Борьба с религией, в частности с Православной Церковью, проводимая в различных формах советской властью в течение всего времени ее существования, широко известна во всем мире, но известна, главным образом, только с одной стороны: мы имеем в данном случае в виду те меры насилия, террора и пропаганды, которые осуществляет коммунистическая власть по отношению к религии. Зато значительно менее известна другая сторона этой борьбы — борьба верующих за Церковь и в частности борьба советской молодежи за веру своих отцов.
Если внимательно просмотреть советские газеты времен нэпа, то становится ясным, что страна при наличии религиозных гонений переживала несомненный духовный подъем. В большинстве газет того времени можно найти статьи и заметки, сравнительно объективно рассказывавшие об успехах «религиозников» и требовавшие в связи с этим усиления антирелигиозной пропаганды в целях «перевоспитания наиболее отсталых граждан, продолжающих придерживаться религиозных предрассудков».
«Строят церкви», — писал в 1924 году корреспондент «Вечерней красной газеты» в Ленинграде, сообщая о том, что в одном из пригородов Ленинграда группа трудящихся, возглавляемая «поповствующими элементами», вместо того, чтобы использовать имеющиеся у нее средства на что-нибудь «полезное», например, постройку клуба, строит православный храм. Советские газеты времен нэпа, особенно провинциальные, с нескрываемой тревогой писали, что в стране имеется еще «молодежь, которая не ушла из-под влияния религии» и что «этот вопрос имеет несомненно серьезное значение». С нескрываемой злобой писалось, например, в «Ленинградской Правде», в «Красной газете» и др. о молодежи, «до сих пор» посещающей храмы и находящейся вне сферы работы по отвлечению ее от Церкви.
Конечно, трудно или даже просто невозможно судить о действительном участии молодежи в церковной жизни только по сообщениям советских газет. Но мы сознательно останавливаемся на этих данных, так как даже отрывочные и далеко не объективные сведения советской печати делают несомненным, что участие молодежи в церковной жизни имело гораздо более серьезное значение, чем это рисовалось советской печатью и руководителями антирелигиозной пропаганды. Оно представляло из себя движение значительно более широкое, чем это принято думать здесь, за рубежом.
Молодежь, несомненно, боролась за Церковь. Напряженность, идейность, сознательность и бескомпромиссность этой борьбы у различных представителей советской христианской молодежи была, безусловно, различной, но в целом движение находилось на значительной высоте. Было бы совершенно безнадежным занятием, сообразуясь с марксистскими догмами, искать в указанном движении какой-то «классовой основы» и утверждать, что за религию боролись «классово-чуждые» советской власти слои молодежи. Конечно, всякое указание на общенародность движения, констатация фактов, показывающих сына профессора, стоявшего в движении рядом с сыном уборщицы, а дочь партийного работника — рядом с дочерью потомственного рабочего или крестьянина, обычно парируется советскими теоретиками теми соображениями, что, очевидно-де, профессор был представителем старых господствующих классов, уборщица не имела достаточно выдержанного «пролетарского сознания» и находилась «под влиянием буржуазных элементов», член партии был будущим оппозиционером, «предателем интересов рабочего класса», рабочий не имел достаточной антирелигиозной подготовки, а крестьянин был, разумеется, кулаком. Но каждому должно быть совершенно ясным, что, если стать на путь опровержений подобного рода, то вообще невозможны объективные выводы, и всякая попытка обобщения каких бы то ни было данных превращается в схоластическую эквилибристику, имеющую целью показать черное белым, а белое черным. Поэтому мы не считаем возможным идти по такому пути и позволяем себе сделать необходимые выводы по затронутому нами вопросу, руководясь фактическими данными.
Несомненно, что участники движения по своему социальному происхождению и положению принадлежали к совершенно различным группам молодежи, что среди них были представители всех социальных групп советского общества. Дети рабочих и крестьян, трудовой интеллигенции, военных, представители т. н. «нетрудовых элементов» (частного сектора советского хозяйства, духовенства и т. д.), дети лиц, принадлежащих к бывшему привилегированному слою населения императорской России — все они встречались среди верующей советской молодежи.
Какие же группы господствовали внутри движения?
Во всяком случае — не т. н. «чуждые советской власти элементы». Поэтому весьма растяжимому признаку установить что-либо невозможно. Ведущей группой являлась наиболее интеллектуально развитая, духовно ищущая прослойка молодежи, к которой, по большей части, принадлежали выходцы из интеллигентной среды. Но наряду с этим пишущему эти строки приходилось встречать лиц, происходивших не из интеллигентных кругов советского общества, у которого вера сочеталась с большой выдержкой и моральной устойчивостью. И если у первых была большая интеллектуальная подготовка, особенно в богословской области, то у вторых недостаток ее с излишком возмещался их стойкостью и непосредственностью их веры.
Основным элементом советской верующей молодежи являлись учащиеся старших классов средних школ, студенты высших учебных заведений и техникумов; меньше было лиц, уже имеющих какое-то положение в советском обществе в смысле службы и работы.
Представители рабочих, крестьян и служащих встречались приблизительно в равных пропорциях с тенденцией увеличения числа служащих в больших городах. По совершенно понятным причинам вся эта масса верующей молодежи была беспартийной (встречавшиеся изредка в рядах верующих комсомольцы не меняли общего положения вещей, но вместе с тем не позволяли забывать этот весьма важный фактор — привлечение комсомольцев к Церкви). Такова общая характеристика верующей, главным образом церковной молодежи в первый период советской власти[1].
Для конкретизации выдвинутых положений рассмотрим, состав бесплатного любительского хора, состоявшего на 60% из молодежи, в церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (на Песках) в Ленинграде и существовавшего вплоть до закрытия храма в 1929 году. Перечисляем большинство представителей советской церковной молодежи, певшей в этом хоре: 1) помощник начальника станции Мга Северной железной дороги (сын священника), 2) диспетчер трамвайного парка (сын бывшего офицера), 3) служащий торговой организации (сын служащего), 4) студент высшего учебного заведения (из крестьян), 5), работница-текстильщица (из рабочих), 6) работница швейной фабрики (из рабочих), 7) школьница (трудовая интеллигенция), 8) школьница (из рабочих), 9) служащая-кассирша (дочь рабочего), 10) студентка-медичка (из крестьян), 11) школьница (дочь профессора).
Подобный состав церковного хора далеко не случаен; он типичен с небольшими отклонениями для церковных организаций всей страны, что полностью опровергает, коммунистические утверждения, что Церковь поддерживали только «несознательные элементы» да «осколки разбитого вдребезги».
* * * * * * *
Церковная работа советской молодежи может быть разделена на три основные группы: а) легальная работа, б) полулегальная работа и в) нелегальная работа.
Легальная церковная деятельность советской верующей молодежи развивалась исключительно в рамках, допускавшихся в то время советской властью. Здесь прежде всего надо отметить активное и постоянное посещение молодежью храмов, особенно в дни больших праздников и по воскресеньям, что в значительной мере опровергало разговоры о том, что в церквах на богослужениях бывает только несколько убогих, выживших из ума старух. То обстоятельство, что в советских условиях молодежи среди молящихся прихожан было не больше, чем старших — естественно, поскольку всегда и всюду церкви (за исключением школьных храмов) посещают в первую очередь более старшие возрасты верующих. Тем не менее в храмах советской России в то время присутствовало достаточно молодежи и детей.
Немало лиц в возрасте от 20 до 27 лет принимало участие в работе так называемых «двадцаток»[2]. Официально входя в них, эти люди ставили себя под удар власти, которая наносила его в нужное для нее время, начиная с относительно безобидного удаления с работы или службы и кончая арестом с последующей ссылкой. Несмотря на это, находилось достаточно членов двадцаток, не боявшихся последствий своего пребывания в них.
Из легальных форм церковной работы наибольшее распространение имело участие в церковных хорах. Много молодежи состояло в крупных церковных хорах больших церквей и соборов, в которых участие в хоре так или иначе оплачивалось. Но еще большее число молодежи принимало участие в малых, чисто любительских хорах приходских церквей совершенно безвозмездно, принося в дар Богу те таланты, которые им были даны. И случалось, что для некоторых из молодежи пение в церковном хоре было началом их большой карьеры. Так, например, одна из нынешних народных артисток РСФСР, певшая в годы перед второй мировой войной в ленинградской опере, начала с участия в церковном хоре небольшой церкви на окраине Ленинграда.
