26 ноября/9 декабря — истинно русский день памяти Святого Георгия Победоносца, День Георгиевских кавалеров. В Царской и Белой России этот день всегда отмечался торжественными богослужениями молебнами о здравствующих кавалерах и панихидами по павшим на поле брани и усопшим. Однако постепенно росло число поминаемых в этот день о упокоении, и все сокращался список живых. Последний Георгиевский кавалер, получивший Крест в конце Гражданской войны, Н. Федоров, скончался осенью 2003 года. И вот уже целое десятилетие в Праздник Георгиевский кавалеров звучат лишь панихиды… Так было до Русской весны, и казалось абсолютно немыслимым, что могут воскреснуть Георгиевские кавалеры. Однако это произошло. И в 2014 году самой высокой, почетной и желанной наградой для защитников Русского мiра стал Георгиевский крест, а Георгиевская символика и Георгиевские награды (в т.ч. коллективные) сопровождали их, как их предшественников в рядах Русской Императорской и Белых армий. Весной 2016 г. мы уже писали о том, как Русская весна 2014 года в Крыму и Новороссии вновь актуализировала имя св. Георгия и Георгиевскую символику, однако, помимо затронутых в предыдущей статье проблем, были и более интересные, хотя и менее однозначные.
Как и в первой части данной статьи, речь идёт исключительно о раннем периоде борьбы — о собственно Русской весне, которая на Донбассе укладывается ровно в 4 месяца: с 12 апреля по 12 августа 2014 года (с момента вступления полковника И.И. Стрелкова с отрядом в г. Славянск до его вынужденного отъезда из Донецка). Начиная с середины августа 2014 года в Новороссии произошла стремительная и кардинальная перестройка — как в военном, политическом и геополитическом плане, так и в плане государственного строительства молодых народных республик, и особенно в идейном и духовно-нравственном отношении. Данный процесс, стагнируя, продолжается и в настоящее время. А вот первый, «стрелковский», период оказался весьма обособленным в истории войны в Новороссии. Это видно и по тому, как актуализованные Русской весной образ св. Георгия Победоносца и Георгиевская символика после 12 августа 2014 года были либо «задвинуты на вторые роли», либо опошлены, а смысл их — извращен по сравнению со «стрелковским» временем.
Это последнее обстоятельство наиболее ярко отразилось, пожалуй, в приказе ополченцам носить в качестве отличительного знака Георгиевскую ленту… в виде подвязки на ноге, появившемся в июле 2015 года. Данный эпизод вызвал волну возмущения, в том числе в патриотически ориентированных СМИ. Ничем, кроме как издевательством, подобный приказ назвать, конечно, нельзя, а исполнивший его покрывает себя позором, делая решительный шаг к полной утрате чести и достоинства.
Однако еще ранее, буквально с осени 2014 года, гордая Георгиевская символика Русской весны стала отходить на задний план, стираться, вымываться из системы ценностей молодых республик, родившихся в огне. Это отчетливо заметно в факте девальвации такой награды, как Георгиевский крест ДНР, которую, после вынужденного ухода полковника И.И. Стрелкова с поста Командующего, стали вручать чаще, но намного менее избирательно, чем это происходило при Стрелкове. С одной стороны, нельзя отрицать доблесть ополченцев (в любой момент войны в Новороссии) и то, что общий рост численности ВСН сказывается и на количестве героев. Однако, с другой стороны, стремительное увеличение Георгиевских кавалеров, а также обладателей Крестов двух и более классов (степеней)[1] в течение считанных месяцев после 12 августа 2014 года вызывает, по крайней мере, ряд вопросов.
Еще одним обстоятельством, размывающим ценность и значение Георгиевского Креста в наградной системе Новороссии, стало широчайшее наградотворчество, охватившее обе народные республики после ухода полковника И.И. Стрелкова с поста Командующего ополчением. В сравнительно короткий срок было учреждено множество новых орденов и медалей, среди которых Кресты по многом «потерялись», а их значение, нравственная ценность, желанность и авторитет в глазах ополченцев упали. Целью данной статьи не является подробное освещение весьма эклектичной[2] наградной системы, сформировавшейся в народных республиках начиная с середины августа 2014 года. Стоит лишь отметить, что новые лица, приведенные к власти после ухода И.И. Стрелкова, вернулись к ряду проектов наград, решительно отвергнутых последним летом 2014 г. по причине их эстетической несостоятельности и отсутствия преемственности с исторической Россией, составлявших нравственный авторитет «наград Русской весны». Недаром именно укоренённость в русской военной истории и апелляция к традиционным ценностям были основными критериями при учреждении наград полковником И.И. Стрелковым.
И, пожалуй, ни одна из этих немногочисленных, но глубоко значимых наград Русской весны не имеет такого богатого круга исторических и духовных параллелей в истинно славном и достойном прошлом нашего многострадального Отечества, как медаль «За оборону Славянска». Идея медали, награждение которой зримо объединило бы всех тех, кого уже объединяло «вечное дело» обороны города-символа Русской весны, родилась в Штабе Народного Ополчения ДНР вскоре после прихода Славянской бригады полковника И.И. Стрелкова в Донецк. Приказ об учреждении медали «в воздаяние беспримерного воинского подвига, высокого гражданского сознания и патриотизма, проявленных воинами ополчения Донецкой Народной Республики при обороне города Славянска»[3] был издан 23 июля 2014 года (опубликован в «Боевом листке Новороссии» за №1 от 25 июля). Право быть награжденными получали как ополченцы, непосредственно принимавшие участие в боевых действиях и в несении боевой службы по защите города, так и гражданские лица, находившиеся в Славянске в период его обороны и своей деятельностью внесшие весомый вклад в дело его защиты[4].
Первоначально было выпущено около 2000 медалей — именно столько, по подсчётам полковника Стрелкова, составлял Славянский гарнизон вместе с его верными помощниками-штатскими. В силу целого ряда обстоятельств изготовление медалей затянулось, и готов тираж был уже после принудительного оставления полковником И.И. Стрелковым поста Командующего. Из-за этого, а также из-за проблем политического характера, препятствовавшим определенному числу ополченцев-«славянцев» возвратиться на территорию ДНР, ряд награждений проводился в Москве, в рамках созданного И.И. Стрелковым Общественного движения «Новороссия». Однако большинство медалей все же были отправлены в Донецк, в распоряжение Штаба. К сожалению, по неясным для автора статьи и многих ополченцев-«стрелковцев» причинам, отправленных наград не хватило. В сети Интернет неоднократно появлялись фото и видеоматериалы, на которых с данной медалью на груди щеголяли лица, к обороне Славянска отнюдь непричастные, в то время, как рядовые бойцы, действительно защищавшие город, награды не получили. Это обстоятельство ложится сугубым позором на руководство современной ДНР, лишний раз подтверждая его моральную нечистоплотность и несомненное отмежевывание его от духовно-нравственной сути Русской весны и ее идей.
Но возвратимся к самой награде. Что же представляла собой эта медаль, и почему ее появление мы вправе считать одним из высших проявлений, наиболее ярким использованием Георгиевской символики в истории Русской весны? Для начала обратимся к описанию награды, содержащемуся все в том же приказе. «Медаль «За оборону Славянска» светло-бронзовая, круглая, диаметром 29 мм с выпуклым бортиком по краям аверса и реверса, с ушком для крепления к ленточной колодке. На аверсе медали, в центре, изображён Георгиевский Крест в обрамлении лаврового венка. Вверху по окружности указаны даты: «13 апреля» и «5 июля». Внизу: «2014». На реверсе в верхней части медали — изображение восьмиконечного лучезарного креста. Под крестом, в средней части реверса, надпись славянским шрифтом в две строки: «За оборону / Славянска». Под этой надписью указан номер медали. Медаль «За оборону Славянска» носится на ленте ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия»[5]. Итак, внешний вид медали весьма красноречиво отражает Георгиевскую символику, однако одного этого все же недостаточно для причисления ее к массовым Георгиевским наградам, существовавшим в истории России. Что это за награды? В первую очередь, говоря об этом, мы вспоминаем вручение особо отличившимся полкам Георгиевских знамен (штандартов) и Георгиевский труб. Но, помимо того, в Русской императорской армии существовала также традиция за исключительный подвиг, проявленный целой частью, награждать Георгиевскими крестами всех ее нижних чинов поголовно. Самым известным и ярким примером можно считать награждение экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» — за бой 27 января 1904 года при Чемульпо. Аналогия между двумя столь далекими и по времени, и по характеру событий подвигами, как бой «Варяга» и «Корейца» и оборона Славянска, тем не менее, оказывается довольно зримой при первом взгляде на аверсы обеих медалей. На медали Русско-японской войны мы видим все тот же Георгиевский крест в обрамлении венка из двух лавровых ветвей. Впрочем, есть и целый ряд разночтений: крест Св. Георгия, в отличие от медали «За оборону Славянска», помещается на ленте; несколько изменен вид лаврового венка; царская медаль была серебряной, а не светло-бронзовой с накладным крестом, и на 1 мм больше, чем награда для защитников Славянска. Естественно, полностью не совпадают надписи (для медали 1904 года это «ЗА БОЙ ВАРЯГА И КОРЕЙЦА 27 ЯНВ. 1904 Г. — ЧЕМУЛЬПО —», размещенная по окружности, начиная с нижней части круга), да и реверсы наград, и ленты для ношения их полностью различны. Вместе с тем, существуют свидетельства высших чинов Штаба НО ДНР о том, что именно медаль за битву у Чемульпо послужила для них прообразом медали «За оборону Славянска».
И здесь автор вступает на довольно зыбкую почву не всегда уверенных предположений и допущений. Моя служба в роли начальника наградного отдела Штаба началась после приказа об учреждении медали «За оборону Славянска», и до сего времени не удалось выяснить ряд моментов, связанных с ней. Поэтому, хотя жанр статьи не предполагает подобного рода отступлений, я прямо обращаюсь к старшим офицерам Штаба Народного Ополчения, служившим во второй половине июля 2014 года (прежде всего, к начальнику Штаба, его заместителю и начальнику Политического отдела Штаба) с просьбой уточнить в комментариях к публикации некоторые детали, а, если они найдут необходимым, исправить или дополнить данный текст. Несколько разнятся имеющиеся у меня данные о том, кому первому принадлежала инициатива учреждения медали. И, наконец, невыясненным остается важнейший в данном случае вопрос: имели ли чины Штаба Народного Ополчения (и/или лично Командующий И.И. Стрелков) ввиду и держали ли в памяти то обстоятельство, что за бой у Чемульпо все нижние чины крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» получили Георгиевские кресты?
Ответ на этот вопрос принципиально важен еще и потому, что, помимо аналогий в военной истории Российской Империи, факт массового награждения именно Георгиевской наградой имел место также в Белой России в период Гражданской войны. Речь идет о «Знаке Отличия Военного Ордена “За Великий Сибирский поход”». Данная историческая параллель, если она будет хотя бы частично подтверждена, а не останется предположением автора статьи со значительной долей допуска, может иметь важнейшее значение при написания неискаженной, свободной от позднейших ошибочных наслоений и откровенных фальсификаций, истории войны в Донбассе. Ведь именно дух и идея Белого движения руководили участниками борьбы в Новороссии в период Русской весны. Однако насильственная перемена духовного, нравственного и политического курса теми, кто пришел к власти после устранения И.И. Стрелкова, заставила многих забыть об этом. Мало кто задумывается сегодня о том, каким на самом был «стрелковский» период войны в Донбассе и каких перспектив была лишена вся национальная Россия после того, как подлинная Белая Идея, лежавшая в основе Русской весны, была цинично свёрнута, задавлена и заменена жалким и отвратительным симулякром «СССР 2.0».
Исследователь «Знака Отличия Военного Ордена “За Великий Сибирский поход”», историк А.А. Петров, анализируя правомерность отнесения этого Знака именно к массовым Георгиевским, а не просто к памятным наградам, писал: «А. И. Рудиченко и В. А. Дуров первыми обратили внимание на несоответствие между полным официальным названием знака — «Знак Отличия Военного Ордена “За Великий Сибирский поход”» — и его статусом памятной награды, предназначенной для всех участников этого похода. Действительно, «Знак Отличия Военного Ордена» — это ничто иное, как официальное название солдатского Георгиевского Креста, включенного в комплекс Георгиевских наград. Таким образом, и Знак «За Великий Сибирский поход», если исходить из этой логики, является Георгиевской наградой. Сергей Николаевич Войцеховский, будучи решительным и инициативным военачальником, являлся одновременно «отчетливым службистом», — человеком, способным принимать самые ответственные решения, но всегда в рамках имеющихся у него полномочий. Предположить, что он приравнял учреждаемую им награду к разряду Георгиевских наград по ошибке или недосмотру, я не могу. Следовательно, Войцеховский вполне сознательно рассматривал этот знак именно как Георгиевскую награду»[6]. Интересно, что в частных беседах между чинами Штаба НО ДНР высказывались мнения о том, что медаль «За оборону Славянска» должна отличать его защитников также, как «Знак первопоходника» — наиболее выдающихся чинов Белой армии. Хотя здесь имелся ввиду, скорее, 1-й Кубанский «Ледяной» поход, но нельзя не вспомнить, что именно Знак за этот беспримерный подвиг послужил прототипом «Знака “За Великий Сибирский поход”» — подвига еще более беспрецедентного, и что носилась награда Первопоходников также на Георгиевской ленте… Разумеется, до тех пор, пока учредители медали «За оборону Славянска» не выскажут своего веского слова, изложенные выше соображения можно возвести лишь в разряд гипотетических. Тем важнее скорейшие ответы на поставленные выше вопросы.
Тем не менее, тесная взаимосвязь с образом Святого Великомученика и Победоносца Георгия и наградами его имени ясно прослеживается в истории первого периода борьбы за Новороссию. Но сегодня она, как уже было отмечено, оказывается затерта и отнесена на задний план, а то и принудительно выброшена «на свалку истории». Дух мученичества и победоношения, добровольческий дух ополченцев Новой России сегодня, увы, не в чести на территории Новороссии. Однако сломить этот дух, заменить его симулякром или уничтожить — невозможно. Остаётся только ждать и надеяться, что новая весна принесёт духовное освобождение, и борьба за Новороссию и Россию будет победоносно завершена под духовным водительством Святого Георгия.
Д.И. Болотина, кандидат культурологии,
бывш. начальник наградного отдела Министерства обороны ДНР
[1] Так, один из первых полных Георгиевских кавалеров ДНР получил все четыре класса Креста в течение полугода, начиная с 29 июля 2014 г. до начала марта 2015 г.
[2] Чтобы не сказать — зачастую лишенной такта, вкуса и последовательности.
|