Русская Стратегия


"Итак, на очереди главная задача - укрепить низы. В них вся сила страны. Будут здоровы и крепки у государства, поверьте, и слова русского правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед всем миром. Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа - вот девиз для нас всех, русских!" (П.А. Столыпин)

Категории раздела

История [2133]
Русская Мысль [291]
Духовность и Культура [386]
Архив [981]
Курсы военного самообразования [93]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

НАШИ ПРОЕКТЫ

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

КОНТРПРОПАГАНДА

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    С.Х. Карпенков. Подвижники просвещения

    В нашей большой семье всегда была благожелательная атмосфера. Я не помню, чтобы мои отец и мать запрещали кому-то из моих братьев, сестёр и мне поступать в пионеры и комсомол. Однако я не вступал ни в пионеры, ни в комсомол и вовсе не потому, что так велели родители, – такой выбор я делал самостоятельно, по собственному убеждению, твёрдо зная, что вступление в какие-то не совсем понятные ряды – дело добровольное. По этой же причине в зрелом возрасте я не был членом партии, даже тогда, когда служил офицером в армии. Вступать в пионеры в начальных классах Вощанской семилетней школы мне никто не предлагал, и никто из учеников в нашем классе не носил галстук. Одна из причин – в начале 50-х годов прошлого века в магазинах не было не только самого необходимого – хлеба, но и многого другого, включая красные галстуки для пионеров. В комсомол меня никто насильно не пытался загнать. Вспоминается один случай из школьной жизни. Однажды в Литвиновичской средней школе (тогда я учился в одиннадцатом классе) учитель математики Ганжуров Г.Г., классный руководитель, при встрече со мной в коридоре пытался выразить опасение за мою дальнейшую судьбу. Однако из такого доброжелательного опасения и предупреждения вовсе не следовало, что я обязан был вступить в комсомол. С поступлением в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова я попал в интеллигентную среду, где по достоинству ценили и ценят до сих пор прилежную учёбу, стремление к знаниям, добросовестный труд и научные достижения, а вовсе не социальное происхождение или какую-либо партийную принадлежность. Такое уважительное общечеловеческое отношение ко всем людям в университете (вне зависимости от служебного положения, учёных степеней и званий преподавателей и сотрудников, и вне зависимости от уровня обучения студентов и аспирантов) во многом исходило от ректора Петровского Ивана Георгиевича, талантливого руководителя, человека большого ума и совести, академика, выдающегося математика с мировым именем, но беспартийного.

    Вспоминаются некоторые эпизоды моей общественной работы после окончания университета, связанные с налаживанием партнерских отношений между Белоруссией и Россией, нарушенных в следствие распада Советского союза. Тогда я работал заведующим кафедрой Государственной академии управления и поддерживал деловые связи с Министерства образования и науки. Свои связи с министерством и правительством Москвы я пытался направить на единение русского и белорусского народов – по своим древним корням и своей национальной и человеческой сути единого, братского, славянского народа. Встречался я с Виктором Даниленко, чрезвычайным и полномочным послом республики Беларусь в России, и с префектом Юго-Западного округа города Москвы Петром Аксёновым. В какой-то степени эти и другие встречи и беседы способствовали упразднению искусственно созданных барьеров в образовательном пространстве и налаживанию цивилизованного рынка белорусских товаров в Москве. В частности, на территории Юго-Западного округа, где я проживаю, до сих пор регулярно, несколько раз в год открывается рынок продуктов и непродовольственных товаров, произведённых в Гомельской области Беларуси. Эти товары пользуются большим спросом – они славятся не столь уж красивой упаковкой и не завлекательными названиями, а очень высоким качеством, что по достоинству ценят москвичи. Конечно, ценю и я: моя повседневная обувь – белорусский товар, а для дома мы часто покупаем мясные и молочные продукты белорусского производства.

    По рекомендации посла Беларуси Виктора Даниленко я встречался с председателем Кормянского райисполкома Евгением Барабановым, с которым мы долго и обстоятельно обсуждали житейские проблемы моих земляков. В честь нашей встречи он пригласил меня на берег реки Сож, где на живописной природе нас угостили вкусно приготовленной ухой из свежей, только что выловленной рыбы. О председателе Барабанове, отзывчивом, скромном человеке и опытном руководителе, у меня остались самые добрые воспоминания. Его слова не разошлись с делом: все договорённости о помощи односельчанам были выполнены, хотя сделать это было и нелегко.

    Я всегда помню и никогда не забываю о том, с каким большим уважением и любовью относились к своим ученикам учителя Вощанской и Литвиновичской школ, где мне посчастливилось учиться. Все они были истинными подвижниками своего нелёгкого учительского труда, и это особенно понятно мне как педагогу, отдавшему преподаванию разных дисциплин в высшей школе более 40 лет. Всем сердцем и душой любил я школу – приобщение к знаниям для меня всегда было великой радостью, и за всё время учёбы я не пропустил ни одного занятия. Конечно же, я всегда уважал своих учителей, открывших светлый и счастливый путь в науку с неограниченными возможностями познавать окружающий мир.

    С большой благодарностью и особой теплотой вспоминаю учителей Вощанской семилетней школы: Зеленок А.Г., Полякову Е.Н., Шепову Н.Д., Шиловича И.Е. Короткевича Е.И., Агеенко К.М., Полякова К.М. и др. Анна Григорьевна Зеленок была одной из первых моих учительниц в начальных классах, прививавшая любовь к учёбе. Она стремилась разглядеть наклонности каждого ученика и развить его способности. Другой учитель, Константин Матвеевич Агеенко не только с большим увлечением преподавал белорусский язык, но и учил слесарному делу на уроках труда в Вощанской школе и профессиональному столярному делу в Литвиновичской школе.

    С чувством глубокой благодарности и признательности я вспоминаю своих преподавателей Литвиновичской средней школы: Ладика А.В., Клименкова В.М., Курбацкую М.И., Якуша И.Г., Хадановича С.Ф., Агеенко К.М., Марченко З.Ф., Ганжурова Г.Г., Игнатенко М.Ф., Сергеенко П.М. и др. Каждый из них заслуживает самой превосходной, самой высокой оценки своего педагогического творческого труда.

    С особой теплотой и трепетом, с великой благодарностью я всегда вспоминал и вспоминаю замечательного учителя физики Александра Васильевича Ладика, обладавшего природным даром просветителя и наставника. К своим ученикам вне зависимости от их способностей и прилежания он всегда относился так, как относятся любящие родители к своим любимым детям. Его ненавязчивые наставления и доброжелательное отношение к ученикам, стремление научить учиться, а не заучивать, чтобы учёба была в радость, и глубокие знания своего предмета, умение сложные явления и законы природы объяснить простым понятным языком – все эти человеческие и высокие профессиональные качества выделяли его среди других учителей. Его великолепные уроки жизни и помощь в решении некоторых задач, выходящих за пределы школьной программы, его прекрасные и увлекательные уроки физики определили мою дальнейшую судьбу – я стал физиком, профессором и лауреатом государственных премий. В знак благодарности я посвятил светлой памяти Александра Васильевича Ладика одну из первых моих научно-популярных книг, вышедшей многотысячным тиражом.

    На уроках белорусской литературы нам никогда не было скучно. Их вёл учитель Василий Максимович Клименков, поэт и писатель, уникальный и замечательный человек. Это был молодой талантливый педагог, только что закончивший с отличием Гомельский пединститут. Будучи известным белорусским поэтом (его стихи публиковались во многих центральных газетах и журналах) и в совершенстве владевшим своим предметом преподавания, он прививал любовь к литературе и поэзии. Без всякого принуждения он учил нас очень важному и полезному делу – излагать свои скромные мысли не только устно, но и на бумаге. Под его руководством и при его непосредственном участии я начал писать на белорусском языке стихи и заметки, которые публиковались в районной газете. Такой начальный опыт самостоятельного изложения своих мыслей пригодился мне и в многолетней учёбе в университете, и в моей творческой научной работе при написании статей и книг, которые оказались широко востребованными во многих высших учебных заведениях.

    Удивительно интересными были уроки химии Марии Ивановны Курбацкой, прилагавшей много душевных сил, дабы, зажигая наши сердца, приблизить нас к тайнам строения и свойств вещества. Имея богатый опыт преподавания, она стремилась объяснить в доступной и наглядной форме даже самые сложные химические процессы, весьма трудные для понимания. Мои школьные знания по химии, хотя и были не превосходными, как по физике и математике, но вполне хорошими – на областной олимпиаде по химии в городе Гомеле мне вручили удостоверение победителя с небольшим подарком – школьной готовальней. Под руководством Марии Ивановны я оформил доклад о М.В. Ломоносове, который был представлен на областной выставке. Она организовала для нас экскурсию и ездила вместе с нами в грузовом школьном автомобиле в Гомель (от школы до этого города не менее ста километров), чтобы на разных промышленных предприятиях показать химию в жизни.

    Увлекательны были уроки истории, которые вёл Иван Гаврилович Якуш, организатор школьного музея, на базе которого был создан Кормянский районный музей. С ним и с небольшой группой любознательных учеников из разных классов мы совершали экскурсию на велосипедах по окрестным родным местам. Останавливались у чудом сохранившихся могильных курганов, где Иван Гаврилович рассказывал об истории наших древних предков.

    Бесконечно благодарен редакции районной газеты, где в 1961–1963 годах были опубликованы мои первые стихи и небольшие заметки. За накопленные и сбережённые авторские гонорары я смог поехать в Москву, чтобы поступать в университет.

    В белорусской газете «Знамя юности» № 80 от 23 апреля 1963 г. был опубликован совсем небольшой список победителей Республиканской математической олимпиады, в котором оказалась и моя фамилия. Победа в этой олимпиаде, проводимой в два тура с устным собеседованием, обеспечивала мне явные преимущества при поступлении в Белорусский государственный университет. Однако я всё же решил поехать не в Минск, а в Москву и попытаться поступить в МГУ, и удача мне улыбнулась – сдав сложнейшие вступительные экзамены, я стал студентом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, одного из лучших университетов мира, куда приезжали и приезжают учиться студенты со всех континентов, из многих стран, в том числе и развитых.

    Это была моя вторая поездка в Москву, предопределившая мой дальнейший жизненный путь. Первый раз я приезжал в столицу по путёвке для посещения Выставки достижений народного хозяйства летом 1961 г., и тогда впервые увидел во всей красе златоглавую Москву. Конечно же я был бесконечно рад, что мне посчастливилось побывать в столице. И особенно меня восхитило великолепное высотное здание университета на Воробьёвых (тогда Ленинских) горах с блестящей в солнечных лучах золочёной звездой, вознесённой в небеса.

    Путёвку в Москву на выставку мне вручил директор Литвиновичской школы Пётр Михайлович Сергеенко. О нём у меня остались самые лучшие воспоминания. Он не вёл у нас занятий, но был опытным, заботливым организатором и руководителем и делал очень много, чтобы школа всегда была готова к началу учебного года, чтобы в ней всегда было чисто и тепло даже в сильные морозы, чтобы в ней учителя чувствовали себя как дома, а ученики охотно ходили на занятия, прилежно учились и радовали своих учителей и родителей.

    На завершающей стадии обучения в МГУ учёный совет физического факультета рекомендовал меня в аспирантуру, куда я и поступил после службы в армии в звании офицера. Учёба в аспирантуре закончилась защитой диссертации на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук. Позднее, в 1992 г. мне была присуждена учёная степень доктора технических наук без диссертации, по совокупности научных работ, включающих мои первые книги-монографии. В научной практике такое присуждение – исключительно редкий случай и тогда, и в наше время.

    Я благодарен государству за столь высокую оценку моих научных трудов – три государственные премии и звание Заслуженный деятель науки Российской Федерации, присваиваемое выдающимся учёным. В научном сообществе многих поколений такое высокое признание государством научных достижений – исключительно большая редкость. Мой скромный вклад в науку ценили и ценят и на моём родном физическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова – на одном из стендов, посвящённых лауреатам-физикам: академикам Курчатову И.В., Боголюбову Н.Н., Арцимовичу Л.А., Сахарову А.Д. и многим другим выдающимся учёным, – нашлось место и для моей фотографии.

     

    Карпенков Степан Харланович,

    профессор, лауреат Государственной премии

    и премий Правительства РФ

     

    Москва, 5.01. 2018 г.

     

    Русская Стратегия

    http://rys-strategia.ru/

    Категория: История | Добавил: Elena17 (12.01.2018)
    Просмотров: 87 | Теги: мемуары, степан карпенков
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Русская Стратегия - радио Белого Движения

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 938

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru