианте — это уступка Западу. В результате конфликт будет заморожен на неопределённый срок, жители Донбасса по-прежнему будут жить в серой зоне, что явно не будет способствовать их симпатиям к политике Кремля.
— Я сам сторонник того, чтобы Россия признала независимость Донецкой и Луганской республик на основании референдума, прошедшего в мае 2014 года. Международное право даёт нам такие основания. Однако делать это надо было ещё 3 года назад. Теперь же наше предложение ввести миротворцев, даже нейтральных и только на линию фронта, всё равно выглядит как уступка Западу. Я считаю, что Владимир Путин сделал США это предложение под давлением наших олигархов, которые пытаются избежать новых санкций и хотят по-прежнему продавать энергоресурсы Европе как можно больше и выгоднее.
В данной ситуации, если уж идти на компромисс, на мой взгляд, оптимально было бы вернуться к предложению, которое ещё три года назад выдвинул президент Белоруссии Александр Лукашенко — ввести белорусских миротворцев в Донбасс. С одной стороны, при всех экономических противоречиях Белоруссия остаётся нашим главным военно-политическим союзником в Европе, с другой стороны, белорусы — братский народ, как для русских, так и для украинцев. А значит, они будут стараться максимально объективно выполнять свою миссию. Сейчас было бы логично, чтобы мы обратились к Александру Григорьевичу, чтобы он ещё раз озвучил своё предложение. Но, конечно, это совершенно не значит, что Киеву и Вашингтону это предложение понравится.
«СП»: — Нет ли в идее ввести миротворцев попытки подстраховаться от неожиданных коллизий на Донбассе накануне президентских выборов в России?
— Думаю, нет. Ввод миротворцев, состоится он или нет, мало окажет влияния на президентские выборы в России. Особенно, если Владимир Путин решит идти на новый срок (а всё дело идёт к тому). Вот если бы Россия сейчас признала независимость ДНР и ЛНР, это дало бы Путину дополнительную общественную поддержку.
— Вопрос введения миротворцев в Донбасс выступает актуальным для дискуссий исключительно в рамках двухстороннего диалога Россия — США. На чём остановятся эти две стороны, то и примут остальные участники Минского переговорного процесса, — считает кандидат исторических наук, научный сотрудник ИМЭМО РАН Антон Бредихин. — Украинская сторона в данном случае полностью примет решение Вашингтона, руководство Донецкой и Луганской народных республик согласятся с позицией Москвы, а вот европейские участники останутся несколько в стороне, так как имеют ряд своих внутренних неразрешенных проблем, и не хотят оказаться между жерновов российско-американской политики.
«СП»: — Можно ли считать уступкой Кремля саму постановку о миротворцах в Донбассе?
— Как видим по результатам диалога Сурков-Волкер, были найдены общие точки соприкосновения, однако «слива» российской позиции по миротворцам не произошло. Отметим, что в это же время был не только принят закон в Киеве по статусу Донбасса, но и активно обсуждается вопрос состава миротворческой группы: слышны призывы украинской стороны к введению индийских миротворцев, возможно, будут поступать еще более экстравагантные предложения.
Россия в свою очередь организовывает учения со странами-участницами ОДКБ, что, по мнению экспертов, может выступать сигналом к формированию совместных миротворческих миссий ОДКБ в Сирии и Донбассе. А это уже серьезная заявка, тем более что подобный формат вполне устроит Донецкую и Луганскую народные республики.
Как отнесутся к этому американцы, думается, и обсуждалось в Сербии. Заметим, что российско-американские переговоры проводились в условно пророссийском государстве Балканского полуострова, что говорит о возможности «игры на своем поле» для российской стороны. По аналогии переговорный процесс по Сирии проводится в стране-члене Евразийского экономического союза - в Казахстане, а по Донбассу в стране-члене ЕАЭС Белоруссии.
Алексей Полубота |