Убили короля Александра I, благородного нашего Печальника. Убили ценнейшее, посягнули на самое священное, что остается еще у человечества в шаткое наше время: духовное благородство, доблесть, чувство долга, самоотверженность… − ибо Король Александр редкостно воплощал в себе эти благороднейшие человеческие черты. Это ведомо теперь всем, даже и омертвевшим душам − политиканам-европейцам, подменившим живую жизнь мертвыми принципами. Если бы имели еще они живую душу, они должны были бы воскликнуть − «Ты победил, Галилеянин!» − как воскликнул когда-то наш полуевропеец Герцен.
То, чему свидетелем стал весь мир после кончины Короля Александра I − величайшая из побед: всенародная канонизация, причисление Короля к лику Святых Мучеников, как помазание на вечное царствование в памяти и сердцах народа, помазание без слов, всеобщим неслыханным стоном, всеобщими слезами. Это было чудо шаткого нашего времени, которое в чудеса не верит, но которому дано увидеть. Оно поставлено перед чудом − перед величайшей душевной красотой и благородством, поистине, исключительными. То, что теперь увидали все − победа духа над тлением, вечного над преходящим и суетным. Глас народа − глас Божий: весь народ Югославии, все совестливые люди исторически подтвердили, Кого потеряли, Кого отняли у скудного огрябляемого мира насилием убийства. Бывают события, когда Перст Божий как бы грозится миру; когда человечеству, потерявшему различение добра и зла, через одного, достойнейшего, как бы через искупительную жертву, указуется верный путь, когда всем делается ясно, где правда, доблесть, добро и благородство, и где − бесстыдство, ложь, низость, зло.
Кем был для нашей безустойной жизни почивший Король Александр I Югославский? Олицетворением чести, защитником правды − Божией и человеческой. Он был ослепляющим укором для всех, строящих жизнь неправдой; свет Его отовсюду виден, колол глаза. И служители тьмы погасили его насилием. Олицетворением чести был Король-Рыцарь, Александр − Югославский. Свидетельствуют об этом: государственные акты, слова Короля, в актах запечатленных, миллионы голосов Его народа, страдание наше русское, утоленное Им так благородно − чутко. Мы свидетельствуем об этом и будем всегда, ныне и присно свидетельствовать миру. Он не только Славным вошел в историю: Он вошел в недра народные − Героем, бессмертным Краалем-Юнаком; войдет в сказания, как Святой, в творчество, как прекраснейший образ Человека и Государя. Отшедший, он будет жить: Он обогатил человеческую мысль и чувство и найдет свое воплощение в Искусстве. Это глас, вопиющий − в пустыне сумеречных дней наших[i]. Услышит ли пустыня?
Это − знамение человечеству: очнись!
Как бы низко не падал человек, как бы ни подменивал похотями ценнейшее − в каждой падшей душе тлеет святая искра. Трагическое событие, Кровь Короля-Мученика − поставило Его на высоту, как образ недосягаемой красоты духовной, да разумеют и падшие. Какая жертва принесена! Поймут ли такое знамение?!
Не только Он вознесен на высоты недосягаемые; за собой Он поднял свою Державу, с миром ее поставил лицом к лицу: «смотрите же, чтите, это − Мой народ!»
А нам, русским людям, да будет великим утешением, ободрением и надеждой: ОН − наш, духовно. Сербией порожденный, воспитанный ее духом героизма и верности, Он вдохновлен был великой русской культурой, человеколюбивой, широкой и глубокой, благостной и благоговейной, верной великому завету: «Свет Христов просвещает всех». Его жизнь − служение и подвиг. Святая Жертва за мировое окаянство, ныне принадлежит Он миру.
22-го октября − 5 ноября 1934 г.
Париж.
[i] Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему.. (Ис. 40:3); Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. (Матф. 3:3); (Мар. 1:3); (Лук. 3:4), (Иоанн. 1:23). |