Русская Православная Церковь въ періодъ большевицкой диктатуры претерпѣла суровыя гоненія, сопоставимыя, быть можетъ, только съ событіями эпохи ранняго христіанства. Съ одинаковой жестокостью и неотвратимостью уничтожались іерархи, монахи и белое духовенство въ центрѣ и провинціи.
Воронежсая епархія, помнившая на своей каѳедрѣ святителей Митрофана и Тихона Задонскихъ, архіепископа Антонія II (Смирницкаго), чья канонизація не свершилась изъ-за наступившихъ потрясеній, увидѣла истинное лицо новой власти уже въ январѣ 1918 г., когда былъ разстрѣлянъ крестный ходъ въ губернскомъ городѣ1. Лѣтомъ 1919 г. въ мѣстной Чрезвычайной комиссіи были замучены иноки Митрофановскаго монастыря о. Нектарій, о. Серафимъ, о. Спиридонъ, свящ. Георгій Снесаревъ и другіе. Всего въ саду Губчека въ концѣ сентября (когда городъ на 3 недѣли былъ занятъ корпусомъ генерала А.Г. Шкуро), было отрыто 14 тѣлъ священнослужителей со слѣдами истязаній. Заупокойное богослуженіе совершалъ архіепископъ Тихонъ2.
Сему Владыкѣ суждено было стать слѣдующей жертвой режима. На третій день Рождества Христова, 27 дек. 1919 г., архіепископъ Воронежскій и Задонскій Тихонъ (Василій Варсонофьевичъ Никаноровъ, р. 1855 г., управлялъ епархіей съ 1913 г.), участникъ Помѣстнаго собора и выборовъ патріарха, былъ повѣшенъ на царскихъ вратахъ Благовѣщенскаго монастырскаго собора3. Выяснить обстоятельства варварской расправы съ воронежскимъ первосвященникомъ пока не представляется возможнымъ.
Первая половина 1920-хъ гг. въ Воронежской епархіи протекала сравнительно безкровно. Изъятіе церковныхъ цѣнностей, производившееся подъ маркой помощи голодающимъ, не вызвало противодѣйствія ни со стороны клириковъ, ни со стороны мірянъ. Власти перемѣнили тактику, сдѣлавъ ставку на разрушеніе Церкви изнутри, силами «обновленцевъ», которые утверждались въ одномъ приходѣ за другимъ. Въ рукахъ православныхъ въ городѣ оставалась едва ли четверть храмовъ. Въ маѣ 1922 г. губкомъ партіи и мѣстное ГПУ организовали собраніе духовенства Воронежа, на которомъ присутствовали 35 священниковъ. Они рѣшили выйти изъ повиновенія Патріарху. Сторонниками такой линіи являлись архіепископъ Воронежскій и Задонскій Тихонъ II (Василевскій) и епископы Филиппъ и Іоаннъ, служившіе въ уѣздныхъ городахъ Валуйкахъ и Задонскѣ4.
Направляющая роль ГПУ проявилась въ томъ, что предсѣдателемъ этого собранія, повернувшимъ его въ нужное русло, и одновременно ближайшимъ совѣтникомъ архіепископа былъ секретный освѣдомитель органовъ, прот. Т.Д. Поповъ (1876-1962 гг.). Магистръ богословія, бывшій депутатъ Государственной думы, онъ кончилъ свою жизнь профессоромъ Московской духовной академіи и удостоился некролога въ «Журналѣ Московской Патріархіи» (1962 г., N8 9).
Въ 1923 г. значительная часть духовенства и вѣрующихъ упросила Патріарха Тихона принять ихъ въ каноническое общеніе и утвердить во главѣ епархіи викарія (съ 1900 г.), епископа Острогожскаго Владиміра (Шимкевича)5. Ему былъ дарованъ титулъ митрополита Воронежскаго.
Престарѣлый митрополитъ не могъ противостоять натиску раскольниковъ. Въ 1924 г. борьбу съ ними повелъ новоназначенный викарій, епископъ Бутурлиновскій Митрофанъ (Поликарповъ, 1871-1934 гг.), которому споспѣшствовалъ архимандритъ Іона. Епископское послушаніе Митрофана было недолгимъ, вскорѣ онъ былъ арестованъ и высланъ на три года въ Оренбургъ6.
Въ такой ситуаціи во главѣ Воронежской епархіи оказался архіепископъ Петръ (Звѣревъ). Онъ былъ уже замѣтной фигурой послѣреволюціонной церковной жизни.
Василій Константиновичъ Звѣревъ родился 18 февр. 1876 г. въ Москвѣ въ семьѣ священника.
Въ 1895 г. Василій окончилъ гимназію, 3 года учился на филологическомъ факультетѣ Московскаго университета, высшее образованіе получилъ въ Казанской духовной академіи (1902 г.). Въ теченіе года преподавалъ въ Орловской духовной семинаріи, до 1906 г. несъ службу московскаго миссіонера. Вновь на 3 года возвратился въ семинарію, на этотъ разъ инспекторомъ въ Новгородъ. Въ 1909 г. въ жизни В.К. Звѣрева произошло событіе, опредѣлившее всю его дальнѣйшую жизнь: онъ принялъ монашескій постригъ съ именемъ Петра и сразу сталъ настоятелемъ Спасо- Преображенскаго монастыря въ г. Бѣлевѣ, Тульской епархіи.
Въ 1917 г. Синодъ перевелъ о. Петра архимандритомъ тверского Успенскаго монастыря. Въ первые же мѣсяцы послѣ октябрьскаго переворота о. Петру пришлось столкнуться съ карательными органами: въ декабрѣ тверская Губчека взяла его въ качествѣ заложника. Пока судьба была къ нему милостивой: пребываніе въ тюремной камерѣ оказалось кратковременнымъ.
Въ 1919 г. о. Петръ удостоился сана епископа Балахнинскаго съ резиденціей въ Нижнемъ Новгородѣ. Тамъ черезъ годъ послѣдовалъ новый арестъ по обвиненію въ разжиганіи религіознаго фанатизма. Освобожденіе пришло безъ суда, по заступничеству вѣрующихъ. Въ 1921 г. епископъ Петръ вернулся въ Тверь уже въ качествѣ главы епархіи, но ненадолго. Вскорѣ онъ былъ арестованъ и высланъ въ Туркестанъ на два года7. Въ 1924 г. ссылка кончилась, іерархъ возвратился къ активной дѣятельности. Какое-то время онъ управлялъ Московской епархіей, дважды наносилъ дѣловые визиты въ Воронежъ. Въ концѣ 1925 г. онъ пріѣзжалъ на похороны митрополита Владиміра. Церковныя службы владыки Петра произвели благопріятное впечатлѣніе на вѣрующихъ, которые добились избранія его главой Воронежской епархіи (присутствовали представители 7 изъ 24 приходскихъ церквей)8.
Человѣкъ твердыхъ религіозныхъ убѣжденій и моральныхъ устоевъ, владыка Петръ былъ прекраснымъ ораторомъ и проповѣдникомъ. Его истовыя богослуженія въ церкви Алексѣевскаго Акатова мужского монастыря собирали множество вѣрующихъ. Высокій авторитетъ архіепископа Петра повліялъ на то, что въ томъ же 1926 г. начался массовый отходъ богомольцевъ отъ «обновленчества» и возвратъ приходовъ въ лоно патріаршей Церкви. Въ этой миссіи владыкѣ сослужилъ, увѣщевалъ священниковъ- обновленцевъ и принималъ ихъ покаяніе о. Іоаннъ Андріевскій (1875-1961 гг.), позднѣе ушедшій въ Катакомбную Церковь9.
Предвидя скорый крахъ своихъ надеждъ на внутрицерковный расколъ, власти предпринимаютъ отвѣтныя мѣры. Уже въ концѣ янв. 1926 г. владыку Петра вызываютъ въ милицію (пока еще не въ ГПУ) и распрашиваютъ о взаимоотношеніяхъ съ различными группами вѣрующихъ. Владыка остался на свободѣ, это была превентивная мѣра. Однако, вѣрующіе создаютъ группу изъ 10-12 человѣкъ для охраны Владыки днемъ и ночью (онъ жилъ въ частномъ домѣ, недалеко отъ монастыря), пытаются устроить манифестацію въ защиту его отъ административнаго произвола, добиваются встрѣчи съ предсѣдателемъ облисполкома Шаровымъ и начальникомъ мѣстнаго ГПУ Шевелевымъ съ требованіемъ «не безпокоить нашего архіепископа»10. При очередной попыткѣ въ августѣ допросить архіерея за нимъ слѣдомъ пришли около 300 вѣрующихъ. Какъ свидѣтельствовалъ въ своемъ рапортѣ милиціонеръ Пустоваловъ, четверо изъ сопровождавшихъ вторглись въ его кабинетъ. Попытки арестовать «зачинщиковъ» натолкнулись на яростное сопротивленіе женщинъ. Толпу разсѣялъ прибывшій конный резервъ милиціи. Выводъ Пустовалова: «Звѣревъ имѣетъ особый подходъ къ массѣ, будируетъ ее противъ административныхъ органовъ». Въ послѣдующіе дни домъ его сталъ мѣстомъ паломничества паствы.1116 и 17 окт. 1926 г., во время вызововъ Владыки Петра въ ГПУ, его вновь сопровождали вѣрующіе, изъ толпы слышались крики: «по колѣно въ крови будемъ, а епископа не дадимъ». «Звѣревъ въ ГПУ держался вызывающе, говорилъ, что чекисты идутъ противъ народа, волнуютъ его и раздражаютъ, и что съ ними и говорить не будетъ: пускай они (чекисты) вывертываются какъ хотятъ передъ разгнѣваннымъ народомъ»12. При выѣздѣ Петра по требованію властей въ Москву на вокзалѣ его провожало столь огромное скопленіе вѣрующихъ, что «для предотвращенія безпорядковъ» была задѣйствована не только вся милиція, но и милицейская школа.
Послѣдней каплей, переполнившей чашу терпѣнія совѣтской охранки, стала телеграмма въ адресъ 15-й партконференціи, подписанная отъ имени вѣрующихъ 9 рабочими. Въ ней говорилось: «Черезъ мѣстное воронежское ГПУ Тучковъ13 требуетъ выѣзда въ Москву единственнаго, избраннаго народомъ, нашего православнаго архіепископа Петра (Звѣрева). Православные Воронежской губерніи — 99% исключительно рабочихъ и крестьянъ. Вызовъ архіепископа волнуетъ вѣрующихъ рабочихъ, особенно, вслѣдствіе распространяемыхъ обновленцами слуховъ о высылкѣ нашего архіепископа. Для предотвращенія волненія вѣрующихъ рабочихъ и народа запросите Тучкова о причинахъ вызова архіепископа...»14. Надежда «подписантовъ» на то, что политическое руководство прислушается къ мнѣнію рабочихъ, была тщетной.
14 ноября 1926 г. на «широкой безпартійной конференціи рабочихъ» былъ разыгранъ спектакль осужденія авторовъ письма. Мѣстная газета тутъ же разразилась статьей подъ краснорѣчивымъ заголовкомъ: «Царскій слуга архіепископъ Петръ (Звѣревъ) пытался спровоцировать воронежскихъ рабочихъ. Широкая конференція рабочихъ требуетъ разслѣдованія провокаторской дѣятельности Петра (Звѣрева)»15. На слѣдующій день мѣстное ГПУ, воодушевленное такой «подсказкой», арестовало архіепископа Петра безъ санкціи прокурора. Вскорѣ взяли наиболѣе активныхъ его приверженцевъ16.
Допросы Владыки Петра велъ сотрудникъ секретно- политическаго отдѣла А.В. Казанскій. Его Преосвященство «съ сообщниками» проходилъ по раздѣлу 58-6 УК РСФСР, который послѣ измѣненія въ іюнѣ 1927 г. Уголовнаго кодекса превратился въ печально памятную статью 58-10: «антисовѣтская агитація и пропаганда».
Владыкѣ Петру ставилось въ вину распространеніе контреволюціонныхъ слуховъ, имѣющихъ цѣлью вызвать недовѣріе къ совѣтской власти и дискредитировать ее, и настраиваніе вѣрующихъ противъ власти. Задавались вопросы и объ отношеніи архіепископа къ покойному Патріарху Тихону и къ митр. Сергію: перваго не зналъ, со вторымъ переписывался, но позицію его не поддерживалъ. Упоминалъ Владыка Петръ о томъ, что мысли митр. Сергія о легализаціи Церкви и ея мирномъ сожительствѣ съ государствомъ раздѣляли митрополиты Назарій Курскій, Іосифъ Петровыхъ (? – Ред.) и Серафимъ Чичаговъ, епископы Борисъ Рязанскій и Павлинъ Рыльскій. Самъ же онъ въ своей дѣятельности руководствовался совѣтами старца Нектарія изъ Оптиной пустыни (не признававшаго курса митр. Сергія — ред.)17.
Одновременно съ Владыкой Петромъ въ тюремной камерѣ оказались еще 10 человѣкъ, среди которыхъ былъ настоятель Алексѣевскаго монастыря, архимандритъ Иннокентій (Бѣда, Иннокентій Пантелеймоновичъ, 1882-1928 гг.). Архіепископъ былъ давно знакомъ съ архим. Иннокентіемъ и, переѣхавъ въ Воронежъ, пригласилъ его въ маѣ 1926 г. изъ Москвы. Теперь имъ предстояло вмѣстѣ терпѣть лишенія.
Остальные арестованные были прихожанами, извѣстными своей близостью къ главѣ епархіи, названными въ матеріалахъ слѣдствія «черносотенцами». Служившіе вмѣстѣ съ архіепископомъ въ храмѣ Покровскаго женскаго монастыря архимандритъ Нектарій (Венедиктовъ) и протоіерей Іоаннъ Веніаминовъ тоже лишились свободы, но дѣло ихъ разсматривалось изолированно отъ общаго.
А.В. Казанскаго прежде всего интересовало: кто сочинялъ телеграмму въ адресъ партійной конференціи и подписывалъ ее, кто организовывалъ петиціи и ходатайства въ защиту Владыки Петра, кто несъ его охрану и съ какой цѣлью.
Авторомъ телеграммы призналъ себя токарь Отроженскихъ желѣзнодорожныхъ мастерскихъ Василій Сироштанъ, состоявшій въ 1919-21 гг. въ ВКП(б) и «вычищенный» за религіозныя убѣжденія. Оправдываясь въ томъ, что былъ главнымъ ходатаемъ передъ мѣстными властями за Владыку Петра и создавалъ его охрану, онъ писалъ въ своихъ показаніяхъ 20 ноября 1926 г.: «Я лично всегда просилъ... чтобы намъ сказали, за какіе проступки его (архіепископа Петра. — А.А.) таскаютъ, если за нимъ есть какія-нибудь преступленія, то мы его у себя не станемъ держать не только 24 часа, а сейчасъ же въ 24 минуты вытряхнемъ, не посмотримъ, что онъ Петръ Звѣревъ и архіепископъ. Я лично все-таки порядочно поработалъ на пользу завоеванія и укрѣпленія своихъ пролетарскихъ правъ и работаю въ настоящее время, и мнѣ наши пролетарскія достиженія гораздо дороже всякихъ архіереевъ и поповъ»18.
Но клятвы въ вѣрности «пролетарскимъ достиженіямъ» мало кого трогали, и В.Е. Сироштанъ былъ отнесенъ къ числу основныхъ виновниковъ воронежскаго переполоха.
7 марта 1927 г. слѣдствіе завершилось, архіепископъ своей вины ни въ чемъ не призналъ. 13 марта Особое совѣщаніе при коллегіи ОГПУ заочно вынесло приговоръ. Служащій почтово-телеграфной конторы П.Т. Атамановъ, архимандритъ Иннокентій, служащій Коммунтреста И.М. Немаховъ и маляръ желѣзнодорожныхъ мастерскихъ С.А. Цыковъ («бывшій слушатель Московской художественной школы, бывшій политссыльный») получили по 3 года лагерей; послушницы Покровскаго дѣвичьяго монастыря, швея Марія Варченко и домохозяйка Анна Буданова высланы на 3 года въ Среднюю Азію; пекарь Г.И. Пушкинъ отправленъ на 3 года въ Казахстанъ. Еще 3 обвиняемымъ приговоръ вынесенъ позже: 22 марта 1927 г. В.Е. Сироштанъ получилъ 5 лѣтъ лишенія свободы, а архіепископъ Петръ и Д.К. Москалевъ, замѣститель директора желѣзнодорожнаго политехникума по 10 лѣтъ19.
В.Е. Сироштанъ былъ живъ еще въ 1947 г., его въ тотъ моментъ «разрабатывало» управленіе МГБ по Воронежской области, для чего запросило изъ архива старое слѣдственное дѣло. Д.К. Москалевъ работалъ на строительствѣ Бѣломоръ-балтійскаго канала, а въ серединѣ 1930-хъ гг. былъ переведенъ въ Медвѣжьегорскъ. П.Т. Атамановъ, С.А. Цыковъ, архимандритъ Иннокентій и архіепископъ Петръ отбывали срокъ на Соловецкихъ островахъ. Участь первыхъ двухъ неизвѣстна. О. Иннокентій, «спутникъ и сотрудникъ Петра Воронежскаго» (оба прославлены съ Новомучениками и Исповѣдниками россійскими — ред.), скончался въ канунъ Рождества Христова, 24 дек. 1927 г. (6 янв. 1928 г., какъ слѣдуетъ изъ офиціальной справки, присланной съ Соловковъ)20.
О послѣднихъ дняхъ жизни Владыки Петра вспоминаетъ его соузникъ, писатель Олегъ Волковъ: «Участь ксендзовъ (отправленныхъ въ штрафной изоляторъ на Заяцкихъ островахъ. — А.А.) раздѣлилъ тогда и Петръ, епископъ Воронежскій. То была мѣстъ человѣку, поднявшемуся надъ суетой преслѣдованій и униженій. Неуязвимый изъ-за высоты нравственнаго своего облика, онъ и съ метлой въ рукахъ, въ роли дворника или сторожа, внушалъ благоговѣйное уваженіе. Передъ нимъ тушевались сами вохровцы, натасканные на грубую наглость и издѣвку надъ заключенными. При встрѣчѣ они не только уступали ему дорогу, но и не удерживались отъ привѣтствія. На что онъ отвѣчалъ, какъ всегда: поднималъ руку и осѣнялъ еле очерченнымъ крестнымъ знаменіемъ. Если ему случалось проходить мимо большого начальства, оно, завидѣвъ его издали, отворачивалось, будто не замѣчая православнаго епископа — ничтожнаго «зека»... Начальники въ зеркально начищенныхъ сапогахъ и ловко сидящихъ френчахъ принимали независимыя позы: они пасовали передъ достойнымъ спокойствіемъ архипастыря. Оно ихъ принижало. И брала досада на собственное малодушіе, заставлявшее отводить глаза...
Преосвященный Петръ медленно шествовалъ мимо, легко опираясь на посохъ и не склоняя головы. И на фонѣ древнихъ монастырскихъ стѣнъ это выглядѣло пророческимъ видѣніемъ: уходящая фигура пастыря, словно покидающаго землю, на которой утвердилось торжествующее насиліе...
Епископа Петра схватили особенно грубо, словно сопротивляющагося преступника. И отправили на тѣ же Зайчики.. ,»21.
Относительно даты кончины Владыки Петра въ публикаціяхъ существуютъ разночтенія, нерѣдко указывается 25 янв. 1928 г. («замороженъ и мученически скончался на Соловкахъ»)22. Изъ контекста книги О. Волкова слѣдуетъ, что это произошло годомъ позже. Офиціальная справка Управленія Соловецкихъ лагерей, подшитая въ слѣдственномъ дѣлѣ В.К. Звѣрева, гласитъ, что онъ умеръ 7 февр. 1929 г. (новый стиль)23. Это почти соотвѣтствуетъ даннымъ Льва Регельсона, который ошибся всего лишь на одинъ день, назвавъ 26 вмѣсто 25 января 1929 г.24 А.И. Солженицынъ приводитъ свидѣтельства, что архіепископъ Петръ былъ отправленъ умирать на островъ Анзеръ послѣ того, какъ заболѣлъ пятнистымъ тифомъ25. Въ принципѣ, это не противорѣчитъ воспоминаніямъ О. Волкова, а уточняетъ ихъ.
Трагическую судьбу архіепископа Петра раздѣлили и тѣ, кто послѣдовалъ ему на воронежской каѳедрѣ: епископъ Алексій (Буй, 1892-1937 гг.) арестованъ въ 1929 г.; архіепископъ Захарія (Лобовъ, 1865 г. — послѣ 1936 г.) арестованъ въ 1935 г.; архіепископъ Петръ II (Соколовъ, 1863-1937 гг.) арестованъ въ 1936 г. Послѣ этого и до 1943 г. въ Воронежѣ не было главы епархіи, да и сама епархія практически не существовала.
Въ 1940 г. была закрыта послѣдняя церковь въ Воронежѣ, на свободѣ не осталось ни одного священника26.
Александръ Акиньшинъ, кандидатъ историческихъ наукъ, доцентъ каѳедры исторіи Россіи Воронежскаго университета, Воронежъ, Россія., 27 апрѣля 1994 г.
«Православная Жизнь», № 10, 1994 г.
Примѣчанія къ статьѣ:
1. Регельсонъ Левъ «Трагедія Русской Церкви 1917-1945 гг.», Парижъ, 1977 г. с. 229.
2. «Воронежскій телеграфъ» 1919 г., 21 сент. (4 окт.), № 2; 22 сент. (5 окт.), № 3.
3. Регельсонъ Левъ, указ, соч.с. 524; «Крестный путь церкви въ Россіи 1917-1987», Франкфуртъ на Майнѣ, 1988 г., с. 8.
4. Центръ документаціи по новѣйшей исторіи Воронежской области (далѣе — ЦДНИ), ф. 1, оп. 1, д. 607. л. 46-47.
5. См.: Авдіевъ И. «Воронежской епархіи — 300 лѣтъ», ЖМП № 6, 1983 г., с. 16.
6. ЦДНИ. ф. 9353, оп. 1, д. 9062; ф. 1, оп. 1, д. 1058, л. 2.
7. Л. Регельсонъ мѣстомъ ссылки Владыки Петра называетъ г. Перовскъ. Указ. соч. с. 536.
8. ЦДНИ, ф. 9353, оп. 1, д. 19568, т. 2, л. 128.
9. См.: Маргарита, монахиня. «Катакомбные исповѣдники», «Возвращеніе», СПб., 1993 г., № 2, с. 26-28.
10. ЦДНИ, ф. 9353, оп. 1, д. 19568, т. 2, л. 13-15.
11. Тамъ же, л. 95, 104.
12. Тамъ же, т. 1, л. 110.
13. Тучковъ Е.А. — начальникъ 6-го отдѣленія секретнаго отдѣла ОГПУ и одновременно секретарь Антирелигіозной комиссіи при Политбюро ЦК.
14. Тамъ же, т. 2, л. 156.
15. «Воронежская коммуна», 1926 г. 30 нояб. «Отклики» на эту публикацію появились 2 и 3 дек. (нов. ст.).
16. ЦДНИ, ф. 9353, оп. 1, д. 19568, т. 2, л. 2. Л. Регельсонъ ошибочно указываетъ, что Владыка Петръ арестованъ въ февралѣ 1926 г., указ, соч., с. 540, 542.
17. ЦДНИ, ф. 9353, оп. 1,д. 19568, т. 2, л. 5-11.
18. Тамъ же, л. 17.
19. Тамъ же, т. 1, л. 94.
20. Тамъ же, т. 2, л. 173.
21. Волковъ, Олегъ «Погруженіе во тьму», М., 1989 г., с. 86-87.
22. См.: «Крестный путь церкви въ Россіи» с. 11.
23. ЦДНИ, ф. 9353, оп. 1, д. 19568, т. 2, л. 175.
24. Регельсонъ Левъ, указ. соч. с. 453.
25. Солженицынъ А.И. «Архипелагъ ГУЛАГ 1918-1956: Опытъ художественнаго изслѣдованія» т. 2., М., 1989 г. с. 45.
26. Акиньшинъ А., «Церковь и власть въ Воронежѣ въ 1920-1930-е годы»: (процессы Петра Звѣрева и Алексія Буя), «Церковь и ея дѣятели въ исторіи Россіи», Воронежъ, 1993 г., с. 127-145; Онъ же: «Безропотно нести свой крестъ...»: Архіепископъ Петръ (Соколовъ), «Воронежскій курьеръ» 1993 г., 14 авг.; Онъ же; «Обновленцы въ Никольскомъ соборѣ», «Утро», Воронежъ 1993 г., 7 дек.
http://pisma08.livejournal.com/399531.html |