Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4749]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [864]
Архив [1659]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    М.В. Назаров. Размышления об исламе в драме истории. 4. Мусульмане в Российской империи

    На описанном историческом фоне нельзя сказать, что все мусульманские народы были включены в Российскую империю только путем их завоевания в ходе агрессивной экспансии России. Эта экспансия, в отличие от исламской, не имела характера религиозных войн типа крестовых походов. Так же, как Россия была вынуждена обороняться от турок и крымских набегов на юге (вернув Малороссию, Черноморское побережье, бывшее русское Тмутараканское княжество – Тамань и Крым вместе с остававшимся там татарским осколком Орды, мирно выбравшим российское подданство), так и на востоке (устраняя опасность от последнего осколка Орды – Сибирского ханства Кучума), а в Средней Азии, к тому времени уже исламизированной, ее русское освоение происходило отчасти потому, что малые народы поочередно искали себе в Империи защиты от агрессивных соседей.

    Покорение исламского Северного Кавказа понадобилось для защиты от набегов путей между Россией и христианскими Грузией и Арменией. Но ислам не имел там своих естественных корней, его насаждали постепенно с XVI века в основном при помощи турок (особенно в XIX веке при Шамиле и Кунта-Хаджи Кишиеве).

    Важно подчеркнуть, что в православной Российской империи ислам не притеснялся (в отличие от положения христиан в тогдашних исламских странах), все народы в России имели свободу вероисповедания, но все же со стороны государства не могло быть одинакового отношения к духовной сути разных вероисповеданий.

    – Православие было государственной религией, которая обосновывала не только личный смысл жизни отдельного верующего, но и смысл Российской монархической государственности как власти Помазанника Божия. То есть власти, призванной служить Богу, воспитывать народ в Законе Божием, – и тем самым удерживать мiр от сил зла. Поэтому православная государственность, подобно тому, как во Христе неслиянно и нераздельно соединено Божественное и человеческое, также состоит из двух властей, соединенных неслиянно-нераздельно. Возникает понятие "симфонии" государственной власти и Церкви, разными средствами служащих одной цели. Церковь заботится о душах людей, спасая их и готовя к Небесной жизни, государство же заботится о жизни земной, ограждая ее, насколько можно, от действия сил зла и создавая для Церкви наиболее благоприятные условия для подготовки людей к спасению. Таким образом, в православной государственности Православная Церковь должна быть главенствующей.

    Естественно, что на русский православный народ возлагалось и основное бремя государственных забот и жертв, иноверцы же освобождались от многих повинностей (воинской, налоговой и др.) и участвовали в них по желанию. Но поэтому они имели и меньшие права во влиянии на внутреннюю и внешнюю политику государства.

    – Ислам и буддизм имели полную свободу на правах культурно-духовной автономии. Только при наличии мощного государственного православного стержня другие вероисповедания национальных меньшинств могли мирно сосуществовать, получая от государства защиту от любых врагов, и разумеется, не требуя от государства понижения статуса Православия до общего уровня. Иноверцы прекрасно понимали всю выгоду для себя такого автономного положения и верно служили Государю. В Российской Императорской армии были мусульманские воинские части с муллами, специальные наградные медали для мусульман. Известен своей доблестью Текинский конный полк, созданный в 1885 г. из туркмен. Часто напоминают случай во время Первой мiровой войны, когда немецкое командование построило пленным мусульманам мечеть и пыталось предложить им перейти в немецкую армию, но воины-мусульмане стали на колени и пропели гимн "Боже, Царя храни!". А самый воинственный народ – покоренные кавказские горцы составили одну из самых храбрых воинских частей в годы Первой мiровой войны: Кавказскую Туземную Конную ("Дикую") дивизию, более других сохранившую верность Царю и во время Февральской революции. Известен также поступок Гусейна Хана Нахичеванского, мусульманина, который был одним из немногих генералов, выразивших готовность защищать свергнутого Царя.

