Несмотря на расхождения во взглядах космополитов и американистов, представители обеих групп предпочитают не "выносить сор из избы" и, как правило, воздерживаются от публичных дискуссий и тем более от взаимной критики. Это объясняется тем, что то, что их объединяет, более существенно, чем то, что их разъединяет, поскольку ценности, идеалы и цели у них одни и те же. А различия лежат лишь в МЕТОДАХ достижения одной и той же цели. По-видимому, в этом основная причина того, что ни Л.М. Алексеева, ни А.Ю. Даниэль, ни С.А. Ковалев НИ РАЗУ не подвергли критике заявления и "открытые письма" Е.Г. Боннер, А.П. Подрабинека, В.К. Буковского, давая пищу для спекуляций относительно ИСТИННЫХ взглядов руководства Московской Хельсинкской Группы и общества Мемориала.
Вот общие для обоих течений — космополитов и американистов — взгляды и позиции:
- Индивидуальные гражданские и политические права есть наивысшая человеческая ценность, универсальная и всеобщая для всех культур, цивилизаций и народов.
- Защита социальных прав не является первоочередной задачей, но лишь вынужденной по политическим и пиаровским соображениям деятельностью. Вот что говорил на круглом столе "Права и свободы в России", участие в котором принимали и правозащитники, бывший министр финансов Е.Я. Ясин: "Для нас всего важнее политические права, но мы не можем абстрагироваться от социальных прав. Потому что если мы ищем путь к сердцам и душам, то мимо их тяжелого материального положения пройти нельзя" (Круглый стол "Права и свободы человека", 11 апреля 2000 г. www.liberal.ru). И ни один из правозащитников, присутствующих на обсуждении (Л.М. Алексеева, А.Ю. Даниэль) не возразил Е.Я. Ясину.
- Значительная часть космополитов и американистов (В.И. Новодворская, А.П. Подрабинек, Г.А. Каспаров), придерживаются социал-дарвинистских воззрений на общество, типичных для "реформаторов" ельцинской эпохи (А.Б. Чубайс, Е.Т. Гайдар, А.Р. Кох, Е.Я. Ясин, Е.Ш. Гантмахер).
Оба течения, как и марксисты 85 лет назад, пытаются навязать России идеологию и общественно-политическое устройство, чуждые русской культуре, ценностям и традициям русского народа.
- Обе основные ветви современной российской либеральной идеологии — космополитическая и американистская — не могут считаться ни патриотическими, ни национальными, поскольку подчиняют интересы России и ее суверенитет либо утопическим "общечеловеческим" интересам и ценностям (космополиты), либо вполне реальным имперским интересам правящей американской элиты (американисты).
- Обе идеологии являются анти-русскими, так как отказывают русскому ("великорусскому") народу в его национальных интересах, сводя их к этническому фольклору и национальному искусству.
- В русском национальном движении оба течения видят защитника "реакционного традиционализма", русского шовинизма, "имперской великодержавности". А русских писателей и публицистов патриотического направления — А.И. Солженицына, Л.Н. Гумилева, В.В. Кожинова, В.Г. Бондаренко, И.Р. Шафаревича, А.С. Панарина, П.В. Палиевского, Н.А. Нарочницкую, М.В. Назарова, — они обвиняют не только в имперских и великодержавных устремлениях, но и в ксенофобии, в первую очередь, в антисемитизме, ставшим в послевоенные годы самым ходовым ярлыком, используемым либералами всех мастей.
- Оба идеологических течения стремятся подорвать позиции Русской Православной Церкви, видя в ней духовную и цементирующую силу русской нации. По этой же причине они поддерживают нетрадиционные для России конфессии — баптистов, евангелистов, католиков, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы.
- И космополиты, и американисты отдают явное предпочтение культурным и национально-религиозным правам этнических меньшинств, особенно тех, кто имеет большое влияние на Западе (напр. евреи)
- Как показывают события в Чечне — оба течения (одни с колебаниями, другие без) пойдут на отделение от Российской Федерации "нерусских" регионов. На протяжении многих лет ВСЕ американисты и значительная часть космополитов (Ю.В.Самодуров, С.А. Ганнушкина, С.А. Ковалев, А. Ю. Блинушов, А.М. Черкасов) отказываются считать Чечню неотъемлемой частью Российской Федерации и требуют отдать ее под юрисдикцию временной администрации ООН.
- И космополиты, и американисты — противники союза России со славянскими государствами — Украиной и Белоруссией; они поддерживают партии и группы прозападной ориентации в этих странах.
- Оба направления считают Советский Союз колониальной русской империей, наследником и продолжателем империи Романовых.
- Представители обоих течений противопоставляют относительно "либеральный", по их мнению, ленинско-троцкистский режим 20-х годов — пришедшему ему на смену в 30-е годы "тоталитарному" и "националистическому" сталинскому режиму.
-
До поры до времени, имевшиеся между космополитами и американистами расхождения не были актуальными и были "затемнены", отодвинуты в сторону войной в Чечне и наступлением администрации В.В. Путина на олигархическую прессу и ТВ. Разница в подходах и методах обоих течений стала более очевидной в связи с попытками ряда правозащитных организаций начать диалог с властью и даже к сотрудничеству с ней. Отношения обострились, когда руководители ведущих правозащитных организаций (Л.М. Алексеева, А.Б. Рогинский) пошли на сотрудничество с высшей исполнительной властью в лице "бывшего гебиста" президента РФ В.В. Путина и вошли в Президентский Совет по правам человека.
Еще более разошлись позиции космополитов и американистов в вопросах о путях и методах глобализации и связанной с ней интервенционалистской и неоколониалистской политикой американской администрации Дж. Буша (агрессия в Ираке, игнорирование международных законов и ООН, легитимизация превентивной войны и т.д.)
Вот взгляды американистов, имеющие отношение к нашей теме:
- Неприкрытая русофобия и презрение к русскому народу, который они называют "варварским", с "неандертальской политической культурой" и "уязвленным самолюбием" (см. статьи А.П. Подрабинека, Е.Г. Боннер, В.И. Новодворской, А.С. Политковской, В. Шендеровича, И. Мильштейна).
- Желание видеть Россию слабой в военном и экономическом отношении, поскольку "сильная Россия — это угроза цивилизации" (А.П. Подрабинек, В.И. Новодворская). Американисты призывают западные страны и международные фонды либо держать Россию на "голодном пайке" и не дать стать ей "сильной и великой", либо вообще ликвидировать российскую государственность. Отсюда становится понятным та настойчивость, с которой американисты, как правозащитники, так и их единомышленники в российских политических структурах, бизнесе и масс-медиа, стремятся разрушить российскую военную промышленность и науку. Ведь слабую Россию, без ядерного вооружения и мощного ВПК будет нетрудно "пригнуть к земле" и расчленить на несколько протекторатов, как это советует З. Бжезинский, как это было проделано с Югославией.
- Российские американисты как и американские неоконсерваторы разделяют "большевистские" взгляды на глобальные "революционно-демократические преобразования", начатые в начале ХХI века администрацией Дж. Буша. Они призывают не ограничиться Ираком и распространить "революцию" на Сирию, Иран, Ливию, Палестину, Египет, Саудовскую Аравию. И так же, как бывший руководитель Совета по Обороне при Президенте США неоконсерватор Ричард Перл (Richard Perle), они считают главной задачей "міровой революции" — смену режима в Китае.
- Как и неоконсерваторы, российские американисты рассматривают ближневосточные проблемы с позиций усиления влияния США в этом районе и обезпечения безопасности Израиля.
- Российские американисты считают не только допустимым, но и правомерным разрушение традиционных обществ и "построения" — "сверху" и "извне" — на их месте "демократических" и рыночных структур и сообществ западного типа.
- И как истинные большевики, американисты предлагают начинать "революцию" с захвата политической власти и установления в стране оккупационного режима, как инструмента построения политико-экономической системы американского образца.
- Американисты (как и неоконсерваторы) дистанцируются от "социалистической Старой Европы" и критикуют ее правительства за якобы попустительство (и даже поощрение) антисемитизма в их странах и за неспособность противостоять экстремистскому мусульманскому давлению.
- Вслед за неоконсерваторами они считают ООН отжившим институтом, не отвечающим "реалиям нового послесоветского міра" и тормозом в эффективном поддержании Нового Мірового Порядка.
Российские правозащитники-космополиты публично не критикуют американистов и их американских единомышленников — неоконсерваторов. Эту работу ведут их американские коллеги и финансовые "спонсоры" — Дж. Сорос (George Soros), Джером Шестак (Jerome Shestack), Аарон Родс (Aaron Rohdеs), Кеннет Рот (Kenneth Roth), Сюзан Берресфорд (Susan Berresford). Вот только критикуется не сама цель — всемірное наднациональное міровое правительство, а методы, избранные нынешней американской администрацией, принявшей стратегию перманентной "міровой буржуазно-демократической революции".
Ниже мы излагаем позиции российских правозащитников-космополитов, отличающиеся от таковых российских американистов по вопросам, имеющим отношение к нашей теме:
- Космополиты поддерживают ООН, как пока еще не только легитимный, но и действенный механизм поддержания мира и международного правопорядка.
- Космополиты продолжают опираться на "социалистическую" Европу, тем более, что европейские правительства и частные фонды являются одними из основным "доноров" для "космополитических" правозащитных организаций России.
- Правозащитники-космополиты полагают, что Россия, как и любая другая страна, способна сама развиваться по "единственно правильному" западному пути, но для этого нужно долго и кропотливо "работать", создавать "объективные и субъективные предпосылки".
- Если в отношении к преобразованиям в России американисты выступают в роли "большевиков", то космополиты выступают в роли "меньшевиков". Как и социал-демократы начала ХХ века, сегодняшние меньшевики-либералы хотят видеть в России "европейски-цивилизованное" государство. Но, в отличие от "большевиков-американистов", они хотят сделать это постепенно, мирным путем и "изнутри" — через постепенное замещение традиционных социальных институтов "западными", через изменение национального характера, духовного міра и сознания русского народа. Этот процесс пошел ускоренными темпами с конца 80-х годов — разрушением социальной структуры советского общества и дискредитацией социалистического сознания советских людей.
- Если американисты предпочитают не высказывать своей позиции в отношении т.н. "олигархов", то либеральные космополиты открыто и публично поддерживают космополитическую по менталитету и по компрадорскую по "социальному статусу" крупную российскую буржуазию, в том числе и олигархов, ориентирующуюся на Запад, в первую очередь, на США (М. Ходорковский, М. Фридман, Л. Невзлин, В. Вексельберг) и стремящуюся стать частью правящей міровой элиты. Робкие и непоследовательные попытки российских властей привлечь к уголовной ответственности олигархов за финансовые нарушения в процессе "приватизации" середины 90-х годов (аресты и допросы руководителей концерна ЮКОС, миллиардеров М. Ходорковского, П. Лебедева и Л. Невзлина), правозащитники расценили, как "наступление на свободы", как натягивание "смирительной рубахи" на российский бизнес. (Открытое письмо-заявление группы российских общественных деятелей от 23 июля 2003 года, Обращение конференции гражданских организаций от 28 октября 2003 г.).
Хотя российские правозащитники-космополиты предпочли бы для России "бархатную модель" преобразований, они, как показывает их отношение к недавним событиям в Югославии, готовы согласиться и на "нелиберальные" меры, например, на "гуманитарные интервенции", но при определенных условиях.
Во-первых, если на это будет санкция Совета Безопасности ООН или, на худой конец, Совета Европы. Во-вторых, для российских правозащитников очень важно, как на вмешательство в дела России (экономическое давление, блокада, или военная акция) посмотрят либеральные европейские и американские круги, фактические работодатели российских "правозащитников-космополитов". Именно эти круги через контролируемые и финансируемые ими правозащитные организации — Международная Хельсинкская Федерация, Human Rights Watch, Международная Амнистия — определяют, чьи конкретно права надлежит защищать их российским "коллегам" в данных конкретных обстоятельствах. Оркестрованные и согласованные действия российских и западных правозащитных организаций "вокруг Чечни" — тому ярчайший пример.
Олег Попов
Об авторе: Попов Олег Алексеевич, физик, к. ф-м. н. В 1970-1982 г. участвовал в правозащитном движении. С 1982 г. живет и работает в Америке.
https://rusidea.org/37005 |