Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4872]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [908]
Архив [1662]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
Elena17

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    «Истинно русская женщина...» О творчестве несправедливо забытой православной поэтессы Лидии Кологривовой

    Святитель Иоанн Златоуст восклицал: «Нет на свете зверя безспощаднее злой жены! <...> Нет на свете зверя, с которым можно бы сравнить злую жену. Между четвероногими кто страшнее льва? Никто, конечно. Из гадов кто ужаснее дракона? Опять никто. Однако и лев, и дракон не так злы, как жена». Вот до какого состояния может дойти женщина, если у нее нет никаких внешних и внутренних нравственных ограничений, если она, как часто говорят о таких, «без царя в голове».

    Иное дело - добрая женщина, «с царем в голове» и мужем во главе. Премудрый Иисус, сын Сирахов, пишет: Добрая жена - счастливая доля (Сир. 26, 3). «Это существо [женщина], - отмечает тот же святитель Иоанн, - в самом деле настойчиво и решительно: если уклонится ко злу, то совершает великие злодеяния; а если примется за добродетель, так скорее отдаст жизнь свою, нежели отстанет от своего намерения».

    Достойных жен много. Но сегодня нам хочется вспомнить и привести в пример такой добродетельной женщины несправедливо забытую замечательную православную поэтессу Лидию Александровну Кологривову.

    Мы давно соскучились по настоящей Русской классике, неразрывно связанной со служением Церкви и Родине. Она намеренно замалчивается, а взамен нам даны мутные бунтарские, масонские, нецеломудренные и ненавистнические ко всему Русскому произведения. Поэтому так важно узнать об истинных Русских классиках и постараться сделать так, чтобы слова об их величии звучали естественно и привычно для всех.

     

    Лидия Александровна родилась в 1873 году. Она происходила из древнего Русского княжеского рода Ухтомских, восходящего корнями к родоначальнику Русских князей Рюрику. Ее отец, князь Александр Иванович Ухтомский, был полковником, принимал участие в войне 1812 года. Мать, Мария Дмитриевна, происходила из другого древнего Русского рода - князей Голицыных. От родителей поэтесса переняла любовь к Богу, Царю и Родине. Получив блестящее образование, она употребила свои способности и таланты на служение этой триаде, составляющей самую суть Русской жизни. Достигнув брачного возраста, Лидия Александровна по любви вышла замуж за Сергея Николаевича Кологривова, историка, сотрудника Императорского Санкт-Петербургского Археологического института.

    Впервые ее стихи были изданы в 1902 году, в сборнике трех поэтесс. Литературная критика с похвалой отозвалась о сочинениях Л. А. Кологривовой. Знатоки отмечали «легкость и плавность» ее стиха, интересные сюжеты, которые она «брала, с одной стороны, из жизни природы и из настроений человеческого сердца, а с другой - из событий родной старины» (здесь и далее цит. по: Иванов. А. А. Русская Кассия // Иванов А. А., Степанов А. Д. Воинство святого Георгия. СПб., 2006. С. 622).

    Ободренная тем, что ее творчество заинтересовало читателей, поэтесса на следующий год опубликовала свои произведения уже отдельно, в книге «Стихотворения». Сборники, появившиеся в 1905, 1907, 1910 и 1912 годах, носили то же непритязательное название.

    Второй сборник был замечен в православно-патриотической среде и вызвал благодарные отклики. В частности, о стихах, посвященных русско-японской войне, петербургский журнал «Православно-Русское слово» писал: «Они полны горячих благожеланий нашим войскам и их вождям, в них чувствуется изумление и восторг перед подвигами самоотверженных героев, безропотно и охотно проливающих дорогую кровь за Святую Русь, жертвующих своею жизнью за Веру, Государя и Родину» (С. 623).

    Московский журнал «Родная речь» назвал Кологривову наиболее выдающимся Русским поэтом начала ХХ века: «Много у нас теперь людей, которые пишут стихи и печатают их, но где вы видите среди этих стихотворцев истинных поэтов? <...> Истинные поэтические дарования в наш век, мещанский и пошлый, редки, поэтому мы с особенным удовольствием приветствуем появление настоящих поэтов. К числу таковых настоящих, одаренных свыше чувством красоты и изящества поэтов должно отнести Л. А. Кологривову». По словам критика, она - «счастливое и - увы! - единственное в наше время исключение». Это «истинно Русская женщина <...>; стоя на родной, Русской почве, воодушевляясь Русскими идеями и чувствами, она непрестанно питает свое дарование и созидает истинно поэтические произведения» (С. 623-624).

    С 1905 года Лидия Александровна стала сотрудничать с известной правой газетой «Московские ведомости», издаваемой Л. А. Тихомировым. Обычно по субботам и воскресениям на ее страницах публиковались новые произведения поэтессы. В своих стихотворениях она по-прежнему в изящной форме описывала события из Русской истории, из современной ей бурлящей жизни, делала зарисовки природы, а также облекала в рифму свои религиозные переживания и молитвы.

    «Среди исторических стихотворений Лидии Александровны, - пишет ее биограф А. Иванов, - нельзя не отметить такие произведения, как „Куликовская битва", „Ослябя и Пересвет", „Отрок Григорий", „Избрание Царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой" и многие другие. Знаменательной особенностью баллад и небольших стихотворений Лидии Александровны является присущая им глубокая патриотичность, а также удивительная гармоничность сюжетов из родной старины, почти всегда переплетающаяся с историей Русской Православной Церкви» (С. 624).

    Вот, например, стихотворение «На трехсотлетний юбилей Дома Романовых. 1613-1913»:

     

    Край погибал средь смут кровавых

    И бился нестроений полн

    Во вражьих замыслах лукавых,

    Как на волнах разбитый челн.

    Все подчинялось грубой силе,

    Царил безправный произвол,

    Ликуя, недруги делили

    Руси державу и престол.

    Но Вышним Промыслом хранима

    Святая Русь в годину бед,

    И пронеслась невзгода мимо,

    И бурных дней исчезнул след.

    Разрушив вражеские козни,

    Крамолу твердо покоря,

    Вся Русь без спора и без розни

    Избрала Русского Царя.

    И с той поры с державным родом

    Она судьбу свою слила

    И три столетья год за годом

    С ним вместе крепла и росла.

    Венчало счастье их усилья,

    От моря северных помор

    Орел двуглавый свои крылья

    До моря южного простер.

    И разнесла по миру слава

    Царей Российских имена.

    К ногам склонилась их Варшава

    И диких горцев племена.

    Теперь, тверда и неделима,

    И необъятна, и сильна,

    Взирает Русь неустрашимо

    В веков грядущих времена.

    И ныне тысячью устами

    Звучит желание земли,

    Чтоб по путям судьбы веками

    Ее Романовы вели!

     

    Лидия Александровна была близко знакома и, по-видимому, духовно окормлялась у замечательного пастыря и миссионера священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. «Богатство образов поэтических, - отмечал священник, - казалось, было у нее неисчерпаемо, способность излагать их и облекать в звучные стихи - удивительная» (С. 625). В частности, отец Иоанн рассказывал: «Помню, однажды в ее любимом сельском уединении, осматривая старинное развалившееся здание и увидевши деревцо, пробившееся среди смерти и разрушения сквозь расселины старых камней к свету и жизни своими зеленеющими ветвями и листьями, я мимоходом указал ей на этот образ торжества жизни и посоветовал ввести его когда-либо при случае в стихотворение. Через день-два я уже читал в печати дивное и захватывавшее слово писательницы, в звучных стихах излагающее мою слабую мысль» (Там же).

    В качестве примера лирики поэтессы можно привести стихотворение «Свирель»:

     

    Я люблю задумчивой свирели

    Нежный голос в тишине полей,

    Ее легкой полугрустной трели

    В ближней роще вторит соловей.

    Звуки льются мягко и красиво,

    То капризно плачут, как дитя,

    То как будто ластятся игриво

    И смеются весело, шутя.

    Не поют они о гордой власти,

    Не зовут на подвиг боевой,

    Не дрожат в порыве бурной страсти,

    Не рыдают жалобной мольбой.

    Но манят они в края иные,

    Где всегда привольно и светло,

    И звенят, как капли водяные,

    О прозрачно тонкое стекло.

     

    Лидия Александровна была глубоко верующей благочестивой Русской женщиной. Она часто посещала храм, и порой при этом у нее складывались стихи. Вот одно из таких творений без названия:

     

    В час, когда нет богослуженья,

    Люблю входить под сень церквей,

    Утихло людное движенье,

    И шум шагов, и скрип дверей,

    Паникадила не сверкают,

    Безмолвен полутемный храм,

    Лишь разноцветные мерцают

    Лампады тихо по стенам.

    И перед чтимою иконой,

    Искрясь в игре цветных камней,

    На светлой ризе золоченой

    Пылает яркий круг свечей.

    Царит покой - тревоги света

    Остались где-то далеко,

    Душа надеждою согрета,

    Молиться сладко и легко.

     

    У многих поэтов есть стихотворения под названием «Молитва» (наиболее известно произведение М. Ю. Лермонтова). Написала свою «Молитву» и Лидия Александровна:

     

    Пред Тобой в эти дни покаяния,

    Низко поникнув главой преклоненною,

    В чистосердечном и полном признании

    Я обнажаю всю душу смятенную.

    Все недостойные помыслы скрытые

    Зависти тайной, стяжанья неправого,

    Темные мысли, обиды открытые,

    Злые намеренья сердца лукавого.

    Чувства иль веры чужой оскорбление,

    Слово жестокое, действия гневные...

    Не осуди - ниспошли мне прощение

    И исцели мои раны душевные.

    Да не погибну в мирском искушении,

    Да не утрачу в нем веры спасительной,

    И сокрушится навеки сомнение

    Пред Твоей правдой и силой живительной.

     

    В дни революционной анархии и антирусской смуты 1905-1906-го годов из-под пера поэтессы выходят обличительные строки, требовавшие немалого мужества. «Сколько стихотворений патриотических, - отмечает отец Иоанн Восторгов, - согретых огнем воодушевления и любви, написано ею - и написано в такое время, когда всякое патриотическое воодушевление подвергалось насмешкам и преследованию!» (С. 630). У Лидии Александровны возник целый цикл таких произведений, в который вошли «Наши исконные заветы», «О, Русь!», «Россия для Русских», «Красный флаг» и другие. Особое место в этом ряду занимает стихотворение «Русь идет!»:

     

    Довольно смута ликовала,

    Глумясь над нами в час беды.

    Довольно! Родина устала

    От нестроенья и вражды.

    Рассеяв лживые обманы

    И отряхнув тяжелый гнет,

    Чтоб залечить Отчизны раны,

    В строю сомкнутом Русь идет.

    В борьбе коварной и неравной

    Изнемогал наш край родной,

    В пыли был попран стяг державный

    Крамол мятежною пятой.

    Но день настал, страна прозрела,

    Пришел к сознанию народ

    И клич врагам кидает смело:

    «Долой с дороги! Русь идет!»

    Идет та Русь, что в дни былые,

    Невзгоды вынося не раз,

    Ярмо преемнику Батыя

    Сломить сумела в добрый час,

    Русь, отражавшая без страха

    Племен враждующих налет,

    Донского Русь, Русь Мономаха,

    И Русь Пожарского идет.

    На подвиг доблестный спасенья

    Ее Господь благословил,

    Дал ей залогом одоленья

    Живой прилив народных сил.

    Хоругвь - ее родное знамя,

    И крест святой - ее оплот,

    Вперед сомкнутыми рядами

    Неудержимо Русь идет.

     

    Впервые прочитанное 27 октября 1906 года на открытии Лефортовского отдела «Русской монархической партии», это стихотворение снискало особую любовь и популярность у Русских православных патриотов. Зато в стане «освободителей» стихи Кологривовой замалчивались, либо подвергались порицанию либерально-революционных критиков. Но Лидия Александровна отважно шла против общего течения и твердо стояла на православно-патриотических позициях.

    В своем издании «Верность», публиковавшем поэтессу, отец Иоанн Восторгов писал: «У поэта и писателя есть свой мученический путь: замалчивание со стороны противников, завистников и ненавистников. И этот путь [она] изведала <...>. Никто не посмеет отказать ей в таланте, в усердии писательства, в содержательности ее творений, в художественном достоинстве ее стиха: но она шла не рабскою дорогою, не кланялась господствующим кумирам современности, не склонялась перед господствующими „хамами" Русской печати - и ее, по какому-то тайному и негласному соглашению, литературные критики намеренно замалчивали, как замалчивали и замалчивают очень многих, если не всех, писателей Русских, оставшихся верными заветам веры и Церкви, и долгу любви и служения Царю и родному народу» (С. 633).

    Господь благословил Лидию Александровну счастливым браком. С мужем они жили в полном согласии и единомыслии. Сергей Николаевич также был глубоко верующим человеком, убежденным монархистом и активным участником православно-монархического движения. На нем исполнились слова премудрого Иисуса, сына Сирахова: Счастлив муж доброй жены, и число дней его - сугубое (Сир. 26, 1).

    Большое внимание поэтесса уделяла евангельским мотивам и сюжетам. Им посвящены, например, стихотворения «Иоанн Креститель», «Иродиада», «Саул», «Рождественская ночь» и многие другие. Вот последнее из названных:

     

    Мерцая в синеве воздушной,

    Взошла полнощная звезда,

    Пустыня спит, толпой послушной

    Пасутся мирные стада,

    Их пастухи, усевшись рядом,

    Беседу у костра ведут

    И табуны прилежным взглядом

    В ночном безмолвье стерегут.

    Но вдруг лучами озарился

    Во мраке тонущий простор,

    И светлый Ангел им явился,

    Сияньем ослепляя взор.

    «Не бойтесь, - молвил Небожитель, -

    Я радость возвещаю всем,

    Сегодня родился Спаситель,

    К Нему спешите в Вифлеем!

    Найдете в яслях там убогих

    Младенца Господа Христа!» -

    И при созвучьи хоров многих

    Небес разверзлась высота.

    Слетают райские виденья,

    Небесной радости полны,

    Хвалебных сонмов псалмопенья

    Волною льются с вышины.

    И пастухи, смиря тревогу,

    На небо очи возвели

    И слышат: «Слава в вышних Богу,

    Мир человекам на земли!»

    Чтобы понять масштабы какого-либо явления, обычно прибегают к сопоставлению его с уже известными подобными величинами. Подыскивая исторический аналог творчеству Л. А. Кологривовой, отец Иоанн Восторгов остановился на преподобной Кассии, византийской поэтессе, жившей в IX веке: «В святые дни наиболее чтимых и великих христианских праздников, - пишет он, - среди песнопений церковных встречаем мы блистающие вдохновением и художеством молитвы, которые имеют надписание „Творение Кассино". Они принадлежат женщине-поэту - женщине, посвятившей свое слово и дар литературного творчества возвышенной религиозно-назидательной поэзии. История говорит нам, что эта замечательная писательница была знатного рода, получила высокое образование и удивляла современников своей одаренностью; она окончила жизнь в обители, в подвигах молитвы и служения Богу». По словам пастыря, Лидия Александровна стала «одной из последовательниц блаженной Кассии, женщиной-поэтом, писательницей, женщиной, несомненно одаренной высокими и редкими способностями литературного творчества и тоже посвятившей свое вдохновение религиозно-назидательной поэзии» (С. 629).

    Каждый православный человек для поддержания ревности к богоугождению должен стараться как можно чаще читать жития святых. Читала их и Лидия Александровна, и обрела в этом чтении еще один неисчерпаемый источник тем и образов для своего творчества:

     

    СВЯТОЙ МИТРОФАНИЙ

    То были дни тех начинаний,

    Была та славная пора,

    Когда, сломив былого грани,

    Восстал могучий дух Петра,

    Когда для крепнувшей России

    Замыслил он создать оплот,

    Волнам изменчивой стихии

    Впервые вверил юный флот.

    Он верфь в Воронеже поставил

    И там, средь Царственных трудов,

    С своим Лефортом верным правил

    Постройкой парусных судов.

    И цель высоких начертаний

    И мощный взмах орлиных сил

    Прозрев, святитель Митрофаний

    Труды Царя благословил.

    Случилось раз - его прихода

    Петр ждал в Воронежском дворце,

    Где статуй мраморных у входа

    Ряд возвышался на крыльце.

    Согласно Царскому желанью

    Недавно с дальних берегов

    Привезены те изваянья

    Мифологических богов.

    Царь ждал... Но вот денщик смущенный

    Предстал внезапно у дверей

    И доложил, что оскорбленный

    Назад ушел архиерей,

    Что он дворцового порога

    Переступить не пожелал,

    Когда языческого бога

    Перед собою увидал.

    Царь Петр нахмурил брови грозно,

    Досадой гневной вспыхнул взор:

    «Пойти, скажи ему, что поздно,

    Что жду его я с давних пор!»

    Но он с отказом Митрофана

    Дождался нового гонца:

    Доколе будут истуканы

    Стоять у Царского дворца,

    Не переступит он порога!

    ...Колеблясь, гул протяжно-жуткий

    Звучал, казалось, как упрек,

    И понял Петр душою чуткой

    Благой святителя урок.

    Он в сердце гневное движенье

    Пред его твердостью смирил

    И, старца испросив прощенье,

    Его желанью уступил.

    В последние годы жизни Лидия Александровна тяжело болела. Продолжалась Первая мировая война. Видимо, переживания за Родину, за исход противостояния также приблизили ее кончину. Душа ее отошла в Небесные обители в Страстную Пятницу, 20 марта / 2 апреля 1915 года. Вот дивное знамение милости Божией - умереть в один день с Господом! Третий день по отшествии совпал с Пасхой Христовой, которую она с такой любовью воспевала в своих произведениях. Погребение состоялось на второй день Пасхи. Отпевал Лидию Александровну священномученик Иоанн, почтивший ее замечательным последним словом. Пастырь отметил, что усопшая посвятила «свое перо, свое вдохновение не суете мира и не случайным и кратковременным интересам жизни, а тому, что называется интересами и вопросами высшего порядка. В век, когда перо литератора и даже поэта часто служило неверию и глумлению над верой, нравственностью, над Церковью, над высокими патриотическими чувствами, над подвигами верности, благородства и служения долгу; в век, когда творчество поэтов столь часто отдается воспеванию плоти, греха, позора, злобы, ненависти; в век, когда слово поэтическое стало продажным и служило столь часто наемником у модных или господствующих посредством наглости и засилья политических и общественных течений и партий, - слово ныне поминаемой поэтессы Лидии Александровны Кологривовой всегда было солью растворено, руководствовалось началами вечности, посвящено было идеалам Высшей Истины, Добра, Красоты и Безконечного».

    По предвидению пастыря-мученика, стихи Лидии Александровны «впоследствии, с течением времени, войдут в сборники и книги для молодых поколений и долго <...> будут напоминать родному Русскому народу о возвышенных религиозных переживаниях Русской женщины-поэта» (С. 635-636).

    Вот до какой духовной высоты, чести и славы может возрасти добрая женщина, даже не уходя в монастырь, а проводя жизнь в миру, в кругу своей семьи, но исполняя на деле святые заповеди о любви к Богу и ближним.

     

    Петр Александров

    Источник: газета «Православный Крест» (№ 24 (192), от 15 декабря 2017 г.)

    Категория: История | Добавил: Elena17 (30.12.2017)
    Просмотров: 805 | Теги: русская литература, Русское Просвещение, россия без большевизма, люди искусства
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru