Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4746]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [855]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Георгий Солдатов. Воспоминания семинариста о Джорданвилле. Ч.1.

    Об Авторе: Солдатов Георгий Михайлович - общественный и религиозный деятель Русского Зарубежья, редактор издания Общества ревнителей памяти Блаженнейшего митр. Антоний (Храповицкого) «Верность». Родился в 1932 г. Посвятил свою молодость работе с молодежью сначала в Германии, а позднее в США. В Германии был инструктором Организации Российский Юных Разведчиков (ОРЮР). Переехав в США (г.Чикаго) познакомился с ветеранами Белой Борьбы – чинами Чикагского отделения Русского Обще-Воинского Союза. Был принят в РОВС при генерале А.А.фон Лампе. В Чикагском отделении РОВС Г.М.Солдатов исполнял должность «обер-офицера по особым поручениям» с подчинением начальнику Отделения полковнику А.Сахно-Устимовичу. Имея опыт скаут-разведческой работы, в 1960 году по поручению своего начальника возвращается к работе с молодежью. Его трудами была создана Организация Российский Патриотических (слово «патриотических» со временем было заменено на «православных») Разведчиков (ОРПР) под покровительством РОВС, а позднее князя С.С.Белосельско-Белозерского и Чикагско-Детройтской епархии РПЦЗ. Г.М. Солдатов был не только первым начальником ОРПР, но и на протяжении 20 лет редактором журнала ОРПР «Костер Разведчика».

     

    Воспоминания семинариста о Джорданвилле. Ч.1.

     

     РАЗГРОМ ДЖОРДАНВИЛЛЯ

    На карте штата Нью-Йорк, приблизительно в центральной его части, можно отыскать местечко Джорданвилль. Если поехать по единственной проезжей дороге в северо-западном направлении от этого американского фермерского местечка, то дорога разделяет небольшую долину, по обеим сторонам которой возвышаются холмы, а сама дорога пересекает пригорок. На холме с правой стороны, на самом верху, едва заметное маленькое старое кладбище, а низ холма зарос лесом, через который вьется проселочная дорога. У опушки леса начинаются церковные поля.

    С левой стороны дороги - высокий холм. Там на верху, величественно возвышается большой православный крест. Вниз и по сторонам от холма – монастырские поля, засеянные зерновыми культурами. У подножья холма виден лес и сады яблонь. На самом пригорке, через который пролегает дорога, с обеих сторон расположены два православных кладбища. Меньшее и более заросшее деревьями – «старое» а «новое» – большое, у озерка, с расписанной часовней посредине и могучими железными воротами у въезда с дороги.

    Долина с полевыми цветами, садами, красивыми лесами и озерами направляет мысли благодарных паломников к Господу за увиденное ими чудо природы. Нет ни малейшего сомнения, что это чудесное место предопределено для прославления Его Имени. Осматривая окружающую благодать, паломник невольно укреплялся верой в будущую жизнь и, не удивительно, что тысячи паломников стремились неоднократно посетить находящуюся здесь обитель и приложиться к ее святыням.

    В этой долине расположен Свято-Троицкий монастырь. Многие годы это был духовный центр РПЦЗ и всей Зарубежной Руси. Здесь воспитывались, и духовно совершенствовались молодые поколения будущих пастырей и тружеников Церкви, присылавшихся сюда из всех епархий свободного мира. Монастырь стал рассадником православного благочестия во всем мире, «столпом и утверждением истины», а обитель превратилась в зарубежную лавру – святым местом. Тот, кто жил или учился в семинарии при монастыре, навсегда остался в сердце «джорданвилльцем», а Свято-Троицкий монастырь, куда бы его судьба ни забросила, оставался для него родным домом.

    В этой обители совершалось великое православное русское дело – осуществление заветов Преподобного Иова, игумена и Чудотворца Почаевского. Отсюда, во все страны русского зарубежья, распространялся свет веры, и отсюда раздавались призывы к верующим. Именно сюда прибыл архимандрит Виталий, знаменитой Почаевской Лавры, принесший с собой ее лучшие традиции. Он возглавил Свято-Троицкий монастырь, призывавший хранить веру отцов, не забывать храм Божий, быть верными чадами Церкви Христовой, помнить всегда свою страдалицу-Отчизну, сохранять в чистоте родной язык, не забывать и не расточать своего духовного достояния среди иноверцев.

     

    РАСЦВЕТ МАТЕРИАЛЬНЫЙ

    С левой стороны дороги, если ехать от Джорданвилля находились две пасеки с сотнями ульев, большие огороды, обширные подвалы, в которых на зиму заготовлялись овощи, участок с кустами малины, грядки клубники и т.д. Вдали у лесов находились озера. В одно из них, опускались для хранения бочки с огурцами и другими овощами. В озерах было изобилие рыб, а в лесах – грибов.

    На полях по обе стороны дороги, там, где не сеялись зерновые, не сажался картофель или овощи, паслось стадо около сотни дойных коров и телят, которых приходилось ежегодно продавать. За монастырскими сараями был большой курятник.

    Для представления о полевых работах, нужно принять к сведению, что необходимо было прокормить монашествующих, семинаристов и приезжавших в обитель многочисленных паломников. Поэтому на полях можно было видеть архимандритов и игуменов с помогавшими им послушниками и семинаристами, работающих на шести колесочных и одном гусеничном тракторе. В монастыре были: свой комбайн, косилка, молотилка, машина для прессования сена, плуги, бороны, сеялки, машины для посадки картофеля и кукурузы, конвейеры для подачи в башни кукурузы, несколько грузовиков и другое техническое и агрикультурное оборудование. Приезжавшие в монастырь бывшие крестьяне отмечали то, что в монастыре больше техники, чем ее было в больших советских колхозах. Как, например автоматическое оборудование в коровнике для дойки коров, подачи им корма и соломы, специальной цистерны с охлаждением для молока и т.д.

    Период с 1946 до 1985гг. можно назвать золотым, когда в обители воздвигались: храмы, четырехэтажное общежитие, семинарское и библиотечное здание, здание для 3-го Зарубежного Собора, колокольня с входными воротами, иконописная мастерская, и т.д. Работа в монастыре кипела беспрерывно, после приезда из Европы группы молодых монахов и послушников, под руководством настоятеля Архиепископа Виталия, архимандритов Пантелеимона, Иосифа, Киприана и др.

     

    РАСЦВЕТ ДУХОВНЫЙ

    В духовной семинарии в эти годы преподавали профессора, многие из которых, знали по несколько иностранных языков и имевших по несколько ученых степеней в разных областях науки. И.М. Андреев, преподававший апологетику и русскую литературу, окончил медицинский факультет, теологический и литературный институты в С-Петербурге. Среди лекторов были известные И. И. и И. А. Сикорские, уносившие в своих лекциях слушателей к полетам в мировое пространство - к звездам и планетам. Известный всему русскому зарубежью, иконописец о. Архимандрит Киприан преподавал церковное искусство, а архитектор В.Г. Глинин - церковную архитектуру. Пастырское богословие и литературу вел Архимандрит Константин (Зайцев). В более ранние годы он был профессором в Китае и в Европе. Обязанности декана семинарии исполнял бывший капитан 1-го ранга Н.Н. Александров. Н. Тальберг и С. Иванов, окончившие юридический факультет, преподавали историю и церковное право. Среди других профессоров нужно отметить Архиепископа Аверкия, игум. (в последствии Архиепископа Чикагского) Алипия, игум. Лавра (впоследствии – Митрополита РПЦЗ заключившего унию с МП), Протопресвитера М. Помазанского, архимандритов Иосифа, Сергия, Владимира, иеромонахов Никодима и Игнатия, протоиерея Н. Степанова, игумена Арсения, Проф. И. Концевича и Ф. Балабанова.

    Под их влиянием семинария воспитывала будущих иноков и пастырей в духе русского благочестия, чуждого антицерковному модернизму. Иноки постоянно смиренно молились за страдающую Землю Российскую и за верных православию чад ее, чему также обучали и своих будущих собратьев. Вся жизнь в монастыре протекала по строго установленному регламенту. В определенные часы совершались положенные богослужения, послушания на всевозможных работах, трапеза и полуденный перерыв.

    Насельники были собраны в одну семью, объединенную в молитве, работе и в своем совершенствовании для будущей жизни. Трогательно вспомнить, когда кто-либо заболевал, сколько было добровольцев принести ему еду, почитать болящему книгу или вместе помолиться.

    Богослужения в монастыре совершались строго по церковному уставу, без пропусков и сокращений, неторопливо, отчетливо и ясно. Пение монастырское создавало подлинно молитвенное настроение у верующих. В особенности отличались богослужения во время Великого Поста. За трапезой всегда читались Жития Святых и поэтому семинаристы - будущие духовные пастыри знали, где искать примеры для проповеди или назидания верующим. Не удивительно что, попав в монастырь люди, перерождались и, глядя на насельников монастыря, было видно, что лица у них были совсем другие, чем у людей, живущих вне монастыря. Они были более спокойные, все делали, не спеша и тщательней. На паломников и посетителей влияла спокойная доброжелательность и внимание к ним монашествующих и насельников монастыря и, посетив хоть однажды это святое место Зарубежной Руси, они не забывали его и стремились приехать опять. Не удивительно так как, поговорив с духовными лицами, они получили от них как бы родительское наставление, определившее их дальнейшую жизнь, сделали открытия в своей жизни, встретив людей ставших для них примером – образцом христианства. Поступающие в семинарию молодые люди быстро привыкали к новой для них жизни. Пробывши даже короткое время в монастыре, многие из них теряли интерес и привлекательность к жизни вне монастыря, видя в миру, то, что они считали прежде важным как бессмысленное, начиная считать себя членом братства обители и для себя, поэтому более подходящее и естественное место в храме. Для них открывалась иная жизнь по сравнению с той, когда они жили вне монастыря, и они начинали любить новый для себя мир, в котором они чувствовал заботу о себе Господа и новую для себя обязанность молитвенника за людей, живущих в миру.

    После утренней молитвы, до обеда семинаристы были на занятиях, а инокам давались послушания: земледельческие работы, орошение полей из озер, уход за фруктовыми садами, огородничество, пасека, коровник с молочным хозяйством, кладбищенские работы, цементные работы, ремонт авто и других машин, цветочник, засолочное дело, курятник, пекарня, кухня, канцелярия, уборка, библиотека, типографии, издательская деятельность, амбулатория, иконописная, переплетная, столярная и слесарская мастерские и многие другие послушания.

    Молитвой начинался день в монастыре. При свете лампад и свечей начинался молебен с просьбой к Господу, Божией Матери и Святой Троице благословения на грядущий день. Молитвой день и оканчивался. Получив благословение от настоятеля, затем, поклонившись и облобызав святыни, все расходились по своим келиям до следующего дня. Только на втором этаже монастырского здания продолжал светиться до позднего часа огонь, где в канцелярии работали игумены Лавр и Владимир, а в соседней келии о. Константин готовил следующий выпуск журнала Православная Русь.

    Каждый насельник и семинарист по расписанию или добровольно брал на себя послушание. Многие иноки совершали работы за двух и трех человек, заражая своим примером других. Обет послушания был двигателем всей монастырской жизни, и никто из насельников не избегал этой обязанности.

     

    РАЗОРЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ

    С большими трудностями был создан монастырь. Отцы Пантелеимон и Иосиф, не имея средств, поступили рабочими на завод И. Сикорского. Когда в 1930г. земля была куплена, то там находились: двухкомнатный домик без окон и колодец. Кругом был густой лес, и воду для чая приходилось перед «домом» варить на трех камнях. Купили одну корову и две лошади, что им позволило заняться земледелием. Построили сарай для скота и сена. К 1935 г. построили монастырский корпус с церковью и 16-тью кельями. Во время пожара все, кроме спасенных икон, погибло. Но из огня вновь встала обитель. В 1946 г. прибыло 14 человек иноческого братства из обители в Ладомирово из Пряшевской Руси. Вскоре прибыло еще несколько монахов и послушников. Во главе монастыря Синод назначил Еп. Серафима, которого, однако, вскоре, перевели в Могапак, а затем на Чикагско - Детройтскую епархию.

    С годами, основатели Свято-Троицкого монастыря и непосредственные их наследники состарились. Некоторых направили служить в другие епархии. Многие уже почили. Ряды тружеников сокращались. Все меньше оставалось руководителей для работ на полях. А пришедшие им на смену, - в своем большинстве новоприезжие из бывшего СССР, - оказались белоручками. Дело в том, что как в СССР, так и в РФ семинаристы и учащиеся Духовных Академий были на государственных стипендиях, и работы от них не требовалось. Поэтому они считали, что как будущие духовные лица требовать от них работать не полагается. Вследствие такого изменения в населении монастыря и семинарии теперь уже почти не выращивается ни картофель, ни овощи; на пасеке осталось только 47 ульев, сократились работы в мастерских. Молодое поколение семинаристов все меньше и меньше работает на доходных для монастыря работах. В результате, постепенно закрывались или сокращались работы. Первой жертвой пали прекраснейшие сады яблонь, после того как стало некому делать прививки деревьям, и они одичали. В прошлом для продажи из этих садов отправляли до 6-ти поездных вагонов яблок. Затем был закрыт курятник, сокращена территория огородов, постепенно проданы коровы и в связи с этим прекращены работы на полях с сеном, и кукурузой. В аренду были сданы силосы и часть монастырской техники.

     

    РАЗОРЕНИЕ ДУХОВНОЕ

    С приездом из РФ и приемом из Американской Митрополии либерально настроенных преподавателей, изменились в семинарии учебные пособия как, например, пользуются учебниками из МП по церковному праву (В. Ципина), догматическому богословию, истории и другим предметам, в которых не упоминается о губительной декларации Митр. Сергия, но восхваляются сомнительные духовные лица в бывшем СССР и т.д. В качестве богослужебных книг тоже стали употребляться издания МП. Даже вошел в употребление запрещенный Синодом и духовным собором монастыря неправославный «катехизис». В монастырском книжном магазине продаются почти исключительно издания МП с чисто патриархийно-экуменической пропагандой. Под влиянием экуменизма (в 1983 г. преданном Собором РПЦЗ анафеме) в монастыре начали давать причастие новостильникам из Американской Митрополии и Сербской Патриархии. В монастыре начались приемы архиереев не признающих каноничность РПЦЗ - как напр. епископа Артемия встреченного с колокольным звоном и орлецами. Семинаристам преподаватели начали говорить о МП как о «Матери-Церкви» в то время как раньше о МП в Православной Руси писали что она «лже-церковь», «красная Церковь», «советская Церковь», «сатанинская Церковь», «организация сатаны» и «церковь лукавствующих». Забыто, что Митрополит Анастасий завещал не иметь с МП «...никакого канонического, молитвенного и даже бытового общения», а Митрополит Филарет увещевал, что с еретиками не может быть никакого диалога, а только монолог и, что МП, как все знают, глубоко погрязла в ересях Сергианства и экуменизма.

    Таким образом, в головы будущих духовных лиц РПЦЗ вкладывались сомнения в правильности исторического пути Церкви, заветов всех ее предыдущих Первоиерархов: митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и Виталия. Признавая МП Матерью-Церковью, совершилось предательство, подобное тому, которое совершил Митрополит Сергий, предавая Российских Новомучеников и Исповедников, которые считали МП безблагодатной, за что и пострадали, приняв мученический венец. За свою верность Церкви Христовой до конца, за исповедничество и мученичество, РПЦЗ прославила их и причислила к лику святых. Русь Святая славится во святых своих! Наконец не обращая внимания на запрещения Митрополитов и Синода в 2005 году 19 июня под руководством диакона Владимира Цурикова, заместителя декана, семинаристы Св. Троицкой семинарии отправились в туристическую поездку в РФ. Это была первая официальная поездка из Зарубежной Руси от имени РПЦЗ. Семинаристы посетили обычные места, которые показывались туристам, а о. Владимир получил прием у высокопоставленных лиц МП.

