Защита: Считаете ли Вы, что православие у нас в стране должно иметь особые преференции со стороны государства?
Специалист Ямщиков: Безусловно. Потому что мы живем в стране, которая всю жизнь проповедовала православие.
Защита: Скажите, пожалуйста, считаете ли Вы, что в нашей стране существует свобода исповедовать любую религию или не исповедовать вообще?
Специалист Ямщиков: Считаю.
Защита: Допускаете ли Вы возможность взглядов атеистических с использованием тех средств, которые разрешены религиозным…
Специалист Ямщиков: Не допускаю. Уже большевики это нам допустили и закопали живыми в землю сотни священников.
Защита: Пропаганды атеизма Вы не допускаете?
Специалист Ямщиков: Нет.
Защита: Вы понимаете название выставки «Осторожно, религия!» исключительно как оскорбительное?
Специалист Ямщиков: Да.
Защита: Одно ли и то же, с Вашей точки зрения, если говорится: «Осторожно, религия!», «Осторожно, буддизм!», «Осторожно, православие!», «Осторожно, ислам!»?
Специалист Ямщиков: Одно и то же. Потому что я ко всем религиям отношусь с уважением.
Защита: В данном случае под словами «Осторожно, религия!» Вы понимаете какую религию?
Специалист Ямщиков: Всю. Все конфессии.
Защита: Но почему Вы нам приводили пример – если в Италии будет написано «Осторожно, католицизм»…
Специалист Ямщиков: Или «Осторожно, религия». Это для них одно и то же. «Осторожно, Папа».
Защита: А в России?
Специалист Ямщиков: А в России православие главное, 75%. И все остальные религии, к которым я отношусь, к конфессиям, с уважением.
Защита: То есть, выставка «Осторожно, религия!» против кого конкретно?
Специалист Ямщиков: Против Бога.
Защита: Против какого Бога?
Специалист Ямщиков: Против Иисуса Христа, против Мохаммеда. И против всех религий.
Защита: То есть она направлена против всех религий?
Специалист Ямщиков: Да. Против веры.
Защита: Скажите, пожалуйста, Вы сказали «я, как богослов могу сказать…». Почему Вы себя назвали богословом?
Специалист Ямщиков: А постольку, поскольку я всю жизнь пишу статьи по иконам и по богословию. Я автор десятков и сотен книг, статей и альбомов.
Защита: Считаете себя богословом?
Специалист Ямщиков: Причём писал это в атеистические времена.
Защита: Вот это, как раз, делает Вам честь.
Специалист Ямщиков: Да, спасибо.
Защита: Всё, больше нет вопросов. И, может быть, православие сохранилось только благодаря таким людям, которые не боялись в те времена его защищать.
Специалист Ямщиков: Да, спасибо.
Защита: Скажите, пожалуйста, Вы, также сказали о себе, что занимаетесь современным искусством. И назвали несколько фамилий. Концептуальное искусство входит в сферу Вашего интереса?
Специалист Ямщиков: Входит. Как разрушающее основы мирового порядка.
Защита: Можно ли сказать, что Вы не считаете концептуальное искусство продуктивным…
Специалист Ямщиков: Абсолютно.
Защита: А, вообще, искусством Вы его считаете?
Специалист Ямщиков: Если считать русский авангард концептуальным искусством, но я его не считаю…
Защита: Но Вы авангард нам закончили Малевичем. Ещё назвали Немухина. Хотя, Немухина, по-моему, к авангарду сложно отнести.
Специалист Ямщиков: Он поставангардист.
Защита: То есть Ваше отношение к концептуальному искусству…
Специалист Ямщиков: Да, антипродуктивное. Походите, посмотрите Биеннале.
Защита: Вы сообщили нам, что если бы в какой-то западной стране было что-то подобное, то с этим разбиралась бы полиция.
Специалист Ямщиков: Общественность и юридические инстанции.
Защита: Может, Вы нам назовёте примеры?
Специалист Ямщиков: Не было примеров. Я не знаю примеров, чтобы западные художники надругались над Христом.
Защита: А можно я Вам покажу сейчас кое-какие работы из крупнейших музеев Запада. А Вы оцените их, с точки зрения ортодоксального христианина. С Вашего позволения, Ваша честь. Это то, что предъявлялось суду. Вот, пожалуйста.
Специалист Ямщиков: Ну, по сравнению с тем, что у нас делают, это…
Защита: Это что? Это неканоническое изображение Христа.
Специалист Ямщиков: А я не против неканонического изображения Христа.
Защита: А вот это как по-вашему можно истолковать? Это из крупнейшего музея, расположенного в церкви, в западной Европе.
Специалист Ямщиков: А Вы посмотрите, пожалуйста, на средневековые готические скульптуры. Там есть такие же вещи.
Защита: Есть такие. Значит, это нормально?
Специалист Ямщиков: Это нормально.
Защита: Посмотрим другое.
Специалист Ямщиков: А вот это пошлятина. Я не знаю, где это показывалось. Если их не осудили, значит, они ловко сыграли с деньгами.
Защита: Ловко сыграли с деньгами. Давайте посмотрим дальше.
Специалист Ямщиков: Да нет, не надо мне. Противно. Значит, кто-то деньги заплатил.
Защита: Кто-то заплатил деньги, и поэтому это в крупнейших музеях мира выставлено?
Специалист Ямщиков: Крупнейшие музеи мира столько помойки выставляют.
Защита: Дальше смотреть не хотите? «Тайную вечерю» не показать?
Специалист Ямщиков: Если Вы именуете крупнейшим музеем мира музей Людвига, то это я считаю большим позором для изобразительного искусства.
Защита: Я Вам назову, какие музеи. Если хотите, сейчас каталог представим. Уже не хотите смотреть?
Специалист Ямщиков: Хватает.
Защита: Скажите, пожалуйста, всегда лив русском искусстве, скажем, XIX века, всегда ли изображались церковные и религиозные сюжеты с должным почтением?
Специалист Ямщиков: А, Вы сейчас скажете о критических картинах Перова и прочих.
Защита: В том числе.
Специалист Ямщиков: Это, кстати сказать, это была высочайшая ошибка русской интеллигенции, включая и это, и искусство Серебряного века, и поэзию Блока, которая подготовила приход большевиков.
Защита: Значит, Перова и Репина надо изъять из Третьяковской галереи?
Специалист Ямщиков: Не надо, зачем. А это, извините, пожалуйста, надругательство не над Христом, а над его прислужниками.
Защита: Над его прислужниками.
Специалист Ямщиков: Да, пожалуйста. Это критический реализм.
Защита: Над прислужниками.
Специалист Ямщиков: Но я эти картины осуждаю.
Защита: А над прислужниками можно?
Специалист Ямщиков: Нет. Потому что насмеялись. И Александр Исаевич Солженицын написал, что ошибка русских литературы и изобразительного искусства в том, что очень много смеялись над собой и над нашей верой, поэтому большевики и Троцкий пришли к власти. С Лениным вместе.
Защита: Не хотите назвать настоящую фамилию Троцкого? С языка не рвётся?
Специалист Ямщиков: Да зачем мне. Я не антисемит. У меня ближайший друг был концептуалист Миша Шварцман. Вы из меня антисемита не сделаете.
Защита: У меня, пожалуй, больше нет вопросов.
Специалист Ямщиков: Ну, всё?
Судья: Нет. У подсудимого Самодурова есть вопросы.
Самодуров: Савелий Васильевич, ну, во-первых, я Вас благодарю за то, что Вы пришли. Я ещё со школы знаю Ваше имя, как открывателя знаменитых портретов XVIII века. Я действительно с громадным уважением знаю многие Ваши работы. И в этом смысле, Вашу деятельность в сфере сохранения культурных памятников и их открытия, действительно, я считаю подвижничеством. Тем не менее, у меня есть к Вам несколько вопросов. Скажите, какие в России есть имена, авторитетные по современному искусству?
Специалист Ямщиков: Без комментариев.
Самодуров: Вам известны имена таких специалистов по современному искусству, как Леонид Бажанов, Екатерина Дёготь, Виктор Мезиана, Андрей Ерофеев?
Специалист Ямщиков: Без комментариев.
Самодуров: А как понять Ваш ответ?
Специалист Ямщиков: Да не хочу я о них говорить.
Самодуров: Скажите, пожалуйста…
Судья (прерывает Самодурова): Извините, пожалуйста. К Ямщикову: Я Вас вынужден попросить о следующем. Закон устроен так, что …
Специалист Ямщиков: Ну, хорошо. Я их знаю, но говорить о них не хочу.
Самодуров: Скажите, пожалуйста, если бы названные мной лица, специалисты по современному искусству, выступали бы так же в суде в качестве экспертов по искусству XVIII века, по древнерусскому искусству, Вы считали бы их мнение авторитетным?
Специалист Ямщиков: Ни в коем случае. А если Вы их считаете экспертами по современному искусству, совершите экскурсию по тому, что они сейчас показывают на Биеннале. От откровенной порнографии, в картинах Дубосарского, до… Там уже тоже появились картины с подписями «Эта картина должна оскорбить чувства патриарха». Я Вам про Толстого рассказал, про то, что они делают в музее Ленина, рассказал. Показывают теракт в изобразительном искусстве, это, извините, должно ФСБ этим заниматься.
Самодуров: Всё, спасибо. Я, действительно, благодарю Вас за то, что Вы делаете в своей области.
Специалист Ямщиков: Спасибо. Даст Бог, буду продолжать.
Защита: У меня есть вопросы. Какие выставки современного искусства Вы посетили за последнее время?
Специалист Ямщиков: Ну, вот я был на выставке «Бубновый валет» Натальи Нестеровой.
Защита: Скажите, какие из течений современного искусства Вам ближе всего?
Специалист Ямщиков: Из течений современного искусства мне ближе всего творчество тех моих друзей, которых я по-прежнему ценю. Лены Романовой, Натальи Нестеровой…
Защита: Извините, я говорю не про авторов, а про течения.
Специалист Ямщиков: Течения – это громко сказано. Течения – это итальянское Возрождение, или древнерусская живопись или, простите меня, пожалуйста, русский реализм, или испанское искусство, там, XVI века. Это Вы называете это течением. Течение – это Гольфстрим.
Защита: Какие статьи по современному искусству у Вас опубликованы в последнее время?
Специалист Ямщиков: Последнее время. Беседы с Нестеровой, Романовой, Тамарой Юфой. Статьи о моих ушедших людях, бывшем ректоре Академии Петре Тимофеевиче Фомине, Олеге Комове, Олеге Филатчеве. У меня много чего опубликовано.
Защита: Извините, опубликованы у Вас статьи по Актуальному искусству?
Специалист Ямщиков: Да Вы что! Что я, дурак, что ли? Я Вам сказал. Это вот. В Сербского.
Судья: Я так понимаю, что больше нет вопросов?
Специалист Ямщиков: Спасибо. Извините за беспокойство.
Православие и мир, 22 июля, 2009 |