Но если участие молодежи в церковных хорах и в иных видах церковной деятельности носило достаточно широкий характер, то значительно меньше ее представителей можно было видеть на устраиваемых духовенством различного рода беседах, тогда еще разрешаемых властью. Это тоже понятно, так как на беседы, на лекции по церковным вопросам шла уже та часть молодежи, которая более глубоко интересовалась основами своей веры. Но и здесь было достаточно представителей советского молодого поколения.
Наконец, нельзя не сказать несколько слов о тех мужественных людях, подлинных мучениках веры, которые поступили в то время на разрешенные властью Высшие богословские курсы, просто пастырские курсы и иные учебные заведения подобного рода, имевшиеся тогда в Москве, Ленинграде и в некоторых других городах. И там была, главным образом, молодежь. Это были заведомые изгои советского общества, обрекавшие себя на издевательства, нищету, преследования, ибо они нигде не могли устроиться на работу и всюду были гонимы.
Полулегальная церковная деятельность советской молодежи протекала в несколько иных формах и требовала от ее участников индивидуального исповедничества, а также была связана с некоторым риском. Если в легальной церковной работе, с одновременным участием в ней большого количества людей, такого риска не было, за исключением посещения курсов и некоторых других случаев, то совершенно иначе дело обстояло здесь. Активные участники полулегальной церковной деятельности совершенно твердо знали, на что они идут и понимали, что последствия ее могут быть трагическими.
Наиболее распространенной формой полулегальной церковной деятельности являлось участие молодежи в богослужении в качестве прислужников в алтаре, псаломщиков, иподьяконов. Могут спросить, почему это участие в совершенно открыто совершаемых церковных службах относится нами к полулегальной работе? Потому, что все эти представители верующей молодежи официально не являлись, по советской терминологии, «служителями культа» и не были зарегистрированы как таковые. Священно- и церковнослужители, официально совершавшие богослужения или, по советской терминологии, «религиозные отправления», регистрировались в соответствующих учреждениях, были лишены избирательных прав, облагались соответствующими налогами. Молодые же прислужники, псаломщики, иподьяконы, участвуя в богослужениях, оставались тем же, чем они были, то есть школьниками, студентами, служащими и т. п. Трудность этого заключалась в том, что как только органы власти обнаруживали подобное совместительство, они немедленно зачисляли этих людей в разряд «служителей культа» со всеми вытекающими отсюда последствиями, т. е. удаляли часто с работы, из учебных заведений и т. д. Однако сама молодежь несмотря на это жертвенно шла на подобное совместительство, да и сама Церковь способствовала ему, ибо ей не под силу было содержать такое количество молодых служителей Церкви, это выходило далеко за рамки имевшихся у нее возможностей. При этом Церковь находила целесообразным, чтобы учащаяся молодежь, проходящая церковное служение в храмах и тем самым подготовляющаяся к пастырской и вообще к церковномиссионерской деятельности, заканчивала бы в школах и вузах свое образование полностью. Поэтому, когда отдельные представители из этой верующей молодежи впоследствии попали в эмиграцию и приняли там священство, представители зарубежной Церкви вначале удивлялись их общей образованности и одновременно практической церковной подготовленности.
Приведем несколько примеров из практики полулегальной работы.
В церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы (Ленинград) по воскресным дням, а часто и по другим церковным праздникам, священнику помогали и прислуживали два молодых человека. Один из них носил на шее черный шарфик, подвязанный так, чтобы закрыть воротник одежды. Когда же шарфика не было, из-под стихаря одного могли быть видны военные петлицы. Первый из них был студентом Ленинградского художественно-промышленного техникума, а другой — курсантом одного из ленинградских военно-летных училищ, будущим военным летчиком. Петлицы надо было скрыть, чтобы не обратить внимание сексотов, присутствовавших в храме, иначе за юношей была бы немедленно установлена слежка с последующим исключением из училища.
Но вообще надо сказать, что в этом отношении аппарат НКВД того времени или не хотел по тем или иным соображениям ссориться с молодым поколением, или действительно работал далеко не безупречно. Молодых людей, систематически принимавших участие в богослужениях, органы государственной безопасности тревожили не так уже часто и главным образом в связи с какими-нибудь другими делами: в этом случае им вспоминались и их церковные «грехи».
Случались, конечно, неприятности и провалы, страдали в этом случае молодые люди, занимавшие самое различное положение в обществе, но в целом эта работа молодежи в Церкви проходила относительно благополучно. Пишущий эти строки, будучи студентом вуза, в течение четырех с лишним лет был псаломщиком в одном из храмов на рабочей окраине города и только уже по окончании института «попался» в этой своей деятельности. И случилось это только потому, что на него донес один из его знакомых, думавший выслужиться на этом.
Но эта полулегальная церковная деятельность советской молодежи проводилась не только в стенах храмов. Известно немало фактов борьбы за веру и вне церковных сводов. Известны многочисленные случаи, когда отдельные студенты высших учебных заведений не приходили в дни церковных праздников на утренние лекции и появлялись в своих учебных заведениях после конца литургии в храмах. Некоторые из них открыто заявляли, почему они не пришли, и так или иначе страдали впоследствии. Другие изыскивали целый ряд «уважительных причин» своего отсутствия.
Так, например, в Педагогическом техникуме им. Некрасова (Ленинград) произошел следующий случай, о сущности которого почти никто не знал, — даже его невольные участники и исполнители. Один из слушателей, будучи псаломщиком-добровольцем в пригородной церкви города Слуцка (б. Павловск), видя предпасхальный нажим администрации техникума в смысле строгого учета посещаемости студентов, решил все же провести Страстную и часть Пасхальной недели в храме. У него на правой руке был небольшой недостаток (повреждение сухожилия на одном из пальцев), который требовал хирургического вмешательства, но отнюдь не спешного, т. е. операция могла быть сделана в любое время, когда бы он захотел. Неожиданно ему вдруг стало «необходимым» сделать операцию. Понятно, что ему дали отпуск по болезни, и в понедельник на Страстной неделе его оперировали. Но так как подобная операция не требует пребывания пациента в клинике, то он был отпущен домой с советом пребывать в покое до снятия швов. На другой день он уже стоял на клиросе Церкви. Вернулся он на законном основании в техникум во вторник на Пасхальной неделе. Своего он, таким образом, добился.
Нам известен ряд случаев, когда учащаяся молодежь боролась за Церковь в пределах своих повседневных занятий. Среди этих случаев наибольший интерес представляют те, которые, не выходя из рамок учебной работы, взрывали систему антирелигиозного воспитания изнутри. Например, в одном из вузов Москвы студент, специализировавшийся на истории русской литературы, выбрал себе тему для очередной зачетной работы: «Достоевский и социализм». Как одна из лучших работ, она была прочитана в аудитории. В годы нэпа это было возможно, тем более, что в работе не было ни одного слова против советской власти. Но там были систематизированы взгляды Достоевского на социализм и, следовательно, — религиозные взгляды великого писателя. Не приходится говорить, какое впечатление это произвело на слушателей. Списки работы ходили потом по рукам как своего рода нелегальная литература и нарасхват читались студентами. Тема была выбрана по совету друзей ее автора по церковной его работе, так как сам он тайно принадлежал к Церкви.
[1] Говоря о борьбе советской молодежи за Церковь, мы имеем в виду, главным образом молодежь, боровщуюся за Православную Церковь как таковую. Обновленчество и проч., а также сектантскую молодежь и их деятельность мы оставляем в стороне.
[2] «Двадцатка» — нечто вроде церковно-приходского совета, зарегистрированного органами власти, которому под личную ответственность его членов вручался в пользование и «эксплуатацию» храм, как народное достояние.
Протоиерей Д. Константинов
Вестник Института по Изучению Истории и Культуры СССР, № 1(14) за 1955 г. Перепечатка – Мюнхен 1955 г.
http://pisma08.livejournal.com/389705.html
___________
Заявление русской патриотической общественности
ОТКРЫТО ДЛЯ ПОДПИСАНИЯ
|