Вопрос о россійском гербѣ и флагѣ не является вопросом одного лишь празднаго любопытства. Он тѣсно связан с русским прошлым и устроеніем грядущаго Государства Россійскаго послѣ ликвидаціи совѣтской власти. Неумирающая Россія не может не вернуться к старым традиціям и вѣками усвоенным геральдическим мотивам, ибо даже при новых обстоятельствах они должны сохранить свою историческую и самобытную своеобразность. В противном случаѣ самая эмблема теряет символическое свое значеніе и становится не болѣе, как офиціальным, казенным штемпелем. Это случилось у большевиковъ, гдѣ наспѣх состряпанныя ими эмблемы, к тому же безвкусныя и пропитаныя русскою кровью, представляют собою шелуху без сердцевины.
Уже на зарѣ историческаго существованія народов, когда они начинали сознавать свое единство и политическую обособленность, родилась мысль выразить то и другое внѣшним, наглядным символом. Для этой цѣли служили стяги, хоругви, флаги, а также различныя, наиболѣе замѣтныя принадлежности одежды и вооруженія. Отсюда и первоначальная мысль о так называемых государственных, національных или народных цвѣтах, которые по своим геральдическим особенностям могут служить первоклассным отличіем. Цвѣта эти образовались у народов или путем историческим или произвольно, но всего чаще заимствуются из государственнаго герба.
Здѣсь будет умѣстно коснуться нѣкоторых общих правил геральдики и привести спеціальные ея термины. Цвѣта в геральдикѣ ограничены четырьмя основными, именуемыми “финифтями”, и двумя металлами. Финифти эти: червлень, т. е. красный цвѣт, — символ крови, энергіи, силы, аллегорія войны и пр.; лазурь — символ неба и воды, благородства, чистоты — в болѣе спеціальном значеніи, символ королевской власти; зелень — аллегорія природы, и чернь — символ земли. Всѣ эти цвѣта или финифти не имѣют никаких оттѣнков или видоизмѣненій. Графически они изображаются: червленый — вертикальными, лазуревый — горизонтальными и зеленый — діагональными штрихами, а черный — сѣткой, получающейся из сочетанія вертикальных и горизонтальных штрихов.
Есть еще натуральный цвѣт, которым изображаются геральдическія фигуры, т. е. настоящій цвѣт изображенных предметов, напр., натуральный человѣк, т. е. человѣческая фигура тѣлеснаго цвѣта и т. д. Желтаго (со всѣми его измѣненіями — оранжевым, золотистым и др.) и бѣлаго цвѣтов в геральдикѣ вовсе нѣт, а они изображают металлы: золото и серебро. Золото графически изображается точками, серебро — пустым (бѣлым) пространством.
Усвоив однажды собственный цвѣт, народ придает ему значеніе отечественнаго, а потому дорогого его сердцу символа. На Западѣ твердо знают и помнят цвѣта и эмблемы своих флагов, в чем помогает, главным образом, знаніе своей исторіи, а нерѣдко и геральдики. Здѣсь обращено серьезное вниманіе на то, чтобы дѣти уже со школьной скамьи заучили эти отличія и умѣли бы быстро отличать свой герб и національные цвѣта от эмблем и цвѣтов других народов.
К сожалѣнію, значеніе, приписываемое почти всѣми народами их національным отличіям, у нас, в Россіи, не получило должнаго развитія, хотя с давних пор мы и употребляли их бессознательно. Обратить вниманіе, напримѣр, на предмет, какіе цвѣта в Россіи могут быть названы національными, — значило полвѣка тому назад возбудить вопрос для многих странный, для других вовсе непонятный и лишь для меньшинства — доступный по своему значенію. Еще в началѣ текущаго столѣтія едва ли нашелся бы у нас средній интеллигентный человѣк, — не говоря уже о простом народѣ,—который безошибочно сумѣл бы описать свой національный флаг и не начал бы его с синяго или краснаго цвѣта вмѣсто бѣлаго. Рѣдкій сказал бы при этом, что русскіе цвѣта — это бѣлый, синій и красный, а не наоборот или не в ином порядкѣ.
Однако, надо быть справедливым и открыто признаться, что виноват был в этом не только рядовой русскій обыватель. До послѣдних дней своего существованія наше правительство не было в состояніи дать авторитетнаго указанія, какіе же цвѣта являются подлинно національными: черно-желто-бѣлый или бѣло-сине-красный?