    – Иудаизм также имел свободу вероисповедования, но с известными ограничениями, которые были введены после долгих и безуспешных попыток перевоспитать евреев. Потому что, в отличие от ислама и буддизма, эта религия расистская (она считает людьми только своих соплеменников) и главное – будучи антихристианской, она противоречила духовным основам государственного бытия удерживающей Православной империи, отрицала власть Помазанника Божия и ждала своего земного мессию-антихриста. Еврейская община и по собственной воле существовала как «государство в государстве»: антихристианское в христианском. Поэтому иудеев не принимали на государственную службу и основной их массе, за исключением "окультуренных" (как надеялись) лиц с высшим образованием, ремесленников и купцов первой гильдии, предписывалась территория постоянного проживания (черта оседлости – впрочем огромная, гораздо больше тех западно-русских земель, на которых евреи поселились до возвращения Россией этих территорий от Польши). Однако подчеркнем: ограничения существовали не по национальному признаку, а по религиозному; с переходом в христианство ограничения отменялись. И хотя эти ограничения не выполнялись чиновниками в должной мере, все же их основное назначение было: затруднить маскировку носителей иудейской морали под обычных подданных.

    Первые представления о российских мусульманах у автора этих строк сложились из впечатлений юношеских лет (проведенных на Северном Кавказе, и там уже в советское время было не всё спокойно в межнациональных отношениях) и политически оформились в эмиграции из дружественного общения с чеченцем А. Авторхановым, одним из известных деятелей кавказских эмигрантских организаций, советологом и автором книг, выпускавшихся издательством "Посев" (см.: Абдурахман Авторханов о России и Чечне...). Авторханов был патриотом Чечни, но женился на русской православной женщине и считал, что чеченцы обречены быть в составе будущей России, если бы она превратилась в настоящее Русское государство дореволюционной традиции.

    Он говорил, в частности, что с точки зрения геополитической борьбы великих держав (имея в виду прежде всего соперничество с Англией на Кавказе и в Крымской войне), «Россия имела полное право присоединять к себе народы в ходе геополитического расширения. Одни свои задачи Россия решала насилием, другие – дипломатией и мирными методами. Кавказ, как и Средняя Азия, были завоеваны войнами, которые носили колониальный характер. Но в этих колониальных войнах Россия проявила свою специфическую натуру, свойственную только ей: как завоеванные народы, так и добровольно присоединенные, Россия не считала колониальными, как делали в таких случаях западные державы, а считала эти народы подданными русского Царя... Поэтому русский империализм, в отличие от западного, не сводился к грабежам и насилию. Государственная тенденция была – сделать внешних иноземцев, как и внутренних, например, евреев – одинаковыми подданными русского Царя. Между ними принципиальной разницы по национальности не делалось. Вполне возможно, что в конце российского имперского процесса все народы, завоеванные силой, были бы приведены к фактическому равноправию. На Кавказе этот процесс обозначился, когда Россия призвала к участию в Государственной Думе представителей кавказских народов. Если бы этот процесс продолжался, как его заложили основатели Российской империи, все могло бы быть иначе...».

    В любом случае – покорив восстание кавказцев, «Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела Чечни. Не посягать на чеченскую религию, обычаи. И это выполнялось... А Царь Николай II как-то заметил, что терские казаки своей доблестью и храбростью обязаны соседству с чеченцами...», – это Авторханов произнес не без гордости...

    Имам ШамильНапомним также, что горскому вождю Шамилю после пленения не только сохранили жизнь, но предоставили дом в Калуге для проживания со всем семейством, во дворе дома построили мечеть, выделили 15 тысяч рублей годового содержания; сын его воспитывался в Пажеском корпусе. Такое царское великодушие было для него непостижимым, и через несколько лет Шамиль написал Царю:

    «Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием; Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельстванного дряхлого старика и покоренного Твоею великою душою, внушить детям их обязанности пред Россиею и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству.

    Успокой мою старость и повели, Государь, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верное подданство. Я готов принести ее всенародно.

    В свидетельство верности и чистоты моих помыслов я призываю Всемогущего Бога, великого пророка Его Магомета и даю клятву пред недавно остывшим телом моей наилюбимейшей дочери Нафисат на священнейшем Коране. Соизволь, Государь, на мою искреннюю просьбу». (Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк. Сост. М.Н. Чичагова. СПб. 1889)

    А через несколько лет после принесения присяги на верность Царю Шамиля пригласили на свадьбу Цесаревича Александра Александровича в 1866 г. в качестве почетного гостя, где он сказал во всеуслышанье: «Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь служению белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется».

    Сильная русская власть, не ставя себе задачу полной христианизации исламских народностей, везде смягчала грубые обычаи, поощряла мусульманское благочестие. Русское влияние приобщило местные народы к более гуманным правовым и культурным нормам. Так, взятие Казанского и Астраханского ханств сопровождалось освобождением рабов, как и в 1873 г. взятие Хивы, тогда же в Бухаре было принято обязательство прекратить работорговлю, а в 1886 г. бухарский эмир издал повеление об освобождении от рабства всех остававшихся рабов с выдачей им соответствующих документов. В то же время центральное правительство не вмешивалось в местные национально-религиозные обычаи, предоставляя ханам управлять своими народами.

    В целом включение в Российскую империю разнообразных среднеазиатских народностей не только прекратило их постоянные междоусобные конфликты, но и значительно подняло их уровень жизни. Строились города, дороги, каналы, орошались степи, было начато выращивание хлопка. Такие выгоды от нахождения в Империи были очевидны для многих мусульман и лежали в основе их тогдашнего имперского сознания.

    Помимо оборонных и бытоустроительных геополитических целей духовной целью Российской империи в отношении национальных меньшинств было – сделать им доступным свет Божией Истины, помочь индивидуальному спасению тем из их среды, кто готов ее вместить. Переводилось Священное Писание на языки малых народов.

    Однако прямая миссионерская деятельность среди мусульман в дореволюционной России «до середины XIX в. практически не велась» и «была скорее личным почином отдельных епископов и монастырей, а не целенаправленной деятельностью церковной и гражданской власти... Первые миссии для отдельных мусульманских народов появились в 30-е гг. XIX в. в Вятской, Пермской, Самарской и Оренбургской епархиях... Казанская духовная академия в 1854 г. открыла “Миссионерский противомусульманский отдел”... Организационное оформление антимусульманской миссии завершилось основанием Православного миссионерского общества (1865 г.)... После 1905 г. изменилась сама цель миссии. Если в конце XIX в. она представляла собой “укрепление в вере” крещеных из мусульман, привлечение неофитов и противодействие “мусульманской пропаганде”, то после издания Манифеста она свелась до удержания крещеного населения в лоне православной Церкви и “охраны” новообращенных от влияния исламской пропаганды. Как признавали сами миссионеры, их деятельность в начале ХХ в. приобрела характер оборонительный, а не наступательный». (С. А. Каримова . Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди мусульман Российской империи).

    В то же время в XIX веке в среде самих мусульман, «преимущественно среди поволжских и крымских татар, башкир, казахов и других суннитов – развернулось общественно-политическое и интеллектуальное движение, которое получило название джадидизм (обновление). Джадиды действовали путем воспитания и просвещения, пытаясь показать муллам и всем верующим преимущества современной цивилизации. Джадиды не стремились копировать европейскую культуру, они создавали просвещенный ислам на базе нового мышления, с рационалистическим анализом Корана и Сунны. Джадидов объединяло желание вырвать свой народ из невежества, ограничить влияние клерикалов, поднять образование до европейского уровня...» (Р.С. Хакимов. Джадидизм (реформированный ислам)).

     

    Категория: История | Добавил: Elena17 (02.06.2017)
    Просмотров: 1221 | Теги: Национальная безопасность, исламизм, михаил назаров
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru