Русская Стратегия

      Цитата недели: "С ужасом внимает душа грозным ударам Суда Божия над Отечеством нашим. Видимо, оставил нас Господь и предает в руки врагов наших. Все упало духом, все пришло в отчаяние. Нет сил трудиться, и даже молиться! Нет сил страдать и терпеть! Господи! Не погуби до конца. Начни спасение! Не умедли избавления." (Свщмч. Иосиф Петроградский)

Категории раздела

История [1729]
Русская Мысль [248]
Духовность и Культура [321]
Архив [844]
Курсы военного самообразования [74]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    К истории борьбы с Православием в современной РФ. Допрос С.В. Ямщикова по делу о выставке «Осторожно: религия!». Часть 1.

    Таганский суд 9.02.2005
     
     
     
    Судья: Прошу садиться. Заседание объявляется открытым. Слушается уголовное дело в отношении Самодурова, Василовской, Михальчук. … Мы перешли к стадии разбирательства и дополнений, да? Кто смелей, пожалуйста. Какие дополнения?
     
    Гос. обвинение: Ваша честь, мы пригласили… Хотели бы заявить ходатайство о допросе в качестве специалиста Савву Васильевича Ямщикова. В соответствии со статьями 257-58 УПК. Это искусствовед-реставратор, заслуженный деятель искусств России, академик Российской Академии естественных наук. Он автор десятков книг и альбомов, тысяч статей по изобразительному искусству. Он ожидает в коридоре. Явка обеспеченна. В качестве специалиста хотели бы допросить.
     
    Судья: Пожалуйста, мнение защиты.
     
    Защита: Ваша честь, мы бы хотели небольшой перерыв. Обсудить. Пять минут
     
    Судья: Это Ваше право. Хорошо, перерыв. Не больше десяти минут. Скажете тогда.
     
    Гос. обвинение: Мы ограничены во времени. Наш специалист ограничен во времени.
     
    Защита: Но, пять минут. Пять. Мы же не говорим – час.
     
    Гос. обвинение: Я не возражаю, просто у нас человек с больными ногами.
     
     
     
    После перерыва (в записи пропущено начало фразы)
     
     
     
    Защита:…допроса свидетеля-специалиста, руководствуясь положением статьи 271, части 4-й УПК РФ. Но одновременно мы хотим сказать следующее. Статья 218 УПК РФ говорит, что когда следователь признает, что собранных по делу материалов достаточно для составления обвинительного заключения, он предъявляет материалы обвиняемым и принимает решение о направлении дела в суд. То есть, в принципе, сбор доказательств следствием, обвинением должен заканчиваться на стадии предварительного следствия. И дополнения, в виде вызова… (По-видимому, прокурор вставляет свой комментарий. Судья призывает к сохранению рабочей обстановки.) …когда будет нужно, я сошлюсь подробней на нормы закона и на доктринальное толкование этого положения. У Вас было, уважаемые обвинители, больше года на то, что бы собирать доказательства по делу. Это не защита, в удовлетворении ходатайств которой было отказано поголовно, всех до единого. Даже тех, которые, как нам сначала говорили, были удовлетворены. Но я хочу всё-таки уважаемый суд предупредить, что рамки дела определены предъявленным обвинением. И чтобы с самого начала представители обвинения помнили о норме, а именно о статье 252 УПК. И вопросы укладывались исключительно в пределы предъявленного обвинения.
     
    Судья: Ваше заявление секретарь записала. Я не вижу необходимости его комментировать. Уголовный кодекс его комментирует. Наверное, прежде чем вынести постановление я бы хотел увидеть этого гражданина. Просите Ямщикова. Присаживайтесь. Ямщиков Савелий Васильевич Вы, да?
     
    Ямщиков: Да.
     
    Судья: Скажите, пожалуйста, какое у Вас образование и специальность?
     
    Ямщиков: Я искусствовед. Окончил МГУ в 62 году. Искусствовед и художник реставратор. У меня две профессии.
     
    Судья: Руководствуясь статьёй 256, постановляю, удовлетворить ходатайство о допросе специалиста Ямщикова. Вы, пожалуйста, скажите, когда Вы родились?
     
    Специалист Ямщиков: В 38 году, 8 октября.
     