    В прошлом не только монастырь, но и отдельные его насельники оказывали помощь вне стен монастыря. О. Архимандрит Пантелеимон, например, от продажи издаваемых им книг и починки домов в поселке Джорданвилля, выделял средства для помощи Св. Сергиевской гимназии при Синоде в Нью-Йорке. Он также посылал крупные средства в монастыри на Афон. О. Архимандрит Владимир и С.М. Иванов оказывали помощь русским учащимся в американских университетах и т.д.

    И вот, цветущая обитель, содержавшая не только себя, но и помогавшая Ново-Дивеево, Синоду, некоторым приходам, стала нуждаться в помощи. Для содержания семинарии потребовались денежные средства. Главными доходами монастыря и семинарии стали пожертвования или духовные завещания верующих. В связи с создавшимся материальным положением возникал вопрос о закрытии семинарии. В таком случае, будущие пастыри РПЦЗ вынуждены будут воспитываться, и обучаться в каких-то других и чужих даже иноверческих учебных заведениях, без знакомства с монастырской жизнью и уставным богослужением.

    Горько смотреть тем, кто был знаком с красой и гордостью русской эмиграции – со Свято-Троицким монастырем и с Духовной Семинарией в их расцвете, а теперь наблюдать за их упадком. Это было совершенно отличающим от окружающего мира местом. Но на все есть воля Господня! У нас надежда на Господа, что Он и Пресвятая Богородица не покинут обитель и семинарию, и что появятся новые трудолюбивые подвижники для продолжения молитв за Зарубежную Русь, как и за Страдалицу-Отчизну. Возлагаем надежду на Господа Бога, что эти новые труженики на ниве Христовой будут сознавать, что только в РПЦЗ и в ее духовном центре, Св. Троицком монастыре, сохранялось истинное Православие и то, что РПЦЗ не юрисдикция, а истинная Российская Христова Церковь, обладая всеми строгими и неотъемлемыми каноническими условиями, присущими Христовой Церкви включая канонический епископат со всей полнотой апостольской преемственности. Все годы Церковь, получив свое благословение от Св. Патриарха Тихона и пребывая под руководством четырех митрополитов, сохраняла благочестие и чистоту вероучения, которым теперь угрожает пагубная, непонятная для верующих уния с Московской Патриархией, которая является одним из государственных департаментов правительства Российской Федерации.

     

    ДЖОРДАНВИЛЛЬ: РАЗОРЕНИЕ КУЛЬТУРНОЕ

    До Второй Мировой войны большое количество духовной литературы на русском языке издавалось в Ладомирово, на Карпатах. Но со временем, когда почти все монахи и настоятель оказались в США, они основали семинарию и издательство в Джорданвилле. В монастыре издавались не только книги литургического и богословского содержания, но печатались также бумажные иконы, учебники, светская литература и праздничные открытки.

    Знаменитый во всей Зарубежной Руси архимандрит Киприан организовал не только иконописную мастерскую, но и подготовил смену новых иконописцев, снабжавших иконами и расписывавших русские храмы во всем мире. Эти работы представляли большое значение, так как русское иконописное искусство отличается от других православных стран.

    Издательские и ручного труда произведения — например, нательные крестики — не только Свято-Троицкого монастыря, но также и других русских монастырей, обителей и скитов распространялись по всем епархиям РПЦЗ, давая возможность продолжать их деятельность. Среди основных следует отметить: монастыри на Святой Земле – Святой Равноапостольной Марии Магдалины, Воскресения Христова в Вифании и Спасо-Вознесенского, монастыри Новое Шамордино в Австралии, Лесненский во Франции, Успенский Ново-Дивеево около Нью-Йорка, Преображенский скит в Мансонвилле, обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене и Успенская — в Чили, Богородично-Владимирский монастырь в Калифорнии и другие.

    Теперь МП взяла многие из этих духовных центров за исключением Лесненского монастыря и Преображенского скита под свое руководство и играет главную роль в том, что там делается. Некоторые места были забраны у Зарубежной Руси силой, а другие Патриархия, видимо, предполагает захватить в будущем также как и приходы, не согласившиеся на унию путем гражданских судов.

    Книги, журналы, литургические кассеты и диски, швейные изделия и облачения, создававшиеся в Зарубежье, сохраняли традиционный древнерусский стиль, отличавшийся от распространившегося теперь массового производства.

    В настоящее же время во многих монастырях, в синодальном магазине и в приходах Зарубежья распространяются не изделия русской эмиграции, а произведения Московской Патриархии. Однако эти материалы не всегда подходят по своему духу к чаяниям как выходцев из России, так и многих жителей в Отечестве. Они пропитаны неправославными и нерусскими традициями и ценностями. В них нет того святоотеческого призыва к благочестию, к которому так привыкли русские православные верующие, живущие заграницей.

    Воспитанные в материалистическом духе, управляющие Патриархией люди, вместо наставления пасомых о спасении души и подготовке к будущей жизни, увлекают верующих к попытке создания рая на земле, по образцу того, как это обещалось советской системой.

    Тем, что теперь джорданвилльский монастырь взялся почти исключительно распространять по епархиям и приходам в эмиграции печатные материалы и рукоделия из республик бывшего СССР и в частности Московской Патриархии он добьется того, что даже то немногое, что с большим трудом производилось в эмиграции, заглохнет. Частные издательства и зарубежные авторы, которые отправляли на комиссию для продажи в Джорданвилль свои труды, не могут этого более делать. Рукоделие заменяется дешевым и зачастую недоброкачественным производством.

    На Святой Земле синодальный и монашеский хоры напели прекрасные песнопения. Также в Джорданвилле, были напеты на кассеты и диски литургические произведения, которые распространялись по епархиям. Теперь же в «Православной Руси» рекламируются для продажи только диски МП, а не, например, хора Бориса Ледковского, Св. Покровского Н.П. Афонского, Н. Кострюкова и казачьего С. Жарова. Песнопения этих хоров славились в Зарубежной Руси и были известны населению Америки, так как многие передавались по радио как, например, по приглашению компании «Вестминстер Рекординг» хор Н.П. Афонского напел диски: «Литургию Св. Иоанна Златоуста» (муз. Архангельского), «Литургию Св. Иоанна Златоустого (музыка других известных композиторов). На дисках были изготовлены и в продаже магазина монастыря музыка Чайковского, Гречанинова, Архангельского и П. Чеснокова.

    Так постепенно происходит культурное удушение Зарубежной Руси.

    Незаметно для многих, ключевые места в РПЦЗ постепенно заняли выходцы из бывшего СССР или эмигранты, потворствующие унии с МП. Многих из новоприезжих Зарубежная Церковь приняла с распростертыми объятиями без надлежащего исследования, поверив им на слово, что они были преследуемы советской властью или Патриархией. Однако оказалось, что некоторые из этих беглецов провинились, были недостойны священного сана. Иные принялись за распространения привычных для них сергианских, экуменических и социалистических идей. Так РПЦЗ приняла к себе троянского коня.

    Перед тем как писать икону, о. Киприан, по древним православным правилам, подолгу постился и молился. И вот, лики на его иконах своей глубокой духовностью, значительно отличаются от ликов на иконах, писаных в МП. Когда архимандрит Константин принимался за писание своих статей и готовился к лекциям, он усердно молился. Вот так подготовившись, он обращал внимание своих слушателей на то, что должно было стать самым главным в их жизни – стремление спасти душу и почерпнуть в литературном произведении или статье соответствующую для этого ценную мысль или спасительную крупицу. Поэтому его лекции, как и у Владыки Аверкия, не были сухими или просто научными, а всегда метко направленными в сердце слушателя.

    Теперь же учебники, как и преподаватели в Семинарии, в большинстве происходят из МП. Эти преподаватели выросли в антирелигиозной среде. Многие из них стремятся к экуменизму и внесению чуждого православию влияния. При принятом направлении, в Зарубежной Лавре исчезают многие духовные и культурные достижения эмиграции, а в души нового поколения вносится тлетворное влияние Московской Патриархии со всеми ее заблуждениями.

    Литературно-общественный журнал "Голос Эпохи", выпуск 1, 2017 г.

    Категория: История | Добавил: Elena17 (15.06.2017)
    Просмотров: 1115 | Теги: церковный вопрос, мемуары, голос эпохи, георгий солдатов
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2034

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru