Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4866]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [908]
Архив [1662]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    С.Х. Карпенков. Романтика целины

    http://portal-kultura.ru/upload/iblock/f0f/Celina_kult_07_13.jpgПроходили многие годы и даже десятилетия, а захватившие власть большевики не смогли обеспечить в полной мере продовольствием население страны. Такую рукотворную и в то же время трудно решаемую проблему породил октябрьский переворот 1917 года, до совершения которого великая крестьянская Россия производила столько хлеба, что его вполне хватало не только для полного собственного обеспечения, но и для продажи за границу. Решить продовольственную проблему после октябрьского переворота так и не смогли большевицкие вожаки и их партийные приемники. Не помогли её решить в двадцатые годы ни объявленный военный коммунизм, ни грабительская продразвёрстка, когда вооружённые служаки с винтовкой в руках отнимали последний хлеб у крестьян, обрекая их на голодную мучительную смерть.

    Не удалось решить эту насущную проблему и в дальнейшем, в тридцатые годы при бандитском нашествии большевицких служак на деревни и сёла, когда они, арестовав крепких крестьян, грабили их и выгоняли на мороз из собственных хат, и одних из них расстреливали без суда и следствия, а других, лишив свободы, сажали в тюрьмы либо ссылали в холодные суровые края, не пригодные для жизни. Не накормила народ и сплошная принудительная коллективизация, когда якобы свободные крестьяне, загнанные в колхозы, где всё наше, но не всё моё, попали в колхозное рабство на многие десятилетия и вынуждены были работать от зари до зари, получая пресловутые палочки в трудовой книжке, а не заработанный хлеб и не деньги.

    Решить эту земную проблему не смогла и железная рука Сталина, «гениального вождя, который всё мог», хотя он и был твёрдым, непреклонным и даже чудовищно жестоким при воплощении своих бредовый безумных замыслов в жизнь. Зато он преуспел совсем в другом – в создании и укреплении гигантского репрессивного монстра, не обошедшего стороной ни одну семью на бескрайних российских просторах и жертвами которого стали десятки миллионов безвинных людей.

    В пятидесятые годы после смерти Сталина, усатого «отца всех народов», была сделана ещё одна смелая и вполне благонамеренная попытка решить продовольственную проблему страны – немедленно и сразу накормить всех от пуза. Для этого на самом высоком властном уровне по инициативе Никиты Хрущёва, только что взошедшего на партийный престол власти, было принято «единственно правильное» решение об освоении целинных залежных земель. Такое решение, утвержденное в 1954 году на верховной партийной сходке – пленуме центрального комитета партии, содержалось в постановлении «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Во исполнение постановления было намечено распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 миллионов гектар целинных и залежных земель.

    При подготовке этого документа, благопристойного и благозвучного в самом названии, якобы предлагались разные пути развития сельского хозяйства в рамках существовавшей в то время партийно-тоталитарной системы. Однако в окончательном его варианте не был учтён богатый опыт освоения новых земель не только в нашей стране, но и за рубежом. А стоит ли поднимать целину в таких гигантских масштабах и какие последствия будут после освоения целинных земель – эти и другие не менее важные вопросы даже не ставились: их постановка и обсуждение во властных верхах означали бы открытые выступления и прямые действия против воли партии. Поэтому никто из здравомыслящих людей не осмеливался задавать подобные вопросы, дабы не оказаться в многомиллионных рядах «контрреволюционеров» и «врагов народа», томившихся годами и даже десятилетиями в застенках многочисленных тюрем и лагерей, как это было многие годы после октябрьского переворота, хотя сталинская репрессивная эпоха, жестокая и кровопролитная, заканчивалась, а её трагические последствия постепенно, но не быстро, как хотелось бы, всё же уходили в прошлое, и наступала долгожданная оттепель, дарованная исстрадавшемуся народу Никитой Хрущёвым, искренне стремившимся улучшить жизнь людей, и многое удалось ему сделать: это почувствовали сначала в каждой крестьянской семье после ослабления налогового бремени, а затем и во многих городских семьях, переселившихся из тесных коммуналок в отдельные квартиры, пусть и не роскошные, но всё же свои. Хрущёвскую оттепель ощутили и учёные и педагоги, когда государство, не скупясь, щедро финансировало и науку, и образование.

    О грандиозных планах освоения целины сразу же узнали и вполне обеспеченные люди (партийные сытые господа и их верные служаки), не испытывавшие недостатка в продовольствии и снабжавшиеся из закрытых от народа магазинов и распределителей, и подавляющее большинство тружеников, простаивавших в длинных очередях, чтобы купить буханку чёрного хлеба, не говоря уж о других продуктах ежедневного питания, поставлявшихся во многие города и посёлки по остаточному принципу. Узнала об освоении целины даже каждая кухарка, которой «вождь мирового пролетариата» пророчил управлять государством, и такое пророчество в то время почти сбылось – у партийного руля чудесным образом оказались не только кухарки, но их бездарные дети, академий не кончавшие, и с гордостью заявлявшие об этом.

    Вскоре по вездесущему советскому радио в великолепном исполнении Уральского народного хора на всю обширную страну прозвучала весёлая задорная песня «Едут новосёлы». В этой песне, навеянной романтикой светлого завтра, есть простые и понятные слова, призывающие покорять необъятные просторы:

    Вьётся дорога длинная...

    Здравствуй, земля целинная,

    Здравствуй, простор широкий,

    Весну и молодость встречай свою!..

    Ты ко мне придешь раннею весной

    Молодой хозяйкой прямо в новый дом...

    Эту задушевную песню, легко запоминающуюся, пели не только новосёлы, ехавшие покорять целину с надеждой на «светлое будущее», но и весёлые радостные студенты, отправлявшиеся в дальний путь, чтобы во время летних каникул строить новые дома для новосёлов и тем самым решать, хоть и не большие, но важные дела для страны. Её стали исполнять прославленные отечественные хоры и многие известные певцы и певицы. И казалось, что её сочинил какой-то молодой человек, может быть, студент, душа которого была переполнена великой радостью от того, что он едет поднимать целинные земли. Пели песню везде и всюду, не задумываясь о том, кто же сочинил её слова и музыку. Родившись внезапно, она очень быстро покорила сердца миллионов людей: и тех, кто собирался отправиться в дальний путь, овеянный романтикой, и тех, кто верил и надеялся, что целина наконец-то накормит трудовой народ, проголодавшийся за десятилетия нераздельной большевицкой и партийной власти.

    Песня о целине стала поистине народной при жизни самих авторов слов и музыки. Слова её написал вовсе не ехавший на целину молодой человек, полный сил и энергии и вдохновлённый романтикой, и не маститый поэт, сочинивший слова многих популярных песен, – слова песни «Едут новосёлы» написала Нина Солохина, совсем молодая поэтесса, мало известная в то время – для публикации её проникновенных приземлённых стихов о жизни и любви, затрагивавших тонкие струны души всякого благочестивого человека, не хватало места ни в центральных газетах, ни и столичных журналах. Она проживала не в столице, а в небольшом уральском городке и работала многие годы дежурным электриком на высоковольтной подстанции военного завода. Музыку к этой чудесной песне сочинил уральский композитор Евгений Родыгин, автор прекрасных мелодий многих популярных песен, ставших поистине народными: «Уральская рябинушка» (Ой, рябина кудрявая!), «Куда бежишь тропинка милая...» и других.

    Песня «Едут новосёлы», полюбившаяся многих миллионам людей, хоть и родилась на уральской земле, далёкой от столицы и не близкой от целины, сыграла весьма важную роль в агитации освоения бескрайних целинных просторов. На целину мечтала поехать прежде всего молодёжь, не только городская, но и сельская. Кому же из молодых людей не хочется жить не в родительском, а в своём новом доме и работать с удовольствием, веря и надеясь на «светлое завтра»? Городскую молодёжь, не знавшую сельской жизни, привлекала не только романтика дальних неизведанных дорог, но и новая работа, которая была нацелена на решение благородной задачи обеспечения продовольствием страны. Сельские молодые люди, не лишённые чувства романтики, зовущей в далёкие дали, готовы были ехать хоть на край земли, дабы не повторить печальную трагическую судьбу своих родителей, работавших в колхозе и своём небогатом хозяйстве от темна до темна и еле сводивших концы с концами.