    Судья: Где и кем Вы работаете?
     
    Специалист Ямщиков: Я ведущий специалист ГНИИ реставрации. Академик Академии естественных наук, по отделению Российской энциклопедии.
     
    Судья: В качестве специалиста допрашиваем Вас по уголовному делу. Я Вам разъясняю Ваши права и обязанности, установленные статьёй 58 УПК РФ. И, в частности, если Вы не обладаете специальными познаниями, то Вы в праве отказаться от участия в деле. Вы не обязаны свидетельствовать в отношении себя и своих близких родственников. Можете делать заявления и замечания по поводу действий участников уголовного разбирательства. Я Вас предупреждаю об уголовной ответственности, по статье 307 УПК РФ за дачу заведомо ложного заключения и отказ от дачи заключения. Ясны Вам права и обязанности?
     
    Специалист Ямщиков: Да.
     
    Судья: Распишитесь. В качестве специалиста пригласили Вас по инициативе стороны обвинения. Обвинитель, поставьте вопросы.
     
    Гос. обвинение: Савва Васильевич, прежде чем по существу задавать вопросы, я хотела бы акцентировать внимание на том, что Вы являетесь единственным консультантом по изобразительному искусству фильмов Тарковского «Андрей Рублёв» и Бондарчука «Борис Годунов». Это действительно так?
     
    Специалист Ямщиков: Естественно. Об этом знает вся страна.
     
    Гос. обвинение: Скажите, пожалуйста, Вам известно о проведении в Москве, в центре столицы, в январе 2003 года выставки «Осторожно, религия!»?
     
    Специалист Ямщиков: Да, я с этой выставкой знаком. Причём, я, естественно, в силу своей специальности и занятости, на такие выставки не хожу, но постольку, поскольку эта выставка была широко показана по телевидению, репродукции с этих картин были напечатаны газетах и журналах, так что я прекрасно знаю, что там показывалось.
     
    Гос. обвинение: Скажите, пожалуйста, помимо выше перечисленных регалий, Вы к современному искусству имеете отношение?
     
    Специалист Ямщиков: Да, имею непосредственное отношение. Я постоянно пишу статьи и публикую беседы с мастерами современного искусства. Только что у меня вышли беседы с Натальей Нестеровой, нашей художницей. Еленой Романовой, Тамарой Юфой. Сейчас я готовлю большую беседу с Владимиром Немухиным. Я от современного искусства не далек. Я пишу статьи и беседы о современном искусстве. Всю свою жизнь. Работая с иконами, портретами русскими, я никогда не оставался в стороне. У меня много предисловий к каталогам, статей о современном искусстве.
     
    Гос. обвинение: Хотелось бы Вашу оценку того действа, которое проходило под названием «Осторожно, религия!».
     
    Специалист Ямщиков: Я могу сказать как историк искусства, специалист по древнерусскому искусству, как богослов. Я считаю эту выставку, если выставка с таким названием прошла бы в любой другой стране мира, скажем в Италии, во Франции, в США, то этой выставкой занимались бы не эксперты, а общественность и юридические инстанции. Потому что выставка с названием «Осторожно, религия!», вы можете себе представить в Италии, если бы была выставка «Осторожно, католицизм» или «Осторожно, протестантство». Я считаю эту акцию одним из преднамеренных актов, позорящих нашу религию – православие, к которой я принадлежу. Причём сделано это преднамеренно. Я почитал выступление господина Самодурова, где он сказал, директор этого музея, что он не знал, что за выставка готовится. Если я бы готовил – я организовал свыше трёхсот выставок у нас в стране и за рубежом – и не знал, что за выставку я готовлю, меня бы лишили всех прав. Но он рад, пишет, что эта выставка показала ему, какое положение у нас в стране. Это, значит, была заведомая провокация. Потому что, когда мы готовим выставку, мы заранее составляем план выставки, утверждаем его в соответствующих инстанциях, получаем одобрение выставочного зала. Это не значит, что должна быть какая-то строгая цензура, но профессионально должна быть выставка обоснована. Вот у меня сотрудники в отделе, когда готовят выставку, они сдают мне темпланс указанием всех произведений, и мы их просматриваем. Поэтому, я считаю, эту выставку нет смысла обсуждать с профессиональных качеств. Если бы в той же западной стране изобразили Христа с бутылкой кока-колы, или в образ Франциска Ассизского и я бы мог своё лицо вставить… Меня бы, извините меня, пожалуйста, посадили. У нас, я надеюсь, тоже правовое государство. Я могу ещё, тоже, как специалист, сказать, что я прекрасно знаю прессу. Знаю, что обвиняли отца Александра Шаргунова, настоятеля церкви святителя Николая в Пыжах, в том, что он как бы подстрекатель. Могу Вам сказать, что отец Александр Шаргунов является одним из столпов русского православия. Автором великолепных книг, чистейшим человеком. И не просто священником, но и одним из ведущих деятелей культуры нашей, отечественной.
     
    Гос. обвинение: В экспонатах выставки широко использовалась религиозная символика. Скажите, пожалуйста, насколько это допустимо в художественных произведениях, в частности в современном искусстве?
     
    Специалист Ямщиков: Религиозная символика, естественно, основное поле её – это иконопись, монументальная живопись, архитектура. Именно непосредственно церковная. Мы знаем, что вся история мирового искусства, она построена на использовании религиозной символики. Рубенс, Леонардо да Винчи, Тициан. Они все использовали религиозную символику. В России тоже, после 18 века, наши многие прославленные мастера. Достаточно вспомнить Александра Иванова, его «Явление Мессии». Всё это использовалось. Я абсолютно уверен, что не допустимо использование церковной символики и, вообще, церковных основ, как повод для поругания религии и Господа нашего Иисуса Христа. Хотя Бог поругаем не бывает. Они могут делать всё, что угодно, но Бог поругаем не бывает.
     
    Гос. обвинение: В нашем судебном заседании озвучивался такой тезис, что церковь – это гражданский институт, тоже критикуем. Как бы Вы охарактеризовали с этой точки зрения выставку? Всё-таки есть ли какая-то грань, между критикой и оскорблением?
     
    Специалист Ямщиков: Ну, я считаю, что эта выставка к критике… Извините, пожалуйста, вся церковная история – это борьба течений, различных толкований священного писания. Но эта выставка не имеет к этому никакого отношения. Она и не ставила такой задачи. Для того, чтобы спорить, это не значит плевать в лицо. У нас, простите, уже в течение четвёртого столетия идёт спор между православными и старообрядцами. Но это не значит, что я, скажем, как старообрядец, я вот борюсь за объединение старообрядчества и православия, это не значит, что я буду писать в своих статьях или какие-то гадости против православной нашей иерархии, или, наоборот, с точки зрения православных буду писать гадости о старообрядцах.
     
    Гос. обвинение: Почему Вы убеждены, что эта выставка не ставила перед собой цель критики?
     
    Специалист Ямщиков: Видите ли, в чём дело. Я считаю, я критик. Критика – это разумный спор, но, извините, можно критиковать, плюя друг другу в лицо. Я, например, такой критикой не занимаюсь. И, вообще, Вы знаете, честно говоря, я считаю, что я сказал всё. И мне очень неприятно, я действительно себя неважно чувствую, в этом смысле. Потому что если бы устроили у нас выставку «Осторожно, мусульманство» или «Осторожно, иудаизм», то вся история была бы так же, как с письмом тех депутатов, которые сейчас написали письмо по поводу иудаистской веры. Смотрите, уже к суду привлекают, и всё. А эта выставка «Осторожно, религия!» – православная, и поэтому мне неприятно об этом говорить. А как эксперт я Вам всё сказал. Больше я сказать ничего не могу.
     
    Гос. обвинение: Савва Васильевич, не возражаете, ещё, буквально, пара вопросов? Еще у нас довольно-таки много шла речь о важности контекста, в котором представлена религиозная символика на этой выставке. Скажите, насколько важна контекстуальность для восприятия и реакции на те или иные произведения? То есть, иными словами, правилен ли тезис о том, что христианскую символику можно изображать в любом виде, если это происходит не в сакральном пространстве храма?
     
    Специалист Ямщиков: Конечно, но, извините, когда вот такая выставка… Или когда один из представителей этих художников в Манеже как артфакт рубит иконы и называет это произведением искусства, или когда вот уже две недели проходит Художественное Биеннале, где показывают откровенную порнографию, где одно из произведений искусства – вы можете в музее Ленина помочиться в писсуар и то, что застынет на улице – это произведение искусства… Где показывают, в музее Церетели, в клетке сидящего Толстого и куры гадят ему на голову, и когда они его загадят по пояс – это будет произведение искусства. Для меня это позорно. Это плевок в лицо нашей культуры. Я ведь не ортодоксальный православный, я не священник. Понимаете, в чём дело, я реставратор, но я воспитан на преданности своему отечеству. Я воспитан на творениях Хомякова, Леонтьева, братьев Аксаковых, Достоевского, Тютчева. И позволить, чтобы это происходило… Мы уже много позволили, что в нашем отечестве происходит. Мы позволили, чтобы у нас обобрали всю страну, и теперь духовно. Главное, обобрать страну духовно. И вот такие плевки. Я уже вчера выступал по радио по этому поводу, там всё сказано. Так что ни на какие вопросы я больше отвечать не буду. (Смех в зале) Если только что-то действительно практическое. А практически я Вам сказал – это к искусству не имеет никакого отношения. Я сторонник, и я очень люблю, и я очень дружу с собирателем русского авангарда Георгием Леонидовичем Кастаки, выдающимся нашим коллекционером. И я с уважением отношусь к русскому авангарду. К творчеству Любови Поповой, Розанова, Кандинского, Малевича. Но эти люди, прежде чем начать, попасть под это революционное искусство, они прошли высочайшую школу образования. И если говорить о мировых авангардистах, то Пикассо начинал с того, что писал великолепные реалистичные картины. А то, что он начал делать у себя, но если бы Пикассо во Франции надругался над Христом, ему бы мало не показалось.
     
    Гос. обвинение: Скажите, пожалуйста, ещё такой вопрос, репродуцированная икона является религиозным символом?
     
    Специалист Ямщиков: Ну, Вы знаете, молиться можно между прочим даже когда она не висит перед вами. А что же, почему, если человек попадает в такое положение, где нет иконы. Вот. Написанной на доске, там, я не знаю. Всё. И просто репродукция, почему нет? Когда я вижу у людей, в нищих семьях, висит репродукция с Троице-Рублёво, да это же благодать. Извините, у меня есть свой иконостас, написанный моими друзьями-иконописцами, но у меня нет иконы недавно канонизированного нашего императора Николая II. И у меня бумажная икона, которая всюду распространялась.
     
    Гос. обвинение: Скажите, а вот иконы софринской фабрики, это иконы освящённые?
     
    Специалист Ямщиков: Ну, естественно. А как же, у них и церковь есть, при фабрике.
     
    Гос. обвинение: У нас на судебных заседаниях неоднократно звучало, что нельзя надругаться над предметом, формально не освящённым в церкви и, скажем, иконой, не являющаяся рукописной, изготовленной соответствующим образом…
     
    Специалист Ямщиков: Я не понял Вашего вопроса.
     
    Гос. обвинение: В частности, звучало, неоднократно, тезис о том, что нельзя надругаться, в частности, над иконой Софринского завода.
     
    Специалист Ямщиков: Над иконами, вообще, нельзя надругиваться. Даже над бумажными репродукциями. Даже мысленно нельзя надругаться над иконой. Самое страшное – мысленно надругаться над иконой.
     
    Гос. обвинение: А можно считать фактом надругания искажения содержания, искажения надписей?
     
    Специалист Ямщиков: Вас интересует эта выставка? Я уже всё сказал. Причём это запрограммированное надругательство. Мне очень обидно, что это в музее Сахарова происходит. Человека, к которому я на определённом этапе относился с почтением. Когда он защищал поругаемых наших борцов за права человека. Правда, всё это привело к тому, что последствиями его деятельности пользуется его супруга, госпожа Боннэр. Которая является одним из самых злостных врагов современной России. Она этого не скрывает, она из Америки выступает всё время. И против нашего президента, и против всего. И в этом музее, это позор для Андрея Дмитриевича Сахарова.
     
    Гос. обвинение: Скажите, вот Вы в своём рассказе на очередные вопросы, поверьте, что они задаются не из праздного любопытства…
     
    Специалист Ямщиков: Да нет, давайте. Просто душно у Вас. Я себя не очень хорошо чувствую.
     
    Гос. обвинение: Мы готовы открыть окно.
     
    Специалист Ямщиков: Нет, не надо, не надо. Давайте заканчивать. Вся эта история – это переливание из пустого в порожнее. То, что вызвали меня в качестве эксперта, уже это победа тех людей, которые этим занимаются. Я должен делами своими заниматься, а не отвечать на вопросы. Извините меня, пожалуйста, по некоторым вопросам вызывайте специалистов из института Сербского.
     
    Гос. обвинение: Неоднократно в судебном заседании звучал тезис о том, что оскорбиться видом экспонатов мог тот, кто хотел оскорбиться. Тот, кто настолько придерживается ортодоксальных взглядов, религиозных…
     
    Специалист Ямщиков: Вы можете не продолжать. Если Вы идёте по улице, а там висит плакат, оскорбляющий Вашу маму или папу… Извините, пожалуйста, если написано «Осторожно, религия!» – это уже оскорбление. И я прекрасно понимаю, что это не имеет никакого отношения к изобразительному искусству. Вы посмотрите наше телевидение. Только что получивший Нобелевскую премию академик Гинзбург кричит на всех каналах: «Запретите православие! Я не хочу жить в этой стране!». А кто его здесь держит? Была масса лауреатов Нобелевской премии, начиная с академика Павлова и кончая писателем Буниным, которые были глубоко верующими людьми. Почему? Ну, если он не хочет, пусть уезжает. Таких академиков у меня друзей навалом. Таких, как Гинзбург. Но они никогда не позволят мне сказать, что плевал я на твоё православие. Так что, я думаю, я всё сказал.
     
    Гос. обвинение: У нас, пока, всё, Ваша честь.
     
    Судья: Простите, пожалуйста, но процедура, установленная УПК, такова, что если Вы обладаете специальными знаниями и согласились на участие в разбирательстве, должна поставить вопросы и сторона защиты.
     
    Специалист Ямщиков: Да, пожалуйста. Только один вопрос. (Смех в зале)
     
    Судья: К сожалению, закон не регламентирует количество вопросов.
     
    Специалист Ямщиков: Но я просто чисто физически готов ответить только на один вопрос. … Давайте задавайте вопрос. Один.
     
    Защита: У меня к Вам десять вопросов.
     
    Специалист Ямщиков: В письменном виде, пожалуйста. Я отвечу через газету. Передайте мне.
     
    Самодуров: И у меня тоже есть вопросы.
     
    Защита: Вы можете записать вопросы и ответить или не ответить, это Ваше право.
     
    Специалист Ямщиков: Сформулируйте его как один вопрос.
     
    Защита: Скажите, пожалуйста, Вы сейчас сказали про академика Гинзбурга. В какой передаче?
     
    Специалист Ямщиков: В пяти передачах. У Шустера, у Познера.
     
    Защита: Он требовал запретить православие?
     
    Специалист Ямщиков: Да. Да, как официальную религию. Я это написал в газетах.
     
    Защита: Нет, минутку. Минутку. Запретить православие, как официальную религию или запретить православие, как религию в стране?
     
    Специалист Ямщиков: Он чётко сказал, «я не хочу жить в стране, где главная религия – православие».
     
    Защита: Где официальная религия православие. Где церковь объединена с государством.
     
    Специалист Ямщиков: Да. Нет, причём объединена с государством. Извините, мы прекрасно знаем, что она у нас… Запретить православие. Я Вам, через суд, передам выдержки своих ответов ему.
     
    Гос. обвинение: Савелий Васильевич, мы не можем нарушать процедуру.
     
    Защита: Вы сначала выслушайте меня, а потом поступайте, как хотите. Скажите, пожалуйста, православие в России является религией, которая каким-то образом выделена из числа других религиозных течений?
     
    Специалист Ямщиков: Безусловно. Недавно была опубликована карта. Показано, что православная религия занимает у нас 75% территории.
     
    Категория: История | Добавил: Elena17 (23.10.2017)
    Просмотров: 93 | Теги: русофобия, савва ямщиков
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 637

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru