В 45-ти километрах от Петрограда находится маленький городок Гатчина, хорошо известный всем петроградцам своими садами, парками и дворцом. В этом городке перед революцией проживала одна монахиня Мария (в миру Лидия Александровна Лелянова), которую знали не только жители Гатчины, но и многие жители Петрограда.
До переезда в Гатчину семья Леляновых жила в Петербурге, неподалёку от Новодевичьего монастыря, рядом с новой приходской Преображенской церковью, на Забалканском проспекте № 101, где купец Александр Иванович Лелянов имел сургучный завод и собственный дом при нём. В доме на Забалканском, вероятно, и родилась в 1874 г. Лидия Александровна.
В Петербурге прошли детство и молодость Лидии, здесь она окончила женскую гимназию, но сдавать выпускные экзамены её привезли из дома больной, в инвалидной коляске… Следовательно, страшный недуг поразил девушку уже в начале 1890-х годов. После перенесённого тяжёлого энцефалита (воспаления мозга), она впала в состояние, так называемого паркинсонизма (по имени врача Паркинсона, описавшего подобное состояние): всё тело её стало как бы окованным и неподвижным, лицо анемичным и как бы маскообразным, речь сохранилась, но говорить она стала с полузакрытым ртом, сквозь зубы, медленно скандируя и монотонно. Была она полным инвалидом и постоянно нуждалась в посторонней помощи и тщательном уходе. Ничего не помогало: ни знаменитые врачи дома, ни заграничные светила, которые осматривали больную в Европе.
С 1912 г. она полностью потеряла подвижность и с постели не вставала. Революция 1917 г. застала м. Марию в постели.
В Гатчину болящую Лидию перевезли тогда, когда ей было тридцать пять лет, и когда всякая надежда на выздоровление была уже оставлена близкими.
Обычно эта болезнь протекает с резкими изменениями психики (раздражительность, прилипчивая навязчивость со стереотипными вопросами, повышенный эгоизм и эгоцентризм, явления слабоумия и проч.), вследствие чего такие больные часто попадают в психиатрические больницы. Но м. Мария, оказавшись полным физическим инвалидом, не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние.
Как бы в награду за это смирение и терпение, Господь послал ей дар утешения скорбящих.
Приблизительно до 1921 г. о болящей праведнице знали в основном домашние и узкий круг знакомых семьи Леляновых. По словам О. Э. Вейерт, уроженки Гатчины и духовной дочери м. Марии, с 1921 г. был организован кружок почитания, названный Иоанновским, в честь и память св. праведного Иоанна Кронштадского. В него входили женщины разного возраста и сословий, чуткие сердцем, сострадательные и воспитанные родителями в православной вере. Некоторые позднее и пострадали за свою веру. Целью кружка было поддержание духовно-нравственного общения с больной, а также проведение в квартире болящей панихид, молебнов, молитвенных собраний.
Кроме этого кружка к матушке постоянно приходили другие гатчинцы из «бывших» - генерал А. А. Епанчин и его дочь Надежда (монахиня закрытого Нежадовского монастыря), генеральша Е. И. Теляковская, адмиральша Пац-Помарнацкая, а также монахини из местного Покровского подворья Пятогорского монастыря, и великое множество почитателей из числа православных - не только из городского населения, но крестьяне и приезжие из разных мест (прежде всего Петрограда) с целью получить от неё совет, как поступить в тех или иных постигших их неудачах. Постепенно слава об этой необыкновенной монахине распространилась далеко за пределы города Гатчины. При этом за утешением приезжали люди самого разного возраста, положения и образования от необразованных работниц до университетских профессоров, от приходских батюшек до архиереев.
В 1922 г. она была пострижена в схимонахини с именем Мария в Покровском подворье архимандритом Макарием по благословению будущего новомученика митр. Вениамина (1).
Матушка Мария жила в маленьком деревянном домике на окраине города. Посетивший её в марте 1927 г. учитель (будущий профессор) И. М. Андреев рассказывает, что в ожидании приёма он рассматривал многочисленные карточки приёмной комнаты и нашёл среди них две: митр. Вениамина /Казанского/ и митр. Иосифа /Петровых/ (2). Митрополит Иосиф, на своей карточке, надписал трогательное посвящение м. Марии, приведя большую цитату из своего труда - «В объятиях Отчих», а митр. Вениамин надписал кратко: «Глубокочтимой страдалице м. Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного…».
И. М. Андреев, по его словам, имел великое счастье присутствовать при явлении чудес исцеления скорбящих душ. Юноша, унывавший после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший о смерти сына, вышел от матушки, выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, пошедшая с плачем, вышла спокойная и твёрдая.
И. М. Андреев сказал м. Марии, что на него часто нападает ужасная тоска, которая длится иногда несколько недель, и он не может найти никакого средства от неё избавиться…
Тоска есть крест духовный, - говорила м. Мария, - посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т. е. после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому, только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо - или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или - со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А, ведь, какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов… От мысли этой - в умиление придти надо, а тогда - тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся…
«От этих слов м. Марии у меня в душе точно кто-то операцию сделал и удалил опухоль духовную… И вышел я другим человеком», - вспоминал И. М. Андреев.
Блаженной памяти Петербургский протоиерей о. Иоанн /Смолин/ (3) находился в близких отношениях с м. Марией.
Её знакомство, а затем и близкое духовное общение с о. Иоанном состоялось, когда он служил в Гатчине с 1921 г. по 1927 г. в церкви «Покрова Божией Матери», где было подворье Кикеренского женского монастыря. Отец Иоанн взял на себя организацию и руководство вышеназванного кружка «почитателей», привлёк к ней старших девиц, которые помогали ей и вместе с ним молились и пели около её кровати.
Он обратил внимание на её здравый ум и глубокую веру в Бога. Всё тело её было поражено болезнью: ни руки, ни ноги у неё не действовали, и даже зубы были стиснуты, а кормили её жидкой пищей, пользуясь отсутствием одного зуба, но, несмотря на это, она могла утешать других и давать нужные советы.
Из его предсмертного дневника видно, что их духовное общение не ослабело и не поблекло в недолгие дни его наитяжелейшей неизлечимой болезни (запущенной стадии рака пищевода), - она по-прежнему пользовалась его вниманием и доверием - несмотря на беспомощность обоих больных: о. Иоанн едва мог передвигаться (несмотря на нарастающие к тому ограничения), а м. Мария вовсе была без движения; да притом их разделяло большое расстояние.
Среди духовных трудов его, приготовленных к изданию в более благоприятное время, назван «дневник», хранящийся у м. Марии.
Приводим некоторые фрагменты из записей вышеназванного дневника:
«Чувствую, что главною вдохновительницею и руководительницею ухода за мной была никто иная, как сама многострадальная и сострадательная, любвеобильная ко мне, грешному, болящая мать Мария: по её вдохновению был уход за мною со стороны Веры Ив., Жени с Маней». (6/19 сент. 1926 г.).
Перечисляя великие Божии к себе благодеяния, умирающий о. Иоанн к числу первых милостей Господних относит причастие и духовное общение. И так об этом пишет:
«Не лишаюсь возможности ещё принимать Тело и Кровь Христовы и утешаться молитвенным общением с дорогими мне чадами, прихожанами и кружком во главе с м. Марией». (7/20 сент.).
«День вчерашний с физической стороны был днём болезненным, а с нравственной - днём великих утешений и милости Божией ко мне, грешному, выразившихся в утешениях, кои записаны в предыдущей записи 11-го сентября и вечером, у болящей мон. Марии, где сёстры кружка справляли пятилетие существования своего единения. После совершения благодарственного Господу Богу и Пречистой Богоматери, и св. угодникам молебствия, сколько здесь сёстры высказали своей любви и признательности ко мне и к болящей м. Марии! Радуешься за их светлые души, сердечную простоту и безграничную благодарность. Последняя, конечно, должна пойти «не нам, не нам, а имени Господню и Царице Небесной». При содержательных словах поднесли мне и м. Марии по большой просфоре, по букету цветов и, главное, м. Марии - образ Покрова Пресвятой Богородицы, а мне сшили епитрахиль и поручи.
Прочтено стихотворение и пропето: «В твой день мы все к тебе приходим…» Сравнишь эту милую духовную семью с семьёй плотскою, хотя и кровною, но бездушной или малодушной, и вполне понятными становятся слова Христа Спасителя: Матерь Моя и братья Мои (а здесь сестрицы ) суть слушающие слово Божие и исполняющие его. Ах, как пред концом утешает меня, грешного, Господь!..» (12/25 сент.).
«…Сердечное желание мое ещё и в том, чтобы комната, в которой я последнее время жил, была за кружком оставлена для их собраний молитвенных после смерти м. Марии, которая близка. Да будет воля Божия всем и над всем!..
Относительно погребения моё пожелание:
Погребите, где хотите.
Но если к тому времени
Сгинет власть хамов,
То лучше бы - у храма
Между камней напрестольных
Вырыть бы две могилы,
Для меня и болящей монахини Марии.
За такую любовь в долгу не останемся
Ни Бог, ни я, грешный, ни матушка Мария!
…заключенный у меня с матушкой Марией молитвенный союз за себя и за других, верно, не прекратится при нашем отшествии, а ещё больше разовьётся…» (20 сент./3 окт.).
«Что же я откажу на память моим милым и дорогим сестрицам Иоанновского кружка во главе с мамочкой их - многострадальной матушкой Марией? Вообще, всему кружку - картину «Пастырь добрый» и хотелось бы с комнатою моею, напоминающей наше духовное единение, и еще собственноручное письмо о. Иоанна Кронштадского ко мне в 1904 г. …В отдельности: епитрахиль и поручи, сооруженные сестрами, на усмотрение м. Марии - кому передать. Сёстрам - по книге из моей библиотеки, кому какая понравится, а над всем сим - сердцем и рукою преподаю им Божие благословение и всех их поручаю милости и промыслу Божию и покрову Царицы Небесной».
Благодарность моя ко всем им превеликая, они, во главе с матушкой Марией, были самым благодатным и приятным украшением в последних годах моей жизни. Да сохранит и украсит их Господь всеми христианскими добродетелями!» (28 сент./11 окт.).
«…После литургии совершили благодарственное Богу моление и за здравие меня, грешного, и благодарение Богу за дарование 60-ти лет жизни. Матушка Мария настроила сестер кружка, кои в числе восьми и одной послушницы явились ко мне в келию и пели молебен, и принесли поздравление». (16 окт./29 окт.).
После его кончины 25 января 1927 г. от рака пищевода, матушку стал посещать о. Петр /Белавский/, служивший в это время в Александро-Невской церкви в Тайцах. У него подолгу жил архиеп. Гдовский Димитрий /Любимов/ (4), представитель митр. Иосифа /Петровых/ в Ленинграде. В 1929 г. он вместе с архиеп. Димитрием /Любимовым/ был в Тайцах схвачен чекистами и затем отправлен на Соловки.
Матушка Мария со всем её окружением, принадлежала к сторонникам митр. Иосифа, который не принял декларации 1927 г. заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия /Страгородского/, считая её сознательным соглашением с богоборческой властью. Матушка даже советовала православным вообще не ходить в «сергианские» храмы и строго порицала поведение митр. Сергия.
«После смерти Смолина кружком стала руководить сама болящая.., и мы… примкнули к течению Истинно-Православной Церкви…», - вспоминала О. Э. Вейерт. «Матушка Мария сказала мне посещать только церковь «Воскресения на крови», как Истинно-Православную Церковь, имеющую благодать Божию, в других же церквах благодати и правды нет, как отошедших от Православия и продавшихся власти», - рассказывала на допросе Анна Андреевна Фёдорова, домохозяйка с гимназическим образованием.
17-го февраля 1932 г. в ходе акции по «изъятию монашек и монахов», которую ОГПУ проводило тогда по всей стране, м. Мария была арестована. Её привезли на грузовике из Гатчины в Петербург и предъявили стандартное обвинение по ст. 58/10: «Участвует в нелегальных сборищах, где читается Евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую агитацию». Действительной причиной ареста было огромное влияние м. Марии. «Религиозно-политическое преступление» м. Марии усугубилось непризнанием ею митр. Сергия после его печально знаменитой декларации 1927 г., приведшей к расколу в Русской Церкви.
Арестовали и её брата. «Организация» состояла только из двух человек. А «пропагандой» против коммунизма был квалифицирован её «дар утешения в скорбях»…
Очевидцы ареста описали жуткую картину издевательства и жестокого насилия над скованной болезнью и неспособной ни к каким физическим движениям терпеливой страдалицей. Бедную страдалицу двое чекистов, с постели до грузовика, волокли по полу и по земле за вывернутые руки… Раскачав её многострадальное, неподвижное, скованное тело, чекисты бросили его в грузовик и увезли. Брата её увезли в другом автомобиле, в, так называемом, «чёрном вороне».
Тюремные врачи поставили ей такой диагноз: больная страдает «ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет настолько в сильной форме, что находится в вынужденном лежачем положении на спине в течение всего времени своей болезни. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость, и болезнь её в данном состоянии неизлечима». На основании этого диагноза в больнице монахиню подвергли мучительным операциям: подрезали ей сухожилия…
Сострадательные почитатели м. Марии приносили ей в тюрьму скромные передачи. Их принимали в течение месяца. А затем, однажды, передачи не приняли и кратко сообщили: «умерла в госпитале». Из Александровской больницы усопшую выдали двоюродной сестре для погребения на Смоленском кладбище, предупредив сделать это без большой огласки.
Как удалось недавно документально установить, страдалица скончалась в вышеупомянутой больнице 5-го апреля 1932 г.. День мученической кончины праведницы совпал с днем её ангела хранителя, до пострига, - мученицы Лидии - 5-го апреля. Скончалась после приговора от 22-го марта, вынесенного выездной сессией коллегии ОГПУ: «Лишить права проживания на три года (в центральных и пограничных областях) с прикреплением к избранному месту жительства», что означало высылку в глухую провинцию. Сестре матушки Юлии дали три года концлагеря. Различные сроки ссылки и лагеря получили также монахини из Покровского подворья, почитавшие матушку. Власти так боялись праведницы, что осудили её, несмотря на мучительный недуг. Но Господь уберёг её от дальнейших страданий…
Брат покойной, слабенький, маленький, благообразный старичок, самоотверженно за ней ухаживавший и принимавший посетителей, через 9 месяцев следствия получил 5 лет заключения в концентрационном лагере Сибири.
Весть о том, где похоронена праведная Мария Гатчинская, быстро разнеслась по городу и его окрестностям, и скромная могилка вскоре стала местом паломничества для многих православных людей. С неё брали землю, деревянное маслице из неугасимой лампады, огарки свечей… Очень часто на ней служились панихиды «иосифлянскими» батюшками или странствующими иеромонахами из закрытых обителей. Любой богомолец, приходивший помолиться блаженной Ксении, почитал своим долгом поклониться и многострадальной Марии Гатчинской.
В 1981 г. Русская Православная Церковь Заграницей прославила Марию Гатчинскую в сонме новомучеников и исповедников Российских. И мы должны помнить, что в самую тяжёлую годину гонений на православную веру жила в России святая монахиня Мария, которая несла людям Божье утешение в скорбях и бедах, благодаря своему великому дару, обретённому от Господа, и своею жизнью стяжавшая плоды Духа Божия: …любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. (Гл. 5. 22, 23).
Святая новопреподобномученица матушка Мария, моли Бога о нас!
Из: http://www.paraklit.org/ |