Александр Севенко. Петр Столыпин и армия (к 155-летию П.А. Столыпина)
статья написана в соавторстве с полковником запаса Александром Родионовым
14 апреля исполнится 155 лет со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина. Эта дата почти совпала с другой, печальной — 105-летием со дня его трагической гибели. Имя этого великого русского реформатора уже при жизни стало легендой. Деятельность Столыпина затронула многие стороны жизни. Это был человек широкого государственного мышления. За короткий срок, который отпустила ему судьба — от назначения министром внутренних дел и премьер-министром России до предательского выстрела террориста в Киевском театре, он успел провести целый ряд глубоких преобразований в стране. Это и аграрная реформа, и реформа образования, и ускорение освоения пространств Сибири и Дальнего Востока, и введение земства в западных губерниях… Большой вклад внес Столыпин и в повышение обороноспособности государства, в осуществление военной реформы, а также в развитие военно-исторической науки.
Петр Аркадьевич с детства воспитывался как будущий защитник Отечества. Его отец — генерал от артиллерии, наказной атаман Уральского казачьего войска Аркадий Дмитриевич Столыпин (1822–1899), был участником обороны Севастополя в Крымскую войну, ветераном Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Дед по линии матери, князь Горчаков, являлся главнокомандующим Русской императорской армией в годы Крымской войны.
Старший брат Михаил (1859–1882), прапорщик лейб-гвардии Преображенского полка, был смертельно ранен на дуэли князем И. Н. Шаховским. С убийцей своего брата Петр Аркадьевич стрелялся, при этом получив ранение в правую руку (которая с тех пор плохо действовала). Возможно, это обстоятельство повлияло на то, что свою карьеру он делал по гражданской линии.
Женился Петр Аркадьевич рано — на невесте своего безвременно ушедшего из жизни старшего брата, правнучке великого русского полководца фельдмаршала Александра Васильевича Суворова. Петр Аркадьевич приходился троюродным братом великому русскому поэту, гвардейскому поручику М. Ю. Лермонтову. Очевидно, что Столыпин имел неразрывную связь с армейской средой.
В 1889 году он начал службу в Министерстве внутренних дел, которое наряду с поддержанием общественного порядка занималось и призывом граждан на воинскую службу. Полученный практический опыт очень пригодился в карьерном росте. В мае 1902 года Петр Аркадьевич стал самым молодым в России губернатором — Гродненской, а затем Саратовской губернии. На этом посту Столыпину наряду с хозяйственной деятельностью приходилось активно заниматься поставкой мобилизационных ресурсов на Дальний Восток и выполнением других важных для фронта задач в ходе Русско-японской войны 1904–1905 годов.
В апреле 1906 года 44;летний Петр Столыпин принимает должность министра внутренних дел. Став председателем Совета министров в день роспуска I Государственной думы — 8 июля 1906 года, он быстро наметил направление своих действий. 25 августа 1906 года Столыпин публикует в газетах программу реформ.
Одним из важнейших пунктов в его концепции преобразований страны стало осуществление военной реформы, восстановление военного могущества России. Однако Столыпин понимал: только осуществив целый комплекс взаимосвязанных реформ во всех сферах жизни страны, станет возможным качественно провести и военную реформу, конечной целью которой было бы повышение оборонного потенциала для недопущения войны и развития государства в мирных условиях. Предполагаемые преобразования в военной сфере включали в себя разработку воинского устава, введение льгот на отбывание воинской повинности для различных категорий призывников, увеличение денежного содержания офицеров, создание благоприятных условий для военнослужащих срочной службы.
Для выполнения намеченных целей в октябре 1906 года был издан Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий». Теперь крестьяне могли свободно, т. е. без согласия общины, получать паспорт, выбирать место жительства и профессию, в том числе военную. Это позволило в кратчайшие сроки заселить районы с малой плотностью населения и создать базу мобилизационного ресурса в Сибири и на Дальнем Востоке.
Право переселения из густонаселенных районов центральной России на свободные земли было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В 1906–1913 годах за Урал переселились 2.792,8 тысячи человек, из них с территории Беларуси выехали 335.369 человек.
Итогом кампании был громадный скачок в экономическом и социальном развитии восточных регионов России. Население Сибири и Дальнего Востока за годы колонизации увеличилось на 153%, что позволило значительно укрепить промышленную и продовольственную базу, а также значительно повысить оборонный потенциал.
Необходимость военной реформы показали войны новой эпохи, особенно Русско-японская война 1904–1905 годов — поражение в ней заставило российское правительство приступить к реформированию армии и флота. Исторические условия выявили новые тенденции в развитии военной политики и военного дела. Началась массовая технизация и машинизация вооруженных сил; резко повысилась скорострельность и дальнобойность поступающего на вооружение стрелкового оружия; появились тяжелые артиллерийские системы и скорострельная артиллерия; в армию стали поступать бронемашины, аэропланы; шло активное внедрение новых средств связи — телеграфа, телефона, радио.
Наряду с этим появилась тенденция к созданию многомиллионных массовых армий, войны стали носить затяжной характер. В связи с этим изменилась взаимосвязь фронта и тыла. Роль тыла в войне резко возросла, поскольку проблема снабжения массовых армий могла быть решена лишь силами всего народного хозяйства, а не одной военной промышленности. В военное время требовалась мобилизация вcex ресурсов страны — экономических, социальных и духовных. Военное строительство нуждалось в радикальных переменах.
Для переустройства российской армии при Совете государственной обороны была создана специальная комиссия. На конкурсной основе разрабатывались проекты будущей военной реформы. Всего было отобрано к рассмотрению четыре проекта: военного министра Редигера, генералов Газенкампфа, Палицына и Эверта. По итогам обсуждения в основу деятельности военного министра на 1907–1910 годы был положен доклад «О мероприятиях по обороне государства, подлежащих осуществлению в ближайшее 10;летие», представленный 22 августа 1908 года генералами Ф. Палицыным и М. Алексеевым.
В основу системы комплектования войск в ходе реформы лег принцип всеобщей воинской повинности. От военной службы освобождались духовенство, некоторые категории населения и инородцы. В целях увеличения численного состава армии и запаса сокращались сроки действительной службы: в пехоте — до 3 лет, в остальных родах войск — до 4 лет. Одновременно было проведено разделение запаса на два разряда: в первый входили младшие возрасты запасных для пополнения полевых частей, второй разряд составляли запасные пожилых возрастов для резервных и тыловых частей.
Введение новых сроков службы позволило увеличить российскую армию и флот с 735,1 тысячи рядовых и 29,4 тысячи генералов и офицеров в январе 1906 года до 1.311,6 тысячи рядовых и 42,9 тысячи генералов и офицеров в январе 1908 года, а также на экономически выгодных условиях подготовить до начала Первой мировой войны дополнительно более 2 миллионов военнообученных граждан и развернуть с началом военных действий армию численностью более 5 миллионов человек. Необходимо отметить, что введенные тогда сроки действительной военной службы для рядового состава просуществовали более 50 лет.
Одной из важных мер в рамках военной реформы явился также переход к территориальной системе комплектования и отказ от экстерриториальной, что позволило экономить значительные денежные средства.
Вооруженные силы России состояли в то время из самостоятельных видов армии и флота. Армия по своему составу включала в себя такие рода войск, как пехота (главный род), кавалерия, артиллерия, инженерные войска, железнодорожные войска, казачьи войска и государственное ополчение. Kpоме того, были образованы химические, автобронетанковые, авиационные части. Поддерживая все новое и прогрессивное, Столыпин в сентябре 1909 года сам совершил полет на аэроплане вместе с известным русским летчиком-первопроходцем капитаном Л. Мациевичем.
Опыт Русско-японской войны подтвердил необходимость более гибкой тактической организации. В процессе поисков новой структуры была принята четверичная организация: в полку — четыре батальона, в батальоне — четыре роты, в роте — четыре взвода. Троичная система была отменена. В оперативном и стратегическом звене войска сводились в корпуса, армии, фронты (в мирное время — округа).
Война с Японией выявила острую нехватку хорошо подготовленных офицеров. Офицерские кадры готовили, используя систему военно-профессионального образования. Она включала в себя несколько звеньев военных школ: низшие специальные, средние общеобразовательные, средние специальные и высшие. Низшие школы были предназначены для подготовки унтер-офицерских кадров. Средние и высшие школы готовили офицерские кадры.
По новой военной реформе сохранялись кадетские корпуса как закрытый тип учебных заведений для дворянских детей. В системе средних военных учебных заведений, куда поступали выпускники кадетских корпусов, гимназий, наблюдалась тенденция перевода юнкерских училищ в военные. К 1911 году практически все десять юнкерских училищ были переведены в разряд военных. К тому же число последних увеличивалось. Так, к 1912 году в стране насчитывалось 13 пехотных, 3 кавалерийских, 2 казачьих, 4 артиллерийских, 3 военно-инженерных училища. Были созданы также электротехническая, автомобильная, железнодорожная и воздухоплавательная офицерские школы, школы прапорщиков.
Столыпин призывал не жалеть денег и обучать личный состав на технике нового типа. С ростом числа военных училищ и их выпускников шел процесс демократизации офицерского корпуса, были сняты национальные и религиозные ограничения.
Повышению качества обученного мобилизационного ресурса способствовало проведение в стране реформы образования. Практика показала, что обученные грамоте и тем более получившие среднее образование призывники быстрее осваивали военные специальности. За 1907–1911 годы ассигнования на начальную школу возросли с 9 млн до 35 млн рублей.
Военная реформа коснулась и органов военного управления. Центральным управленческим органом до и после реформы являлось военное министерство. Из Главного штаба этого ведомства вывели службы Генерального штаба, были уточнены функции и задачи центральных органов. Реформа, однако, практически не коснулась местного управления — как и прежде, Россия делилась на военные округа, во главе каждого из которых стоял командующий войсками.
Главным в перестройке военного управления было учреждение Совета государственной обороны как центрального руководящего органа, координирующего действия армии и флота. И хотя Государственная дума выразила Совету недоверие и в августе 1909 года он был упразднен, впоследствии этот опыт был возрожден при создании Государственного комитета обороны в годы Великой Отечественной войны.
В целом в военном управлении усилилась централизация. Это позволило России достаточно планомерно подготовиться к Первой мировой войне, накопить значительные резервы и в 1914 году организованно провести мобилизацию.
Лично изучив актуальные вопросы управления и развития флота, а также кораблестроения, Петр Столыпин добился финансирования «Малой судостроительной программы». В дальнейшем он принял активное участие в создании усиленной программы судостроения. Премьер-министр настаивал на том, что обеспечить береговую оборону государства мелкими судами невозможно, и потому необходимо создавать «живую боевую силу — оружие победы — линейный флот». По убеждению Столыпина, ассигнования на постройку новых кораблей помогли бы сохранить и развивать отечественную кораблестроительную промышленность. Например, только на усиление Черноморского флота было выделено 150,8 млн рублей, что позволило начать строительство трех линейных кораблей, девяти эскадренных миноносцев, шести подводных лодок. Прямые военные расходы России в 1907–1913 годах составили 4,36 млрд рублей.
Особо необходимо отметить, что Петр Столыпин возлагал большие надежды на развитие железнодорожного сообщения. «Наши государственные границы равняются 18 тысячам верст. Мы граничим с десятью государствами, мы занимаем одну седьмую часть суши. Как же не понять, что при таких обстоятельствах первенствующей, главнейшей нашей задачей являются пути сообщения!» Планировалось проложить Южно-Сибирскую магистраль и закончить строительство Амурской железной дороги. Это позволило бы проводить стратегические перегруппировки войск с востока на запад и с запада на восток (что в дальнейшем было блестяще реализовано осенью и зимой 1941 года и летом 1945 года).
Кроме решения стратегических задач реформирования, Столыпину приходилось уделять много времени текущим вопросам, от которых зависели дальнейшее планомерное развитие и престиж вооруженных сил. Так, 17 апреля 1907 года на приеме у Николая II он выступил в защиту армии от оскорблений, нанесенных депутатом А. Г. Зурабовым в Госдуме накануне.
К заслугам Столыпина относится и то, что он предотвратил войну после того, как в 1908 году Австро-Венгрия захватила Боснию и Герцеговину. Убедив царя не проводить мобилизацию, премьер-министр с удовлетворением отметил: «Сегодня мне удалось спасти Россию от гибели». Сам Петр Аркадьевич говорил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Внутренний покой подразумевал подавление революции, внешний — отсутствие войн. «Пока я у власти, — пояснял Столыпин, — я сделаю все, что в силах человеческих, чтобы не допустить Россию до войны».
В залог дальнейшего развития русской военной силы, становления и приумножения славных традиций нашего воинства, увековечения побед русского оружия и подвигов защитников Отечества Петр Столыпин позаботился также о развитии военно-исторической науки. Вклад его и в этом весьма велик и существенен: он главенствовал во многих начинаниях, имевших, как, впрочем и все дела, за которые он брался, законченный и фундаментальный характер.
Петр Аркадьевич деятельно участвовал в разработке, рассмотрении предложений, играл одну из основных ролей в подготовке соответствующих законопроектов, принятии положительных решений, поддерживал все необходимые начинания, в которых он видел пользу для государства. И никогда не забывал о том, что «военная история России — стержень нашей нравственности». Хотя эти предельно точные слова принадлежат не ему, а его отцу — генералу и историку, они в полной мере относятся и к деятельности великого реформатора Петра Столыпина.
Добавим: отец премьер-министра — Аркадий Дмитриевич Столыпин — был боевым генералом, написал «Историю России для народного и солдатского чтения», а также несколько военно-исторических статей и воспоминаний. А потому военно-исторические вопросы (наряду с чисто военными) не были чужды и его сыну, естественно, они периодически обсуждались в доме Столыпиных. И неслучайно, что именно в годы взлета политической карьеры Петра Столыпина — с 1906 по 1911 год — имело место быть бурное развитие военно-исторической науки в Российской империи.
Одной из важных вех в этой деятельности Столыпина было образование Императорского русского военно-исторического общества, принятие его устава. Петр Аркадьевич поддержал инициативу передовых русских офицеров, ратовавших за создание такого общества. 7 апреля 1907 года состоялось первое общее собрание его членов;учредителей, а уже спустя четыре месяца был утвержден устав. В конце сентября того же года Николай II принял звание почетного председателя общества и позволил ему именоваться Императорским.
Историческое общество имело целью изучение военно-исторического прошлого русского народа во всех его проявлениях путем объединения лиц, непосредственно работающих в области военной истории или же содействующих расширению военно-исторических знаний. Оно занималось устройством местных отделов; содействием в упорядочении архивного дела, сохранении, восстановлении и сооружении военных памятников всех видов и наименований; содействием военным историкам в их работах, производством военно-археологических раскопок и организацией поездок на поля былых сражений; устройством справочных бюро, музеев военной старины, библиотек, других связанных с задачами военно-исторического общества учреждений.
Петр Аркадьевич Столыпин принял деятельное участие в становлении Русского военно-исторического музея, который был основан в Петербурге в 1907 году и имел отделения в 12 городах России. В состав музея входили три секции: военной археологии и археографии, полковых и корабельных историй, истории войн. Музей издавал ежемесячный «Журнал Императорского Русского военно-исторического общества» (1910–1914 гг.) и «Записки разряда военной археологии и археографии» (1911–1914 гг.).
Первоначальный вариант устава Русского военно-исторического музея был утвержден царем 27 августа 1907 года, а 12 января 1908;го Николай II утвердил Высочайшим повелением его новый устав. Вопросы об отпуске средств на сооружение и оборудование музея рассматривались в комиссии по государственной обороне с участием Петра Столыпина, ответственного за разработку законопроекта и принятие положительных решений по данному вопросу.
Петр Аркадьевич участвовал и в принятии положительного решения об отпуске в 1908 году из средств государственного казначейства 5.000 рублей на издание материалов по истории Русско-японской войны на море 1904–1905 годов, затем еще 8.000 рублей на эти же цели. Он понимал, что крайне необходимо в кратчайшие сроки изучить опыт этой неудачной для России войны и сделать соответствующие выводы для усиления обороноспособности страны. Потому уже в 1910 году средств на военно-исторические исследования было выделено на порядок больше. На расходы по содержанию комиссии по описанию Русско-японской войны 1904–1905 годов и на издание ее трудов было выделено 47.480 рублей. Ежегодно крупные суммы с утверждением их в законодательном порядке, то есть с ведома Столыпина, отпускались также на продолжение издания писем и бумаг императора Петра Великого, которые имели важное военно-историческое значение.
Правительство России, возглавляемое Петром Столыпиным, приняло целый ряд мер по увековечению защитников Отечества и жертв войн, сохранению для потомков памяти о великих победах русской армии путем создания и сохранения мемориалов и памятных мест. Одним из таких дел было сохранение памятников героям Крымской войны 1853–1856 годов. Петр Аркадьевич был лично знаком со Львом Николаевичем Толстым, автором в том числе и знаменитых «Севастопольских рассказов». Сам Л. Н. Толстой дружил с отцом Столыпина — они оба были ветеранами Крымской войны, где и познакомились.
Неудивительно, что Петр Аркадьевич принял самое деятельное участие в увековечении подвига защитников Севастополя. В 1910 году правительством России было решено привести в порядок памятники и исторические места Севастопольской обороны, в том числе Братское кладбище, Малахов курган, легендарный четвертый бастион, прочие памятники и кладбища, на что были выделены весьма значительные средства — 56.800 рублей единовременно, позже еще 5.590 рублей. Начиная со следующего года было решено и далее выделять необходимые для поддержания памятных мест Севастополя суммы, определяемые в сметном порядке.
…Таков весьма краткий, но, думается, показательный анализ деятельности Петра Столыпина и возглавляемого им российского правительства по усилению обороноспособности государства в ходе реализации военной реформы. Многие его начинания и свершения не потеряли своей актуальности и спустя столетие. Потому мы уверены: опыт отечественных военных преобразований начала XX века требует дальнейшего изучения и осмысления.