Однако особенности идеологического и организационного становления Казанского отдела "Русского Собрания" (КО РС) (и, в первую очередь, затянувшаяся процедура согласования с Советом РС его будущих программно-уставных положений) почти на год отодвинули официальное открытие отдела, которое состоялось 6 декабря 1905 г.
Впрочем, это вовсе не означало, что в эти крайне тяжёлые для России месяцы А.Т.Соловьёв и его сторонники бездействовали. Совсем наоборот. Не сомневаясь в благополучном исходе дела и не дожидаясь окончательного решения об учреждении в Казани отдела РС, его члены-учредители развернули кампанию по привлечению в ряды своей организации представителей местного населения. Уже 17 февраля 1905 г. в газете "Казанский Телеграф" появилось объявление следующего содержания: "Организованный в Казани отдел "Русского Собрания" просит желающих принять в нём участие прислать свои заявления А.Т.Соловьёву. Членами собрания могут быть и студенты высших учебных заведений".
Под влиянием накалявшейся общественной обстановки беседы в чайно-столовых и прочих учреждениях КОТ стали всё больше "разбавляться" разговорами на политические темы. Одновременно члены-учредители КО РС приступили к активной печатной контрреволюционной пропаганде, рупором которой стали журнал "Деятель" и начавшая выходить с июня того же года газета "Русь Православная и Самодержавная".
Прошение А.Т.Соловьёва об издании новой газеты, девятым пунктом программы которой предусматривалось печатание протоколов РС, рассматривалось в различных инстанциях на протяжении марта – апреля 1905 г. В характеристике, данной лидеру КОТ 12 марта 1905 г. и.д. казанского отдельного цензора, сообщалось в частности, что "личность издателя журнала "Деятель" Коллежского Асессора Александра Титовича Соловьёва здесь, в Казани, хорошо известна, как безусловно честного, идейного труженика по распространению просветительной и благотворительной деятельности созданного им "Общества Трезвости".
"Глубоко религиозный, преданный идее "Самодержавия", защитник интересов русской народности, противник и обличитель всяких смут, волнений и забастовок, – говорилось далее, – г.[осподин] [А.Т.]Соловьёв представляет из себя выдающуюся по энергии личность. Мне известно, что г.[осподин] [А.Т.]Соловьёв ходатайствует о разрешении ему открыть в Казани отделение патриотического "Русского Общества" и, я уверен, просимая им газета "Русь Православная и Самодержавная" явится выразительницей взглядов этого Общества, в случае его разрешения". В конце автор характеристики заключал, что ходатайство А.Т.Соловьёва должно быть удовлетворено, "тем более, что проектируемая им газета при весьма дешёвой цене может распространяться в полуинтеллигентной среде и в простом народе, т.[о] е.[сть] [в] таких классах, которые особенно нуждаются в надлежащем руководстве их умственным настроением".
После получения долгожданного разрешения А.Т.Соловьёв сразу же постарался придать "Руси Православной и Самодержавной" отличный от обычных повременных изданий характер. "Статьи, – говорилось в первом номере газеты, – принимаются от людей, желающих блага и процветания Руси Православной и Самодержавной, от людей бескорыстных, и потому за статьи редакция платить не будет, так как цель редакции послужить на благо Руси". Конечно, в наше насквозь "проплаченное" время это заявление можно расценивать как проявление политической наивности А.Т.Соловьёва и его соратников, однако для них самих такая позиция, безусловно, являлась делом высокого принципа.
Вообще, на фоне активно распространявшихся с января 1905 г. во многих крупных российских городах (в том числе и в Казани) слухов о появлении организованной "чёрной сотни", избивающей либерально и революционно настроенную интеллигенцию, студентов и вообще всех "сюртучников", любые резкие заявления в защиту самодержавия рассматривались напуганными обывателями как доказательство причастности их авторов к этому "неблаговидному" делу. Однако данное обстоятельство, судя по всему, отнюдь не пугало местных правых монархистов. Не желая оставаться в стороне от текущих политических процессов, подрывающих основы существования государственного строя Российской империи, "Деятель" оперативно включился в острую полемику с либеральными и революционными силами в лице их местного печатного издания – газеты "Волжский Листок", чем моментально завоевал себе репутацию черносотенного журнала.
Активная борьба с революционной крамолой привлекла в лагерь "соловьёвцев" значительное число сочувствующих, как в самой Казани, так – и "на местах". Но одновременно с этим она вызвала также недовольные возражения и протесты против политической деятельности А.Т.Соловьёва и казанских трезвенников со стороны либерально настроенных руководителей и членов некоторых отделов КОТ (и особенно – Чистопольского отдела общества). Однако, как решительный идейный организатор, А.Т.Соловьёв не стал разменивать поддержанные большинством традиционалистские принципы на мнимую либеральную "аполитичность" меньшинства и продолжил взятый курс на создание первой в Казани и одноимённой губернии право-монархической организации.
23 сентября 1905 г. Александр Титович был избран действительным членом РС, о чём руководителя КОТ – с уверением в своём глубоком уважении и преданности – тут же уведомил председатель его Совета князь Д.П.Голицын. А 7 октября 1905 г. состоялось постановление Общего Собрания РС по Казанскому отделу и его уставу (составленному с теми же дополнениями, которые ранее были сделаны для Харьковского отдела РС), ходатайство о разрешении на открытие и утверждение которых князь Д.П.Голицын представил министру внутренних дел. Наконец, 6 декабря 1905 г. – в день тезоименитства Императора Николая II – в торжественной обстановке прошло первое Общее Собрание "членов "Русского Собрания" г.[орода] Казани", объявившее об официальном открытии Казанского отдела РС. В числе членов Совета на нём были избраны: председателем Совета – А.Т.Соловьёв, его товарищем (заместителем) – С.Д.Бабушкин и делопроизводителем – В.А.Белилин.
Всего несколькими днями ранее в Казани произошло оформление ещё двух черносотенных организаций – "Царско-Народного Русского Общества" (ЦНРО), которое возглавил профессор ИКУ В.Ф.Залеский, и "Общества церковных старост и приходских попечителей города Казани" (ОЦСПП), во главе которого встал купец А.И.Кукарников. В тесной связке с ними КО РС начал осуществлять работу по созданию единого право-монархического противовеса либералам и революционерам всех мастей, которым в по преимуществу инородческой Казанской губернии практически заранее был гарантирован политический перевес.
Кульминационной точкой объединительной политики местных правых монархистов стало создание "Областной Управы Объединённого Русского Народа" (ОУ ОРН), решение о котором, по сообщению "Газеты "Правых", было принято в Казани 13 декабря 1906 г. Ведению ОУ ОРН (в которую, как явствует из того же источника, вошли В.Ф.Залеский, А.И.Кукарников и А.Т.Соловьёв) подлежали все губернии Волжско-Камского края. 10 января 1907 г. на заседании казанских эрэсовцев было доложено, что вышеозначенные лица избрали ещё одним членом Управы архимандрита Казанского Спасо-Преображенского монастыря Андрея (в миру – князя А.А.Ухтомского), который, согласно целому ряду документальных свидетельств, был также избран её председателем.
Во время избирательной кампании в Первую Государственную Думу А.Т.Соловьёв – в качестве одного из наиболее предпочтительных кандидатов от местных правых монархистов – был включён в список выборщиков от Соединённого Совета ЦНРО, КО РС и ОЦСПП "по 1-му участку" города Казани. Одним из наиболее любопытных эпизодов борьбы Александра Титовича за голоса избирателей стало активное использование агитационных листовок, которые в то время многие консерваторы и даже умеренные либералы считали чуждым западным явлением. "В Казани, – с нескрываемым возмущением писала, в частности, 21 января 1906 г. местная октябристская газета "Обновление", – разбрасываются красные листки. Вы думаете, что это какая-нибудь "прокламация" революционеров? Ошибаетесь. На листке крупными буквами написано: "Казанцы, выбирайте Александра Титовича Соловьёва!"
Однако, несмотря на свою значительную общественную известность и достаточно грамотно построенную по меркам того времени "пиар-кампанию", ни А.Т.Соловьёв, ни другие лидеры местных правых монархистов в Первую Государственную Думу так и не прошли. Не произошло это и на выборах в последующие "издания" российского парламента. Слишком "наэлектризованным" революционными и либеральными идеями было тогда местное общество и слишком очевидным являлось влияние на избирательный процесс в Казани и Казанской губернии инородческого фактора, чтобы "пропустить" в Государственную Думу людей, убеждённо и открыто отстаивающих принципы лозунг "Православие. Самодержавие. Народность".
Кроме того, со временем дали о себе знать и весьма неприятные обстоятельства борьбы за лидерство внутри самого местного черносотенного движения, расколовшей его на враждующие лагеря. Главными её фигурантами стали А.Т.Соловьёв и В.Ф.Залеский, за плечами каждого из которых стояли тысячи сторонников. С самого начала существования местного черносотенного движения в таковом обозначился своего рода "дуумвират". Безусловно, кроме А.Т.Соловьёва и В.Ф.Залеского, в нём имелось ещё немало ярких и уважаемых людей, обладавших отдельными лидерскими качествами, но "по совокупности" последних эти двое всегда оставались вне конкуренции. Причём, первоначально они достаточно гармонично дополняли друг друга. Дело в том, что "по-мужицки" крепкий, рассудительный и "неговорливый" организатор-хозяйственник А.Т.Соловьёв, не дотягивавший – при всех своих очевидных достоинствах – до университетского уровня образования, заметно уступал по части научной и политической эрудированности, а также ораторским способностям потомственному дворянину, профессору В.Ф.Залескому. А последнему же, в свою очередь, всегда не хватало некоего "приземлённого" соловьёвского постоянства, редкого умения ладить с людьми и сплачивать их вокруг себя не только во время проведения митингов и съездов, но и в "мирное" время. Поэтому пока А.Т.Соловьёв и В.Ф.Залеский работали в одной обойме (имея к тому же за плечами особо не афишировавшуюся поддержку, соответственно, епископа Андрея /в миру – князя А.А.Ухтомского/ и профессора ИКУ К.С.Мережковского[15]), дела в местном черносотенном движении шли в гору.
С начала ноября 1906 г. начал функционировать Казанский Губернский отдел "Союза Русского Народа" (СРН), председателем Совета которого стал профессор В.Ф.Залеский (одновременно остававшийся руководителем ЦНРО). Вскоре А.Т.Соловьёву, В.Ф.Залескому и их единомышленникам удалось без особых усилий "опутать" всю Казанскую губернию густой сетью отделов СРН. Однако уже в скором времени до Казани докатились волны столичных распрей и расколов, накрывшие с головой всё местное черносотенное движение. Опуская подробности противостояния пустившегося в "вольное плавание" В.Ф.Залеского и оставшегося верным председателю Главного Совета СРН А.И.Дубровину А.Т.Соловьёва, следует констатировать, что в результате него в местном черносотенном движении вместо "дуумвирата" возникло "двоецентрие" (на смену которому затем – после появления здесь отделов "Русского Народного Союза имени Михаила Архангела" – пришло формальное "троецентрие").
Ядром первого из "центров" стало ЦНРО, а второго – КО РС. Причём, вокруг последнего объединились: ОЦСПП, Второй отдел СРН в Пятницком приходе города Казани, Боголюбский отдел СРН и целый ряд иных "союзнических" отделов продубровинской ориентации, открытых к тому времени в Казанской губернии А.Т.Соловьёвым и его единомышленниками. Новая черносотенная структура, действовала под именем "Объединённых монархических обществ и союзов при Казанском отделе "Русского Собрания" (или попросту "объединённых обществ"). Вначале её руководителем считался епископ Мамадышский Андрей (в миру – князь А.А.Ухтомский), однако уже в скором времени полный контроль над ней перешёл к А.Т.Соловьёву, избранному председателем "объединённых обществ". "Конкурирующая" с ней право-монархическая сила оказалась представлена ЦНРО, Казанским Губернским отделом СРН и верными В.Ф.Залескому "союзническими" отделами.
Причём, несмотря на изнурительное, с переменным успехом, "перетягивание каната", которое долгое время наблюдалось в самой Казани, А.Т.Соловьёв и его соратники по-прежнему продолжали достаточно активно действовать в общероссийском "дубровинском" пространстве. По сведениям, собранным историком А.Д.Степановым, Александр Титович являлся участником целого ряда общероссийских монархических съездов и совещаний. Так, он принимал участие в Третьем и Четвёртом Всероссийских съездах Русских Людей, проходивших, соответственно – в Киеве 1 – 7 октября 1906 г. и в Москве 26 апреля – 1 мая 1907 г. Во время раскола в право-монархическом движении А.Т.Соловьёв участвовал в Пятом Всероссийском съезде СРН (известном как "Съезд сторонников Дубровина"), проходившем в Москве 21 ноября – 1 декабря 1911 г., на котором был избран товарищем председателя съезда, а по его итогам – кандидатом в члены Главного Совета "Всероссийского Дубровинского Союза Русского Народа". Кроме того, Александр Титович также принимал участие в Петроградском совещании монархистов 21 – 23 ноября 1915 г.
При этом, одновременно с политической деятельностью, А.Т.Соловьёв не на миг не прекращал заниматься делами КОТ. Причём, определить, что здесь являлось для него приоритетом, практически невозможно, так как две руководимые им организации – КОТ и КО РС – по сути дела слились между собой, превратившись в своеобразный гибрид политической право-монархической организации и религиозно-просветительного общества. Уже 15 декабря 1905 г. и.д. Казанского губернатора полковник А.А.Рейнбот, заметно благоволивший к правым монархистам, дал разрешение Совету КО РС на открытие при чайно-столовой КОТ "читальни-библиотеки" из книг, относящихся к задачам "общества".
То же самое, по сути дела, произошло и с отделами КОТ по всей Казанской губернии, на базе которых с конца 1906 г. начали возникать многочисленные отделы СРН. При этом процесс образования на местах отделов первого заметно замедлился, но отнюдь не прекратился. Мало того, в самой Казани и ещё в целом ряде населённых пунктов Казанской губернии деятельность КОТ продолжала развиваться по восходящей, несмотря на то, что её политизация оттолкнула от общества ряд несогласных с черносотенной идеологией активистов трезвеннического движения. "До 1905 г. было более 60 отделов, – признавалось в отчёте КОТ за 1912 г., – но этот год шатания умов, год иноверного подлого движения заставил Общество открыть в Казани отдел "Русского Собрания" и затем "Союз Русского народа", и, так как шатание было заметно и в отделах, то постановлено объявить членам "[Казанского] Общества Трезвости", что они должны быть или членами "Русского Собрания", или членами "Союза Русского народа", причём, главным образом, твёрдо стоять за православие, неограниченное самодержавие и заботиться о благе русского народа; но некоторые отделы не пожелали подчиниться этому постановлению, почему и были закрыты, а имущество их было передано "Попечительству о народной трезвости".
15 декабря 1906 г. КОТ организовало в Казани бесплатный ночлежный приют, в котором на протяжении, например, одного лишь 1913 г. призревалось 60852 человека. А 27 апреля 1907 г. при КОТ – на улице Подлужной – открылся Храм во Имя Всемилостивого Спаса, ставший духовным центром казанских трезвенников, эрэсовцев и представителей близких к ним просветительно-благотворительных и общественно-политических организаций. Мысль об открытии собственного храма, возведением и обустройством которого общество занималось без малого шесть лет, принадлежала будущему епископу Чистопольскому Анастасию (в миру – А.И.Александрову), через коего поступило и первое пожертвование на него. Освятил Храм во Имя Всемилостивого Спаса тогдашний епископ Чистопольский Алексий (в миру – А.Я.Дородницын). Первым старостой его был избран профессор А.И.Александров (затем эту должность долгое время исправлял профессор Н.Ф.Катанов), а священником храма стал о. А.М.Троицкий.
Кроме этого, в 1907 г. КОТ организовало в Казани единственную тогда в своём роде в России специализированную лечебницу для больных волчанкой, в которой уже в 1908 г. помещались 36 человек из девяти губерний. Для съезжавшихся со всей страны больных был создан особый приют, на поддержание которого сто рублей пожертвовала сама вдовствующая императрица Мария Фёдоровна (на её же средства была оборудована и созданная при клиниках ИКУ в целях борьбы с этим тяжёлым заболеванием светолечебница).
Вскоре под патронажем КО РС было создано "Казанское Общество Православных Русских Женщин" (КОПРЖ), устав которого был утверждён Казанским Губернским по делам об обществах Присутствием 1 апреля 1908 г. Согласно последнему, целью КОПРЖ являлось объединение православных русских женщин города Казани для распространения в обществе "православных русских взглядов на воспитание, развитие чувства патриотизма и укрепление основных устоев русского народа". При этом в числе членов-учредителей (а точнее – учредительниц) общества выступила и жена А.Т.Соловьёва Л.Л.Соловьёва. Весьма показательно также, что одним из благотворителей общества являлся лидер "Русской Монархической Партии" (с 1911 г. – "Русского Монархического Союза") протоиерей И.И.Восторгов.
В том же году под председательством известного мастера А.М.Тюфилина было создано "Общество ремесленников строительных работ при "Русском Собрании" (ОРСР при РС). Согласно его уставу, утверждённому Казанским Губернским по делам об обществах Присутствием 18 июня 1908 г., целью ОРСР при РС являлось объединение "русских православных, преданных Самодержавному ИМПЕРАТОРУ, ремесленников по строительным работам" и пополнение их знаний по производству, для чего оно брало на себя обязательство помогать нуждающимся "советом, средствами и приисканием работы". Как явствует из протоколов заседания Совета КО РС, его открытие состоялось 16 июля 1908 г., а уже осенью следующего года при ОРСР при РС было создано ссудо-сберегательное товарищество.
"В настоящее время, – говорилось, в частности, в отчёте о деятельности КОТ с 1 января 1908 г. по 1 января 1909 г., – "[Казанское] Общество Трезвости" даёт помещение для приюта "[Казанского] Общества православных русских женщин", для собраний и библиотеки [Казанского отдела] "Русского Собрания", "Союзу Русского Народа" и "Обществу ремесленников [строительных работ при Казанском отделе РС]" и церковному попечительству". |