10 мая 1706 года был спущен на воду первый 19-пушечный корабль в Адмиралтействе — центре военного кораблестроения в Петербурге. Начавшаяся в 1700 году Северная война со Швецией, которая длилась более двадцати лет, потребовала от России срочно заняться кораблестроением.
Все усилия Петра I были направлены на создание военного флота на Балтийском море. Нужно было строить галерный флот, который мог бы проходить в узких проливах, шхерах и действовать совместно с сухопутной армией. Нужно было также строить и большие корабли, способные вести боевые действия в море. Создаются новые меднолитейные и чугунолитейные заводы на Урале для вооружения флота, но верфей пока не хватает. Петр укрепляет Архангельск и начинает там постройку двух малых Фрегатов. В 1702 году взята шведская крепость Нотебург (Петрокрепость) при выходе Невы из Ладожского озера, а в следующем — крепость Ниеншанц, где был заложен город Петербург. Путь из Ладоги к морю был открыт и одержана первая морская победа: захвачены два шведских фрегата.
Для защиты подходов к Петербургу была предназначена крепость Кроншлот (будущий Кронштадт) на острове Котлин. Началось строительство мощного военно-морского флота. Закладывались корабли на многочисленных верфях. Флот был создан и вскоре показал свое высокое боевое мастерство в битве при Гангуте в 1714 году.
Основывая новую российскую столицу на берегах не слишком гостеприимной для русских Балтики, Петр Первый видел будущий город не просто как центр политической жизни. Прежде всего он закладывал в окрестностях Заячьего острова центр будущего военного влияния на побережье Балтийского моря и по всей Северной Европе. И потому ему жизненно необходим был новый город как крупная военно-морская база. А какая же база в те годы могла существовать без собственных кораблестроительных мощностей?!
Вот потому первым промышленным предприятием Санкт-Петербурга и стала Адмиралтейская верфь. В «Журнале путешествий Петра I (1696 –1709 гг.)» об этом событии сказано коротко и емко: «1704, ноября. В 5-й день заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились...». А уже через полгода, 29 апреля (10 мая по новому стилю) 1706 года, со стапелей новой верфи сошел первый корабль — 18-пушечный прам, то есть плоскодонная парусно-гребная плавучая батарея. Он получил имя Arcanne, что в переводе с французского означает «красный мел» — плотницкий припас, которым корабелы размечали древесину при постройке кораблей. А всего за 310 лет, прошедших с того дня, со стапелей Адмиралтейской верфи, продолжающей работать на оборону России и по сей день, сошли более 2600 кораблей и судов различного класса и назначения. И среди них немало легендарных и знаменитых.
Необходимость создания верфи непосредственно на Балтике была очевидной и насущной. Конечно, к этому времени уже вовсю работали Сясьская (первая верфь Балтийского флота, заложенная Петром I при впадении реки Сясь в Ладожеское озеро 22 января 1702 года по старому стилю) и Олонецкая верфи (заложена в конце 1703 года). Но построенные там корабли и малые суда приходилось со слишком уж большими трудностями переводить в Балтийское море. Сама Ладога никогда не отличалась тихим нравом, да и обилие мелей и порогов на Неве не добавляло радости лоцманам и экипажам. А обстановка на Балтике накалялась с каждым днем, и было очевидно, что без появления балтийской верфи с возможностью выводить корабли сразу в Финский залив России не обойтись никак.
То, что новая верфь должна стать неотъемлемой частью нового города, для Петра было настолько же очевидным, насколько и то обстоятельство, что ее нужно строить под прикрытием возводимой крепости Святых Петра и Павла. Но эти рассуждения все равно не слишком облегчили будущему первому русскому императору выбор конкретного места. Он лично провел целую неделю, обходя на шлюпке в сопровождении петербургского губернатора Александра Меньшикова невскую дельту, пока наконец не остановился на низком берегу слева от стрелки Большой и Малой Невы, чуть южнее Петропавловской крепости. Таким же личным участием русского царя отмечена и работа над проектом Адмиралтейского дома, как тогда называлась верфь: на чертеже стоит его собственноручная подпись.
Хотя основную защиту верфи в случае нападения врага (а оно было вполне реальным, ведь Россия вовсю вела в это время Северную войну со Швецией) должна была обеспечить Петропавловская крепость, Петр Алексеевич и сам Адмиралтейский дом спроектировал как небольшую крепость. Все постройки, где шли работы над новыми кораблями, окружал достаточно высокий земляной вал с пятью бастионами и прорытым внизу рвом, заполненным водой. А со стороны берега за верфью простиралась эспланада — открытый луг, который не давал нападающим никаких шансов незаметно накопить силы и подготовить нападение.
С такой защитой можно было начинать масштабное строительство кораблей, в которых так нуждался новорожденный русский флот. Поэтому еще до того, как официально было закончено строительство Адмиралтейского дома, в конце 1704 года на десяти стапелях новой верфи заложили первые корабли. А через год адмиралтейские корабелы уже заканчивали работы на неполных трех десятках судов: строились два бомбардирских корабля, два прама и 24 бота. И наконец, 29 апреля 1706 года первый из прамов, Arcanne, Aпостройкой которого руководил Выбе Геренс — корабельный мастер из Голландии, с которым Петр I познакомился еще в пору своего Великого посольства, был спущен на воду. 23 мая за ним последовал и его собрат, названный Arcke des Verbonnes.
Опыт, который адмиралтейские корабелы получили за это время, постепенно дал им возможность замахнуться и на более крупные корабли — то, ради чего, собственно, и задумывался Адмиралтейский дом. Первым среди них стал 54-пушечный линейный корабль «Полтава», проект которого тоже разрабатывал лично Петр I при участии известного в будущем корабельного мастера Федосея Скляева. Работу над чертежами мастера закончили к концу ноября 1709 года, и 5 декабря корабль заложили на Адмиралтейской верфи. На воду он был спущен неполных три года спустя, 15 июня 1712-го, и два десятка лет честно прослужил на Балтике, дважды став флагманом, на котором держал свой флаг первый русский император.
С. Антонов |