Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4866]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [908]
Архив [1662]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    ХРОНИКИ ВЕЛИКОГО ПРОВАЛА. 2008-2010гг. Антипросвещение

    http://rusnord.ru/pics/body/8F5687CD141AC52Ereform.jpg"Шигалёвщина" как идеология реформы образования

    Некогда Н.В. Гоголь писал: "Просвещение наносное должно быть  такой степени заимствовано, сколько может оно помогать собственному развитию, но что развиваться народ должен из своих же национальных стихий". У нас всё происходит наоборот. Перенимая западный опыт, мы нещадно корёжим нашу систему образования. Исторически у России и Европы был разный подход к науке и образованию. Как формулирует это различие доктор культурологии профессор Ю.А. Помпеев: "На Западе поиски научной истины — это самоцель. Фауст и душу был готов продать нечистой силе за научное познание. В России — не так… В России говорили: "Наука только умного учит", "Дураку наука — что ребёнку огонь", — то есть выше научного познания ставилась некая мудрость души. Или вот ещё: "Не собрать корабля без гвоздей  — не будет праведника без книжной науки". Наука, научное познание — это помощь праведнику в становлении души. Вот что такое "русская наука": не изобретение собственных законов природы, а приспособление этих законов под общий строй народной, праведной жизни. Вот она — православная этика, вот то, что нас делает русскими людьми. Её можно забыть, её можно подменить "общечеловеческими" ценностями. Но почему-то из всех этих ценностей нам прививают только любовь к деньгам…" В царской России министерство Образования именовалось министерством Просвещения. И в этом различии названий заключена разница задач: не напичкать ребёнка всевозможными знаниями, но просветить его душу, воспитать. "Воспитание человека начинается с его инстинктивных корней, - писал И.А. Ильин в своей статье "О духовности инстинкта". - Оно не должно сводиться к разглагольствованию или проповеди; оно должно сообщить ребенку новый способ жизни. Его основная задача не в наполнении памяти и не в образовании "интеллекта", а в зажигании сердца. Обогащенная память и подвижная мысль — при мертвом и слепом сердце — создает ловкого, но черствого и злого человека. Вот почему образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке "волка"".

    Нынешняя школа не просвещает, а лишь набивает голову ребёнка определённым количеством информации, не беспокоясь даже об её усвоении. Огромный перевес делается в сторону точных наук, ради которых приносятся в жертву русский язык, литература и история, то есть предметы, формирующие личность, воспитывающие человека и гражданина. И.А. Ильин писал в уже упомянутой статье: ""воспитать" значит сделать из ребенка не преуспевающего человеко-угодника, а духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нем как можно раньше духовный "уголь": чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Это откроет ему путь вверх и даст ему духовную свободу. И тогда может однажды настать тот прекрасный день, когда им действительно овладеет сверхличное пламя духа и он явится людям, как Божие орудие, как светящий и призывающий факел своего народа".

    Российские власти очевидно преследуют цели противоположные. На днях стало известно об очередных нововведениях в рамках реформы образования. В её основу могут лечь "замороженные" разработки Минобрнауки. Речь идет о профильной старшей школе и новых школьных стандартах, в частности, предусматривающих включение в программу таких предметов, как "основы предпринимательства". Также во время реформы будет поднят вопрос о необходимости приоритета в школьном образовании естественных наук (например, математики). При этом экзамены по системе ЕГЭ будут, возможно, разграничены: гуманитарии станут сдавать только гуманитарные предметы, технари - точные. Власти откровенно взяли курс на сужение образовательной базы и придание образованию окончательно специализированного характера. По-видимому, логика реформаторов проста: главное, что необходимо уметь человеку, зарабатывать и считать деньги, а для этого не нужны ни Пушкин, ни Достоевский, ни Толстой, не нужна история, не нужна культура. Так убивается душа поколения. Душа народа. Образуется стадо. Человечина. Воспитывается не Человека, а наёмный клерк, специалист узкого профиля, раб. Человек, способный стать факелом, опасен, поэтому нужно принять все меры, чтобы устранить такую опасность на корню: снизить уровень образования, опустошить душу. Такой подход российской власти очень напоминает "шигалёвщину", программу Шигалёва из романа Ф.М. Достоевского "Бесы": "Первым делом понижается  уровень образования, наук  и  талантов. Высокий  уровень  наук и талантов  доступен только  высшим способностям, не надо высших способностей! Высшие  способности  всегда  захватывали  власть  и были  деспотами. (…) Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит  материалу на  тысячу  лет,  но  надо  устроиться  послушанию.  В  мире  одного  только недостает,  послушания. Жажда образования  есть уже жажда аристократическая. Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и  желание  собственности. Мы уморим желание: мы пустим пьянство,  сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы  всякого гения потушим в младенчестве.  Все к одному  знаменателю, полное равенство. (…)  Необходимо  лишь необходимое, вот девиз  земного шара отселе. Но  нужна  и судорога;  об этом позаботимся мы, правители. У рабов должны быть правители". Такая политика свойственна завоевателям в отношении покорённых народов. Такую политику на оккупированной территории предполагали вести идеологи 3-го рейха…

    Плоды антиобразовательных реформ последних лет ощутимо сказываются уже сейчас. Нынешний выпускник школы зачастую не знает элементарных вещей. "Разве Жуков командовал в ВОВ? А когда тогда Кутузов был?", "- Ты читал "Обломова"? – Нет, а что он написал?", "Кто такой Третьяков?" – я привожу лишь вопросы, которые мне приходилось слышать лично, причём от выпускников, имеющих очень хорошие аттестаты, и список этот можно продолжать. Мы часто иронизируем об уровне образования в США. Людмила Сараскина, преподававшая в одном из американских университетов, вспоминала, что её ученики, как выяснилось, не имели понятия, кто такие Робинзон Крузо, Даниэль Дефо, Ной… При этом она выразила уверенность, что у нас эти имена известны любому школьнику. К сожалению, уже сегодня довольно фактов, чтобы усомниться в этом. Если же негативные процессы в российском образовании будут продолжаться, то мы в недалёком будущем придём к уровню США.

    Одна из проблем нашего образования заключается в отсутствии единого стандарта учебной литературы. Это особенно остро сказывается на преподавании истории. Её преподавание было неудовлетворительно и прежде в силу крайней идеологизированности, во многих же новейших учебниках умудрились просочетать советскую ненависть к России царской, и ненависть демократическую – к советской. В итоге выходит не история, а один бесконечный позор. Одни учебники бегло упоминают о ВОВ, в основном, говоря о помощи Америки, о репрессиях против некоторых народов и роли интеллигенции в войне. Другие – обосновывают историческую необходимость ГУЛАГа. В итоге преподавание истории ведётся из рук вон плохо, и знания учеников по этому предмету оказываются ничтожными. И снова приходим к тому же: неведению истории собственного народа, незнанию самих себя.

    Школьные учебники должны быть подвергнуты строгой ревизии. Общим принципом их изучения гуманитарных предметов должно быть воздержание от агрессивного навязывания какой-либо одной точки зрения. Нужно учить не зубрёжке, но размышлению, анализу. С ранних лет должен человек привыкать мыслить самостоятельно и не бояться высказывать своего понимания того или иного факта, даже если оно не согласуется с мнением учителя. Учитель не должен подавлять ученика, но направлять его. Мало дать знания, но необходимо воспитать желание умножать их впредь, привить интерес и любовь к наукам, искусству, в первую очередь – к хорошей книге. Человек – это не сумма знаний, но мировоззрение. В формировании мировоззрения должна помогать школа. Помимо наук, в ней должен закладываться фундамент духовного развития человека, прививаться культура, понятие Добра и Зла, правила хорошего тона, уважение друг к другу, ответственность, умение составлять собственное мнение и отстаивать его. Должен быть пересмотрен основной ориентир образования: его целью должно стать воспитание личности, а не наймита.

    Однако для воспитания начал духовных мало написать хорошие учебники. Нужны Учителя. В российской школе сегодня наблюдается острый дефицит кадров. Старые учителя уходят на покой. Кто приходит им на смену? В условиях нищеты, на которую обречены работники образования, в педагоги идут или энтузиасты, коих меньшинство, или те, кому не повезло найти более денежной и престижной работы, люди, не имеющие ни призвания, ни способностей к работе с детьми. Чему же научит такой педагог? В лучшем случае, худо-бедно, донесёт азы школьной программы, "от сих и до сих". К ним всего лучше подходят слова Св. Николая Сербского: "Те, что просвещают не просвещая, а ослепляя – что будешь делать с ними, Господи? " Одна из насущных задач сегодня – сформировать учительский корпус, выпестовать новые высококвалифицированные кадры для него. Воспитание детей не может доверяться абы кому. Учитель – исстари звание высокочтимое на Руси, и оно должно вновь стать таким. И исключительно моральных качеств самих педагогов тут будет недостаточно. Ведь ныне нет-нет, а скользнёт по лицу успешного человека жалостливо-презрительная усмешка – "учитель". Учитель – значит, нищий. Неудачник. Он разрывается на части, занимаясь репетиторством. Он без искры относится к своим обязанностям, как бы отбывая повинность. С ним можно "договориться", чтобы богатый оболтус не получил "неуд". Вот – стереотип, унижающий звание педагога и подрывающий саму основу учебного процесса. Учитель должен быть уважаем, иначе никакого влияния на своих учеников он иметь не будет. Для этого необходимо, с одной стороны, максимально высокие требования к кадрам, тщательная подготовка их, с другой, адекватная принятому высокому стандарту зарплата, о которой сам учитель мог бы говорить, не стесняясь и не пряча глаз.

    Сегодня новые и новые поколения оказываются лишены своей истории и культуры. В России есть еврейские и мусульманские школы, есть школы с английским, немецким, французским уклоном – но где же школы русские? Школы с углублённым изучением русского языка, русской традиции? До последнего времени в Москве существовала одна единственная такая школа, но теперь и её решено расформировать. Школы сегодня финансируют в расчете на количество учеников. Много классов, и в каждом по 25 человек (столько максимально должно быть по нормам) – стало быть, деньги будут. 1073-я школа, согласно такому критерию, убыточна. Чиновники взялись "реорганизовать" учебное заведение, аргументируя это тем, что учителя 1073-й "сидят на шее" у педагогов других школ, что помещение срочно нуждается в ремонте, а то и в сносе. Журналистка "КП" Мария Сарычева задаётся вопросом: "Чиновники подчеркивают: 1073-я - самая обычная школа, просто слишком маленькая. Но знаете ли вы в Москве хоть еще одно учебное заведение с углубленным изучением русского языка, художественной культуры, истории? Я - нет! 1073-я - единственная! У нас полно школ с разными другими этнокультурными компонентами: с молдавским, литовским, грузинским. Как правило, у них роскошные здания, замечательные педагоги (которые, между прочим, получают доплату за эксклюзив), хорошее финансирование. И бюджет денег подкидывает, и диаспоры не забывают. Ну почему ж русская-то школа не заслужила ничего подобного? Неужели в столице России совсем нет денег на содержание учебного заведения, которое дает детям углубленные знания своей родной культуры и истории?!"

    На русскую культуру и историю у российских (и московских) властей денег нет. Жирно будет русским детям изучать свою культуру…

    Политика, проводимая в отношении школ с малым количеством учащихся (в первую очередь, сельских), вообще, вызывает большую тревогу. Такие школы закрывают одну за другой, на громадных пространствах не оказывается ни единого учебного заведения, и дети из посёлков и деревень вынуждены ездить за многие километры в районные центры по разбитым дорогам. Это наносит тяжёлый удар не только по образованию, но и по русской деревне. Церковь и школа были центрами деревень, их душой. Церкви разрушили давно, теперь закрывают школы. И последние жители вынуждены покидать хиреющие сёла, обречённые, таким образом, на окончательное вымирание.

    Когда-то Ломоносов пришёл за знаниями из далёкого Поморья и был принят в академию. Сегодня всё могло бы сложиться иначе. Не секрет, что систему образования, как и всё в нашей стране, пронизала коррупция, и в ВУЗы часто принимают сегодня не по таланту, а по "кредитоспособности". Таких случаев бесчисленное множество, и приводить их нет смысла. Существуют даже расценки: сколько у.е. будет стоить та или иная отметка. Пользуясь этой системой, некоторые представители современной "не учащейся молодёжи" умудряются вовсе не посещать занятий. Профессионализм становится редкостью, а безграмотность всё более распространяется. К каким последствиям это приводит, понять нетрудно. Нам буквально навязывается культ серости и бездарности, культ непрофессионализма. О чём говорить, если абсолютное большинство министров российского правительства не имеют никакого отношения к отраслям, которыми они управляют? Повсюду складывается система, в которой нет места таланту, уму, чему-либо свежему или серьёзному. Достаточно взглянуть на экран, чтобы уяснить это. Фильтр новейшей цензуры работает бесперебойно. Персонаж известного фильма оценивал всё с позиции "типично"-"нетипично". Сегодня всё оценивается с позиции "формат"-"неформат". Формат – это крайне средний и ниже его уровень в любой области, неформат – всё, что выбивается из него, всё, что выше него.

    Можно сколько угодно говорить о проблемах воспитания и образования, но дело не сдвинется с мёртвой точки, пока не произойдёт главного: переоценки ценностей, а, правильнее сказать, реанимации оных. Как писал П.Б. Струве: "России нужно возрождение духа – остальное приложится".  

    Елена Семёнова

    22.10.08.

     

    диояд медвежью услугу тому, чей дед был мудрым человеком, то есть любил то, что было ему дано небом. Внуки же клеветавших на жизнь нытиков, должны ценить жизнь, всякую жизнь, ибо всякая жизнь играет поистине Божьим огнем. Не гаси же его, дорогой внук! Бережно неси его до заката дней своих не раздувая по жизненной жадности. Штудируя сенатское решение за 1963 год, не рвись за 1964: будь доволен Зизи — какая-нибудь Мими может обмануть тебя двадцать два раза. Не ной, не хнычь, не брюзжи, чтобы не очутиться у разбитого корыта, как твой вздорный дед, не опрокидывай жизни вверх дном. И не делай революций.

    Бог с ними!

    (Наш огонек. Рига, 1925. № 3)

    Категория: История | Добавил: Elena17 (26.09.2016)
    Просмотров: 656 | Теги: Елена Семенова, образование, хроники великого провала
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru