Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [3633]
Русская Мысль [357]
Духовность и Культура [531]
Архив [1461]
Курсы военного самообразования [101]

ПОДДЕРЖАТЬ НАШУ РАБОТУ

Карта Сбербанка: 5336 6902 5471 5487

Яндекс-деньги: 41001639043436

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    С.Х. Карпенков. Подвижники просвещения

    Вспоминаются некоторые эпизоды моей общественной работы после окончания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, связанные с налаживанием партнерских отношений между Белоруссией и Россией, нарушенных вследствие распада Советского союза, единого для всех народов разных республик. Тогда я работал заведующим кафедрой Государственной академии управления и поддерживал деловые связи с Министерства образования и науки Российской Федерации и Правительством Москвы. Эти связи я пытался направить на единение русского и белорусского народов – по своим древним корням и своей национальной и человеческой сути единого, славянского народа.

    С целью решения непростой задачи восстановления хотя бы в какой-то степени прежних взаимоотношений братских народов, хорошо налаженных в течение столетий, я встречался я с Виктором Даниленко, чрезвычайным и полномочным послом республики Беларусь в России, и с Петром Аксёновым, префектом Юго-Западного округа города Москвы. Эти встречи и деловые беседы в какой-то мере способствовали упразднению внезапно возникших барьеров в образовательной сфере и налаживанию не стихийного, а цивилизованного рынка белорусских товаров в Москве.

    В начале девяностых годов прошлого века союзные республики обрели независимость. Вместе с ней местные правители получили полные властные полномочия и атрибуты власти, а на простой народ свалилось множество трудно решаемых проблем из-за нарушения хозяйственных связей между республиками, отлаженных не сразу и не за один год при прежней социальной системе. Обретение независимости, вылившиеся в передел власти, которая под флагом «демократии» оказалась в руках отнюдь не профессионалов, коих было немало, а перекрасившихся вчерашних партийцев, едва научившихся считать до десяти и не блиставших ни умом, ни знаниями, а преследовавших единственную цель – всеми силами удерживать власть до скончания веков. Вследствие стремительного и необузданного передела власти рухнуло производство – главная составляющая экономики любого цивилизованного государства. Был нарушен технологический цикла промышленного производства товаров, начиная от поставки сырья и кончая реализацией готовой продукции. Одни предприятия, более крупные, вынуждены были приостановить свою работу, а другие закрывались. В тяжёлом и безвыходном положении оказались и многие научно-исследовательские институты, и учебные заведения, где месяцами учёные и преподаватели не получали зарплату. Появилась массовая безработица.

    Стремительно пустели прилавки магазинов, во многих городах преобладала стихийная торговля. Все главные городские улицы были заполнены продавцами, вчерашними рабочими и служащими, учёными и преподавателями. И некоторые из них, по своей наивности, верили, что рынок всё поставит на свои места, как это вещали с утра до позднего вечера «экономисты», выросшие на марксизме, но не осознавшие его пагубных последствий. Оказавшись у горнила новоявленной власти, в силу своей ограниченности познания окружающего мира, общества и человека они не могли понять: истинная экономика основана на производстве товаров, а не на цифровых эфемерных манипуляциях.

    На городских стихийных рынках были разные товары. Кто-то продавал свои личные вещи, чтобы купить самый необходимый товар – чёрный хлеб, дабы не умереть с голоду. Кто-то продавал чеснок либо лук, выращенный на дачном участке. Кто-то привозил вещи и продовольственные товары из других стран, включая бывшие союзные республики, в одночасье ставшие независимыми государствами. Из Беларуси в Москву привозили молочные и мясные продукты и непродовольственные товары текстильной и обувной промышленности, которые продавались в частном порядке.

    В отличие от России и других бывших советских республик, в Беларуси во многом благодаря вполне обоснованным и глубоко продуманным действиям Президента А.Г. Лукашенко, была разработана государственная стратегия – оставить всё лучшее от прежней социальной системы и сохранить производство многих товаров, включая продовольствие. Именно Президент Беларуси, человек благомыслящий, как и многие здраво рассуждающие люди, понял, что с потерей лучшего в прошлом нельзя добиться лучшего в будущем, каким бы оно не представлялось светлым некоторым недалёким и лукавым провидцам, намеревавшимся чужими руками построить безбожный рай на земле. Положительный опыт прошлого – самая лучшая школа развития и совершенствования всего настоящего и предстоящего будущего.

    Белорусскому Президенту, в полной мере познавшему сельскую жизнь,  удалось решить и другую важнейшую задачу – укрепить государственность, при которой каждый гражданин занимается своим делом, и у него нет желания выходить на улицу, чтобы размахивать красным флагом или с призывом рушить всё до основания с дальним прицелом захватить власть. Белорусское государство набирало силу, несмотря на большие трудности и на многие препятствия, которые пытались чинить свои же «доброжелатели», вообразившие, что они знают, как построить новый мир. Не оказались в стороне и внешние «друзья», стремившиеся навязать свои «демократические порядки» в чужом государстве, а по сути, развалить в нём всё окончательно, чтобы оно не развивалась, а превратилась в сырьевой придаток.

    Белорусские промышленные предприятия продолжают работать. Не прекратилось и производство продовольственных товаров. Не развалились колхозы и совхозы, среди которых было немало рентабельных. Широкие белорусские поля по-прежнему обрабатываются, причём обрабатываются техникой, произведённой на своих же заводах. Поля ежегодно засеваются и не зарастают бурьяном и борщевиком ядовитым, как это случилось на бескрайних русских просторах.

     Потребовалось много усилий и время, чтобы в начале девяностых годов организовать цивилизованный рынок белорусских товаров в Москве. В частности, удалось это сделать на территории Юго-Западного округа, где я проживаю. Именно здесь до недавнего времени регулярно, несколько раз в год открывался рынок продуктов и непродовольственных товаров, произведённых на моей родине, на промышленных предприятиях Гомельской области Беларуси. Доставлялись разные белорусские товары, в том числе и сгущённое молоко, которое изготавливается по старой технологии из натуральный продуктов в городе Рогачёв. В годы моей юности этот город был районным центром, и в его состав входил и весь Кормянский район…

    Позднее во всех административных округах Москвы были открыты и работают разные специализированные магазины белорусских товаров. Эти товары пользуются большим покупательским спросом – они славятся не столь уж красивой упаковкой и не завлекательными названиями, а очень высоким качеством, что по достоинству ценят москвичи. Конечно же, ценю и я: моя повседневная обувь – белорусский товар, а для дома мы часто покупаем мясные и молочные продукты белорусского производства...

    По рекомендации посла Беларуси Виктора Даниленко я встречался с Евгением Барабановым, председателем Кормянского райисполкома Гомельской области. Кормянский район – это мая родина. Здесь в деревне Вощанки, утопающей в зелёных насаждениях, я родился и жил в родительском доме вплоть до отъезда в Москву после окончания средней школы.

    Евгений Барабанов гостеприимно встретил меня, и мы долго и обстоятельно обсуждали непростые вопросы сельской жизни после недавних перемен на государственном уровне. Находясь на ответственном посту руководителя, он знал многие проблемы всего района и для административной работы выбирал тех людей, которые, опираясь на свой опыт и профессиональные знания, могли их решить. В Кормянском районе решались основные хозяйственные задачи: поля засевались, местные предприятия продолжали работать, а главное – удалось  избежать необоснованной, грабительской приватизации, поспешно и бездумно проведённой на русской земле, что привело к деградации промышленного производства и развалу колхозов и совхозов, даже вполне рентабельных и производивших качественную сельскохозяйственную продукцию.

    С председателем райисполкома мы обсуждали вопрос об открытии районного музея. И он сказал, что музей будет открыт, как только найдётся для него помещение. К тому времени освобождалось здание бывшей аптеки. Однако оно было совсем небольшое и не подходило для размещения музейных экспонатов. Позднее это вопрос был решён по-другому – было принято решение разместить Кормянской музей в селе Литвиновичи на базе школьного музея, организованного по инициативе учителя истории Якуша И.Г. Со временем музей расширялся и обогащался разными музейными экспонатами. Сегодня в нём проводится большая, важная и многоплановая просветительская работа…

    В честь нашей встречи на родной белорусской земле Евгений Барабанов пригласил меня на берег реки Сож, где на живописной природе нас угостили вкусно приготовленной ухой из свежей, только что выловленной рыбы. О нём, опытном руководителе, отзывчивом и скромном человеке у меня сложились самые добрые впечатления и остались хорошие воспоминания. Его слова не разошлись с делом: музей был открыт и все договорённости о помощи односельчанам были выполнены, хотя сделать это было и нелегко в то непростое время, когда после распада единого Союза были нарушены деловые и производственные связи и решался важнейший вопрос выживания русского и белорусского народов…

    Я всегда помню и никогда не забываю о своей родине. Всегда думаю о ней. Не забываю о том, с каким большим уважением и любовью относились к своим ученикам учителя Вощанской и Литвиновичской школ, где мне посчастливилось учиться. Особым уважением пользовались те ученики, которые без родительского принуждения ходили в школу и стремились учиться, преодолевая все трудности учёбы. Ученики по своим способностям, воспитанности и прилежанию были разные. Многие из них росли и воспитывались в многодетных семьях, оказавшихся после войны без отцов. А матери, хотя и были заинтересованы, чтобы их дети учились, но не всегда могли помочь им в начальных классах научиться читать и считать, так как одни из них не владели простейшей грамотой, а другие были слишком заняты работой на земле и в своём домашнем хозяйстве. Были и дети, чьи родители происходили из бывших коммунаров. Они безобразничали на уроках, затевали драки, и их часто ловили в чужих огородах. От таких нерадивых детей доставалось в полной мере учителям, которые пытались направить их на путь истины, да и родители, не уделявшие должного внимания воспитанию ещё в раннем возрасте, не были в восторге от своих избалованных чад, хотя и хотели, чтобы они прилежно учились…

     Все мои школьные учителя были истинными подвижниками своего нелёгкого учительского труда, и это вполне понятно мне как педагогу, отдавшему преподаванию разных учебных дисциплин в высшей школе более сорока лет. Всем сердцем и душой любил я школу – приобщение к знаниям для меня всегда было великой радостью, и за всё время учёбы я не пропустил ни одного занятия. Конечно же, я всегда уважал своих учителей, открывших светлый и счастливый путь в науку и образование с неограниченными возможностями познавать окружающий мир.

    С большой благодарностью и особой теплотой вспоминаю учителей Вощанской семилетней школы: Зеленок А.Г., Полякову Е.Н., Шепову Н.Д., Шиловича И.Е., Короткевича Е.И., Агеенко К.М., Полякова К.М. и других. Они были разные по профессиональной подготовке, и каждый из них владел своей методикой преподавания, но все стремились, как могли,  вывести нас в люди, чтобы мы стали воспитанными и просвещёнными.

    Анна Григорьевна Зеленок – одна из первых моих учительниц в начальных классах, прививавшая любовь к учёбе. Она с большим вниманием относилась к своим ученикам, хотя и учёба давалась не всем одинаково легко. Анна Григорьевна стремилась разглядеть наклонности каждого ученика и развить его способности, как и подобает настоящему учителю и наставнику. Эта замечательная учительница преподавала в третьем и четвёртом классах, но именно она пробудила в моёй душе желание с охотой учиться и таким образом определила мою дальнейшую судьбу на долгие годы учёбы сначала в школе, а потом и в университете, где, как сказал выдающийся русский поэт Николай Некрасов, сон свершился наяву.

    Другой учитель Вощанской школы, Константин Матвеевич Агеенко не только с большим увлечением преподавал белорусский язык, но и учил выполнять слесарную работу на уроках труда и профессиональному столярному делу в старших классах. На его уроках всегда было тихо, и все ученики слушали, что скажет учитель. Константин Матвеевич, будучи не только учителем, но и мастером на все руки, часто на уроках говорил: научиться работать не только головой, но и руками в жизни всегда пригодится; надо сначала думать, а потом делать. Под его руководством и при его непосредственном участии я смастерил письменный стол с фигурными ножками, выточенными из цельных берёзовых заготовок на токарном станке. За этим столом, отполированным до блеска и покрытым лаком, я готовил домашние задания в последних двух классах. Раньше я сделал из древесины небольшой макет токарного станка, который демонстрировался на областной выставке…

    Константин Максимович Поляков, директор Вощанской школы вёл историю. Он умело организовывал учебный процесс и как настоящий хозяин следил за тем, чтобы в школе был порядок, а в классах всегда было чисто. Заботился, чтобы летом вовремя заготавливались дрова, а зимой было тепло даже в сильные морозы. И делал многое другое, чтобы учителя добросовестно трудились, а ученики прилежно учились…

    С чувством глубокой благодарности и признательности я всегда вспоминаю своих преподавателей Литвиновичской средней школы: Ладика А.В., Клименкова В.М., Курбацкую М.И., Якуша И.Г., Хадановича С.Ф., Агеенко К.М., Марченко З.Ф.,  Ганжурова Г.Г., Игнатенко М.Ф., Сергеенко П.М. и других. Каждый из них заслуживает самой превосходной, самой высокой оценки своего педагогического творческого труда. 

    С особой теплотой и трепетом, с великой благодарностью я всегда вспоминал и вспоминаю замечательного учителя физики Александра Васильевича Ладика, обладавшего природным даром просветителя и наставника. К своим ученикам вне зависимости от их способностей и прилежания он всегда относился так, как относятся любящие родители к своим любимым детям. Его ненавязчивые наставления и доброжелательное отношение к ученикам, стремление научить учиться, а не заучивать, чтобы учёба была в радость, и глубокие знания своего предмета – все эти человеческие качества и высокопрофессиональные знания выделяли его среди других учителей. Он обладал уникальным умением сложные явления природы и фундаментальные законы объяснить простым и понятным языком. Его великолепные уроки жизни и помощь в решении некоторых задач, выходящих за пределы школьной программы, его прекрасные и увлекательные уроки физики определили мою дальнейшую судьбу – я стал физиком, профессором и лауреатом государственных премий. В знак благодарности я посвятил светлой памяти Александра Васильевича Ладика одну из первых моих научно-популярных книг, выпущенной многотысячным тиражом издательством «Знание».

    На уроках белорусской литературы нам никогда не было скучно. Их вёл учитель Василий Максимович Клименков, поэт и писатель, уникальный и замечательный человек. Это был молодой талантливый педагог, только что закончивший с отличием Гомельский пединститут. Будучи известным белорусским поэтом (его стихи публиковались во многих центральных газетах и журналах) и в совершенстве владевшим своим предметом преподавания, он прививал любовь к литературе и поэзии. Без всякого принуждения он учил нас очень важному и полезному делу – излагать свои скромные мысли не только устно, но и на бумаге. Под его руководством и при его непосредственном участии я начал писать на белорусском языке стихи и заметки, которые публиковались в районной газете. Несколько заметок  опубликовано в газете «Знамя юности». Такой начальный опыт самостоятельного изложения своих мыслей пригодился мне в школе, в многолетней учёбе в университете и в моей творческой научной работе при написании статей и книг, которые оказались широко востребованными в научно-исследовательских институтах и во многих высших учебных заведениях.

    Удивительно интересными были уроки химии Марии Ивановны Курбацкой, прилагавшей много душевных сил, дабы, зажигая наши сердца, приблизить нас к тайнам строения и свойств вещества. После окончания Гомельского пединститута свободно и в совершенстве владея своим предметом, она стремилась свои профессиональные знания передать ученикам, хотя химия – отнюдь не легкий предмет, и для его освоения учителю необходимо приложить немало сил.

    Мария Ивановна, имея богатый опыт преподавания, могла объяснить в доступной и наглядной форме даже самые сложные химические процессы, весьма трудные для понимания. Некоторые из таких процессов наглядно представлялись на уроках во время проведения химических опытов в кабинете химии, смешивая в пробирках и колбах разные растворы и получая другой с новыми и необычными свойствами. Уникальный кабинет химии был создан по инициативе Марии Ивановны и укомплектован множеством веществ и реактивов, необходимых для проведения разных лабораторных работ с целью закрепления теоретических знаний. 

    Во время летних каникул она организовала для нас экскурсию и ездила вместе с нами на школьном грузовом автомобиле в город Гомель (от школы до этого города не менее ста километров), чтобы на разных промышленных предприятиях, связанных с химическими технологиями, показать химию в жизни. Своими глазами мы увидели, как выплавляется стекло, прозрачное и разных цветов, как синтезируются органические и другие материалы.

     Под руководством Марии Ивановны я оформил доклад «Гениальный сын великого русского народа». Этот доклад о М.В. Ломоносове, написанный от руки с красиво нарисованным портретом великого русского учёного на обложке, был представлен на областной выставке.

    Мои школьные знания химии, хотя и были не превосходными, как знания физики и математики, но вполне хорошими. На областной олимпиаде по химии в городе Гомеле, в которой принимали участие лучшие ученики из многих школ, мне вручили удостоверение победителя с небольшим подарком – школьной готовальней, которая пригодилась в старших классах и в университете.

    По-своему увлекательны были уроки истории, которые вёл Иван Гаврилович Якуш, организатор школьного музея, на базе которого спустя годы был создан Кормянский районный музей. В последних двух классах обучения я принимал участие в строительстве здания этого музея при возведении его кирпичных стен.

    С учителем истории и с небольшой группой любознательных учеников из разных классов мы совершали экскурсию на велосипедах по окрестным родным местам. Останавливались у чудом сохранившихся могильных курганов, где Иван Гаврилович рассказывал об истории наших древних предков…

    Бесконечно благодарен я редакции районной газеты, где в 1961–1963 годах были опубликованы мои первые стихи и небольшие заметки. За накопленные и сбережённые авторские гонорары я смог поехать в Москву, чтобы поступать в университет.

    В белорусской газете «Знамя юности» № 80 от 23 апреля 1963 г. был опубликован совсем небольшой список победителей Республиканской математической олимпиады, в котором оказалась и моя фамилия. Победа в этой олимпиаде, проводимой в два тура с устным собеседованием в городе Бобруйске, обеспечивала мне явные преимущества при поступлении в Белорусский государственный университет. Однако, на свой страх и риск,  я всё же решил поехать не в Минск, а в Москву и попытаться поступить в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

    И удача мне улыбнулась – сдав сложнейшие вступительные экзамены, я стал студентом первого курса физического факультета МГУ, одного из лучших университетов мира, куда приезжали и приезжают учиться студенты со всех континентов, из многих стран, в том числе и развитых. Таким образом, при необычно большом конкурсе для поступающих абитуриентов мне удалось по воле Божией покорить Воробьёвы (тогда Ленинские) горы.

    Это была моя вторая незабываемая поездка в Москву, предопределившая мой дальнейший жизненный путь. Первый раз я приезжал в столицу по путёвке для посещения Выставки достижений народного хозяйства летом 1961 г., и тогда впервые увидел во всей красе златоглавую Москву. Конечно же, я был бесконечно рад, что мне посчастливилось побывать в столице. И особенно меня восхитило великолепное высотное здание университета на Воробьёвых горах с блестящей в солнечных лучах золочёной звездой, вознесённой в небеса.

    Путёвку в Москву на выставку мне вручил директор Литвиновичской школы Пётр Михайлович Сергеенко. О нём у меня остались самые лучшие воспоминания. Он не вёл у нас занятий, но был опытным руководителем и заботливым организатором школьных дел. И школа всегда была готова к началу учебного года. В классах всегда было чисто и тепло даже в сильные морозы. И делал всё незаметно, но основательно, чтобы учителя чувствовали себя как дома, а ученики охотно ходили на занятия, прилежно учились и радовали своих учителей и родителей…

    На завершающей стадии обучения в МГУ учёный совет физического факультета рекомендовал меня в аспирантуру, куда я и поступил после службы в армии в звании офицера. Учёба в аспирантуре закончилась защитой диссертации на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук. Позднее, в 1992 г. мне была присуждена учёная степень доктора технических наук без диссертации, по совокупности научных работ, включающих мои первые книги-монографии. В научной практике аттестации учёных такое присуждение – исключительно редкий случай и тогда, и в наше время…

    Я благодарен государству за столь высокую оценку моих научных трудов – три государственные премии и звание Заслуженный деятель науки Российской Федерации, присваиваемое выдающимся учёным. В научном сообществе многих поколений такое высокое признание государством научных достижений – исключительно большая редкость. Мой скромный вклад в науку ценили и ценят и на моём родном физическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова – на одном из стендов, посвящённых лауреатам-физикам, академикам: Курчатову И.В., Боголюбову Н.Н., Арцимовичу Л.А., Сахарову А.Д. и многим другим выдающимся учёным, – нашлось место и для моей фотографии…

     Счастлив тот ученик, который волею судьбы оказался в надёжных руках любимых учителей, сеющих разумное и вечное и обогащающих знаниями – неиссякаемым  источником совершенства всего сущего.

     

    Библиографические ссылки

    Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019. – 144 с.

    Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой

    России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.

    Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.    

    Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.

    Карпенков С.Х. Экология: учебник  в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.

    Степан Харланович Карпенков

     

    Русская Стратегия

    http://rys-strategia.ru/

    Категория: История | Добавил: Elena17 (12.01.2018)
    Просмотров: 422 | Теги: мемуары, степан карпенков
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1769

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru