А.Т.Соловьёв принадлежал к той редкой "породе" людей, об общественной и профессиональной деятельности которых известно больше, чем об их личной жизни. И это вполне объяснимо: ведь для них общественная польза всегда была выше личного благополучия. По большому счёту, на таких людях всегда держалась и держится русская земля.
Родился Александр Титович Соловьёв 6 ноября 1853 г. в семье обер-офицера. В 1870 г. он окончил курс обучения в Тетюшском уездном училище, а 4 марта 1874 г., выдержав в Нижегородской гимназии испытание на звание приходского учителя, был определён учителем в Балахнинское Покровское приходское училище. Однако долго А.Т.Соловьёв в нём не проработал, уволившись вскоре по собственному прошению.
С 1 октября 1874 г. по 1 сентября 1875 г. он работал учителем Билярского сельского начального училища (действовавшего в пригороде Билярск Чистопольского уезда Казанской губернии), после чего был перемещён на учительскую должность в Казанское 2-е Михайловское начальное училище, а 26 августа 1876 г. – в Казанское 7-е городское начальное училище. В том же 1876 г. А.Т.Соловьёв получил от министра народного просвещения Российской империи благодарность "за практическое руководство учителей на временных педагогических курсах". Однако трудовая деятельность Александра Титовича на учительском поприще оказалась относительно недолгой.
Вся его дальнейшая жизнь оказалась связана с Казанью, а профессиональная карьера – с её прославленным университетом. Уже 1 мая 1880 г. А.Т.Соловьёв был допущен к исполнению должности университетского экзекутора, в 1882 г. – назначен исправляющим должность казначея, а 19 апреля 1884 г. – временно исполняющим обязанности начальника типографии ИКУ. Будучи искренним ревнителем православия и активным участником церковной жизни, 23 сентября 1882 г. Александр Титович стал также временно исполняющим обязанности ктитора (церковного старосты) при университетской Крестовоздвиженской церкви.
При этом уже в скором времени приставки "и.д.", "и.о." и "вр.и.о." перестали иметь к нему отношение. Проявив редкое усердие и значительные способности к исправлению своих обязанностей, 20 декабря 1884 г. А.Т.Соловьёв был утверждён архиепископом Казанским и Свияжским Палладием (в миру – П.И.Раевым) в должности ктитора Крестовоздвиженской церкви, а 4 марта 1885 г. – назначен казначеем ИКУ. Кроме этого, он долгое время исправлял должность начальника университетской типографии, работа в которой занимала в его жизни особое место. Питая к книжному делу почтительно-бережные чувства, Александр Титович сделал всё от него зависящее для того, чтобы типография ИКУ превратилась в известный издательский центр.
При А.Т.Соловьёве она была удостоена престижных наград, в том числе золотой медали на выставке в г. Екатеринбурге в 1889 г. и высшей степени отличия – почётного отзыва – на выставке в г. Казани в 1890 г. В том же 1890 г., в качестве корректурного оттиска, незначительным тиражом был выпущен составленный Александром Титовичем каталог книг, отпечатанных в типографии ИКУ за всё время её существования. Через несколько лет, благодаря помощи профессора Николая Фёдоровича Катанова – верного соратника и помощника А.Т.Соловьёва, составившего каталог книг "восточного отдела" и алфавитный указатель авторов, переводчиков и издателей, вышло его второе издание. Помимо этого, в июле 1885 г. Александр Титович получил разрешение на издание в Казани газеты "Справочный листок", которая выходила под его редакцией в типографии ИКУ с 1886 по 1890 гг.
За относительно небольшой срок А.Т.Соловьёв сумел также вычистить оставшиеся ему от предшественников на экзекуторской и казначейской должностях бумажные "авгиевы конюшни", получив за это высокую государственную награду. "ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, – говорилось в одном из его послужных листов, – по всеподданнейшему докладу Кавалерской Думы ордена Св.[ятой] Анны, Всемилостивейше пожаловать соизволил, в 3 день февраля 1886 г., г.[осподина] [А.Т.]Соловьёва кавалером сего ордена 3-й степени, в награду заслуг, оказанных им приведением в порядок накопившихся дел бывшего экзекутора и казначея ИМПЕРАТОРСКОГО Казанского Университета с 1815 по 1880 год и дел бывшего начальника типографии сего Университета, без упущения в производстве текущих дел". Учитывая то, какой бурной и насыщенной жизнью жил в конце XIX века ИКУ, остаётся лишь удивляться работоспособностью человека, разобравшегося (как сейчас принято говорить, "без отрыва от производства") с 65-летними "залежами" университетского делопроизводства.
В указанном отношении весьма показательной может считаться одна любопытная лаконичная запись, содержащаяся в датированной 1908 г. наградной "объективке" А.Т.Соловьёва. В графе под названием "Сколько времени был в отставке, отпусках и вообще вне службы" там значилось следующее: "Был в отставке с 2 сентября по 1-е октября 1874 года; в отпусках был: с 9 февраля 1887 г. на 7 дней, возвратился 11 февраля, с 4 по 19 мая, возвратился 14 мая; с 15 июня по 15 июля 1889 г., возвратился 14 июля; в 1906 г. – с 27 сентября по 14 октября, возвратился в срок; в 1907 г. – с 23 апреля по 5 мая, возвратился 3 мая. Всего находился вне службы 3 месяца и 7 дней".
Столь кропотливый, повседневно-упорный, буквально без роздыха, труд бывает по плечу лишь человеку с твёрдыми нравственными императивами, который выполняет любое доверенное ему дело "не за страх, а за совесть", искренне полагая, что все добрые и полезные поступки не останутся без небесного и земного воздаяния. Недаром, любимой поговоркой Александра Титовича была: "За Богом молитва, за царём служба не пропадёт". Этим принципом он и руководствовался практически весь свой век, твёрдо веря в прошедшие испытания многими столетиями идеалы традиционного русского уклада жизни. По своему религиозному мироощущению и политическим убеждениям А.Т.Соловьёв являлся глубоко верующим православным человеком, искренне убеждённым правым монархистом и русским националистом, был известен в обществе и среди сослуживцев как волевой и отзывчивый руководитель, честный и исполнительный работник.
При этом, помимо дел служебных, Александр Титович с не меньшим рвением отдавал себя и делам общественным, которые вскоре сделали его имя узнаваемым не только в Казани и в Казанской губернии, но и далеко за их пределами. Главным и, бесспорно, любимым детищем А.Т.Соловьёва стало "Казанское Общество Трезвости" (КОТ), открывшее свою деятельность 30 июля 1892 г. (как вспоминали затем его организаторы, "с 10 членами и с десятью рублями").
Следует заметить, что Александр Титович активно включился в борьбу за народную трезвость значительно раньше этого события. Ещё во второй половине 1880-х гг. на поприще борьбы за народную трезвость А.Т.Соловьёв тесно сблизился по переписке со Л.Н.Толстым, оказавшим ему активное содействие в антиалкогольной издательской деятельности. Сохранилось упоминание о том, что последний обронил даже как-то в одном разговоре реплику о том, что "мы с А.Т.[Соловьёвым] первые в России начали за последнее время борьбу с пьянством". Однако уже в конце 1880-х – начале 1890-х гг. его отношения с великим русским классиком прервались по причине принципиального несогласия А.Т.Соловьёва с "богоискательскими" экзерцициями Л.Н.Толстого.
Вместе с А.Т.Соловьёвым, являвшимся первым и единственным председателем Комитета КОТ на протяжении всей его четвертьвековой истории, у истоков КОТ стояло немало известных учёных, религиозных и общественных деятелей, внёсших заметный вклад в популяризацию идей трезвого образа жизни и спасение многих заблудших душ от смертельных объятий "зелёного змия". Кроме Александра Титовича, в Комитет общества в разное время входили член Судебной Палаты Н.Н.Галкин-Врасской, профессора А.И.Александров (в дальнейшем – после принятия монашества – ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Анастасий)[1], Л.О.Даркшевич, Н.Ф.Катанов, княгиня Е.П.Крапоткина, епископ Мамадышский Андрей (в миру – князь А.А.Ухтомский)[2], известный религиозный писатель, инспектор Казанской Духовной Академии архимандрит Гурий (в миру – А.И.Степанов)[3], иеромонах Евсевий (в миру – Е.П.Рождественский)[4], игумен Казанского Спасо-Преображенского монастыря Иоасаф (в миру – И.И.Удалов)[5], священники П.А.Рождественский (ключарь Благовещенского Кафедрального собора), Е.Ф.Сосунцов, Н.М.Троицкий, М.М.Шерстенников, историк-краевед протоиерей А.П.Яблоков, известный проповедник протоиерей Н.А.Воронцов, казанский полицмейстер П.Б.Панфилов, врач М.А.Кулаев, личный почётный гражданин А.П.Аришин, купец Ф.С.Гребеньщиков и другие.
Цель КОТ заключалась в том, чтобы "противодействовать употреблению спиртных напитков среди населения гор.[ода] Казани и для сего помогать нуждающимся членам советами, материальными средствами и приисканием занятий", а в более широком смысле она формулировалась как "отрезвление русского народа, выяснение и указание ему истинного пути жизни". С самого начала своей деятельности общество заняло радикальные позиции в трезвенническом движении, пропагандируя полный отказ от употребления алкогольных напитков, признанных им ядом, и требуя от государства введения запрета на их производство и продажу. Понимая, что при этом последнее лишиться одной из основных статей своего дохода, КОТ предлагало выработать и ввести в действие целый комплекс компенсационных мер.
"Казанское Общество Трезвости, – вспоминал в 1912 г. А.Т.Соловьёв, – 21 г.[од] тому назад объявило, что вино яд, употребление вина преступно, причина гибели человечества, причина всех бед и зол вино, и гибнут люди и ставят себя в неблагоприятные условия жизни благодаря вину, к которому они прибегают, потеряв разумную цель жизни". Главную же причину самого пьянства идеологи КОТ усматривали в растущем отчуждении людей от Бога и их отказе от традиционно-христианских норм жизни. "Пьют люди потому, – указывал А.Т.Соловьёв, – что они не знают цели жизни человека-христианина, предписанной Господом нашим Иисусом Христом: "Ищите прежде всего Царства небесного, и всё остальное приложится вам, будьте совершенны, как и Отец Ваш совершен есть".
Человек, поставивший так цель своей жизни, пить не будет, вечный труд над собой и для других будет его наслаждением, и у него не будет времени для увеселений и развлечений". В случае, если меры убеждения окажутся недостаточными для того, чтобы остановить распространение пьянства, КОТ допускало применение к ответственным за это лицам и к самим пьяницам жёстких мер принуждения.
Поначалу столь недвусмысленная позиция общества не вызвала у большинства казанцев должного одобрения. "На первых порах, – признавалось на экстренном заседании Комитета КОТ 12 октября 1895 г., – оно не встретило сочувствия ни со стороны местного общества, ни также со стороны нашей печати, а были даже насмешки и издевательства.
Однако эти насмешки смолкли тотчас же, как только Общество показало, что оно прямо стремится к своей цели, выполняя точно устав и расширяя свою деятельность открытием чайной, столовой и ночлежного приюта".
Несколько лет потребовалось КОТ и его неутомимому руководителю А.Т.Соловьёву и на то, чтобы преодолеть непонимание со стороны казанских городских властей, недооценивавших огромное социальное значение развёрнутой обществом просветительно-филантропической (как она тогда называлась) деятельности. Так, к примеру, из-за отказа Казанской городской думы предоставить КОТ помещение провалилась попытка открыть в Казани "городскую народную читальню". Однако руководство общества отнюдь не собиралось впадать из-за этого в отчаяние и добилось того, чтобы Казанская городская управа передала ему "полуразрушенный дом на Булаке, где помещалась городская чайная". Умело взявшись за дело, казанские трезвенники уже 2 июня 1893 г. открыли в "отвоёванном" помещении первую чайно-столовую, а 5 марта 1895 г. – и долгожданную бесплатную народную библиотеку-читальню.
С этого момента деятельность общества, замеченная и поддержанная Казанским губернатором П.А.Полторацким, начала набирать заметные обороты: 7 января 1895 г. с его разрешения КОТ открыло "в доме Бочарова, на Булаке" первый мужской ночлежный приют, 31 декабря того же года – вторую чайно-столовую на улице Подлужной. Кроме того, непродолжительное время в переданном КОТ во временное пользование "бараке А.К.Гейнс" действовала третья чайно-столовая, открытая на выделенные Казанским губернатором П.А.Полторацким средства. В ней "могли пользоваться за дешёвую плату рабочие пищей и бесплатным ночлегом, причём, от всех ночлежников требовалось, чтобы они имели виды на жительство".
В "Отчёте Комитета по первому ночлежному приюту Казанского Общества Трезвости за 1-й год его существования" отмечалось, что по 1 января 1896 г. в нём "ночевало 42439 человек за плату, и за это время не отказывалось в ночлеге всем, неспособным к труду, обращавшимся в Общество". "Этот ночлежный приют "Казанского Общества Трезвости", – объяснялось далее его отличие от обычных заведений подобного рода, – давая приют трезвым пришлым рабочим, служил свою службу, главным образом, тем, что избавлял их от развращающего влияния частных ночлежных приютов, давая удобный и тихий ночлег всем, нуждающимся в отдыхе и сне после дневного труда. В зимние месяцы приют был положительно переполнен, и крайне отрадно было видеть, что приют "[Казанского] Общества Трезвости" и в праздники наполнялся исключительно трезвыми, трудящимися ночлежниками, тогда как в прежнее время многие из рабочих, не имеющих самостоятельных квартир, будучи принуждены и праздничный вечер заканчивать в частных ночлежных приютах, и сталкиваясь там с людьми в большинстве случаев праздными и опустившимися от лени и пьянства, увлекались дурными примерами и пропивали иногда весь свой заработок. Теперь, конечно, они имеют возможность совершенно здраво и нормально заканчивать праздничный вечер и сохранить заработанные трудом деньги. При приюте есть читальня из книг духовно-нравственного содержания, разрешённая Высокопреосвященнейшим Владимиром, в которой желающие из ночлежников могут проводить время за чтением".
Особую роль в становлении КОТ сыграл вышеназванный епархиальный архиерей – архиепископ Казанский и Свияжский Владимир (в миру – И.П.Петров). "Со дня возникновения Общества, – вспоминал в 1912 г. А.Т.Соловьёв, – принимал в нём участие почивший Архиепископ Владимир. Святой человек! Вечная ему память. Он радовался успехам Общества. Все учреждения возникали при нём, освящались его благословением и молитвою. Он благословил меня иконою Скоропослушницы и сказал: когда трудно будет, обращайтесь к этой иконе – ведь она Скоропослушница".
Вдохновлённый благоприятными результатами своей деятельности, поддержкой православного духовенства и пробудившимся в казанском обществе стремлением оказать всяческое содействие самодеятельному трезвенническому движению, Комитет КОТ постановил устроить в Казани "на Московской улице в д.[оме] Никитиной" новый ночлежный женский приют, но последний, "при небольшом количестве нуждающихся в нём женщин, вскоре был заменён безусловно необходимым вторым мужским приютом".
Дабы усилить пропаганду трезвого образа жизни "в своём районе деятельности", с 1896 г. КОТ приступил к изданию собственного журнала под лаконичным, но поразительно точным названием "Деятель", выходившего в Казани более двадцати лет. В качестве сотрудников в издании журнала принимали участие профессора А.И.Александров, Е.Ф.Будде, А.Ф.Гусев, Л.О.Даркшевич, И.М.Догель, Г.Ф.Дормидонтов, Н.П.Загоскин, В.Ф.Залеский, Н.А.Засецкий, М.Я.Капустин, Н.Ф.Катанов, Ф.Г.Мищенко, Н.А.Осокин, П.А.Никольский, Н.В.Сорокин, Е.П.Янишевский, известные учёные, публицисты и общественные деятели А.В.Нечаев, Б.Н.Агафонов, П.В.Арбеков, Р.В.Ризположенский, священник В.А.Охотин и многие другие. Первым редактором "Деятеля" являлся будущий епископ Чистопольский Анастасий (в миру – А.И.Александров), передавший вскоре свои обязанности А.Т.Соловьёву (утверждённому в должности в марте 1897 г.), который редактировал журнал вплоть до насильственного прекращения его выпуска после революционных событий февраля-марта 1917 г.
Помимо трезвеннической тематики, а также в рамках таковой, на страницах журнала освещались важные антропологические, экономические, медицинские, образовательные, этнографические, историко-религиоведческие, краеведческие и прочие темы, печатались социолого-статистические исследования. Согласно отчёту о деятельности КОТ с 1 сентября 1899 г. по 1 января 1901 г., в обмен на "Деятель" получалось 134, а в 1901 г. – уже 142 "названия журналов и газет", в числе которых имелись и иностранные. Так, среди городов, в которые журнал рассылался в 1900 г., значились, к примеру, Берлин, Лозанна, Нью-Йорк, Париж, София, Токио и другие. Долгое время – благодаря, главным образом, тому же А.Т.Соловьёву – журнал издавался в типо-литографии ИКУ (кроме того, печатался он и в действовавших в Казани типографии А.М.Перова и лито-типографии "УМИД").
Одновременно КОТ издавало, переиздавало огромными тиражами и распространяло по всей России дешёвые брошюры антиалкогольного и духовно-нравственного содержания, например, такие, как: "Всемерно должно удаляться от пьянства" (епископа Воронежского Тихона /в миру – Т.С.Соколова/), "Письма С.А.Рачинского[6] духовному юношеству о трезвости", "Спиртные напитки, как несчастие человека" (И.М.Догеля и А.Т.Соловьёва), "Слова отца Иоанна Ильича Сергиева против пьянства" и другие. Кроме этого, общество занималось активной популяризацией общероссийской и местной истории, выпуская в свет и распространяя (в качестве приложений к "Деятелю" и отдельными изданиями) книги А.И.Александрова "Царь-Освободитель: преобразователь и просветитель России Император Александр II", И.А.Ардашева "Развалины Болгар и древние Болгары (по описанию англичанина Э.П.Турнерелли)", К.Ф.Фукса "История Казани" и другие, а также – прививало прикладные знания сельскохозяйственного характера, которые содержались в таких, например, изданиях, как книга священника В.И.Веселицкого "Простое руководство к разумному пчеловодству (с рисунками)".
Сам Александр Титович являлся автором нескольких неоднократно переиздававшихся популярных брошюр: "Вино для человека и его потомства – яд", "Отчего происходят многие болезни" и других. Причём, брошюра под названием "Отчего происходят многие болезни. Защитникам умеренного употребления вина. Русским матерям. Отчего гибнут люди" была допущена учёным комитетом министерства народного просвещения для помещения в бесплатные народные библиотеки и читальни, а также – для народных публичных чтений.
Своеобразным апогеем деятельности руководимого А.Т.Соловьёвым КОТ в уходящем XIX веке стало открытие в Казани 27 марта 1896 г. в присутствии архиепископа Казанского и Свияжского Владимира (в миру – И.П.Петрова), Казанского губернатора П.А.Полторацкого, ректора ИКУ К.В.Ворошилова и других высокопоставленных лиц города и губернии первой в России специализированной больницы для алкоголиков, главным врачом которой с самого начала состоял известный российский невропатолог, автор первого отечественного учебника по нервным болезням профессор ИКУ Л.О.Даркшевич. На торжественной церемонии А.Т.Соловьёв, в частности, заметил, что "в основу "Казанского Общества Трезвости" его учредителями была положена вера в помощь Божию, необходимую во всяком добром деле". "Средства на содержание лечебницы, по-видимому, незначительны, – передавал его слова журнал "Деятель", – но, имея по-прежнему в основе веру и надежду на помощь Божию, Общество не задумывается о средствах, не нуждается в них и теперь: оно верит, что и в этом добром деле в пользу человечества не оставит Общество помощь Божия, которая выше всяких средств. Средства явятся сами, когда это будет нужно".
И средства, действительно, являлись. В первое время лечение в больнице для алкоголиков проводилось, по мере возможности, за плату. Однако уже 3 декабря 1900 г. члены Комитета КОТ, найдя, что "платные больные не дают возможности назвать больницу вполне благотворительным учреждением", единогласно постановили "не принимать в больницу платных больных, а принимать всех желающих лечиться от пьянства бесплатно, возложив на них труд по учреждениям Общества".
1 января 1898 г. общество организовало в Казани приют для безродных детей. А в 1900 г. под патронажем КОТ открыло свою деятельность "Общество Защиты Несчастных Женщин в городе Казани" (ОЗНЖ)[7], основной целью которого стала профилактика и борьба с проституцией. Первым председателем Правления ОЗНЖ 16 января 1900 г. был избран А.Т.Соловьёв, проработавший в новой для себя должности без малого одиннадцать месяцев (до декабря означенного года). За это время (то есть в первый год существования общества) ОЗНЖ, благодаря активной помощи казанских трезвенников, успешно приступило к осуществлению целого ряда собственных проектов, даже не имея на то необходимых финансовых средств.
Один из идеологов нового общества В.К.Никольский сообщал в своём "Обзоре деятельности правления" ОЗНЖ за 1900 г., что на заседании его Правления 23 января указанного года А.Т.Соловьёв предложил "организовать приют для призрения девушек, решивших бросить позорное ремесло". Официально, по его словам, приют был открыт 23 апреля 1900 г., "но в действительности функции его начались гораздо раньше". Временный приют "для бесприютных и ищущих труда" женщин был открыт в выделенном КОТ помещении на улице Подлужной, где тот помещался до 1 сентября 1900 г. Затем он переехал в уступленный В.Е.Григорьевой по просьбе А.Т.Соловьёва во временное пользование ОЗНЖ двухэтажный каменный дом. Кроме того, 23 января 1900 г. на Общем собрании ОЗНЖ был также поставлен вопрос об учреждении бюро, в котором бы "концентрировались предложения труда и спрос на него, и при котором, согласно уставу, должна быть организована консультация для защиты интересов обольщённых женщин". Такое бюро было решено учредить в квартире чайной КОТ, располагавшейся на Булаке.
15 сентября 1901 г. КОТ открыло в Казани также свой приют для женщин. "Пришлые из деревень и ищущие труда девушки, престарелые, не имевшие возможности попасть в богадельни в нынешнем году, в большом количестве обращались к "[Казанскому] Обществу Трезвости" с просьбою дать им временный приют и пропитание, – сообщалось в отчёте о деятельности КОТ с 1 января 1901 г. по 1 января 1902 г., – и приходилось помещать их при чайно-столовой, а затем Комитет, находя неудобным помещать женщин при чайной, так как некоторые имели детей, постановил нанять особое помещение, которое и было открыто 15 сентября на Булаке в д.[оме] Бочарова, где в течение 3-х месяцев призревалось 28 чел[овек]. <…> Призреваемые в приюте способные к труду женщины шили рабочим одежду, мыли бельё и полы в учреждениях Общества, готовили кушанья, а престарелые присматривали за детьми работавших женщин".
Благодаря упорному и кропотливому труду членов Комитета КОТ и, в первую очередь, бессменного председателя общества А.Т.Соловьёва, численность рядов КОТ и его отделов увеличивалась со стремительной скоростью. При этом наиболее интенсивный рост наблюдался на самом рубеже веков, когда оно уже добилось заметного общественного признания не только в Казанской губернии, но и далеко за её пределами. Согласно отчёту о деятельности общества за четвёртый год существования, до 31 августа 1896 г. был открыт 21 отдел КОТ. А уже к началу 1901 г. количество его отделов почти утроилось: согласно отчёту о деятельности общества с 1 сентября 1899 г. по 1 января 1901 г., насчитывалось шестьдесят отделов КОТ.
Вскоре после этого КОТ приступило к открытию своих филиалов за пределами Казанской губернии, в чём также заметно преуспело. В разное время таковые были созданы в городах Армянском Базаре Таврической губернии, Красноярске, сёлах Галиевке Житомирского уезда Волынской губернии, Сосновском Томской губернии и во многих других местах. При этом наибольшим размахом деятельности отличались отделы общества, функционировавшие в Сибири.
"Не было ни одного выдающегося события в жизни Казани, не было ни одного бедствия целого края, – констатировалось в отчёте о деятельности КОТ за 1912 г., – в котором, так или иначе, не приняло бы Общество своего участия. Оно шло всегда и везде на помощь населению. Ужасные пожары Казани – Общество принимает участие в погорельцах, предоставляя им приют, пропитание и одевая при помощи благотворителей; в годины недорода – организует трудовую помощь и прокормление, при помощи своих отделов; кормит, даёт приют, лечит и одевает неимущих города Казани". Следует признать, что эти утверждения отнюдь не являлись пустым бахвальством. Так, к примеру, один только Старо-Шенталинский отдел КОТ, действовавший в Спасском уезде Казанской губернии, содержал на частные средства с конца 1898 г. по 20 июля 1899 г. двадцать столовых на 1200 человек и два ясельных приюта.
Прочными гарантиями эффективной борьбы с пьянством, помимо продуманной постановки дела, стали бескорыстный труд членов КОТ и щедрая помощь благотворителей. Состав общества был в социальном отношении на удивление пёстрым: в нём состояли представители практически всех сословий – от простых крестьянин и чернорабочих до княгини Е.П.Крапоткиной и графини Н.Н.Каймо. Почётным членом КОТ был избран протоиерей Кронштадтского Андреевского Собора Иоанн (И.И.Сергиев), благословивший деятельность общества и пожертвовавший на его нужды 300 рублей. Помимо него, почётными членами КОТ в разное время состояли вышеназванный епископ Чистопольский Анастасий (в миру – А.И.Александров), экзарх Грузии Алексий (в миру – А.В.Молчанов) и епископ Саратовский и Царицынский Алексий (в миру – А.Я.Дородницын),[8] архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (в миру – А.П.Храповицкий), архиепископы Казанские и Свияжские Владимир (в миру – И.П.Петров) (1892 – 1897 гг.), Арсений (в миру – А.Д.Брянцев) (1897 – 1903 гг.) и Иаков (в миру – И.А.Пятницкий) (1910 – 1917 гг., с 1917 по 1919 гг. – митрополит), епископ Пензенский Митрофан (в миру – М.В.Симашкевич), епископ Олонецкий и Петрозаводский Никанор (в миру – Н.А.Надеждин), министр финансов России С.Ю.Витте, Самарский губернатор А.С.Брянчанинов, Казанские губернаторы П.А.Полторацкой, М.В.Стрижевский и П.М.Боярский, член Государственного Совета М.Н.Галкин-Врасской, член Третьей Государственной Думы, городской голова Самары М.Д.Челышев, управляющий акцизными сборами Казанской губернии С.М.Баженов, городской голова Казани С.В.Дьяченко, ректор ИКУ Г.Ф.Дормидонтов, академик А.И.Соболевский, председательница Казанского Управления Российского общества "Красного Креста", супруга командующего войсками Казанского военного округа В.Д.Мещеринова, профессора Л.О.Даркшевич, И.М.Догель, П.В.Знаменский, Н.П.Загоскин, Н.Ф.Катанов, потомственный почётный гражданин Л.А.Матвеевский и другие.
В роли благотворителей КОТ выступали самые разные люди: от простых обывателей до тех, кого знала вся Россия. К ним относились: хорошо известные в Казани купцы В.Ф.Булыгин, И.К.Крестовников, Я.Ф.Шамов и П.В.Щетинкин, купец из Мамадыша А.О.Захаров (благодаря пожертвованиям которого был открыт отдел общества в селе Красная Горка одноимённого уезда), предприниматель А.С.Баташёв (выславший, помимо прочего, восемьсот рублей на содержание больницы для алкоголиков), проживавшая в столице дворянка А.П.Синельникова (не только лично отдававшая Старо-Шенталинскому отделу КОТ деньги на открытие столовых, но и способствовавшая тому, чтобы "многие жители [Санкт-]Петербургской губернии пожертвовали на тот же предмет не одну тысячу рублей"), епископ Чебоксарский Борис (в миру – В.П.Шипулин)[9], М.Л.Стрижевская (оставившая КОТ, членом которого она состояла, согласно завещанию, после своей смерти в мае 1916 г. три тысячи рублей), и даже Премьер-министр России П.А.Столыпин (чей вклад в 100 рублей, как и пожертвования Иоанна Кронштадтского, безусловно, имел для общества, "знаковый" характер).
Особую предрасположенность к КОТ, как нетрудно догадаться, выказывало православное духовенство. Многие рядовые священники по собственной инициативе возглавляли отделы КОТ на местах. Помимо упоминавшегося уже выше отца В.И.Веселицкого, к их числу в разное время относились, в частности, священники А.П.Азановский, В.С.Васюков, Е.В.Воинов, Н.Г.Гремячкин, А.К.Кулясов, М.И.Орлов, Я.И.Смирнов, А.Ф.Тёмин, М.П.Чебоксаров и многие другие. Заслуживает особого внимания и тот факт, что в отделы КОТ вступали также мусульманские духовные лица, которые иногда занимали в них руководящие посты.
Активное участие в деятельности КОТ представителей православного духовенства, большинство из которых придерживалось традиционалистских взглядов на дальнейшее развитие церковной и общественной жизни, и религиозно ориентированной русской интеллигенции, не было, конечно, случайным явлением. Отвратив русский народ от греха пьянства, они надеялись тем самым вернуть его к традиционным духовным, государственным и общественным ценностям и убедить в опасности всякого рода крамольных социальных учений, которые входили с таковыми в полное или частичное противоречие. "Посмотрите, – взывала, к примеру, в июле 1905 г. к своим читателям газета "Русь Православная и Самодержавная", – кто участвует в [революционном] движении, кто проповедует в прокламациях избиение, кто главные руководители, и окажется – всё это нервнобольные, нравственно изуродованные, а за ними идут дети [из] учебных заведений, проститутки, прачки, пьяные рабочие и ненормальные (переутомившиеся или переучившиеся) учёные люди. Если вы проверите жизнь этих несчастных руководителей, то в большинстве – это дети пьяниц, больных, изуродованных сифилисом и другими болезнями людей или так называемых нейрастеников[10] и психопатов, и не найдёшь ни одного среди этих так называемых двигателей, чтобы он был потомком здоровых родителей и чтобы его можно было назвать нормальным".[11]
Кроме того, идеологи трезвеннического движения надеялись за счёт отрезвления русского народа вернуть ему утраченную, по их мнению, духовно-религиозную и национальную конкурентоспособность. Вовсе не случайно поэтому, что подобного рода усилия заслужили глубокое понимание и получили заинтересованную поддержку именно в Казанской губернии, где в конце XIX – начале ХХ веков по преимуществу мирная, но, тем не менее, вызывающая серьёзные опасения у православного русского населения, межконфессиональная конкуренция ислама и православия приобрела для последнего достаточно неблагоприятный характер.
Вполне закономерно, таким образом, что практически уже с момента появления КОТ на свет началась его политическая эволюция в сторону черносотенства. В силу специфики решавшихся им задач, основными объектами деятельности общества выступали представители низших сословий и классов общества. Однако в подавляющем большинстве, в его чайно-столовых, приютах и прочих учреждениях собирались вовсе не праздно шатавшиеся маргинальные элементы и не готовые на любое преступление "тёмные личности", о которых особенно любили твердить советские историки. Согласно секретным отчётам агентов Казанского Губернского жандармского управления, основной контингент слушателей трезвеннических чтений составляли мастеровые, приказчики, рабочие, ремесленники, торговцы и т.д. И просвещали их там не одними антиалкогольными лекциями и церковными проповедями, но и чтением произведений героико-патриотической, лирической и религиозно-нравственной литературы (в том числе рассказов и стихов А.В.Кольцова, В.Г.Короленко, Н.А.Некрасова и А.П.Чехова), а также беседами на злободневные темы тогдашней русской действительности.
И чем сильнее и мотивированнее становилось для членов КОТ такое "искушение" трезвостью, тем ближе и понятнее казались им рассуждения о пагубности для России любой социальной смуты, подрывающей устои традиционного русского мироустройства. Вот, как, к примеру, описывала газета "Казанский Телеграф" годичное собрание членов КОТ, прошедшее в Казани 30 января 1905 г.: "Огромное здание чайной-столовой, – сообщалось в ней, – было переполнено рабочими и бедняками. Собрание удостоил своим присутствием преосвященнейший ректор дух.[овной] академии, епископ Чистопольский Алексий,[12] который после совершённого им молебствия с водосвятием, сказал прочувствованное слово, соответствующее целям этого общества и современному брожению рабочих классов. Рабочие с глубоким вниманием слушали преосвященного Алексия, говорившего просто и ясно о свободе евангельской и о свободе мнимой, проповедываемой в настоящее тяжёлое время.
Затем прочитаны были поздравительные телеграммы "Казанскому обществу трезвости" от Высокопреосвященнейшего Антония, митрополита С.[анкт]-Петербургского и от известного протоиерея о. Иоанна Кронштадтского, не мало помогающего деньгами Казанскому Обществу Трезвости".[13]
Именно в это "смутное" время председатель Комитета КОТ А.Т.Соловьёв, а вслед за ним и большинство членов общества, сделали свой трезвый политический выбор: в конце 1904 – начале 1905 гг. руководство общества приняло решение учредить в Казани отдел "Русского Собрания". Мощным толчком к этому послужила высокая оценка деятельности КОТ, сделанная самим Императором Николаем II. 30 января 1905 г. состоялось Общее собрание КОТ, на котором А.Т.Соловьёв объявил об уже состоявшемся решении. "После молебствия, совершённого Его Преосвященством Преосвященным Алексием, Епископом Чистопольским, и сказанного им слова, – говорилось, в частности, в протоколе Общего собрания, – доложены телеграммы: Епископа Волынского и Житомирского Антония, следующего содержания: "От души приветствую христианскую деятельность полезнейшего из всех Обществ", и о. И.И.Сергиева Кронштадтского: "Призываю благословение Божие на Богу угодное дело", и письмо Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Д[и]митрия, Архиепископа Казанского и Свияжского, в котором он пишет: "Да благословит Бог добрым успехом дальнейшую деятельность общества". Затем председатель сказал: "Государь Император зорко следит за проявлением общественной деятельности на пользу и благо человечества, что видно из того, что Он обратил внимание на нашу скромную деятельность, сделав отметку на всеподданнейшем отчёте Казанского губернатора о деятельности общества "полезный пример"; это милостивое внимание к деятельности Общества Государя Императора даёт смелость членам "[Казанского] Общества Трезвости", как верноподданным Государства Российского, выразить Государю Императору свои верноподданнические чувства и усилить свою деятельность на пользу отечества, приходя на помощь верноподданным Руси Святой". Общее Собрание единогласно постановило выразить свои чувства в такой форме: "Великий Государь и Отец земли Русской! Члены "Казанского Общества Трезвости" в двенадцатую годовщину его существования после просительного к Господу Богу молебствия об укреплении власти Твоей Самодержавной, к славе и крепости Русского Государства служащей, выражают свои искренние верноподданнические чувства и твёрдо верят, что до скончания мира непоколебимо будут стоять на Руси, непобедимой и Христом Богом хранимой, власть Самодержавная и Святая вера Православная.
В целях единодушной защиты веры Православной, власти Самодержавной и народности Русской, члены Общества постановили основать "Русское Собрание", которое бы сплотило всех истинных сынов Общества на борьбу с врагами внешними и внутренними.
Приими же, Великий Государь, нас, членов "Казанского Общества Трезвости", под Твоё Всемилостивейшее Покровительство!" |