Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4747]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [859]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Борис Галенин. Воссоздатель Русской народной школы. С.А. Рачинский. Ч.2.

    Классическое образование для деревенской школы

    Хотя жизнь Рачинского как школьного учителя была связана с начальной, народной сельской школой, он был убежденным сторонником классического образования.

    Когда в начале ХХ века в России развернулась дискуссия о реформе средней школы и некоторые педагоги либерального толка ратовали за упразднение классического образования, Рачинский в 1901 году издает сборник статей по реформе школы под названием «Absit omen!»[20].

    В этой своей последней публикации он выступил в защиту традиционного курса на преподавание в большом количестве древних языков (латинского, греческого), оговаривая при этом, что «никто не берет на себя труда отличить этот классицизм от превратных способов преподавания древних языков, внедрившихся в нашу среднюю школу»[21].

    Во всемерном утверждении традиций классического образования Рачинский видел определенное противоядие от радикальных увлечений молодежи. Преподавание древних языков и математики должно при этом сопровождаться усилением религиозного компонента в школьном образовании, поскольку «в этом отношении наша интеллигенция слишком часто обнаруживает невежество, по истине изумительное. Этот пробел должен быть заполнен правильною постановкою преподавания Закона Божия»[22].

    Зато он выступал за ограничение преподавания в низших классах средней школы естествознания и истории, как «наук детскому разумению совершенно недоступных».

    Свою позицию он обосновывал тем, что преждевременное преподавание этих предметов «может породить в детях бессознательное отвращение к этим наукам, для дальнейшего развития столь существенным»[23].

    Сергей Александрович был также категорически против идеи, так называемой демократизации образования, в ущерб присущей классическому образованию элитарности, которую подчеркивали, в том числе и древние языки. В отличие от начального – продвинутое образование, только потому и сохраняет свое качество, что оно – не для всех: «замена в средней школе, дисциплин требующих умственной самостоятельности, теми которые требуют лишь напряжения, часто бессистемного памяти, при обязательности так называемого «сердечного отношения» к учащимся, неминуемо увеличит в значительной мере количество выдаваемых средней школой аттестатов зрелости…

    Отсюда ежегодно усиливающийся наплыв в университеты массы недостаточно подготовленных слушателей и неизбежно роковое понижение университетского преподавания»[24].

    Итогом такой пагубной образовательной политики будет «размножение умственного пролетариата» и как следствие, неизбежное нарастание напряженности в обществе. Рачинский отмечает негативные «явления, происходящие на наших глазах, за последние десятилетия в общественных сферах Отечества. Умственная пустота и нравственная шаткость одновременно повергли нашу интеллигенцию к ногам самых разнообразных идолов.

    Л. Толстой, Ницше и Карл Маркс, конституционализм и анархия, буддизм и католичество, национализм и всечеловечество, делили между собой на непримиримые лагеря российский грамотный мир»[25].

    Отметим уже сейчас, что «размножение умственного пролетариата» уже давно было ахиллесовой пятой российского продвинутого образования. Это также была одна из проблем, решение которой выпало на долю Императора Николая II. И Он решил ее, как и Рачинский, справедливо полагая, что надо не упрощать систему образования и воспитания, не стремиться свести ее к некому «среднему» знаменателю, но нужно стремиться к дифференциации педагогического процесса.

    Рачинский также выступал против самой идеи равенства умственных и духовно-нравственных качеств человеческой личности. Каждый человек индивидуален и неповторим.

    Нет и не должно быть равенства между учениками в духовной, нравственной и умственной сферах их развития − таково убеждение С.А. Рачинского.

    «Жажда равенства», распространившаяся в русском обществе в последнее время, в том числе и в сфере образования, приведет впоследствии к торжеству посредственности и «серости» в России, предупреждал русский народный учитель. «Тысячи бездарностей будут вправе почитать себя равными более даровитым, более сведущим своим сверстникам»[26].

    Верная теория верно предсказала факты.

    Не удивительно теперь, что программа Татевской школы представляла собой, если можно так выразиться, систему классического образования для народной, сиречь все-таки начальной, школы. Рачинский считал ее учебной задачей − формальное развитие ума с помощью все тех же двух средств, помимо коих еще доселе ничего не найдено − древних языков и математики.

    И вот для народной сельской школы он предложил такую систему классического образования, где роль древнего языка (греческого и латыни − в гимназии) исполнял язык церковно-славянский, а математические знания давались в изучении арифметики, причем особое значение Сергей Александрович придавал устному счету.

    Но сначала – о языке.

     

    Церковнославянский учить легче

    «Согласно С.А. Рачинскому, начальное обучение родному языку основывается не на русских, а на церковнославянских текстах. По его мнению, в качестве учебного материала церковнославянский текст имеет перед русским ряд преимуществ.

    Среди этих преимуществ выделяются следующие[27]:

    − Книжное произношение совпадает с правописанием. Требование «читай как написано» хорошо применимо к церковнославянскому языку (и неприменимо к русскому), что естественно облегчает процесс обучения.

    − Раздельное обучение чтению и письму также является удобным для ученика: нет необходимости сразу запоминать два варианта одной буквы − письменный и печатный. В результате изучение алфавита занимает немного времени, и дети почти сразу могут читать.

    − Речитативное церковное чтение оказывается хорошим способом борьбы с детским заиканием.

    − Церковнославянские книги российскому крестьянину легче найти, чем русские.

    Еще раз подчеркнем, что программа С.А. Рачинского не идеологична. Он опирается лишь на свои личные педагогические наблюдения.

    Весьма любопытным в этой связи представляется его замечание о восприятии деревенскими детьми литературных текстов XIX века:

    «Имею случай много читать с ними, много говорить с ними о том, что они читают. Что же делать, если вся наша поддельная народная литература претит им, и мы принуждены обращаться к литературе настоящей, неподдельной?

    Если при этом оказывается, что Некрасов и Островский им в горло не лезут, а следят они с замиранием сердца за терзанием Брута, за гибелью Кориолана? Если мильтоновский сатана им понятнее Павла Ивановича Чичикова? („Потерянного рая» я и не думал заводить, они сами притащили его в школу)[28].

    Если „Записки охотника», этот перл гоголевского периода, по прозрачной красоте формы принадлежащий пушкинскому, оставляет их равнодушными, а „Ундина» Жуковского с первых стихов овладевает ими?

    Если им легче проникнуть с Гомером в греческий Олимп, чем с Гоголем в быт петербургских чиновников?»[29].

    Строго говоря, С.А. Рачинский не может быть назван архаизатором. Он не предлагал вернуться к древнему облику богослужебного языка.

    Однако его педагогический проект предполагает обращение к архаичной системе обучения.

    Идеи С.А. Рачинского были близки стремлению К.П. Победоносцева сделать народное образование делом церкви. Основанная на практических наблюдениях ориентация на церковную культуру и церковнославянские тексты вполне соответствовала теоретическим построениям К.П. Победоносцева»[30].

    В приведенной цитате позволю себе не согласиться с утверждением авторов, что программа Рачинского «не идеологична». Впрочем, возможно, они правы – православие не идеология, а путь. Путь ко Христу. И по этому пути и старался вести своих учеников Сергей Александрович, считая это «единым на потребу». А то, что с этим «единым» его ученики отлично считали, прекрасно писали и очень многие из них достигли и в светском смысле немалых вершин, то это, как говорят те же математики: «в качестве легкого следствия».

    Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его. Все остальное приложится.

    Между прочим, любимым учеником Рачинского был сын простого русского землепашца Саша, ставший знаменитым протоиереем Александром Петровичем Васильевым, последним духовником Царской семьи, расстрелянный в 1918 году за верность своим Царственным духовным чадам.

    А на пути к Царствию Божию церковнославянский язык играл важную роль. Только зная его можно читать Писание, полноценно участвовать в богослужении в качестве чтецов и певчих. Церковному пению Рачинский придавал огромное значение.

    «Тому, кто знаком с нашим богослужением, − писал он, − кто окунулся в этот мир строгого величия, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны все выси музыкального искусства, тому понятны и Бах, и Палестрина, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки»[31].

    Как видим, не только для себя считал Рачинский драгоценными высоты европейской культуры.

    Рачинский указывал, что через обучение грамоте следует осуществлять духовное воспитание детей. Сергей Александрович говорил:

    «Ребенок, приобретающий в несколько дней способность писать «Господи, помилуй» и «Боже, милостив буди мне грешному», заинтересовывается делом несравненно живее, чем если вы заставите его писать «оса», «усы»…».

    Рачинский рекомендовал постоянно и внимательно читать в классе все Евангелия и Псалтирь.

    «Псалтирь, – говорил он, – единственная священная книга, проникшая в народ, любимая и чтимая им, и того, что в ней непосредственно понятно, уже достаточно, чтобы потрясать сердца, чтобы дать выражение всем скорбям, всем упованиям верующей души…

    Это высочайший памятник духовной поэзии всех веков и народов. Содержание его − цельное и вечное. Это постоянное созерцание величия и милосердия Божия, сердечный порыв к высоте и чистоте нравственной, глубокое сокрушение о несовершенствах человеческой воли, непоколебимая вера в возможность победы над злом при помощи Божией.

    Все эти темы постоянно звучат одновременно, в сочетаниях разнообразия изумительного, в оборотах речи неисчерпаемой красоты, силы и нежности».

    В Татевской школе Псалтырь и Часослов были в ежедневном употреблении и открывали для ребят познание церковного Богослужебного круга.

    «Кто овладел, – замечал Рачинский, – хотя бы только службами Страстной седмицы, тот овладел целым миром высокой поэзии и глубокого богословского мышления…».

     

    А вы так сможете?

    Теперь черед математики, в преподавании начал которой, в частности устного счета, Сергей Александрович достиг невероятных успехов. Вот непосредственные свидетельства, в том числе и живописные. Одним из учеников Рачинского был известный живописец Николай Петрович Богданов-Бельский, всю жизнь благодарно вспоминавший своего учителя. Его кисти принадлежит и картина «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского». Она была написана в Татеве в 1895 году.

    На полотне художника изображен урок арифметики. В углу класса – доска с написанной задачей. Слева от нее сидит учитель, сам Рачинский, а вокруг него – крестьянские ребятишки. Все озабочены: решают задачу. Деловая атмосфера, вернее атмосфера поиска – налицо. И при этом ощущение абсолютной внутренней свободы. Да и ведь и в самом деле, Рачинский не навязывал своим детям шаблоны, а напротив, учил их быть максимально самостоятельными, оставлял каждому свободу для творчества. Среди его учеников и не было поэтому бездельников и разгильядев.

    Надо сказать, что мало кто из взрослых мог решать задачи предлагаемые Сергеем Александровичем, с той скоростью, с которой решали ее его ученики.

    Александр Дмитриевич Воскресенский, ставший потом священником, а до этого помогавший Рачинскому в Татевской школе, вспоминал:

    «Дня два не было С.А., и занимался с детьми я. Он оставил мне листок бумаги, в котором написал на эти дни около двадцати задач, но без ответов. Я просмотрел их и почти половины не мог решить в уме. Когда на уроке я прочитал детям одну из этих задачек, буквально через несколько секунд ко мне прибежали несколько мальчиков сказать ответ. Так заведено у С.А. На этом уроке-отдыхе, последнем вечернем уроке, Рачинский стоит или сидит в сторонке. Тот ученик, который решит задачку, подбегает к нему и шепчет на ухо ответ. Если решение верно, мальчик становится по правую руку учителя, если неверно — по левую руку.

    И вот ко мне подбежали мальчики. Первый прошептал на ухо «48» и тут же вслух спросил: «Куда мне?». Другой шепнул «72» и тоже спросил: «Куда мне?». А я и сам не знаю кто из них верно решил и жду третьего ответа, чтобы решить кому где стать! Третий сказал «48», и тогда я решил его и первого поставить направо. Когда все дети перешли со своих мест ко мне направо, я расспросил одного мальчика, как он решил задачу. Тот весьма быстро и толково рассказал ход и решение задачи. Я был поражен! Я был пред ними сущий новичок! После я увидел, что они в уме множили такие числа, что я только на бумаге мог справиться с ними.

    Когда приехал С. А., я рассказал ему об этом.

    — Это вы с непривычки так испугались задач и, вероятно, мало знакомы с числами. Вы примите себе за правило во время уроков решать всякую задачу – разлагать в уме на первоначальные множители всякое небольшое (до тысячи) число. Тогда Вы скоро увидите в числах не трудности, не запутанность, а гармонию и поэзию!

    И он тут же на доске написал мне в виде стихотворения пять строк, чему равно 365. Я только удивлялся.

    Тогда он, видя мое недоумение, рассказал мне, что значат при умножении числа 15, 25, 50 и 75. Я никогда,– ни в духовном, ни в техническом училище, ни в жизни – не слыхал ничего подобного!

    А все же я на первое время просил С. А. ставить для меня под задачками ответы. Если я не решу сам задачки, так хоть буду знать, куда поставить первого ученика, решившего ее.

    Дети положительно изумляли меня быстротой решений. Например, я читаю им такую задачу:

    «Я купил 15 коров по 24 рубля и 25 коров по 44 рубля. Сколько я истратил денег?».

    Пока я договариваю вопрос, ко мне бегут половина детей с ответом «1460» и смеются: «Это очень легкая задачка!».

    Оказывается, они ее решают так:

    15 – это десяток и половина десятка. Следовательно 24 х 15 будет 240 + 120 = 360, а еще сокращеннее: 24 + 12 = 36 да 0 = 360. Затем 25 – это четверть сотни. Следовательно 44 х 25 = 44 : 4 = 11 сотен.

    Итак, 360 + 1 100 = 1 460. И все это в три-четыре секунды! Надо будет последовать совету С. А. и поучиться, а то мне и перед детьми стыдно».

    Свои задачи Сергей Александрович объединил в специальный учебник «1001 задача для умственного счета», вышедший при его жизни тремя изданиями. В настоящее время он переиздан под редакцией д.ф.-м.н., профессора Ивана Ивановича Баврина[32].

    Позволю предложить любознательному читателю несколько задачек из этого задачника для крестьянских ребятишек, напомнив, что они для устного счета. Для облегчения жизни приведены ответы, в квадратных скобках за текстом задачи.

    Задача 1. В течение февраля я прочел весь Ветхий Завет. Прочитывал я по 36 страниц в день. Сколько страниц в Ветхом Завете? [1008].

    Неплохо, кстати попробовать повторить этот подвиг, особенно если Ветхий Завет – по церковнославянски. Усвояемость, однако, у этих старорусских селян была. Попробуйте за февраль хотя бы по-русски.

    Задача 6. Куплены 31 десятина леса по 32 руб. и 28 десятин по 36 руб. Сколько стоит вся земля? [2000 руб.].

    Задача 8. Некто был учителем в течение 14 лет. Сколько дней он учительствовал? [5110].

    Задача 25. Сколько минут в сутках, в неделе? [1440; 10080].

    Задача 34. Некто выпивает в каждый будний день по рюмке водки, а по воскресеньям выпивает 6 рюмок. Рюмка стоит 4 коп. Сколько он пропивает в год? [25 руб.].

    Задача 389. Кабатчик купил сороковую бочку вина за 150 руб. Вино он разлил в 5-ведерные бочонки, приливая к каждому по ведру воды, и бочонки продавал по 25 руб. Сколько барыша? ? [100 руб.].

    Задача 638. Некто в каждый будний день пропивает по 16 коп., а в каждое воскресенье столько, сколько во все будние дни недели. Сколько в год? [100 руб.].

    Задача 887. Сапожник каждый день два раза посылает мальчика за водою, а колодец за полверсты, и 15 раз в месяц за водкою, а кабак за 3/4 версты. Сколько верст мальчик пробежит в год? [1000].

    Задача 888. Поезд в 1 час 9 минут проезжает 50 верст. Сколько проедет он в сутки при 8 остановках, каждая в 7 минут 30 секунд? [1000].

    Задача 895. Летом у меня целые сутки было открыто окно. В первый час влетел 1 комар, во второй 2, в третий 3 и т.д. Сколько комаров налетело в сутки? [300].

    Задача 927. В соборе во время Всенощной горело 7 паникадил по 24 свечи. Всякая свеча стоит рубль и сгорает в сутки. Всенощная продолжалась 5 часов. На сколько сгорело свечей? [35 руб.].

    Задача 928. Виноторговец купил 3 сороковых бочки вина по 5 руб. ведро, разбавил его водою, перелил в 9-ведерные бочонки и продавал вино по 5 руб. ведро. Получил он 120 руб. барыша. Сколько воды прилил он к каждому бочонку? [1½ведра].

    Так как в смысле устного счета, секунд так за 40 задачку?

    Но оставим это для домашних развлечений, так сказать самостоятельных упражнений.

    А сейчас обратим внимание на задачи с номерами 34, 389, 638, 887 и 928. Подобных им в задачнике немало, и все носят, скажем так, негативную окраску в отношении как продающих, так и потребляющих.

    Задачи эти имеют прямое отношение к еще одному аспекту деятельности Сергея Александровича на ниве народного воспитания. А именно к делу борьбы за народную трезвость.

     

    С народом и за народ

    А само дело стояния за народную трезвость имеет прямое отношение к народному образованию, со времен князя Владимира, самим народом рассматривавшемуся как именно православное образование. Православное же образование по своему существу включает в себя императив трезвости, ибо само его содержание предопределяет обязательное изучение текстов Священного Писания и святых отцов, где мысль о вреде и гибельности пьянства и призывы к трезвой, воздержанной, благочестивой жизни проходят красной нитью.

    Так что труд сельского учителя профессора Рачинского на упомянутой ниве был прямым продолжением его основного дела жизни – дела народного просвещения и воспитания. И успехи на этой ниве у него были также незаурядны. В возрожденных им обществах народной трезвости под патронажем православной церкви, состояло к 1914 году «действительных членов» более полумиллиона человек.

    А влияние их было таково, что когда Государь на время мобилизации предложил местным властям − на их усмотрение − ужесточить меры по продаже водки, то по всей Империи в неделю закрылись все кабаки. То есть, так называемый «сухой закон» 1914 года, в отличие от антиалкогольной кампании 1985 года, или сухого закона 1920-х годов в США был просто Высочайшим санкционированием народной воли.

     

    Небольшая предъистория

    Первые общества трезвости появились в России в 1858 году. Народ восстал против откупной системы, существовавшей тогда в России. Что она из себя представляла читатель может получить вполне художественное впечатление, ознакомившись с балладой «Богатырь» графа Алексея Константиновича Толстого. Коротко говоря, водка была дорогой и скверной. Да и разбавляли ее, хорошо если водой, как в выше приведенных задачах. А наживали, заметим, миллионы. Не такие лихие, конечно, как в 1990-е, но для тех времен было достаточно круто. Полиция была водочными деньгами подмазана, и не только полиция.

    И терпеливый, но тогда еще православный русский народ возмутился, причем в бунт, бессмысленный и беспощадный, не ударился. А просто бросил пить. Завязал. Совсем. Синод – поддержал, хотя и на Синод наезжали сильно, больно большие деньги были замешаны.

    Беспрецедентные в истории России четыре года, когда сам народ отказался от хмельной отравы и вел трезвую жизнь, завершились отменой откупной системы. Ее заменили акцизом.

    Но кончилась народная трезвость очень по-русски. Откупщики, прежде чем окончательно распрощаться с неверными клиентами, устроили практически даровую раздачу водки по всей стране. Народ не удержался и решил напоследок выпить, так сказать, за победу.

    С тех пор и отмечал. В 1863 году закрылось последнее общество трезвости. За ненадобностью[33].

    И хотя по расчетам социологов и статистиков, пили тогда на Руси, по крайней мере, раз в десять, чем нынче, деньги на это уходили изрядные, и иногда приносили убыток казне весьма ощутимый.

    Один, но очень яркий пример[34].

     

    Хорошо погуляли!

    Алексей Сергеевич Ермолов (1846-1917), министр земледелия и государственных имуществ Российской Империи в 1894-1905 году, академик Императорской Академии Наук, почетный член Русского географического общества, член Государственного Совета с 1905 года, в своей книге «Наши неурожаи и продовольственный вопрос» разбирает продовольственную ситуацию в неурожайном, а для некоторых губерний и голодном 1906 году. В урегулировании этой ситуации он принимал, заметим, непосредственное участие.

    При этом он заостряет внимание на факте «печальном и как бы противоречащем тому, что говорится о поголовной народной нищете, об остром и всеобщем голодании в пострадавших от неурожая губерниях.

    Это именно, не сократившееся, а местами даже возросшее потребление вина, поглотившее, невзирая на постигшее население бедствие, громадные суммы народных денег»[35].

    Он, в частности, приводит данные о поступлении питейного дохода за 12 месяцев 1906-1907 годов в сравнении с двумя такими же предшествующими периодами по наиболее пострадавшим от голода 12-ти губерниям. За период с 1 мая 1906 года по 30 апреля 1907 года от казенной продажи питей поступило дохода 130 505 тыс. рублей, за тот же период 1905-1906 годов – 129 943 тыс. рублей, за тот же период 1904-1905 годов –115 454 тыс. рублей соответственно.

    Следовательно, за голодный год население истратило на водку в этих бедствовавших губерниях на 562 тыс. руб. больше, чем в предыдущий год, и на 15 051 тыс. руб. больше, чем за такой же период 1904-1905 год[36].

    Рубли же тогда, заметим, были золотые.

    Ермолов резюмирует:

    «В кампанию 1906-1907 годов было израсходовано на ссудную помощь населению в тех 12-ти губерниях, о которых здесь идет речь, 128 миллионов 329 тысяч рублей.

    Пропито же в них за 12 месяцев, с 1 мая 1906 года по 30 апреля 1907 года вина на сумму 130 миллионов 505 тысяч рублей,

    то есть на 2 миллиона 176 тысяч рублей более той суммы, которую население в этих губерниях получило за предохранение его от голода и на обсеменение его полей»[37].

    Чтобы наглядно представить масштаб приведенных цифр, обратимся к недавно закончившейся по отношению к описываемым событиям русско-японской войне и понесенных в ней расходов. Прежде всего, в оценим потери флота, военно-морского и иного имущества, захваченного японцами в Порт-Артуре.

    Итак, по стоимости кораблей. В качестве примера:

    Известный всем легкий бронепалубный крейсер-разведчик «Варяг», построенный в США, обошелся России в 4 млн. 233 тыс. рублей (или 2 млн. 138 тыс. долларов)[38].

    Броненосец типа «Петропавловск» стоил от 10 до 11 млн. рублей, а таких в Порт-Артуре был не один. Столько же примерно обходился казне броненосец типа «Пересвет». Броненосцы типа «Суворов», погибшие при Цусиме, − порядка 14-15 млн. рублей каждый.

    По различным, весьма сходным между собой оценкам, стоимость кораблей, потерянных в русско-японскую войну, с учетом военной инфраструктуры Порт-Артура составила от 225 до 255 миллионов рублей[39].

    То есть, порядок затрат понятен.

    Как видим, бедные угнетенные царизмом русские крестьяне, только в 12 из 90, при этом неурожайных губерниях, за два года послевоенных года пропили больше стоимости почти всех кораблей Балтийского и Тихоокеанского флотов Империи вместе взятых, а также вооружений, уничтоженных и захваченных японцами в Порт-Артуре!

    Справедливости ради, Ермолов отмечает, что в урожайных губерниях пили все же больше.

    Хорошо гуляли!

    Борис Юрьевский в книге «Возрождение деревни» приводит мнение крепкого 70-летнего русского мужика А.В. Байкова, жителя деревни Конной Сычевского уезда Смоленской губернии, одного из тех крестьян, для которых аграрная реформа, связываемая с именем Столыпина, стала началом не просто новой, но настоящей жизни.

    Юрьевский пишет:

    «Байкову теперь 70 лет, но это бодрый человек, продолжающий трудиться на благо своего родного края. Байков уже давно нажил крупное земельное и денежное состояние, но продолжает жить попросту, по старинке… «Лучше ли стало жить на хуторах и отрубах? – говорит А.В. Байков. – Да, лучше и много лучше, но одна беда – это праздники и связанное с ним пьянство»…»[40]

    Свое возмущение поведением легкомысленных односельчан Байков заканчивает словами:

    «А иностранцы еще говорят, что наш мужик беден!

    Да нехай любая наикультурнейшая страна в свете попробует при летнем периоде в 5-6 месяцев, а не в 9-10, как в Западной Европе, пускай, говорю, попробует отпраздновать 200 дней в году, да притом по преимуществу летом, – да у них и потрохов не останется…»[41].

    Хотя приведенные примеры относятся к времени уже после смерти Рачинского, но принципиально ситуацию описывают. У Сергея Александровича были основания заботиться о народном здоровье и душевном и физическом. Еще две наглядные иллюстрации.

     

     «Согласие» трезвости

    Сам А.С. Рачинский в своей заботе о народной трезвости, не высказывал пожелания административных мер, но ставил во главу угла, личный подвиг трезвости, подкрепленный церковным обетом. При этом в своем «Татевском согласии трезвости» он неоднократно подчеркивал, что такой обет может взять на себя, только по-настоящему воцерковленный человек, дабы не стать клятвопреступником.

    Сергей Александрович четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков. Эту мысль он повторял до самой своей смерти.

    Мысль Рачинского организовать общество «согласие» трезвости была встречена сочувственно большинством его, уже взрослых, учеников. 5/18 июля 1882 года, в день именин Сергея Александровича, после молебна преподобному Сергию Радонежскому им самим и его учениками был произнесен в церкви торжественный обет полного воздержания от алкоголя.

    Пример личной абсолютной трезвости основателя Татевского «согласия» оказался очень действенным. В письме, адресованном 21 декабря 1890 года студентам IV курса Казанской Духовной академии, Рачинский пишет: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мною соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи».

    Главным мотивом присоединения к обществу трезвости могло быть только «желание жить жизнью, Богу угодною», «жить в Боге и для Бога». Главное направление православной трезвенной работы – это практическое осуществление заповедей Божиих.

    Народ чувствовал, что губительный порок пьянства гасит в душе свет правды Христовой, а потому живо интересовался беседами о Православной вере.

    В год начала деятельности «согласия» его ядро составляло несколько человек – в основном бывшие ученики Рачинского, ставшие учителями в его школе. Дело в том, что всем способным ребятам Сергей Александрович давал средства на дальнейшее образование. Многие получи таковое возвращались к своему учителю. Через восемь лет, к 1890 году число участников «согласия» превысило тысячу человек.

    Еще больше было единомышленников по всей единой и неделимой. Татевское «согласие» трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ в России и положило начало грандиозному движению за трезвость в Русской Православной Церкви. Татево становится своеобразным духовно-нравственным центром православной трезвости России.

    Победоносцев высоко оценивал деятельность Рачинского. Накануне 1882 года он писал царю Александру III: «Когда-то, в минуту уныния, я представлял вашему величеству письма Рачинского в виде утешения, чтобы показать, какие есть люди, работающие в темных углах с бодростью духа и с верою в успех, делающие великие дела в малом кругу своём»[42]

    В 1883 году Константин Петрович направил Государю письмо Сергея Александровича об усилении пьянства в крестьянской среде. Александр III ответил:

    «Прочел с интересом письмо Рачинского. Дай Бог нам развязаться наконец с этим вопросом. Действительно, кабак – это гибель России…».

     

     

    Категория: История | Добавил: Elena17 (14.05.2017)
    Просмотров: 2506 | Теги: Русское Просвещение, голос эпохи, сыны отечества, Борис Галенин, просветители, даты
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru