Тем не менее евреям, хотя не все их прозелитические ожидания от ислама осуществились, удалось использовать воинствующую религию Мухаммеда в своих целях.
1) Поскольку замолчать пришествие Христа было уже невозможно, ислам был призван как бы "нейтрализовать" Его, лишив главного смысла: объявить Мессию-Христа лишь одним из пророков, и упрочить влияние иудейства, ожидающего "иного мессию". Ислам выполнил эту роль на востоке, помешав проповеди истинного христианства среди арабов, однако вышел из-под еврейского контроля.
2) Воинственный пыл ислама был направлен на запад как карающий бич нашествий на уже существовавшие христианские народы на Ближнем Востоке. В 636 г. преемник Мухаммеда Омар взял Иерусалим, заложив мечеть на храмовой горе на месте ранее построенной там христианами базилики. В 641 г. был завоеван Египет, в 642 г. нанесен последний удар Персидскому царству. К середине VII века ислам распространился и на восток до Кавказа, Индии и Китая. После завоевания Северной Африки в начале VIII века очередь дошла до христианской Испании.
Евреи этим нашествиям с востока с радостью содействовали. Г. Грец пишет, что ни одно из них не обходилось без использования его евреями для массовых расправ с христианами. Так было, например, при завоевании византийской провинции Палестины персами в 614 г. (накануне завоевания персов арабами, также «при сильном содействии иудеев»): еврейским руководством «ко всем евреям Палестины было разослано воззвание, приглашавшее их собраться и присоединиться к персам... Исполненные ярости, эти толпы, вероятно, не пощадили в Тивериаде христиан и их церквей и покончили с епископом... уверяют, будто в этот день погибло девяносто тысяч христиан... победители-евреи безпощадно неистовствовали против христианских святынь. Все церкви и монастыри были преданы пламени, в чем, без сомнения, евреи приняли больше участия, чем персы... Около четырнадцати лет палестинские евреи хозяйничали в стране» (Грец Г. Указ. соч., т. 6, с. 31-32). "Еврейская энциклопедия" приводит также сведения, что при этом «евреи покупали христианских узников за немалые деньги и со злостью убивали их» (Грец Г. Указ. соч., т. 5, с. 548).
Это повторилось при завоевании Испании арабами-мусульманами, с которыми испанские «евреи вступили в союз... победоносные арабы бодро двинулись вперед и всюду были поддерживаемы евреями. Завоевав какой-нибудь город, полководцы доверяли его охрану евреям, оставляя в нем только незначительный отряд мусульман, так как в последних они нуждались для покорения страны. Таким образом, до тех пор порабощенные евреи стали господами городов: Кордовы, Гранады, Малаги и др.», расправляясь с христианами. В Толедо «в то время, как христиане были в церквах и молились за сохранение своего государства и своей религии, евреи отворили победоносному арабу ворота, приняли его восторженно и отомстили за тысячекратные оскорбления, которым они подвергались в течение столетия» (Грец Г. Указ. соч., т. 6, с. 133-134)...
Причем отношение к христианам ужесточалось: от обложения унизительными ограничениями и налогами – до физического истребления. В начале завоевания Испании «никто не был понуждаем к перемене религии, даже мусульманское правительство не любило, чтобы христиане делались мусульманами, потому что от этого теряла казна. Но так было только вначале...». Голландский ориенталист Дози пишет: «С Испанией случилось то же, что и о всеми другими странами, которые были покорены маврами; их господство из мягкого и человечного, каким оно было вначале, перерождалось затем в невыносимый деспотизм. С IX века завоеватели полуострова буквально следовали совету халифа Омара...: "мы должны поедать христиан, и наши потомки должны поедать их потомков до тех пор, пока будет существовать исламизм"... Особенно жестоко мусульмане обращались с православными христианами за их связь с Константинополем... Омар II, раздраженный неудачным походом своего предшественника против Византии, начал преследовать христиан как врагов Божиих... он издал повеление, по которому христиане могли быть терпимы в его государстве только под условием обращения их в ислам, а противящихся этому повелению предавал разным мукам» (Н.П. Остроумов, с. 21).
С исламизацией турок-сельджуков ко второй половине XI века они оккупировали часть Малой Азии и стали угрожать не только православной Византии (Восточной Римской империи), но и Европе. Римскими Папами были организованы ответные Крестовые походы (1096—1270 гг.) для освобождения в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), но они в итоге не привели к успеху. Заодно крестоносцы разгромили и православный Константинополь в 1204 г., ослабив Византию перед турецким натиском.
Православную Византию турки теснили широким фронтом и окончательно сокрушили взятием Константинополя в 1453 г. Симбиоз евреев и мусульман продолжился там в новом виде. Евреи увидели в этом "суд божий" над христианством, пишет Грец: «Еврейские и марранские оружейные мастера и знатоки военного дела, которые вследствие насильственных крещений принуждены были покинуть Испанию и нашли себе убежище в Турции, много способствовали падению Византии», в награду получив у турецких завоевателей «гостеприимное убежище»; султан Магомет II «призвал в совет министров верховного раввина и оказывал ему всяческие почести» (Грец Г. Указ. соч., т. 9, с. 165-168). В Турцию направился значительный поток евреев, изгоняемых в это время из западноевропейских стран. «На верность, надежность и пригодность евреев они [турки] могли вполне рассчитывать»; так, изгнав евреев, «христианские народы известным образом сами доставили своим врагам, туркам, оружие, благодаря чему последние получили возможность подготовить им [христианским народам] поражение за поражением и унижение за унижением» (Грец Г. Указ. соч., т. 10, с. 23).
В частности, евреи, контролируя всю восточную торговлю и таможню, «приобрели большие богатства, которые уже тогда доставляли власть», и через султанов успешно влияли на европейскую политику, – пишет Грец. (Тут надо учесть международный характер еврейской финансовой власти, от которой зависело большинство западноевропейских монархов.) «Власть [евреев] была, действительно, так велика», что христианские государства «обращались к ним с мольбами... настроить султана в пользу войны» против тех или иных своих соперников. При этом богатая еврейка Грация Мендесия, принадлежавшая к банкирскому дому, должниками которого были «германский император и владыка двух частей света, Карл V, король Франции и множество других князей», «пользовалась влиянием, точно королева... Ее называли Эсфирью того времени». Кроме того, «еврейские женщины... добились при султанах Мураде III, Магомете IV и Ахмеде I при посредстве гарема большого влияния. Между ними особенно выделялась Эсфирь Киера... она раздавала государственные должности и назначала военачальников». «Христианские кабинеты и не подозревали, что ход событий, вовлекавших их в свой круговорот, был приводим в движение еврейской рукой; последнее особенно ярко проявилось по поводу избрания польского короля», выгодного Турции и еврейству, – гордился Грец; так евреи получили в Польше "режим наибольшего благоприятствования" (Грец Г. Указ. соч., т. 10, с. 289-358).
В ХIII веке в нашествии татаро-монгольской орды на запад опять-таки поучаствовали евреи. «Большинство восточных евреев было на стороне монголов», а порою даже в их рядах против христиан. Грец вопрошает: «Знали ли евреи о своих соплеменниках между монгольскими рядами? Находились ли они с ними в тайном соглашении? В Германии говорили: евреи, под предлогом доставки им отравленной пищи, доставляли монголам оружия всех родов в закрытых бочках; строгий пограничный сторож... открыл измену. После этого многие евреи Германии подверглись строгой каре» (Грец Г. Указ. соч., т. 8, с. 90, 112).
Разумеется, в разные времена в разных странах отношение мусульманской власти к христианам было разным, К.Н. Леонтьев даже полагал, что власть султанов была полезна для сохранения аскетического Православия в бывшей Византии. Но не забудем и то, что исламское наступление на христианский мiр дало множество мучеников, прославленных Церковью как «от агарян пострадавшие».
Отметим, что ордынское иго на Руси стало более жестким в начале XIV века с принятием ханом Узбеком ислама как официальной религии Золотой Орды. Если раньше ордынцы терпимо относились к Православию, а некоторые сами принимали христианство, то с этих пор стала нарастать религиозная враждебность. Некоторые татары, не желавшие принимать ислам, переселялись на Русь и впоследствии многие их них сражались под знаменами русских князей против своих бывших соплеменников.
Завоевание исламом православных Балкан, Черноморского региона и части Малороссии привело турецкий ислам к столкновению с Россией, восстанавливавшейся после освобождения от ордынского ига. Русско-турецкие войны, начиная с середины XVI века, стали экзистенциальным фактором в истории России и сыграли свою роль в остановке исламского натиска на Европу. В том же веке окрепшая Русь нашла в себе силы пресечь набеги из осколков Орды – мусульманских Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств, впервые включив в создаваемую Российскую империю оседлое мусульманское население. Оно вполне вписалось в русское государство: уже через полвека после присоединения Казани татары-мусульмане участвовали в земском ополчении князя Пожарского против поляков, затем мусульманские части участвовали почти во всех войнах Российской империи, в том числе в Отечественной войне 1812 года. Татары получали дворянство (треть российских дворян имела татарские корни), становились министрами, военачальниками, учеными, писателями. Правда, нужно отметить, что исламизация поволжских народностей (в т.ч. называемых сейчас татарами) началась лишь в начале XIV века при ордынском хане Узбеке, принявшем ислам, он не успел тогда укорениться в этих народностях глубоко, смешался с прежним язычеством, а немалая часть их приняла тогда Православие, сохранив его по сей день.
Динара Бухарова, член президиума Региональной татарской национально-культурной автономии г. Москвы, пишет, что сейчас 30 % татар считают себя православными, и такими они, разумеется, стали не при богоборческой советской власти:
«Если говорить о местах компактного проживания крещеных татар, то в первую очередь необходимо назвать Татарстан (молькеевские, заказанские, елабужские, мензелинские, чистопольские крещеные татары), Башкортостан (бакалинские крещеные татары), Оренбургскую и Челябинскую области (нагайбаки), а также Удмуртию, Мордовию, Рязанскую и Тамбовскую области (рязанские татары и крещеные касимовские татары), Нижегородскую (сергачские крещены), Владимiрскую, Московскую (московские новокрещены), Саратовскую, Самарскую, Пензенскую области, другие регионы России, в том числе Крыма (урумы) и Сибири. Кроме того, существует ряд православных тюркских народов, ранее считавшихся татарами, проживающих, в том числе, за пределами современной России, например, в Молдавии (гагаузы).
При этом группы крещеных татар мещеряков (кроме чистопольских) обрусели – перешли на русский язык, в то время как казанские крещеные татары продолжают использовать чистейший татарский язык, более насыщенный исконной татарской лексикой, чем у т.н. этнических татар мусульман. Крещеные крымские татары (урумы) интегрированы с греческим этносом и трехъязычны: употребляют татарские, греческие и русские диалекты; а гагаузы, ранее называвшиеся буджакскими татарами, общаются на языке, близком к турецкому и крымско-татарскому».
|