Святой Даниил Переславский. Фото: davidova-pustyn.ru
Он строил монастырь там, куда все боялись ходить
20 апреля Православная церковь чтит память святого Даниила Переславского — монаха, который выбрал своим послушанием один из самых тяжких трудов: заботу о мертвых, которых некому хоронить. Он и обитель свою основал там, куда остальные люди старались не ходить — на окраине города, куда свозили безымянных умерших, не имевших родни.
Аскет
Житие преподобного Даниила гласит: рожденный около 1460 года в Переславле Залесском, он с детства имел тягу к духовным книгам. А через книги - захотел повторить подвиги святых отцов.
В одном из житий он прочитал, что праведники прошлых дней в отшельничестве избегали бани. Тогда мальчик тоже принял решение не мыться, чтобы досадить земному телу в угоду душе. И держался своего обещания твердо, пока родители наконец не отговорили его.
Другой эпизод биографии Данила говорит: одним из его любимых святых был Симеон Столпник, по легенде, проведший 40 лет на каменной колонне. Даниил узнал, что Симеон обвивал вокруг тела волосяную веревку, она врезалась в тело и причиняла святому боль. Даниил последовал примеру Симеона. Он обвязался веревкой и ходил так, несмотря на сильные страдания. Известно об этом стало, благодаря сестре Даниила Ксении. Пока брат спал, она отвернула ворот его рубахи и увидела, что веревка уже глубоко вонзилась в тело, в ранах завелись черви. Родители не могли понять, зачем их сын подвергает себя таким испытаниям. Даниил, согласно преданию, решил скрыть от них истинную причину своего поступка. «По неразумию своему сделал это», — сказал он и попросил прощения за то, что заставил семью тревожиться за себя.
Монах
Когда мальчик повзрослел, родители отдали его в Никитский монастырь около Переяславля. Они хотели, чтобы в обители Даниил продолжил обучение грамоте. Игумен монастыря Иона был их родственником, очень быстро его пример обратил юного Даниила к монашеской жизни.
Житие святого говорит: вдохновленный историей о Пафнутии Боровском, Даниил в одну из ночей тайно ушел в Боровскую обитель (к тому времени самого Пафнутия уже не было в живых). Здесь он принял постриг и прожил десять лет. По их истечении Даниилу предложили стать наместником обители, но он опасался, что обладание властью введет его в соблазн, и покинул монастырь.
Некоторое время он странствовал по обителям Руси, а затем вернулся в родной Переславль: поселился сначала в Никитском монастыре, а затем перешел в Горицкий. Здесь началась новая глава его жизни, когда о переславском подвижнике узнают по всей Руси.
Послушание
В Горицком монастыре Даниил стал выполнять особое послушание: он заботился об умерших нищих и бездомных, погибших в пути от разбойников, замерзших, утопленных — всех тех, кого некому было хоронить. Подобно тому, как в детстве Даниил подражал самым суровым подвижникам, он и в монашеской жизни выбрал себе самый тяжелый труд, которого многие избегали.
Житие говорит: если он слышал об умершем, у которого не находилось родни, то шел и всеми силами старался найти тело — на своих руках относил его в скудельницу и там молился об усопшем и сам погребал его. Скудельницами (или Божьим Домом) называли места захоронения бездомных: если те умирали среди зимы, их тела нередко лежали непогребенные в общей яме до Семика — четверга седьмой недели по Пасхе. В Семик умерших отпевали, яму закапывали, а рядом делали новую.
По преданию, в один из дней явился к Даниилу инок из соседнего монастыря и сказал: часто во время молитвы слышит он колокольный звон на том месте, где были скудельницы. Даниил ответил, что не зря иноку было то видение – и вскоре стал строить рядом со скудельницами церковь, чтобы всегда в ней возносилась молитва о безвестно умерших христианах (по другой версии жития, Даниил хранил эту идею в тайне три года).
Видя его подвиг, стали селиться рядом с Даниилом и другие монахи. Так на месте, которое прежде обходили стороной, вырос монастырь.
Святость
В 1510 году в Переславль на богомолье пожаловал великий князь Василий III. Он был удивлен благочестием, которое царило в основанном Даниилом монастыре, и сделал обители щедрые пожертвования. Сам же Даниил стал духовником князя.
По преданию, по молитве Даниила родился у князя наследник — царевич Иоанн (Грозный). При этом близость к царствующим особам не отразилась на образе жизни святого. Он по-прежнему предпочитал проводить дни в труде и молитвах, а братию наставлял в духе нестяжательства и аскезы: всякого пришедшего не оставьте без помощи, а сами довольствуйтесь малым. Тогда же молитвами Даниила были явлены людям чудеса: они исцелялись, находили спасение от разбойников, избегали тяжких искушений.
Преподобный преставился 20 апреля 1540 года. Почитать его в Переславле стали сразу после кончины, а в 1653 году были обретены его нетленные мощи. Тогда же установили общецерковное почитание подвижника. Рака с его мощами находится в основанном им монастыре и сегодня. По имени его родоначальника, монастырь этот стали звать Даниловым.
Михаил Боков / 20 апреля 2016, 07:00 |