Десять лет тому назад 25 сентября 2006 г. от нас ушел в лучший мир наш Авва блаженнейший Митрополит Виталий, о котором патриарх МП Алексий II сказал что «пока жив Виталий, объединения быть не может». Архиереи, духовенство и миряне которые стремились подчинить РПЦЗ патриархии, начали уже подготовку для объединения со времени выборов Преосвященнейшего Владыки Виталия в Митрополиты. Они постарались, удалить то духовенство из Синода и РПЦЗ, на которое Владыка мог рассчитывать для поддержки, продолжения начатой и продолженной службы Церкви, прежними Первоиерархами Церкви – Митрополитами Антонием, Анастасием и Филаретом.
Патриарх МП Алексий сказал правду о Владыке Виталии, который в письме к митрофорному протоиерею Роману Лукьянову на его обращение к верующим РПЦЗ принять участие в Соборе МП написал: «мы с МП не имеем никакого общения – ни молитвенного, ни единения в таинствах. И не потому, что мы критикуем ее, а потому, что есть канонические правила, на которых стоит Церковь Христова от начала Ее основания нашим Спасителем, которые нарушила МП, а каноническое нарушение равносильно уничтожению Церкви: канонические нарушения МП есть нарушение Апостольской преемственности».
Самым характерным качеством Владыки Виталия, последнего Первоиерарха РПЦЗ, было его абсолютное единомыслие и единодушие о миссии Церкви и сохранению духовных и культурных ценностей Отечества для освобожденной от безбожников России с Ее прежними Первоиерархами Блаженнейшими Митрополитами Антонием, Анастасием и Филаретом. В этом же письме к протоиерею Святейший Владыка написал: «главное искушение, которое стоит перед нами, это МП, и правильно, по-православному к ней относиться или нет, это значит правильно или не правильно относиться ко Христу, т.е. к Самой Истине. Вот почему МП является серьезнейшим вопросом для каждого православного русского человека, ибо от этого зависит наше вечное спасение или наша гибель». Владыка Виталий был последним Первоиерархом РПЦЗ, так как еще при его жизни зарубежная Церковь начала из единой делиться на части, которые потом стали известны как «осколки». Одна из частей с Митрополитом Лавром и пошедшим с ним духовенством присоединились к МП, другие части начали независимо друг от друга, продолжать среди не согласившихся на подчинение сергианской ереси верующих, служение Церкви.
Владыка Митрополит верил в то, что Спаситель поручил Русской Церкви и этим Зарубежной Церкви миссию просвещения христианством всех народов мира и писал «придет, непременно придет тот день, когда Православие проникнет во все языки и народы». Поэтому Святейший Владыка еще, будучи Архиепископом Канадской Епархии, заботился об издании православных миссионерских книг и их переводом на английский язык. Владыка советовал верующим читать жития святых, и каждый день Святое Писание, так как оно « богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».
Владыка заботился о соблюдении канонов в Церкви, не принятии учения экуменизма и внешних для Церкви учений. Владыка в своих проповедях предупреждал верующих об опасности не только сергианской ереси но и от искажений в вероучении католичества. Он был молитвенником и часто в Синодальном храме почти в одиночестве совершал богослужения. Он чувствовал свое одиночество, будучи окружен людьми, стремившимися пойти на иудино предательство с МП. Также как делались всевозможные пакости Владыке Митрополиту Филарету, эти люди не стесняясь и не боясь Бога, старались затруднить церковное управление и жизнь самого Первоиерарха, добившись его изолированности и лишив его помощи секретаря в покоях здания Синода. Они вынудили у Владыки заявление о его согласии на выборы нового Митрополита и уходе на покой.
Владыке Митрополиту пришлось вернуться в Канадскую Епархию в Мансонвильский Преображенский мужской скит, откуда он продолжил управлять верной Христу частью РПЦЗ. Но и там Владыке и бывшим с ним духовным лицам и верующим покинувшие Церковь, подчинившись МП, слуги диавола продолжали чинить без боязни наказания Божия, всевозможные физические, административные, судебные и другие неприятности. Следствием этих преследований Владыке и Архиереям, оставшимся верными РПЦЗ не удалось в Отечестве и Зарубежье наладить общее административное управление, но оставить уверенность в сохранности «малого православного русского стада», задачей которого продолжение идти прежним путем в Царство Небесное для спасения своих душ. В своих проповедях Владыка Виталий предупреждал о том, что России предстоит сказать свое слово в последнее, апокалиптическое время и поэтому когда остались в Отечестве и Зарубежной Руси скрытые от мира подобные Новомученикам и Исповедникам Российских истинные верные Христу верующие, то их слов опасаются те, кто оказался под влиянием ложных пастырей в заблуждении и измене Истине.
Духовное наследство Митрополитов Антония, Анастасия, Филарета, Архиепископа Аверкия, Иоанна Шанхайского, Архимандрита Константина и последнего нашего Аввы осталось среди малого стада верующих живым, сохраненным в их сердцах, и они в своих молитвах, советуются и спрашивают их, как поступать в жизни, будучи рассеянными, среди заблудших и безбожников – врагов Христа. Многие верующие повторяют молитву Спасителю Владыки Виталия: «помоги нам, грешным и недостойным рабам Твоим, течение живота нашего завершить в благочестии и чистоте, и достигнуть тихого пристанища – Царствия Твоего Небесного...»
На Интернете и в различных изданиях за последние годы были опубликованы многочисленные статьи, проповеди и воспоминания о Блаженнейшем Владыке Виталии. Многие верующие видели составленную и изданную в Москве в 2014 году Еленой Семеновой при поддержке В.П. Виноградова книгу: "Последний Первоиерарх РПЦЗ Блаженнейший Митрополит (Устинов)". Книга в 296 стр. содержит 7 глав и приложение. В книге проповеди документы и послания Владыки.
Опубликовано в
Литературно-общественный журнал "Голос Эпохи", выпуск 3, 2016 г. |