Коллективы выживания делятся на присущие традиционному обществу и обществу модерно – постмодерному. В рамках традиционного общества подавляющая часть населения находится в рамках тех или иных коллективов выживания.
«Традиционные» коллективы выживания делятся на кровно-родственные, территориальные, мужские союзы, религиозные, профессиональные.
Классический пример – кровно-родственных коллективов выживания – объединения народов Сибири и североамериканских индейцев по родственному принципу.
Территориальный коллектив – русская деревенская община.
Мужской союз – раннее казачество. К мужскому союзу типологически близки различные религиозные организации. Вроде орденов, монашеских обителей.
Религиозный коллектив –например, старообрядческая община.
Профессиональный коллектив- действующая многие годы, тесно спаянная, решающая самые разные проблемы своих членов промысловая или производственная артель
При этом очень часто один и тот же коллектив выживания сочетал черты разных типов. Нередко русская поземельная община была ещё и церковным приходом. Так же, как и казачья община. Чеченский тейп сочетает в себе кровно – родственные и территориальные принципы, (точнее, эволюционировал от территориально-родственной к родственной общности).
В период модерна «традиционные» коллективы выживания разрушаются. Нередко – целенаправленно (уничтожение русского крестьянского мира).
Некоторые черты коллективов выживания восприняли функциональные элементы «нового общества». Это партийные ячейки, производственные, воинские коллективы. При этом очень часто они приобретали «гражданский» характер. Т.е., нивелировали религиозные, этнические различия. Подчёркивали государственную, идеологическую общность. В эпоху модерна продолжали сохранять значимость религиозные коллективы выживания. Хотя светская идеология их существенно потеснила. Коллективы выживания продолжали сохраняться до второй половины XX века в среде русской эмиграции. Так же, как и другие этнические диаспоры-землячества. Зачастую они близки мужским союзам. Которые нередко эволюционируют в «посттрадиционный» период в этнические преступные группировки, революционные и террористические организации.
В эпоху постмодерна функциональные элементы «цивилизованного» общества лишаются остатков сходства с коллективами выживания. Общество атомизируется и отношения в коллективах обезличиваются. В целом коллективы выживания охватывают меньшинство общества.
При этом резко возрастает роль некоторых этнических диаспор и религиозных коллективов выживания. Особенно созданных мигрантами.
Специфическая черта постмодерна – субкультурные коллективы выживания. Объединяющих носителей какой-либо связанной с определёнными эстетическими предпочтениями и общественными взглядами субкультуры (байкеры, футбольные фанаты). Большое влияние имеют коллективы выживания сексуальных меньшинств.
При переходе от постмодерна к неофеодализму о коллективах выживания вспоминают и обычные граждане. Очень часто они создаются по принципу наличия одного общего интереса – признака. Это временный (целевой) коллектив. (В соответствии с классификацией Л.Н. Гумилёва – консорция). Например, объединения родителей, автовладельцев, застройщиков и пр. В случае появления спаянного коллектива, сильного лидера /лидеров, успешной деятельности коллектив может постепенно начать охватывать разные стороны жизни его членов.
Появляется всё больше и изначально постоянных коллективов (конвиксий) выживания. Чаще всего – религиозных. Но есть и светские.
Семён Резниченко |