    Не оставались в стороне от агитации освоения целинных земель советская пресса, строго направленная в «светлое будущее» и намертво скованная цепями социалистического реализма: в многотиражных центральных газетах и журналах, в местной печати яркими сочными красками обрисовывалась радостная счастливая жизнь новосёлов, едущих с песнями покорять необъятные целинные просторы, которым нет конца и края.

    В те целинные годы в старших классах средней школы в обязательном порядке изучали роман Михаила Шолохова «Поднятая целина», в котором отображена сплошная коллективизация, проводимая по указанию и под пристальным надзором «отца всех народов» очень поспешно, в сжатые сроки. Однако в нём обойдены стороной и почти не затрагиваются реальные трагические события, происходившие в каждой деревне и в каждом селе во время принудительной коллективизации, доведённой до стопроцентной и спровоцировавшей во многих областях крестьянские восстания и волнения, повсеместную разруху и массовый голод с многомиллионными жертвами. И об этой страшной трагедии разорения крестьян многие молодые люди, родившиеся во второй половине тридцатых годов и позже, могли только слышать от своих родителей, которые не всегда охотно рассказывали о своём печальном трагическом прошлом. В школах же в советское время все исторические события преподносились в розовом цвете, как того хотели партийные вожаки, опьянённые властью, никем и ничем не ограниченной. Поэтому после прочтения «Поднятой целины» в сердцах многих молодых людей, не познавших правду жизни, вселялась некая уверенность в том, что поборов страшного змия – частную собственность – при создании колхозов, где всё наше, но не всё моё, можно построить рай на земле, как это следует из шолоховского романа и как предрекали «классики светлого будущего», хотя родители школьников испытывали совсем другие чувства когда у них отнимали землю, скот и имущество, а затем одних ссылали на холодный Север, а других загоняли в тюрьмы и колхозы, а кого-то причисли к «врагам народа» и без суда и следствия расстреляли.

    На романтичный лад настраивало молодёжь и вездесущее радио, ежедневно утром, днём и вечером, до и после полуночи передававшее одни и те же радостные байки о том, как «хорошо в стране советской жить», и о трудовых подвигах покорителей целины, настоящих невымышленных героев того времени. Популярны были и советские кинофильмы, показывавшие везде и всюду счастливых новосёлов-целинников, приехавших раннею весною с молодыми хозяйками на целину, чтобы строить новую жизнь на новом месте вдали от родительского дома.

    Чего только стоил в то время красиво оформленный агитационный плакат, на котором начертан пламенный призыв партии «Поднимай целину!», специально выделенный большими тёмными буквами, чтобы можно было его прочитать издалека. На этом плакате в центре крупным планом изображён мощный трактор с двумя связками стальных плугов, опрокидывающих не паханную веками землю, покрытую густой травой, а железным многосильным конём без узды управляет молодой тракторист с вытянутой вверх рукой, внешне похожий на скульптуру «вождя мирового пролетариата», указывающего «единственно верный путь в светлое будущее». По весёлому выражению лица тракториста можно догадаться, что он испытывает чувство великой радости от того, что ему доверили совсем новенький трактор, только что сошедший с заводского конвейера, и что он свободно, без больших усилий, которые надо было прикладывать, идя за лошадью, запряжённой в плуг, сам пашет землю, решая важную для отечества задачу. На этом же плакате в правой средней его части мелким шрифтом написано стихотворное пояснение, для чего же поднимается целина:

    Этим землям нет цены.

    Больше год от года

    Брать должны мы с целины

    Хлеба для на народа!

    Для освоения целинных залежных земель ехали разные люди – молодые, составляющее подавляющее большинство, и взрослые с профессиональным образованием и без него, со знанием сельской жизни и без них, например, горожане, никогда не жившие в деревне и не видевшие, как растёт, колосится и созревает золотая пшеница. Одни из них ехали, чтобы, работая на целине, остаться там навсегда на постоянное жительство, а другие – только на сезонную работу и после её завершения возвращались домой. Для выполнения строительных работ, не требующих высокой квалификации, были организованы регулярные поездки студентов во время летних каникул, сначала из Москвы, а потом и из многих других городов. Началом формирования студенческих отрядов принято считать весну 1959 года, когда 339 студентов-физиков Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова поехали на целину в Северо-Казахстанскую область, где построили 12 жилых домов, телятник, два птичника и крольчатник, выполнив объём работ на сумму 250 тысяч рублей. Организатором и командиром первого строительного отряда был Сергей Литвиненко. Вскоре ежегодно на целину стали отправляться студенческие отряды и из других вузов не только московских.

    Поднимали целину с большим воодушевлением и энтузиазмом. Тысячи мощных тракторов пахали землю, веками не тронутую. Целинники работали до седьмого пота. Пахали днём и ночью, и плохая погода не была помехой. Жили в палатках не только ранней весной и летом, но и с наступлением холодов. Питались кое-как, не всегда своевременно и досыта. Однако, несмотря на все невзгоды, целину покорили, вспахав десятки миллионов гектар целинных залежных земель, как было велено сверху. Целинники работали с большим усердием, не покладая рук и не думая о том, нужно ли поднимать целину, а если нужно, то в каких масштабах. Ответы на эти вопросы пришли сами собой совсем скоро – через два года, когда сама природа воспротивилась глобальному вторжению в неё человека «разумного», вооружённого мощной техникой, но не обременённого знаниями о природе и практическими знаниями земледелия, которыми владели опытные крестьяне многих поколений на земле российской.

    Если бы сначала думали, а потом поднимали целину, пусть даже с большим энтузиазмом и весёлыми песнями и неукоснительно следуя заманчивым призывам партии, но опираясь на вековой опыт освоения новых земель, то не было пыльных бурь, разрушивших плодородный слой целины, а возделываемая земля отзывалась бы богатым урожаем на нелёгкий труд крестьянина, и собранный хлеб не сгнивал бы под открытым небом, а был бы доставлен во-время потребителю.

    Если бы сначала думали, а потом строили, то не возводились бы на равнинных реках мощные гидроэлектростанции, от которых больше вреда, чем пользы, и которые загубили миллионы гектар лугов, лесов и плодородных земель, где выращивались многие виды сельскохозяйственных культур, в том числе и зерновые, которых так не хватало в стране, чтобы накормить народ, постоянно испытавший недостаток в продовольствии. Не делалось бы и многого другого, бездумного и поспешного, что привело к значительному сокращению пахотных угодий, осваиваемых веками, и к тому, что вопреки самой природе плодородная земля российская перестала давать богатый урожай, который всегда собирался при умелом и заботливом хозяйствовании до начала большевицкого нашествия на тружеников-крестьян.

    Если бы большевицкие вожаки, тайно метившие в наполеоны, не следовали бездумно «единственно правильной теории», послужившей наукой разрушения государства Российского, то не было бы большевицкого переворота, не было братоубийственной войны, не было массового голода и повсеместной разрухи, которые все вместе принесли десятки миллионов человеческих жертв. Не было и колхозов, где окончательно закабалённые крестьяне вынуждены были бесплатно работать на чужой земле, когда-то им принадлежавшей, а была бы процветающая великая Россия, никогда ранее не знавшая продовольственной проблемы и которая продолжала бы кормить свой народ без поднятой целины, без умопомрачительных социальных экспериментов и без великих потрясений.

    Библиографические ссылки

    Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.

    Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.

    Карпенков С.Х. Экология. М.: Директ-Медиа, 2015. – 662 с.

    Категория: История | Добавил: Elena17 (07.10.2016)
    Просмотров: 849 | Теги: россия без большевизма, степан карпенков
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru