Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4747]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [859]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Борис Галенин. Воссоздатель Русской народной школы. С.А. Рачинский. Ч.4.

    На пути к всеобщему образованию

     

    Расцвет русской школы при Николае II

    Совместные труды русского Императорского правительства, направляемых августейшею волею, и подвижников народного образования, привели к стремительному росту школьного дела в Империи, и как следствие к росту народной грамотности, по любой ее оценке. Родители в массе своей перестали бояться отправлять ребенка в школу.

    Большую роль в развитии народного просвещения сыграл Именной Высочайший Указ Правительствующему сенату «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года. Согласно Указу, с миллионов русских старообрядцев снималось клеймо «раскольники»:

    «5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверских учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке»[56].

    Представителям первых двух групп было позволено учреждать свои школы, низшие и средние, внося лишь свои средства. До этого времени старообрядчество в России имело только две разрешенные правительством школы. Одна из них была в Риге, названная по имени основателя «Гребенщиковской», другая в селе Бугровка, в 12 верстах от Нижнего Новгорода за Волгой, построенная на средства миллионера-беглопоповца Н.А. Бугрова. Остальные старообрядцы получали образование дома или в нелегальных школах. Это опять на тему достоверности переписи 1897 года.

    «Старообрядческие школы по все России начали расти после 1905 года с такой быстротой, как полевые цветы в раннюю весну»[57]. За короткое время были открыты тысячи школ, а в 1911 году Совет Министров разрешил открыть богословско-учительский Институт для подготовки кадров преподавателей. Начавшаяся мировая война помешала осуществлению этих, как и многих других мирных планов русских людей, а затем наступил 1917 год.

    Но до сих пор десятилетие перед революцией сами древлеправославные зовут «золотым веком старообрядчества». В том числе и старообрядческого просвещения. И с благодарностью вспоминают Именной Высочайший Указ 17 апреля 1905 года. Старообрядцам больше не надо было скрывать свою грамотность, что также улучшило статистику грамотности Империи.

    Спокойные и планомерные усилия Императора Николая Александровича, в том числе по созданию «школьных сетей» вызвали небывалый за всю историю России рост народной грамотности.

    Вот что говорит «Объяснительная записка к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год»:

    «...В 1906 году Министерством Народного Просвещения был выработан проект введения всеобщего обучения.

    Хотя закон о всеобщем обучении не издан до настоящего времени, но основные начала министерского проекта получили 3 мая 1908 года силу закона, и с этого времени начинается широкий отпуск средств на народное образование и планомерное открытие школ, имеющее своей конечной целью обеспечить доступность начального обучения для всего населения Империи.

    В основание мер по введению всеобщего обучения положено взаимодействие правительства и местных организаций (земств, городских общественных управлений)»[58].

    Записка оканчивается оптимистическим выводом:

    «Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что русская начальная народная школа, до весьма недавнего времени существовавшая главным образом на счет местных средств, ныне же поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным»[59].

     

    Немного статистики

    Приведем некоторые числовые данные о состоянии народной грамотности в Российской Империи. К концу 1914 года в России насчитываюсь 123 745 начальных учебных заведений, принадлежавших различным ведомствам – 80 801 ведомства МНП, 40 530 ведомства православного исповедания и 2 414 других ведомств[60].

    По данным однодневной школьной переписи, проведенной 18 января 1911 года, начальную школу посещало 43% детей в возрасте от 8 до 11 лет[61]. В 1914 году в начальной школе училось 7.8 млн. детей той же возрастной категории[62].

    В целом по России к 1 января 1914 года получало образование 9 053 399 человек[63].

    «При этом данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков.

    Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50% девочек в начальных школах) и с ситуацией в губерниях с преимущественно инородческим составом населения, прежде всего в регионах Средней Азии, а также в удаленных губерниях Сибири.

    Тем не менее, работа по введению всеобщего обучения велась в соответствии с четко утвержденными планами.

    К 1914 году, например из 441 уездного земства 15 земств полностью осуществили всеобщее обучение, 31 были близки к осуществлению, 62% земств предстояло менее 5 лет для осуществления плана, а 30% от 5 до 10 лет[64]. [Начальное народное образование 1916, 146]. Планы создания школьных сетей продолжали эффективно реализовываться вплоть до 1917 года.

    Таким образом, между 1919 и 1924 годом должно было быть осуществлено всеобщее обучение всех детей Империи (в четырех или пятилетних начальных школах, с возможностью продолжения обучения в высших начальных училищах и гимназиях)»[65].

     

    Помешала революция

    Полной реализации планов всеобщего образования народов Империи помешала, как надеюсь, все понимают, отнюдь не Мировая война, во время которой даже не замедлился проект реализации программы школьных сетей, и была окончательно завершена к январю 1917 года реформа образования. Как, заметим, в скобках, была фактически выиграна к этому времени и сама война. Крест на всех планах и надолго, на некоторых и навсегда, поставили революционные эксперименты 1917 года, и так называемая Гражданская война, уничтожившая элиту русского общества и породившая миллионы беспризорников и лиц, оставшихся без попечения родителей.

    «В 1927 году на XV съезде ВКП (б) Крупская жаловалась, что грамотность призывников в двадцать седьмом году значительно уступала грамотности призыва 1917 года. И говорила жена Ленина, что стыдно от того, что за десять лет советской власти грамотность в стране значительно убавилась»[66].

    Реально побороть массовую неграмотность, которую они сами и создали, большевики смогли только после Великой Отечественной войны. Вот, что говорит по этому поводу в статье «Грамотность» Российская Педагогическая энциклопедия:

    «В процессе реализации провозглашённой идеи культурной революции задача распространения грамотности решалась как за счет внешних источников, так и за счет последовательного расширения и укрепления школьной сети.

    Именно последнее обстоятельство позволило в 1930 году законодательно ввести всеобщее обязательное начальное обучение в объёме 4 классов и включить всё подрастающее поколение в систему современной культуры.

    В конце 1930-х годов достигнут уровень грамотности населения свыше 80%.

    Ликвидация массовой неграмотности в СССР завершена после Великой Отечественной войны.

    Процесс становления полной грамотности завершался в конце 1960-х и в 1970-е годы: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в том числе и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше

    в 1959 − 32,9%,

    в 1970 − 22,4%,

    в 1979 − 11,3%»[67].

    «По переписи населения 1937 года 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности, в отличие от более строгих критериев до 1917 года). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности.

    В «Памятке для работы счетчика» в 1937 году было написано: «Помни, что грамотным нужно считать человека и в том случае, если он умеет только читать на каком-нибудь языке, хотя бы и очень медленно» − напомним, что до 1917 года таких людей относили к малограмотным.

    В переписном листе вопрос был сформулирован так: «Грамотен ли?».

    Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали»[68].

     

    Соединяя эпохи

    Таким образом, подводя итоги главы о народном образовании в Российской Империи, можно констатировать, что Николаю II за десятилетие 1906-1916 годов практически удалось решить проблему всеобщей грамотности населения России.

    При этом качество именно народного начального образования было как никогда высоко, а начальная школа, особенно школа церковно-приходская, по сути, была близка по структуре обучения к традиционной русской школе еще допетровской эпохи. Недаром, Николай Александрович неоднократно говорил в кругу близких ему людей, что ему близки традиции Московской Руси.

    Учитывая, что реформа и продвинутого образования была направлена, в том числе и на то, чтобы вернуть его на национальные основы, мы с очевидностью видим, что Императором была предпринята успешная попытка ликвидации в стране сложившейся до Него ситуации «два образования – две культуры». Фактически Николай II, не афишируя по своему обыкновению свои планы, делал все от Него зависящее, чтобы преодолеть тот разрыв, тот раскол в сознании русского народа и общества, который произошел за два века до того. Соединить Московскую Русь и Петербургскую Империю. Создать по истине Народную монархию.

    Удивительно, что никто этого до сих пор не заметил.

    Народное и начальное образование Российской Империи, а также народная грамотность были рассмотрены так подробно, потому что эта тема является, пожалуй, наиболее тенденциозно и минимально конкретно освещенной как в массовом, так и в «научном» сознании.

    Увидев и уяснив по мере сил, истинное положение дел в этом вопросе, перейдем теперь к рассмотрению продвинутого образования в Царской России.

     

     

     

     


    [1] В рассказе о С.А. Рачинском, кроме прямых ссылок, использованы следующие материалы: Фраермарк Д.С. Задача пришла с картины. – М.: Наука, 1974; Гусев Г.В. Социальная педагогика С.А. Рачинского: К 170-летию со дня рождения 2 (15) мая 1833 года. //Вестник Православного Свято-Тихоновского Богословского института. №1. 2003; Гусев Г.В. История обучения и воспитания трезвости в православном образовании. //Дисс. на соиск. уч. ст. канд. педагог. наук. – М., 2007. Опубликована на сайте www.romashkovo.org с согласия автора.

    [2] Мироносицкий П.П. С.А. Рачинский и церковная школа. - СПб, 1910. С. 10.

    [3] Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, часть VI. С. 107.

    [4] Рачинский К.А. (1838-1909), младший брат С.А. в будущем стал магистром физики и ректором Петровской (ныне Тимирязевской) академии.

    [5] Николай Васильевич Сушков, муж сестры Тютчева Дарьи Ивановны, принадлежал к числу лиц, наиболее близких Тютчеву среди его московского окружения. Гостиную Сушковых посещали многие московские и приезжие литераторы и ученые. Бывали там Тургенев и молодой Толстой. И для самого Тютчева дом Сушковых был «целым миром традиций».

    [6] Горбов Н.М.. С.А. Рачинский. - СПб, 1903. С. 9.

    [7] Горбов Н.М. Указ. соч. С. 34-35.

    [8] Тростников В.Н. Славянофилы: мифы и действительность. //Россия земная и небесная. – М., 2007. С. 148-152.

    [9] Чичерин Б.Н. Воспоминания. Кн. 1. С. 169. /Цит. по: Фраермарк Д.С. Задача пришла с картины. С. 18.

    [10] Горбов Н.М.. С.А. Рачинский. С. 10.

    [11] Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Изд. 2-е. – СПб., 2004. С. 126.

    [12] Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч. в 9 томах. Том III – М., 1998. С. 340.

    [13] История педагогики. Часть 2. С XVII века до середины ХХ. Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. - М.1998. С. 61.

    [14] Там же. С. 60.

    [15] Горбов Н.М. Указ. соч. С. 35.

    [16] Рачинский С.А. Сельская школа. - М.,1991. С. 22-23.

    [17] Рачинский С. А. Сельская школа. Изд. 4. - СПб 1889. С. 247.

    [18] Там же. С. 200.

    [19] Горбов Н.М.. Указ соч. С. 36-37.

    [20] Рачинский С.А. Absit omen! - М., 1901. Absit omen! (Omen absit!) (лат.) – Да не случится такого! (Чур меня!)

    [21] Absit omen! С. 6.

    [22] Там же. С. 5.

    [23] Там же. С. 4.

    [24] Там же. С. 15.

    [25] Там же. С. 17.

    [26] Там же . С. 36.

    [27] Рачинский С.А. Сельская школа. - М.,1991. С. 49-53.

    [28] Слова Рачинского подтверждаются исследованием Марии Михайловны Громыко «Мир русской деревни». – М., 1991. В главе «Грамотеи и Книжники» анализируется круг крестьянского чтения в описываемое время, и в частности говорится, у крестьян пользуются спросом, например, сочинения Пушкина, причем «у отдельных крестьян встречалось полное собрание сочинений Пушкина», а среди прочих книг указывается «Потерянный и возвращенный рай» Мильтона, «пользующийся вообще широким распространением». Интересно, многие ли интеллектуалы читают Мильтона нынче?

    [29] Там же. С. 48.

    [30] История церковнославянского языка. С.

    [31] Рачинский С.А. Сельская школа. Изд. 4. – СПб., 1899. С. 109-110.

    [32] Баврин И.И. Сельский учитель С.А.Рачинский и его задачи для умственного счета. - М.: Физматлит, 2003.

    [33] Прыжов И.Т. История кабаков в России. Репринт. - М., 1991.

    [34] Давыдов М.А. Об уровне потребления в России в конце XIX - начале XX века. //О причинах русской революции. - М., 2010. С. 225-279. (полный текст статьи доступен на сайте Б.Н. Миронова «Социальная история». Интернет ресурс. Режим доступа: http://bmironov.spb.ru и http://www.polit.ru/research/2010/12/10/consumlevel.html).

    [35] Ермолов А.С. 1909. Наши неурожаи и продовольственный вопрос. Т. 1–2. - СПб., 1909. Т. 1. С. 417.

    [36] Там же. С. 418.

    [37] Там же. С. 421.

    [38] Мельников Р.М. Крейсер Варяг. - Л.: Судостроение, 1983. С. 22.

    [39] Напр.: История СССР. История СССР с древнейших времен до наших дней. – М., 1968. Т. VI. С. 523; Шацилло К.Ф. Русский империализм и развитие флота. - М., 1968. С. 44.

    [40] Юрьевский Б.. Возрождение деревни. - Пг., 1914. С. 88-91.

    [41] Там же.

    [42] Письма Победоносцева к Александру III. Т. 1. - М.,1925. С. 361.

    [43] Стеклов М.Е. Четыре портрета: С.А.Рачинский, В.П. Вахтеров, Х.Д. Алчевская, К.Н. Вентцель. - М. - Смоленск, 1995. С. 9-10.

    [44] Арнольд В.И. Что ждет школу в России? //Образование, которое мы можем потерять. - М.: МГУ, 2002.

    [45] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 53-54.

    [46] Там же. С. 54.

    [47] Тальберг Н.Д. Русская быль. Очерки истории Императорской России. – М.: Правило веры, 2006. С. 920.

    [48] Смолич И.К. История Русской Церкви 1700-1917. Том 2. //Цит. по: История образования и Русская Православная Церковь: Хрестоматия в 2-х частях. Автор-составитель М.Н. Костикова. – М., 1997. С. 155.

    [49] Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1813 - 1913). Статистические очерки. /Под редакцией академика С. Г. Струмилина. М.: Госстатиздат, 1956. Глава 11. Грамотность населения России в XIX и начале XX вв. Раздел: Начальное образование в России. Таблица 263 и комментарии к ней. С. 315-316.

    [50] См. выше раздел: «Почему не был принят закон о всеобщем образовании».

    [51] К вопросу о фиксации ассигновании на церковно-приходские школы в проекте закона о введении всеобщего обучения в Империи. - СПб., 1911. С. 15.

    [52] Народное образование и церковное достояние в III Государственной думе: Речи, доклады, статьи Е.П. Ковалевского. 1912. С. 180-185.

    [53] Симора В.А. Церковноприходские школы как феномен духовно-нравственного образования детей в Российской империи в конце XIX – начале XX века. //Тверской государственный университет. Научная библиотека. Б.г. С. 1-7.

    [54] Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. - М., 1995. С. 37.

    [55] Там же. С. 50.

    [56] Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 гг. – М., 2010. С. 36-37.

    [57] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. – Барнаул, 1999. С. 446.

    [58] Объяснительная записка к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год. – СПб., 1912. С. 186.

    [59] Там же. С. 193.

    [60] Крылов И.О. Начальное, среднее общее и специальное образование. //Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. ‒ СПб.: Институт Российской истории РАН, 1995. Глава XIV. Раздел 1.

    [61] Объяснительная записка … за 1911 год. С. 187.

    [62] ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 34. С. 7; Образовательный потенциал Российской Империи. С. 58.

    [63] Статистический ежегодник России на 1915 год. - Пг., 1916. Отд.1. С. 144.

    [64] Начальное народное образование в России. Статистика. //Новый энциклопедический словарь. – Пг.: Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон, 1916. Т. 28. Приложение. С. 146.

    [65] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 58.

    [66] Император, который знал свою судьбу. С. 474; Можаев Б.А. Затмение. – М.: Труд, 1995. С. 277-285.

    [67] Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

    [68] Император, который знал свою судьбу. С. 475-476; Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда. А.Г. Волков. /Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы. //Экспресс-информация. Серия «История статистики». Вып. 3-5 (ч. II). – М., 1990. С. 6-63, 30, 88.


     

     
    Категория: История | Добавил: Elena17 (14.05.2017)
    Просмотров: 809 | Теги: Русское Просвещение, голос эпохи, сыны отечества, Борис Галенин, просветители, даты
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru