В последнее время приходится читать в прессе (русскоязычной и англоязычной) сторонников Архиеп, Лавра неприятные высказывания, что, мол, вопреки воли Митрополита его похитили "схизматики" и манипулировали им.
Прежде чем лишний раз опровергнуть эту клевету, скажу несколько слов о моих контактах с Владыкой Митрополитом. Начиная примерно с конца 70-х годов я вступил в переписку с Протопресвитером Георгием (затем Епископом Григорием) Граббе. Переписка шла через дип. почту и потому не была отслежена соответствующими органами. Я имел возможность публиковать свои статьи на различные темы в зарубежной прессе (разумеется, анонимно, под псевдонимами и всякими инициалами), но Владыка Митрополит был информирован обо мне Епископом Григорием. Поэтому, как только стало возможно с началом "перестройки" я был вызван в США (мне просто прислали билет на американский самолет), и Владыкой Григорием мне был предъявлен категорический императив принять сан священника.
Я познакомился с Владыкой Виталием, и мы много говорили на разные темы. Ему особенно нравилась моя брошюра "Избранность Еврейского Парода", которая была опубликована в журнале "Православное Обозрение" и отдельным выпуском. Владыка Виталий был чрезвычайно прост в общении (с ним можно было говорить «по товарищески» - впрочем, это вообще черта настоящей Зарубежной Церкви в отличие от патриархийной надутости). В частности, я откровенно высказывал ему свои недоумения по поводу богословия Митр. Антония (Храповицкого). Я говорил, что по моему мнению М. Антоний подменяет Догмат Искупления "сострадательной любовью". "Сострадательная любовь, - сказал Вл. Митрополит, - это не догмат, а окраска Догмата".
"Если так, - ответил я, - то я согласен. "Окраска" Догмата может быть любой" (а про себя подумал, что Вл. Митрополит не дал себе труда - и м.б. слава Богу - вникнуть по настоящему в теорию М. Антония).
А Вл. Митрополит сказал кому-то (не помню), как мне передали: "этот Стефан ничего не понимает в догматике М. Антония". Слава Богу тогда не предполагалась новая публикация этих трудов М. Антония.
Помню еще интересный эпизод (интересный для истории Зарубежной Церкви), рассказанный мне Вл. Митрополитом. Он ехал как-то в автомобиле вместе с Протопресвитером Михаилом Помазанским (крупнейшим богословом нашей церкви) мимо католического храма, и речь зашла о том, благодатны ли Таинства у католиков. "Конечно, благодатны"- сказал о. Михаил. "Ну тогда пойдемте к ним причащаться!" - воскликнул Вл. Митрополит. "А вот этого делать нельзя"- сказал о. Михаил.
И в дьяконскую и в священничейскую степень меня рукополагал сам Вл. Митрополит - в дьяконы на Праздник Казанской Божией Матери в храме Казанской Иконы Божией Матери в штате Нью-Джерси; в священники в День Святаго Архистратига Божия Михаила в храме Св. Архангела Михаила также в штате Нью-Джерси.
Последний раз я побывал в США кажется в 1993 (м.б. в 1994) и с тех пор не видел Вл. Митрополита, но нередко с ним говорил по телефону: из Франции (где какое-то время служил в Леснинском монастыре) и из Англии (где по благословению Вл. Митрополита и - пользуясь правом Миссии - вопреки запрету Архиеп. Марка я принял приход Архангела Михаила в Гилфорде, от которого потом пришлось отказаться: Вл. Митрополит оказался прав: он сказал мне: «сложные там люди»). Когда я служил в Англии начались уже всякие проделки Архиеп. Марка в Святой Земле и тайные контакты с Патриархом Алексием. "Я выгнал его из Синода!" - сказал мне по телефону Вл. Митрополит. "Правильно сделали, Владыка, - ответил я, - это же агент". К сожалению, Вл. Митрополит уже был окружен в Синоде тайными его врагами (которые и добились потом его, можно сказать, насильственного устранения путем "ухода на покой", от чего он и Церковь были спасены друзьями Митрополита. Так что в то время, когда я служил в Англии этот Синод не позволил Владыке выгнать агента и предателя.
За год, кажется, до злополучного Собора 2001 года в Россию приезжала женщина (я забыл ее имя; она хотела остаться в России, чтобы здесь растить своих дочек - но это не удалось). Она говорила мне, что Вл. Митрополит окружен врагами и ему кажется, что у него вообще нигде нет никакой поддержки. "В России, - сказал я, - у него есть и всегда будет поддержка".
Потом появился Епископ Михаил (Донсков). Он захотел со мной встретиться и рассыпался в любезностях и похвалах. "Зачем вам эта Миссия? - сказал он, - давайте ее упраздним, вы будете благочинным всего Северо-Запада". "Но ведь уже есть благочинный Северо- Запада, - ответил я, имея в виду о. Алексия Макринова. "Ах да, - сказал Вл. Михаил, - но все равно вы будете иметь возможность открывать приходы где угодно - в Норвегии, Швеции, Финляндии... Но Миссия нам не нужна. Подумайте до завтра". На завтра мы встретились. "Владыка, - сказал я, - по моему мнению Миссию упразднять не стоит, но по уставу она подчиняется непосредственно Первоиерарху. Если Вл. Митрополит захочет ее закрыть, то значит она будет закрыта". "Я сам напишу вам указ" - сказал Вл. Михаил (этот указ хранится у меня до сих пор). Я молчал. Он написал (довольно безграмотно) указ о закрытии Миссии. "Хорошо, Владыка, но я должен буду отослать его на утверждение Вл. Митрополита". "Не разрешаю!" - буквально закричал Вл. Михаил. "Ну, тогда я позвоню Владыке". «Ни в коем случае». Тогда я понял, что Вл. Митрополит окружен предателями. Я не стал звонить ему, просто не принял этот фальшивый указ во внимание.
Я понял причину любезностей Вл. Михаила. Он хотел перевести меня под свой омофор, чтобы потом в случае моего неповиновения их уже разработанной предательской программе, устранить меня путем запрета или снятия сана.
Вот какая атмосфера предшествовала Собору 2001 года (и это только то, что я мог увидеть, а что там было вообще...!).
Поэтому, постыдились бы предатели (впрочем, стыда у них нет) представлять дело так, что какие-то "схизматики" похитили Митрополита из рук благодетелей и, якобы, манипулировали им против его воли. Впрочем, бесполезно им об этом говорить. Предатель есть предатель.
Священник Стефан Красовицкий.
15/28 ноября 2006 г.
http://pisma08.livejournal.com/409514.html |