Пермская
|
2,99
|
90,3%
|
0,1%
|
0,0%
|
Среднее Приуралье
|
6,02
|
83,9%
|
0,0%
|
0,0%
|
По языку Среднее Приуралье – менее однородные, чем губернии Нечерноземного Центра и Севера. Среди народов Среднего Приуралья много тех, кто в прежние века крепостного права не платили официальные подати, а вносили лишь «ясак» в знак лояльности Русскому Царю. Не исключено, что и при переписи 1897 года к их учету подходили менее обстоятельно, чем к русскому народу этих же губерний.
Дальнейшее развитие Среднего Приуралья полезно оценивать относительно двух ключевых интервалов: «расцвет» крепостного права и «накануне» падения Царства Романовых. Это рассмотрим графически по длинному тренду с 1795 до 1914 годы.
В Среднем Приуралье великорусский язык общения охватывал менее 90% населения. Поэтому рассмотрим график численности великороссов на фоне численности населения региона, диаграмма 9.5.
Хотя данные численности великороссов в Среднем Приуралье по публикациям имеют отклонения, но демографическое развитие следует оценивать по длинному тренду, по календарному циклу которого можно оценить ежегодный прирост великороссов.
При «расцвете» крепостного права - около 1,2%. Это сказался отток великороссов из региона Севера на восток, в Среднее Приуралье.
«Накануне» падения Царства Романовых – около 1,0%. Напомню, динамика первых десятилетий ХХ века оценена по тренду относительно переписи 1897 года.
Совместное рассмотрение потоков растущих детей губерний и потока 20-летних всего Среднего Приуралья показывает: после отмены крепостного права демографическое развитие младшего возраста великороссов равномерное и устойчивое. И это демографическое развитие обеспечивалось приростом потока растущих детей.
Русские в Среднем Приуралье составляли почти 85% населения. Так что роль Среднего Приуралья в демографическом развитии великороссов накануне падения Царства Романовых была абсолютная и определяющая.
Иллюстрации демографического развития Северного Приуралья
С. М. Прокудин-Горский сделал более 300 фотографий красивых видов городов, множества храмов и множества промышленных сооружений Среднего Приуралья.
В этой главе я не буду приводить фотографии промышленных объектов. А выделю те, на которых запечатлена жизнь сел и деревень «вольных» великороссов Среднего Приуралья, основная жизнь которого развивалась на территории Среднего Урала..
С. М. Прокудин-Горский. Крестьянская изба в деревне "Мартьяновой". [Река Чусовая.] 1912 год
Следует отметить, «вольные» великороссы обживали Средний Урал основательно.
Со строительным материалом проблем не было. Строевой лес кругом.
По фотографии вполне очевидно. Крестьянин-великоросс запасал впрок большое количество бревен и досок для дальнейшего строительства хозяйственных сооружений.
Фотографии С. М. Прокудина-Горского показывают, что «вольные» великороссы осваивали, прежде всего, поймы уральских рек.
С. М. Прокудин-Горский. Село "Кул[и]ково" на р. Чусовой. 1912 год
С. М. Прокудин-Горский. Общий вид деревни Палкин[а]. 1912 год
Но далеко не всем селам и деревням была суждена долгая жизнь. События 1917 года коренным образом изменили развитие Среднего Приуралья. (Я не буду останавливаться на причинах изменения и разрушения былой жизни великороссов - это иная тема).
С. М. Прокудин-Горский. Деревня "Родина". [Река Чусовая.] 1912 год
В советское время эта деревня исчезла. Теперь здесь нежилая местность.
С. М. Прокудин-Горский. Деревня "Романова" от камня "Романовского". 1912 год
И эта деревня исчезла в советское время.
А кругом на Среднем Урале восхитительная природа.
С. М. Прокудин-Горский. Кедры. 1913 г., май.
На такой экологически чистой природе могла бы бурно развиваться жизнь великороссов. Но развиваться стали высокие дымные трубы, извергающие тучи ядовитых газов.