В последнее время на международной арене заметно возросла роль исламского фактора. Из разрозненных маловлиятельных государств, объектов колониальной и неоколониальной политики ведущих мiровых держав, со второй половины ХХ века ислам превратился в активного геополитического субъекта – и в области энергоресурсов, и в виде исламизации Европы и "исламского терроризма", ставящего себе целью глобальную борьбу за установление всемiрного халифата (ИГИЛ). От него приходится обороняться народам и на Ближнем Востоке, и в Европе, и в РФ (помимо собственных террористов, по официально озвученным данным, тысячи граждан РФ пополнили ряды ИГИЛ).
Правители РФ пытаются бороться с этим явлением, с одной стороны, усилением антитеррористических мер, и даже с применением вооруженных сил (на Кавказе и в Сирии), с другой стороны – прямо противоположным методом: пропагандой толерантного убеждения, что "исламский терроризм" «не имеет никакого отношения к настоящему исламу – традиционной религии», и вообще «у терроризма нет национального лица». Не согласные с последним активные либералы-западники в число обвинений, предъявляемых исламу, добавляют также "антисемитизм", а русские националисты требуют запрета мусульманской иммиграции, отмены привилегий и статуса национальных республик в РФ, а также: "Хватит кормить Кавказ!".
Хотелось бы поразмышлять над этой проблемой и, для разумного ответа на нее, выявить как ее естественные корни, так и ее искусственное обострение в наше время в духе стратегии "Конфликта цивилизаций" Самуила Хантингтона. Подчеркну, что моя статья не ставит целью полемику с мусульманами (очень трудно кого-либо из устоявшихся во многих поколениях т.н. "традиционных религий" переубедить в вопросах веры, на то она и вера), это попытка понять место ислама в истории с откровенной православной точки зрения. И поскольку я тут намерен отнестись к мусульманам с уважением их свободы веры, надеюсь, что они также воспримут данную статью с уважением мнения указываемых православных специалистов.
(Приводимые далее примеры из Корана цитируются по сборнику дореволюционных ученых-богословов [1]. Попытки проверить цитаты Корана по современным изданиям, в том числе на европейских языках, оказались затруднены его различными переводами, отличающимися друг от друга, а также, видимо, различными вариантами составления самого Корана, поскольку цитаты в указанном сборнике не всегда совпадают с доступным в Интернете его официальным текстом. Следует также отметить, что суры в Коране располагаются не в хронологической последовательности их появления, которая, однако, известна и позволяет сравнивать различные периоды его составления, рассматриваемые ниже.)
Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом. Художник Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. 1850-1860 гг.
1. Возникновение ислама как "религии Авраама"
Для историософского осмысления ислама важно напомнить его изначальные особенности появления, связывающие его с еврейским народом и иудаизмом, а также его отношение к христианству. Это две важнейшие координаты, между которыми только и понятно место ислама в истории.
Ислам (по-арабски означает: "покорность", "предание себя [Аллаху]") – в общепризнанной трактовке мiровых энциклопедий: «самая молодая и вторая по численности приверженцев после христианства мiровая монотеистическая авраамическая религия». Число приверженцев – более 1,55 млрд. человек, проживающих в более чем 120 странах мiра. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией.
Священная книга – Коран (означает: "чтение вслух", "назидание"), состоит из 114 глав, которые у арабов называются сурами. Считается, что эта современная редакция Корана была составлена специальной коллегией и утверждена в качестве единственной канонической версии при третьем халифе Усмане в VII веке в том виде, как его диктовал своим сподвижникам сам Мухаммед. (В то же время на сегодняшний день известно семь вариантов чтения Корана, восходящих к различным школам начального периода мусульманской истории.) Второй важнейший источник исламского вероучения и права – Сунна ("обычай, пример"), представляющая совокупность преданий (хадис) об изречениях и деяниях пророка Мухаммеда как образцах для подражания. Язык богослужения – арабский. Ислам называют еще мусульманством (арабское слово "муслим" означает: "тот, который покоряется [Аллаху]"). В Российской империи мусульман называли сначала басурманами, затем агарянами (от имени Агарь) и магометанами (от имени основателя ислама – Магомет или Мухаммед).
Мухаммед (571–632, что означает "Восхваляемый") был и остается великим религиозно-политическим деятелем для арабского мiра. Кандидат богословия Я.Д. Коблов, противомусульманский миссионер Казанской епархии, писал в 1903 г.: «Есть две крайности, которые мы слышим о Мухаммеде... Мухаммед – исчадие ада, воплощение зла, он плут, лгун и обманщик. Мухаммед – человек святой, пророк, стоявший в прямом общении с Богом... По нашему мнению, Мухаммед был ни то, ни другое, он был сын своего народа, может быть, лучший его сын. Но не более того. Достоинства и недостатки Мухаммеда были достоинствами и недостатками его народа. Он вывел свой народ из дикого состояния, но прекратил всякий ход и движение по пути прогресса дальнейшим своим последователям. За многое он заслуживает похвалы, за многое – порицания. Он был и по душе, и по телу простой, необразованный араб, который не смог сделать больше того, что ему давала его страна и люди» (Я.Д. Коблов, с. 231).
Арабы – семитический народ из потомков патриарха Сима, затем его правнука Авраама. Но если евреи ведут свое родословие от законного потомства Авраама в браке с Сарой (Исаака, Иакова и т.д.), то арабы – от Измаила, первенца Авраама, рожденного от рабыни-египтянки Агари (Быт. 16:3). Авраам, выполняя желание ревнивой Сары, бросил первенца с матерью в пустыне, но, по верованию мусульман, Аллах сохранил их своим заступничеством для последующего распространения "веры Ибрахима" на Аравийском полуострове. Еврейский историк Иосиф Флавий (I век) писал, что потомки Измаила наполняли всю территорию от Евфрата до Красного моря. Мусульмане-арабы считают Измаила своим прародителем, который по повелению Аллаха вместе со своим отцом построил в Мекке Каабу, ставшую сначала центром национального языческого культа арабов (по преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов), а впоследствии сделанную главным местом поклонения мусульман именно в связи с Авраамом.
Все исследователи отмечают, что эта родственная связь через Авраама с еврейством оказалась очень важной в период оформления Мухаммедом его первоначальных основ мусульманской религии. После разрушения римлянами Иерусалима (I век) многие евреи переселились в Йемен и другие области Аравийского полуострова, где жили общинами среди арабского населения, сохраняя свою религию в виде талмудизма. Выделяясь своим богатством, ученостью и Книгой Писания, евреи занимали важное место в социальной жизни тогдашней Аравии, и от них иудаизм переняли также многие арабские племена, в том числе могущественные йеменские цари – это подробно описывает епископ Александр (Светлаков) в труде "История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана" (1880). Историки пишут, что мать Мухаммеда «была крещеная еврейка, которая с детства внушила сыну почитание иудейских пророков и Иисуса Христа» (Н.А. Бутми, с. 218), как, возможно, и его первая жена Хадиджа. Знаменитый еврейский историк Г. Грец подтверждает то, что учение Мухаммеда «всецело носило еврейскую окраску», он «держал у себя секретаря-еврея, так как сам он не умел писать» (этот секретарь и записывал суры Корана), «евреи смотрели на Мохаммеда «почти как на еврейского прозелита и полагали, что при его содействии иудаизм достигнет в Аравии могущества» (Грец Г. История евреев. Одесса, 1908, т. 6, с. 91-96). Поэтому «лучшая часть Корана заимствована из Библии и Талмуда», – считает и еврейский историк Бернар Лазар (Bernard Lazare. L’Antisemitisme, son histoire et ses causes. Paris, 1894).
