Мировоззренческие направления Нового времени – это раздробленные фрагменты традиционного целого. Которое включало в себя религиозность и рационализм, либерализм и фундаментализм, иерархию и эгалитаризм, национализм и всечеловечность, а так же многое и многое другое. Причём всё это могло гармонично сочетаться в одном человеке или сравнительно небольшом коллективе. Казалось бы, несочетаемые направления реализовывались в разных ситуациях или сферах бытия, в зависимости от жизненной необходимости или традиции, необходимой для сохранения идентичности и единства общества.
Да, традиционность включает в себя нерасчленённое единство более поздних направлений мысли и видов мировосприятия. Но это не механический эклектизм или приспособленчество. Каждая традиция – это органическое единство, полностью не предаваемое средствами каких-либо рационализирующих языков. И которое складывается из огромного сочетания постоянно действующих либо ограниченных во времени факторов, которое включает в себя все стороны человеческой жизни.
По этой причине в древности мудрецом называли того, кто умел вовремя и к месту быть то фундаменталистом, то либералом, действовать по ситуации, сохраняя самое важное.
Вот почему нынешние адепты религиозных доктрин, несмотря на формальную приверженность традиции, имеют немного общего со своими средневековыми предшественниками. В том числе и потому, что они пользуются совершенно разной техникой.
Прчое перехода к неофеодализму будут востребованы представители немногих профессий: программист, инженер, воин, врач, фермер, монтажник-наладчик, священник, архивариус, системный аналитик. Вновь станут востребованы традиционные ценности: умение соответствовать условиям при сохранении единства и идентичности.
Поэтому в противостоянии либералов, социалистов, консерваторов и пр. победителей не будет. Враждующие стороны скоро вымрут за ненадобностью.
Семён Резниченко |