«Душа – Богу, сердце – женщине,
долг – Отечеству, честь – никому»
На Руси почитание Николая Чудотворца было очень распространено, а количество посвящённых ему храмов и написанных икон было самым большим после Пречистой Богородицы. Его имя вплоть до начала XX века было в России одним из самых популярных при наречении младенцев. Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суще и на море. Нет, пожалуй, ни одного крупного города без Никольского храма, несмотря на потери и разрушения советского времени.
Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского – в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора), и святителя Николая Можайского – тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения врагов. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.
Благодаря столь широкому почитанию, его именем была названа одна из главных наград Белого движения. В этом заключалась надежда на заступничество Николая Угодника.
В 1920 году Крым оставался последней крупной территорией, занимаемой белыми на юге России. Главнокомандующий Русской армией в Крыму барон Пётр Николаевич Врангель рассматривал территорию полуострова как плацдарм для будущего контрнаступления на красную Россию. Русская армия как ударное объединение белых сил вела отчаянные бои в Крыму и за его пределами в апреле-ноябре 1920 года. И в таких условиях было необходимо создать символ, поощрение.
В период гражданской войны в Белом Движении был учрежден целый ряд наград за борьбу с большевиками. Ордена учреждались различными правительствами и военачальниками. Существовали так же медали и знаки отличия, некоторые из них учреждались и после окончания Гражданской войны, в эмиграции. В условиях добровольчества и массового героизма белых воинов иначе было нельзя. И было бы странно, если бы подобные знаки не появились.
Но Орден Святого Николая занял меж ними особое место. Петр Николаевич Врангель писал в дневнике: «Боевые награды во все времена и у всех народов являлись одним из стимулов, побуждающих воинов к подвигам. Нельзя было отрицать значение боевых наград и в борьбе во имя идеи, в основу которой легли высшие человеческие побуждения… В армиях генерала Деникина боевые подвиги награждались исключительно чинами. При беспрерывных боях многие получали в течение двух лет несколько чинов и в штаб-офицеры и даже генералы попадали совсем юноши. Являясь по своему чину кандидатами на высшие должности командиров частей и высших соединений, они не обладали ни достаточной зрелостью, ни должным опытом. Необходимо кроме чинов ввести в армии другой вид боевых отличий…». Итак, приняв командование Крымской армией, барон Врангель приказом № 3089 от 30 апреля (13 мая) 1920 года учреждает Орден Святителя Николая Чудотворца. Он предназначен для награждения за выдающиеся воинские подвиги, проявленные в борьбе с большевиками, для награждения чинов Русской Армии: генералов, адмиралов, штаб- и обер-офицеров, и низших чинов, имеющих Георгиевский крест не ниже 3-й степени.
Эта награда приравнивалась к ордену Святого Георгия, но её знаки носили ниже Георгиевских. Эта награда во многом дополнила и отчасти заменила Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. В Добровольческой армии и Вооруженных Силах Юга России орден Святого Георгия не вручался. Но в Русской армии у Врангеля на его место встал Орден Святителя Николая Чудотворца. Им мог быть «…награжден лишь тот, кто, презрев очевидную опасность, и, явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотвержения, совершит отличный воинский подвиг, увенчанный явным успехом и принесший полную пользу». Существовали и посмертные награждения орденом.
Первой степенью никто награжден не был. Вторая степень была выдана только 338 раз. При этом один кавалер награждён орденом второй степени дважды: полковник, командир 1-го Донского казачьего полка Стефан Афанасьевич Рябышев (Приказ № 31, 24 января 1921 (1-98) и Приказ Главнокомандующего № 239, 10 июля 1921).
Внешний вид орденского знака аскетичен. Орден представлял собой равноконечный «…железный крест, тёмный, носимый на ленте национальных цветов (бело-сине-красной). На лицевой стороне в обруче вокруг изображения Св. Николая Чудотворца надпись: “Верой спасётся Россия”. На оборотной стороне выгравирована дата учреждения ордена. Для лиц нехристианского вероисповедания вместо изображения Св. Николая Чудотворца – государственный герб». Однако, знаки ордена были не железными, а изготавливались из бронзы с последующим чернением. Знаки не нумеровались. Размер креста второй степени – 36 х 36 мм. Ордена первой степени были крупнее – 42×42 мм. Поскольку награждениями знаков первой степени не было, они известны по Орденским знамёнам Святителя Николая Чудотворца.
Знамёна являлись одним из групповых Николаевских знаков отличия для воинских частей наряду с серебряными трубами, николаевскими вымпелами и адмиральским флагом. Лучшие соединения Русской армии – Корниловские, Марковские и Дроздовские части – получили Николаевские знамёна уже накануне эвакуации из России.
Первый тираж орденских знаков был заказан в Германии. Изготовителем стала берлинская фирма «J. Godet & Sohn». Основанная в 1761 году, в 1864 году фирма была уже придворным поставщиком короля Пруссии, а по крайней мере с 1904 года уже была придворным ювелиром кайзера и короля Пруссии. Изготавливались, отличающиеся исключительным качеством, различные награды, как Германских земель, так и награды других государств. К примеру, фирмой выпускались российские Ордена Александра Невского и Владимира, оттоманские медали и ордена, китайский орден Двойного Дракона, литовский орден Гедиминаса, бельгийский орден Леопольда, испанские и португальские ордена и т.д.
Русская армия генерала Врангеля просуществовала до падения Белого Крыма и ноябрьской эвакуации. В ноябре 1920 года, после отступления с перекопских позиций до крымских портов, армия была эвакуирована на Босфор проливов, затем в Грецию, Тунис, Болгарию и в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. В феврале 1921 года численность Русской армии составляла 48 319 человек, более половины из них – офицеры.
Колоссальное количество! А офицерство являлось носителем традиций и духа русской императорской армии, Белого дела. Офицерская среда имела высокий уровень воспитанности, образования, моральных понятий. Но только самые отважные, чуть более трёхсот человек, стали кавалерами выдающейся награды. Награждения в эмиграции продолжились (собственно в Крыму было вручено 80 орденов).
Сам главнокомандующий Русской Армией, генерал Врангель, согласился принять от Кавалерской думы орден второй степени уже в эмиграции, в 1921 году. Впоследствии, уже в 1924 году бывшие военнослужащие Русской армии стали основой Русского Общевоинского Союза.
А знаки ордена Святителя Николая Чудотворца являются, как и многие награды Белого движения, памятью о трагических событиях, столетие которых исполняется в этом году. Это не только редкий предмет фалеристики и мечта многих коллекционеров, но и символ, заставляющий призадуматься над героизмом Белого дела и трагедией России.
Михаил Тренихин
http://rusorel.info/ |