В Аравию пришли, уходя сначала от еврейских, а затем от римских преследований, также и многие христиане, часто сектантского толка, спорившие друг с другом: ариане, несториане, монофизиты. С ними Мухаммед тоже общался и высоко ценил их: «знай, что более всех любят верующих те, которые называются назарянами: это оттого, что у них есть пресвитеры и монахи, и оттого, то они не горды» (5:85) (П.К. Жузе, с. 472). Из бесед с евреями и этими христианами Мухаммед воспринял монотеизм как главное достоинство своей новой религии: отказ от идолопоклонства и поклонение одному Богу (Аллаху). В арабистике слово Аллах расшифровывается как "аль-илах" и является результатом слияния артикля "аль" со словом "илах", однокоренного с еврейским Элохим в Библии. Свою религию Мухаммед называл "религией Авраама". Идольские статуи в Каабе были повелением Мухаммеда разбиты.
Паломники вокруг Каабы
Но он также видел непримиримые разногласия между иудеями и христианами в трактовке Мессии, как и важность самого этого понятия, с которым все связывали лучшее будущее мiра, каждый в своем представлении. И Мухаммед решил объединить в своей "более совершенной" новой "истинной религии Авраама" Ветхий и Новый Завет, в конце концов (но не сразу) объявив мессией себя, ссылаясь при этом и на древних пророков, и якобы на слова Иисуса Христа о посланнике, «который придет после меня, которому имя – Ахмед» (Коран, 61:6).
Мухаммед провозгласил, что ислам «является завершающей стадией авраамических религий, передававшаяся через таких пророков как Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус). Мусульмане считают, что Коран является окончательным и неизменным откровением от Бога, которое передано чрез Мухаммеда – последнего пророка, после которого не может быть других пророков (он "печать пророков")» ("Википедия").
В ранних сурах Корана содержится представление о милосердном и любящем Боге, которому, однако, приданы антропоморфные черты. В целом Он не соответствует Богу Библии, поскольку иначе описано сотворение мiра Богом, сотворение человека (якобы «из семени, содержащего смешение двух полов»), учение об ангелах (между ними якобы есть половое различие) и многое другое, чему в Коране придается земной, плотско-чувственный характер. «Причину этого можно видеть в том, что Мухаммед... руководился большей частью сказаниями Талмуда и иудейско-христианских еретических учений» (епископ Александр (Светлаков), с. 127).
Эсхатология Корана несколько запутана, но также навеяна Библией и приблизительно сопоставима с христианской (см.: А. Али-заде. Эсхатология Нового Завета и Корана). Общее состоит в описании постепенной деградации человечества, которая сопровождается войнами, падением нравов, природными катаклизмами и наконец, вселенской катастрофой. Упоминается ангел Иблис, который из гордыни стал Шайтаном, сатаной, упоминается нашествие народов Яджудж и Маджудж (Гог и Магог), антимессия Даджал (антихрист), которого убьет Иса (Христос) во втором Его пришествии. Упоминается воскресение мертвых, последний Суд, ад и рай. При этом опять-таки характерно сказочно-чувственное описание рая в Коране – как полное изобилие земных удовольствий, роскоши, изысканных национальных кушаний и сладострастия в утехах с вечно юными девами-гуриями... «В Талмуде иудейском изображение рая очень близко подходит к описанию его в Коране, исключая учение о гуриях, составляющих украшение мухаммеданского рая – учения, заимствованного от магов персидских» (епископ Александр (Светлаков), с. 144-145; Н.П. Остроумов, с. 512-514).
Таким образом, Мухаммед не добавил ничего нового к пророчествам Ветхого и Нового завета, а только пересказал их в своей интерпретации – отчасти противоречивой, отчасти фантастической с хронологическими и генеалогическими ошибками.
Главное же – все почитаемые Мухаммедом пророки из Священного Писания воспринимались им без уразумения духовного смысла их пророчеств и смысла истории, что раскрывает только христианство. Христианская догматика о грехопадении ангелов и первых людей как причине мiрового зла, о троичности Бога, о смысле Боговоплощения и крестного Искупления, была для неграмотного Мухаммеда и его сторонников слишком сложна. В этом, разумеется, сказалось и преобладающее влияние его еврейских наставников, выражавшееся и во вражде к христианам как "многобожникам". То есть Мухаммед соглашался с евреями в осуждении учения о Св. Троице и в неприятии Христа как Сына Божия.
В Коране утверждается, что Христос не страдал, не подвергался распятию (якобы его подменили другим человеком), не умирал и не воскрес, а был взят живым на небо (4:156; 5:117) (Н.П. Остроумов, с. 488).
Тем не менее важно отметить, что Мухаммед, в отличие от евреев-антихристиан, не хулил Пресвятую Деву Марию и Христа, хотя и не понимая Его как Бога и Его спасительной миссии, но все же признавая Его «Божиим Посланником, рожденным чудесно от девственной Марии и от Духа, посланного Богом» (Ф.А. Смирнов, 349). «Мессия, Иса, сын Марйам только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его» (4:171); «Мы [Бог] вдохнули в нее [Деву Марию] часть нашего духа» (66:12 ) «и сделали ее и ее сына знамением для мiров»(21:91) (Н.П. Остроумов, с. 490-492, 498). Почитал Мухаммед и св. пророка Иоанна Крестителя (3:39)... (В современной Иордании участок берега реки Иордан в месте Крещения Христа по решению короля Абдаллы II был подарен России.)
Мухаммед в Мекке дружил со многими христианами и, по своей "богословской" простоте, «смотрел на христиан как на людей, одинаково с ним верующих, свое учение ставил в связь с христианским и судьбу свою не отличал от судьбы христиан... и его противники мало отличали мусульман от христиан», – считал богослов Казанской духовной академии Ф.А. Смирнов в своем обширном труде, опубликованном в 1893 г. в "Миссионерском противомусульманском сборнике" (Ф.А. Смирнов, с. 347-360)..
Под влиянием христианства, «нравственные понятия Мухаммеда в Мекке вообще были очень высоки. Он призывал людей к добродетельной жизни. Любовь к Богу и ближним, прощение обид, даже ненавистникам, верность своему слову и клятвам, терпимость и кротость, помощь нуждающимся и призрение несчастных, воздержание от грубых и чувственных наклонностей, даже от излишества в словах, честность в торговых делах – вот что проповедовал Мухаммед в Мекке (16:92-96; 17: 28-42; 23:1-11)... Иногда он приближается прямо к христианским понятиям о нравственных отношениях к людям...». Ранние главы Корана (102, 92, 74:8-30, 89:14-21, 90:13-20, 104 и 107) «порицают привязанность к богатству, безпощадно обличают погоню за наживой, укоряют богачей, объявляют им огонь за любостяжание и невнимание к сиротам, беднякам, голодным, нищим...» (Ф.А. Смирнов, с. 317-319).
Таков был первый период проповеднической деятельности Мухаммеда. Когда не принявшая учение Мухаммеда арабская языческая знать стала его там преследовать, часть его приверженцев в 615 г. даже перебралась из Мекки в Абиссинию, убедив ее христианского правителя, что они гонимые христиане, и они были там гостеприимно приняты.
«Мусульманские апологеты последнего времени, вкусившие современной христианской образованности и гуманитарной науки, указывают на эти места Корана как на выражение той терпимости, которой учил Мухаммед в продолжение всей своей жизни и которая поэтому составляет существенное отличие религии ислама. Но они умышленно забывают, что с переменою обстоятельств жизни Мухаммеда изменилось и гуманное отношение его иноверцам, изменилась и вся система его откровений» (Ф.А. Смирнов, с. 352).
Ваххабитский государственный флаг Саудовской Аравии с шахадой (исламским символом веры) |