Изыскивая историческое начало своих государственных или національных цвѣтов, русскіе спеціалисты обращались к тому же коренному источнику, который и другим народам служит указаніем происхожденія этих цвѣтов, т. е. к государственному гербу. Бывали, конечно, исключенія, но только в тѣх случаях, когда отечественные цвѣта почему-либо издревле усвоены иным путем, без послѣдующих измѣненій. Так, родовой цвѣт Бургонскаго королевскаго дома и королевства Франціи был бѣлый (серебро), несмотря на то, что гербовою эмблемою этого дома и Франціи были “золотыя лиліи в лазуревом щитѣ”, т. е. казалось бы, — желтый и голубой.
Тѣм не менѣе, из расцвѣтки національных флагов у большинства народов видно, что на Западѣ принято включать в эти флаги цвѣта государственнаго герба. Не подлежит сомнѣнію, что государственный герб созданный в каждом государствѣ исторически и усвоенный вѣками, составляет самое цѣнное и авторитетное отличіе для каждаго народа.
С этой точки зрѣнія, может претендовать у нас на вполнѣ законное существованіе и черно-желто-бѣлый флаг и флаг бѣло-сине-красный. Первые цвѣта тождественны с финифтью двуглаваго орла (черный), металлом щита (золото) и главным металлом московскаго герба, помѣщеннаго на груди орла: св. великомученик и побѣдоносец Георгій в бѣлом вооруженіи на бѣлом конѣ (серебро).
Однако, московскій герб, как составная часть Россійскаго государственнаго герба, кромѣ серебра, имѣет еще двѣ финифти: лазурь (лазуревая проволока или мантія святого) и червленъ (красный щит, на котором помѣщено изображеніе всадника). Подобное сочетаніе цвѣтов и дает право сторонникам бѣло-сине-краснаго флага настаивать на законности своих выводов.
Отсюда неизбѣжная двойственность расцвѣтки нашего флага, и до самаго послѣдняго времени наше правительство безсильно было указать, какое же сочетаніе цвѣтов больше обосновано исторически и геральдически. Но обратимся к первоисточнику всѣх домыслов — Россійскому двуглавому орлу.
Орел в гербѣ всегда означал власть, господство, великодушіе и прозорливость. Во всѣ времена орел изображался летящим грудью вперед, а крылья его приподнятыми вверх или парящими. У римлян орел служил воинским знаком легіона. Двуглавый орел, как символ императорской власти, появился со времени раздѣленія имперіи на Западную и Восточную. Обѣ имперіи пользовались правом на орла с одной головой, но когда онѣ соединились под одним скипетром византійских императоров, оба орла составили одно тѣло, но с двумя головами, обращенными на Восток и Запад. Послѣ паденія Византіи эту почетную эмблему принимали в герб государства, считавшіе себя преемниками Восточной имперіи: Московская Русь, Сербія, Албанія, Эпир, Черногорія, Валахія, причем, обычно, к изображенію двуглаваго орла добавляли свои собственныя эмблемы. Двуглавый орел сохранился также в гербах фамилій, ведущих свое происхожденіе от византійских императоров: Комненов, Палеологов, Кантакузенов. Слѣды этой эмблемы видны и в гербах некоторых фамилій, происшедших из Сербіи, которая также усвоила византійскій орел. Так, в гербѣ графов Подгоричани и Подгоричани-Петрович изображены два черных двуглавых орла.
Вопреки установившемуся мнѣнію, двуглавый орел в Византіи долгое время не имѣл значенія государственной эмблемы. Это был мотив для орнамента, украшеніе парчевых тканей придворных. Только при послѣдних Комненах двуглавый орел пріобрѣтает исключительное значеніе, но это еще далеко не государственный герб — гербов в современном значеніи этого слова тогда еще не было. И только Андронник II, Палеолог, пользуется изображеніем двуглаваго орла, как государственной эмблемой. Об этом свидетельствует золотая булла 1293 года, гдѣ на портретѣ этого императора помѣщено изображеніе орла.
С этого времени двуглавый орел в большом спросѣ в Византіи. Он изображается на шатрах, сѣдлах, обуви деспотов. На одной древней иконѣ изображен деспот Іоанн Кантакузен в мантіи с вышитыми на ней тремя двуглавыми орлами. Такой же орел фигурирует на печати деспота Палеолога в концѣ XIV вѣка. Наконец, по преданію, труп послѣдняго византійскаго императора, Константина XII Палеолога, опознан был среди груды убитых защитников Константинополя в 1453 году по обуви с золотыми двуглавыми орлами.
Согласно новѣйшим данным, которыя мы находим в интересном трудѣ проф. А. В. Соловьева (А. V. Soloviev: «Les emblèmes héraldiques de Byzance et les slaves». Prague, 1935) византійскій орел — восточнаго происхожденія. В Богаз-кіой (Каппадокія) открыт был колоссальный барельеф религіознаго происхожденія, на котором изображены двѣ богини, стоящія на крыльях двуглаваго орла. В Вавилонѣ изображеніе этой сказочной птицы фигурирует на цилиндрических печатках. Одна из них восходит к серединѣ третьяго тысячелѣтія до Р. X. На ней изображен двуглавый орел, поддерживающій своими главами картуш с именем владѣльца печати. Заслуживает большого вниманія и авторитетное мнѣніе недавно скончавшагося проф. Н. Т. Бѣляева, который доказывал, что прямым родоначальником геральдических орлов является эмблема царей Сумера и Аккада за много тысячелѣтій до нашей эры. Это “имгиг” — геральдическій орел с львиной головой, который изображен на огромном мѣдном горельефѣ из храма царя А-Анни-Падда в Телль-эль-Обеид (Месопотамія).
В послѣдующія тысячелѣтія мы не встрѣчаем слѣдов двуглаваго орла. Он вновь возрождается к жизни много позже, а именно — в мусульманском искусствѣ XI вѣка. С этого времени, подобно льву и грифу, орел начинает играть видную роль в орнаментикѣ. Позже, с развитіем у арабов геральдическаго искусства, двуглавый орел получил широкое распространеніе по всему мусульманскому міру и попадает в рыцарскіе гербы Западной Европы.
Подобнаго происхожденія гербы древних родов Куртенэ, Гесклен, Бусико, Пик де ла Мирандоль, Жебелан, Массерано и др. Дочери одного из Куртенэ заносят изображеніе этой фантастической птицы в Савою и Фландрію, а Балдуин, граф Фландрскій, основавшій на мѣстѣ захваченной им Византіи Латинскую имперію, заносит в 1204 году в Константинополь изображеніе двуглаваго орла на своем щитѣ. Это обстоятельство дало повод нѣкоторым изслѣдователям высказать смѣлое предположеніе, что византійскій двуглавый орел Палеологов — фландрскаго происхожденія.
Павшій в 1453 году на стѣнах своей столицы послѣдній император византійскій, Константин XII Палеолог, не имѣл потомства, равно как и второй брат его, Димитрій. Третій же брат императора, Фома, покинув Византію, умер в Римѣ в 1465 году, оставив послѣ себя двух сыновей — Андрея и Эммануила, — и дочь Зою, а по русским лѣтописям Софію, которая пріѣхала в Москву и вышла замуж за царя и великаго князя всея Руси Іоанна III. Братья ея перешли в католичество и умерли также без потомства.
Так как православная супруга русскаго государя, Софья, оставалась единственно представительницей православнаго рода Палеологов, то супруг ея, великій князь Іоанн III, принял символ этого рода, — чернаго двуглаваго орла в золотом полѣ. На основаніи сохранившихся исторических документов этот герб впервые появился на изображеніи печати, привѣшанной к мѣновой грамотѣ великаго князя Іоанна III Васильевича с племянниками его, князьями Полоцкими. Писана грамота “на Москвѣ лѣта седьм тысящ пятаго”, т. е. в 1497 году от Р. X. На печати находится изображеніе двуглаваго орла со спущенными (распластанными) крыльями и с короной на каждой головѣ.
Со времён царя Алексѣя Михайловича офиціально на груди двуглаваго орла стали помѣщать щиток с гербом московским, с регаліями в лапах и тремя коронами, составляющими символ св. Троицы, а также эмблемы трех царств: Казанскаго, Астраханскаго и Сибирскаго.
Хотя многіе полагают, что московскій герб изображал тогда св. Великомученика и Побѣдоносца Георгія в видѣ воина на конѣ, поражающаго копьем змія (дракона), но на основаніи различных актов извѣстно, что всадник именовался “ѣздец”.
В описи Смоленска 1671 г. показано “5 мѣдных пищалей, на них изображеніе: вылит человѣк на конѣ, колет змія”. Сошлемся еще на один примѣр: издатели московской библіи в 1663 году изобразили царя на конѣ и в коронѣ на щитѣ герба. Даже в указѣ 11-го марта 1726 года всадник московскаго герба назван “ѣздецом”.
Лишь с 1729 года, когда граф Миних представил в Военную коллегію высочайше утвержденные русскіе гербы, всадник московского герба стал окончательно изображать собою св. Георгія. Отмѣтим, что “ѣздец” в гербѣ Московскаго царства весьма древняго происхожденія и находился в связи с языческим божеством кривичей — Ярилой, олицетворявшим весеннее солнце. С другой стороны Ярило схож с литовским гербом Погонь (погоня), изображавшим скачущаго всадника и сохранившимся в гербах нѣкоторых Рюриковичей и Гедеминовичей, а также губерній Виленской и Витебской. Наша лѣтопись сохранила слѣдующее извѣстіе о появленіи “погони” на Литвѣ; “князь Витен нача княжити над Литвою (1273), измысли себѣ герб и всему княжеству литовскому печать: рыцарь збройный на конѣ з мечем, еже нынѣ наречут погоня”.
До половины шестидесятых годов прошлаго столѣтія св. Георгій был обращен “влѣво” (правой стороной считается в геральдикѣ сторона, приходящаяся против лѣваго нашего глаза) щита, что составляло, однако, ошибку, почему с тѣх пор он был обращен “вправо” щита согласно требованиям геральдики. Наконец, послѣдній образец нашего государственнаго герба утвержден был 2-го ноября 1882 года, вмѣстѣ с особою сѣнью и варяжским шлемом св. Александра Невскаго.
Этот герб есть в золотом щитѣ черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем видѣ, корона, с двумя развѣвающимися концами ленты андреевскаго ордена. Орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб московскій: в червленом (красном) щитѣ св. великомученик и побѣдоносец Георгій в серебряном вооруженіи и на серебряном конѣ, в лазуревой приволокѣ (мантіи), поражающій дракона. Вокруг щита цѣпь ордена св. апостола Андрея.
На крыльях — на правом: 1. Герб царства Казанскаго (в серебряном щитѣ черный коронованный дракон); 2. Царства Польскаго (в червленном щитѣ серебряный коронованный орел); 3. Царства Херсониса Таврическаго (в золотом щитѣ, черный византійскій, увѣнчанный двумя коронами орел. На груди в лазуревом щитѣ золотой осьмиконечный крест); 4. Соединенные гербы великих княжеств: Кіевскаго, Владимірскаго и Новгородскаго (в щитѣ, раздѣленной вилообразно на три части): в первый лазуревой части герб кіевскій — св. архристратиг Михаил с пламенѣющим мечом и серебряным щитом; во второй червленой части герб Владимірскій — золотой леопард, держащій в правой лапѣ длинный серебряный крест; в третьей серебряной части герб новгородскій — два черных медвѣдя, поддерживающіе золотыя кресла с червленною подушкою, на коей поставлены крестообразно скипетр и крест; над креслами золотой трисвѣщник; в лазуревой окраинѣ — двѣ серебряныя рыбы.
На лѣвом крылѣ: 5. Герб царства Астраханскаго (золотая корона в лазуревом щитѣ, под нею серебряный восточный меч); 6. Гербъ царства Сибирскаго (в горностаевом щитѣ два черных соболя, стоящих на задних лапах и поддерживающих золотую корону, червленный лук и двѣ стрѣлы); 7. Герб царства Грузинскаго (в среднем малом щитѣ герб Грузіи — в золотом полѣ св. великомученик Георгій, сидящій на черном конѣ и поражающій зеленаго дракона; в первой части герб Иверіи — в серебряном щитѣ серебряный скачущій конь; во второй части герб Карталиніи — в золотом щитѣ огнедышащая гора пронзенная крестообразно двумя черными стрѣлами; в третьей части герб Кабардинских земель — в лазуревом щитѣ на двух крестообразно положенных стрѣлах малый золотой щит с червленным полумѣсяцем; в четвертой части герб Арменіи — в золотом щитѣ червленный коронованный лев; в золотой оконечности герб Черкасских и Горских князей — скачущій на черном конѣ черкес с черным копьем на правом плечѣ); 8. Герб великаго княжества Финляндскаго (в червленном щитѣ золотой коронованный лев, держащій в правой лапѣ меч прямой, а в лѣвой — меч выгнутый, на который опирается заднею правою лапою лев, сопровождаемый восемью серебряными розами.
В большой или полный россійскій государственный герб входят также гербы всѣх главнейших областей и земель, вошедших в состав Имперіи, а также родовой герб Государя. Полный герб, таким образом, является эмблемой всей россійской территоріи. Давая исторически вѣрное и ясное представленіе о постоянном ростѣ государства, он тѣм самым служит наглядной иллюстраціей к полному титулу российских монархов, в котором территоріальныя пріобрѣтенія Россіи перечислены почти в том же порядкѣ, в каком размѣщены их гербы на груди, крыльях и по сторонам двуглаваго орла в большом или полном россійском государтвенном гербѣ.
Повѣствуя о том, как из небольшого славянскаго княжества выросла Великая Россія державною волею ея царей, молитвами ея святителей и угодников, кровью и подвигами ратных людей и разумом всего народа, россійскій государственный герб прекрасно выражает нашу государственную и національную идею. Помимо того, он отличается историческою и самобытною своеобразностью, а также — безукоризненною геральдическою правильностью в смыслѣ сочетанія металла, финифти и серединной эмблемы.
Это привело к тому, что расцвѣтка Россійскаго государственнаго герба сыграла рѣшающую роль в вопросѣ о русских національных цвѣтах. Впервые офиціальное выраженіе “по россійскому гербу черный с золотом” мы ветрѣчаем в высочайшем указѣ от 1731 года: “шарфы дѣлать... по Россійскому гербу: штаб-офицерам из чернаго шелка с золотом, а обер-офицерам из чернаго с желтым шелком”. Там же: “всѣм имѣть шляпы с галуном золотым образцовым и с кисточками золотыми с черным полем и бѣлым бантом волосяным. Темляки на шпагах золотые. Шарфы золотые с черным шелком”. Бѣлый бант или “россійскій полевой знак” соотвѣтствует своим цвѣтом бѣлому или серебряному всаднику в Московском гербѣ на груди чернаго двуглаваго орла в золотом полѣ.
Начиная с этого времени “цвѣта по Россійскому гербу черный с золотом” постепенно появляются всюду: на шарфах, кокардах, темляках, этишкетах, репейках, генеральских султанах, на караульных будках, шлагбаумах, верстовых столбах. Когда имп. Екатерина ІІ учредила 26 ноября 1769 года военный орден св. великомученика и побѣдоносца Георгія, то в указѣ повелѣла, чтобы лента к этому ордену была из трех черных и двух желтых полос. Нѣт причин сомнѣваться, что по великому смыслу, придававшемуся ею ордену, императрица избрала эти цвѣта, как тождественные цвѣту чернаго орла в золотом полѣ, а самый крест св. Георгія — в память московскаго герба.
Послѣ взятія Парижа в 1814 году было приказано строить войсковыя знамена на основѣ черно-желто-бѣлых цвѣтов. Тогда же к двум цвѣтам кокарды — черному и желтому — был присоединен третій — бѣлый, по серебряной эмблемѣ на груди чернаго орла. Подобное сочетаніе цвѣтов сохранилось до самой революціи 1917 года в Императорском штандартѣ, в окраскѣ древка, каймы и бахромы Государственнаго знамени, которое фигурировало при коронаціи и погребеніи Россійских Императоров; на кокардах головных уборов всѣх состоявших на государственной службѣ, на офицерских шарфах, темляках георгіевских лентах, шарфах и лентах герольдов и пр.
Наконец, в царствованіе императора Николая I, когда офиціальная геральдика окончательно усвоила цвѣта черный, желтый и бѣлый, — очередь дошла и до русскаго національнаго флага, цвѣта тканей котораго, как извѣстно, имѣютъ значеніе національных или государственных цвѣтов. По указу имп. Николая I, а позже указами имп. Александра II в 1858, 1865 и 1873 годах, — цвѣта черный, желтый и бѣлый получили наименованіе государственных и національных.
Таким образом, к этому времени являются санкціонированными Верховною Властью два различных русских флага: черно-желто-бѣлый и бѣло-сине-красный, который еще в 1705 году был присвоен нашему торговому флоту. Цвѣта перваго из этих флагов получили названіе государственных, или національных, а второго — коммерческих. Не вдаваясь в историческое прошлое раскраски русских флагов, но видя бѣло-сине-красные флаги на мачтах купеческих кораблей, заграницей привыкли называть их русскими государственными или національными.
Так, ровно вѣк тому назад, в 1856 году, когда Париж праздновал заключеніе мира с Россіей, — зданія французской столицы украшены были флагами воевавших держав, а во всѣх газетах значилось: “были выставлены флаги русских національных цвѣтов”. А цвѣта эти были: бѣлый, синій и красный. Между тѣм, во французском справочникѣ того времени было написано черным по бѣлому: «Russie. Drapeau national : noir, jaune et blanc, en 3 bandes horizontales, le noir en haut, le jaune au milieu et le blanc en bas » (M. N. Bouillet : « Atlas Universel d’histoire et de géographie », Paris, 1865).
Но и сами россіяне плохо разбирались в вопросѣ о своих флагах. В том же 1856 году, во время коронаціи имп. Александра ІІ, Москва была расцвѣчена черно-желто-бѣлыми флагами, но в день въѣзда государя в Петербург послѣ коронаціи большинство зданій здѣсь было украшено бѣло-сине-красными полотнищами. Еще примѣр: в концѣ шестидесятых годов, при въѣздѣ в Варшаву имп. Александра II, город украсился флагами двух цвѣтов, причем бѣло-сине-красные почему-то были вывѣшены только из окон жителей-поляков. Приближался день коронаціи государя — 15 мая, а потому возникал вопрос о том, какой флаг слѣдует считать подлинно русским. Запросили морское вѣдомство, которое указало, что для обозначенія своей національности наши торговые суда поднимают бѣло-сине-красные флаги. Вскорѣ был представлен по этому вопросу и особый доклад министра внутренних дѣл гр. Д. А. Толстого.
27-го апрѣля 1883 года имп. Александр III повелѣл имѣть один національный русскій флаг, состоящій из цвѣтов бѣлаго, синяго и краснаго. Эти цвѣта только одни и были дозволены к украшенію столиц по случаю предстоящей коронаціи. Заготовленные ранѣе черно-желто-бѣлые флаги были уничтожены,
Казалось бы, что этою высочайшею волею вопрос о національном флагѣ разрѣшался окончательно, но между тѣм мнѣніе о необходимости двух отдѣльных (національнаго и коммерческаго) флагов имѣло настолько сильных сторонников, что к моменту коронаціи имп. Николая ІІ явилась необходимость вновь обсудить вопрос о цвѣтах національнаго флага.
Шестьдесят лѣт тому назад, в мартѣ 1896 года, образовано было особое совѣщаніе под предсѣдательством генерал- адъютанта адмирала К. Н. Посьета. Совѣщаніе это пришло к единогласному заключенію, что флаг бѣло-сине-красный имѣет полное основаніе именоваться національным, а цвѣта его — цвѣтами государственными. Флаг же черно-желто-бѣлый не имѣет ни геральдических, ни исторических основ. Совѣщаніе получило высочайшее утвержденіе 29 апрѣля 1896 года.
Этим рѣшеніем, однако, вопрос о расцвѣткѣ русскаго національнаго флага не был исчерпан. Во второй половинѣ царствованія имп. Николая ІІ было доказано, что комиссія адмирала Посьета высказала свое сужденіе недостаточно обоснованно. В итогѣ цѣлаго ряда новых представленій по этому вопросу была образована новая комиссія под предсѣдательством товарища министра юстиціи гофмейстера А. Н. Веревкина. В состав комиссіи, получившей названіе “Особаго совѣщанія”, вошли: от департамента герольдіи А. П. Барсуков, от историческаго отдѣла Главнаго управленія генеральнаго штаба ген. А. И. Григорович, от морского вѣдомства адмирал гр. Гейден и капитан-лейтенант П. И. Бѣлавенец, от Оружейной Палаты Арсеньев, Эрмитажа — бар. Фелькерзам.
Особому совѣщанію предстояло разрѣшить в окончательной формѣ вопрос о правильности наименованія національным флагом бѣло-сине-краснаго: вѣдь государственный герб Имперіи заключается в черном двуглавом орлѣ на золотом щитѣ, между тѣм, как утвержденный в 1896 году флаг этих цвѣтов не имѣет, а потому и является не геральдичным, т. е. не соотвѣтствующим цвѣтам герба. Но с другой стороны, бѣлый, синій и красный цвѣта соотвѣтствуют геральчическим (гербовым) цвѣтам Московскаго герба, находящагося на груди орла, а потому цвѣта эти безспорно могут быть наименованы русскими государственными и національными цвѣтами. И, вот, для всесторонняго и по возможности окончательнаго выясненія вопроса о “русских цвѣтах” и была образована комиссія под предсѣдательством егермейстера А. Н. Веревкина.
Комиссія приступила к работѣ в 1911 году. Близившіяся к окончанію работы, к великому сожалѣнію, были прерваны войной 1914-1917 года. Вопрос государственнаго значенія не был разрѣшен, и по сей день мы не знаем в точности, какой же у нас національный флаг и какіе наши національные цвѣта?
Находясь уже в эмиграціи, я обратился в 1934 году к проживавшему в Варшавѣ ген. А, И. Григоровичу с запросом, к каким выводам пришло Особое совѣщаніе в вопросѣ о русском флагѣ, полагая, что он, как бывшій участник совѣщанія, может дать исчерпывающій отвѣт. В своем письмѣ от 3-го ноября 1934 года ген. А. И. Григорович увѣдомил меня, что «сужденіе комиссіи склонялось к признанію черно-оранжево-бѣлаго флага государственным».
В 1913 году, когда Россія в торжественной обстановкѣ праздновала трехсотлѣтіе царствованія Дома Романовых, но указу Государя Императора, в знак единенія Царя с Народом, был помѣщен в правом верхнем (геральдически) углу бѣло-сине-краснаго флага изображеніе чернаго двуглаваго орла в желтом полѣ. Подобное сочетаніе государственнаго штандарта с бѣло-сине-красным флагом, принятое независимо от рѣшенія Особаго совѣщанія, было подтверждено высочайшей волей и в началѣ войны — 9 сентября 1914 года.
В сущности, этот флаг — символ священнаго единенія Верховной власти с народом был послѣдним образцом нашего флага. Анализ его подтверждает предположеніе, высказанное ген. А. И. Григоровичем. Если бы бѣло-сине-красный флаг носил характер государственнаго по существу, то было бы излишне отмѣчать его эмблемой верховной власти.
Насущный вопрос о нашем государственном или национальном флагѣ не был удовлетворительно разрѣшен. А между тѣм, впервые он возник в шестидесятых годах XVII столѣтія, когда командир перваго русскаго военнаго корабля, капитан Бутлер, спросил: “как Великій Государь укажет, каких цвѣт быть флагам на кораблѣ? При этом капитан прибавляет: “только на кораблях бывает: котораго государства корабль, того государства бывает и знамя”.
9-го апрѣля 1667 года послѣдовал указ царя Алексѣя Михайловича “выдать из Сибирскаго приказа сто пятьдесят аршин тафт черчатых (красных), бѣлых, лазоревых, к корабельному дѣлу на знамена”. Исторія умальчивает при этом, чѣм, собственно, руководился при выборѣ этих цвѣтов сам московскій царь Алексѣй Михайлович, который едва ли, вмѣстѣ о боярами и приближенными, хорошо усвоил правила современной ему геральдики. Так и осталось неизвестным, кто собственно навел царя на мысль посылать Бутлеру тафты бѣлыя, синія и красныя. Не помог ли во многом в таком выборѣ сам совѣтчик, капитан Бутлер, пріѣхавшій в Москву из Голландіи? Національный флаг ея был красно-сине-бѣлый, который и подымался на ея судах.
Естественно, поэтому, было Бутлеру предложить царю сочетаніе этих цвѣтов. Голландскій флаг перевернули: бѣлая полоса оказалась вверху, а красная внизу. — "Если бы Бутлер был капитаном не голландской службы, — иронизировали сторонники черно-желто-бѣлых цвѣтов, — а, напримѣр, испанской или датской, то, и цвѣта нашего національнаго флага могли бы оказаться совсѣм иными. А потому мореходный вымпел капитана Бутлера не может быть с легкой совѣстью распространен на всю націю в видѣ ея знамени”.
Сторонники же бѣло-сине-краснаго флага указывают на то, что геральдически эти цвѣта соотвѣтствуют цвѣтам московскаго герба, помѣщеннаго на груди государственнаго чернаго орла. Подобные доводы и предрѣшили в царствованіе имп. Александра Ш вопрос о наших національных цвѣтах, — вопрос, как мы видѣли, далеко еще не выясненный.
С точки зрѣнія исторической давности бѣло-сине-красный флаг, независимо от его геральдической оцѣнки, имѣет несомнѣнное преимущество. Под этим флагом плавал первый русскій корабль “Орел”, построенный по приказу царя Алексѣя Михайловича в селѣ Дѣдиновѣ. На его “бѣло-сине-красном знамени” нашит был желтый двуглавый орел. Корабль этот плавал во Волгѣ до Астрахани и впослѣдствіи сожжен был Стенькою Разиным.
Под этим флагом плавал и Петр Великій на “Дѣдушкѣ русскаго флота” в 1688 году и на Бѣлом морѣ в 1693 году. Флаг свой царь Петр Алексеевич, при своем отъѣздѣ, пожаловал архангельскому архіепископу Афанасію. В 1910 году этот “петровскій стандарт” — бѣло-сине-красный флаг с обременяющим его золотым двуглавым орлом — был по высочайшему повелѣнію привезен в Петербург капитан-лейтенантом П. И. Бѣлавенец и помѣщен в Морском музеѣ.
Под этим флагом послан был в 1700 г. в Константинополь корабль “Крѣпость”. Подобный же “стандарт” поднят был и на кораблѣ “Ингерманланд” в 1716 г., когда русскій царь командовал соединенным русско-англо-голлацдско-датским флотом в Балтійском морѣ. Это был единственный случай, за все царствованіе Петра Великаго, что он был на кораблѣ, как государь.
Еще в 1699 году на черновикѣ инструкціи чрезвычайному посланнику Емельяну Украинцеву, шедшему на “Крѣпости" в Керч и далѣе в Константинополь, царь собственноручно начертал трехполосый флаг, а внизу повторил тот же флаг, но прорѣзая его по діагонали андреевским крестом. Спутя десят лѣт военныя суда раздѣлены были на эскадры, которым и даны особые флаги. В Кіевѣ была издана таблица флагов в том же 1709 году, на которой были изображены: государственный штандарт, флаги трех эскадр, флаг галерный, флаг “обычно торговых и всяких россійских судов”, наконец, гюйс и флаг адмиралтейства.
Собственноручные рисунки царя Петра Алексѣевича 1699-1700 г. г. (хранились в Моск. арх. Иностр. Дѣл). Вверху: Національный русскій флаг. Надпись: «Бѣлое, синее, красное». Внизу: Военный флаг, адреевскій синій крест на національном флагѣ.
Из этой таблицы слѣдует, что бѣло-сине-красный флаг в ту пору принадлежал нашему купеческому флоту. Дарован был он царем Петром Алексѣевичем 5-го января 1705 года. Затѣм, вновь в том же году 20 января состоялся именной указ “о флагах на торговых рѣчных судах”, который гласил: “На торговых всяких судах, которыя ходят по Москвѣ-рѣкѣ и на Волгѣ, и по Двинѣ, и по иным всѣм рѣкам и рѣчкам ради торговых промыслов, быть знаменам по образцу, каков нарисован, послан под сим Его Великаго Государя Указом, а иным образцам знамен, оприч того посланнаго образца, на помянутых торговых судах не ставить, а если кто учинится тому Его Великаго Государя Указу ослушен, и тому учинено будет жестокое наказаніе”.
По этому указу, бѣло-сине-красные цвѣта присвоены были нашему торговому флоту двѣсти пятьдесят лѣт тому назад. Таковыми они остались до конца существованія Россійскаго государства. С 1883 года они же получили названіе національных, что и вызвало ряд осложненій в вопросѣ о подлинно-русском государственном и національном флагѣ. Что же касается флага, для военных судов, то около 1712 года был учрежден новый кормовой флаг: бѣлый с синим андреевским крестом.
Несомнѣнно, что бѣлый, синій и красный цвѣта были приняты нашим Великим Преобразователем и в значеніи Государственных и національно русских цвѣтов. Цѣлый ряд документов и памятников петровской эпохи безспорно это доказывает. Знамена первых гвардейских полков того времени имѣли кайму из треугольников бѣлых, синих и красных. Из сохранившихся картин и самых шарфов и темляков Петра Великаго, а также на портретах царевича Алексѣя Петровича замѣтны тѣ же три цвѣта: синій, бѣлый и красный. Извѣстно, что шарфы и темляки были в арміи этих трех цвѣтов с 1700 по 1731 год, хотя формальнаго предписанія на то нигдѣ не обнаружено.
Послѣ кончины императора Петра I цвѣта эти, в значеніи государственных и національных, мало по малу, стали вытѣсняться черным, желтым и бѣлым. Бѣло-сине-красный флаг начинает признаваться исключительно, как флаг коммерческій или торговый, уступая мѣсто черно-желто-бѣлому. Гордіев узел наших исторических и геральдических домыслов, недоразумѣній и противорѣчій затягивался все туже и туже...
В період гражданской войны бѣло-сине-красный флаг был в Добровольческих арміях символом россійской государственности, и нерѣдко играл роль боевого знамени, под сѣнью котораго бѣлые воины боролись за поруганную Россію. Эти же цвѣта нашивались в видѣ шеврона на лѣвый рукав добровольцев. Бѣло-сине-красный флаг цзгнанники Земли Русской унесли с собою и на чужбину, гдѣ он играет роль священнѣйшей реликвіи, как символ неумирающей Россіи. Русская національная эмиграція не теряет надежды вернуться с этим флагом на родину послѣ ликвидаціи совѣтской власти и вновь водрузить его на родной почвѣ.
Вл. Абданк-Коссовскій.
Приморскія Альпы.
«ВОЗРОЖДЕНІЕ», тетрадь 49, январь 1956 г. |