Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4872]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [909]
Архив [1662]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Судьбы. Подпоручик Александр СЕРОВ — сын великого русского художника

    https://i0.wp.com/www.ourbaku.com/images/a/a8/Serov%29%29_-_Copy.JPG

    Саша родился в 1892 году в Москве в известной российской творческой семье.

    Дед, Александр Николаевич Серов, знаменитый в то время композитор и музыкальный критик.

    Бабушка, Валентина Семёновна Серова, урождённая Бергман, первый в России профессиональный композитор-женщина, музыкальный критик, общественный деятель.

    Отец, Валентин Александрович Серов, один из самых талантливых художников в истории русской живописи, действительный член Императорской Академии художеств.

     

    В январе 1889 года [1] Валентин Серов женился на молодой учительнице Ольге Федоровне Трубниковой, воспитаннице его родственников Симоновичей.
    Свадьба состоялась в Петербурге, а осенью 1890 года молодые супруги поселились в Москве.
    Семья была большой и дружной. У супругов было шестеро детей:

    • Ольга (1890-1946) — в конце жизни написала книгу «Воспоминания о моем отце Валентине Александровиче Серове», умерла в Москве.
    • Александр (1892-1959) — морской летчик, жил в нескольких странах. Но всегда и везде старался сохранить честь России и своей фамилии.
    • Георгий (Юрий) (1894-1929) — учился вместе с М.А.Чеховым и Ю.А.Завадским в театральной студии Е.Б. Вахтангова, артист Первой студии МХТ. С 1922 г. жил за границей. Умер в Париже, похоронен на кладбище Кондэ, под Парижем. [2]
    • Михаил (1896-1938) — скончался в Москве.
    • Антон (1900-1942) — вместе с женой погиб во время блокады в Ленинграде.
    • Наталья (1908-1950) — некоторое время в эмиграции жила в Париже, потом переехала в Ливан, к своему старшему брату Александру, но вскоре вернулась в Париж. Профессионально занималась фотографией. После 1932 года вернулась в СССР. Умерла в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.

    На картине Серова В.А. «Дети» (1899) изображены сыновья художника — семилетний Саша и пятилетний Юра.
    Мальчики стоят на террасе дачного дома В.В. Матэ в окрестностях Терийок на берегу Финского залива.
    Саша смотрит на открывающуюся перед ним панораму Финского залива и угасающего северного неба, а Юра (Георгий) повернулся к нам и глядит задумчиво и серьезно.
    Мальчики одинаково одеты и внешне похожи друг на друга. Но художник показывает разницу их состояний, серьезную сосредоточенность старшего и мечтательную задумчивость младшего, тонко подмечает характерность неповторимых детских жестов, непосредственность душевных движений, наивность и чистоту. [3]

    « Был Саша Серов человеком одаренным необычайно. Как-то в июне, еще до Первой мировой войны, семья Серовых собралась в небольшом летнем домике на берегу Финского залива, так Саша Серов по довольно потрепанной книжке, изданной в Швеции на шведском, естественно, языке, самостоятельно построил яхту. И какую яхту! Изящную, как у Грина, стремительную, с косым высоким парусом! Он успешно ходил на ней по заливу, закладывая крутые повороты и вызывая восхищенные возгласы у публики, толпившейся на берегу.»
    Из воспоминаний сына — Григория Александровича. [4]

    Саша учился в московском мужском среднем коммерческом училище Цесаревича Алексея в Стремянном переулке, 28.

    Окончил училище в 1909 году.
    Из письма : « В.А.СЕРОВ — О.Ф. СЕРОВОЙ
    <Около 20 марта 1909 г. Петербург>

    …скажи Саше, что я поздравляю его и считаю его молодцом. Занимался он хорошо, как и надлежит мужчине — и толково. Чередование пятерок с четверками вещь самая благородная, когда все 5 — скучно, 3 — режет глаз.
    Пусть Саша надумает, что ему преподнести: часы ли, подзорную трубу…»

    Александр продолжил свое образование на кораблестроительном отделении Санкт-Петербургского политехнического института императора Петра Великого.
    Активно занимался спортом.
    Из письма: «В.А. СЕРОВ — О.В. СЕРОВОЙ
    <Около 4/17 мая 1911 г. Флоренция>

    …Саша, увлекайся атлетикой, но, повторяю, в меру, а то сделаешься Уточкиным 2-м [5] или Бутылкиным 1-м [6]

    «Когда началась Первая мировая война, Александр Серов прервал учебу в политехническом институте имени Петра Великого (учился на кораблестроительном факультете) и добровольно пошел в армию — не посчитал возможным отсиживаться в тылу, когда люди воюют.»
    Из воспоминаний сына — Григория Александровича. [7]

    В начале осени 1915 года в Петрограде начался набор добровольцев в воздушный флот из числа студентов высших учебных заведений. Свое заявление Александр отнес в канцелярию шефа авиации великого князя Александра Михайловича, которая размещалась на Обводном канале, неподалеку от Мариинского оперного театра.

    Вскоре в приемной начальника канцелярии он получил предписание: к 12 часам дня явиться на корпусный аэродром в распоряжение командира 1-й авиационной роты полковника Германа.

    Так осенью 1915 года Александр Серов стал солдатом царской армии, добровольцем (охотником).

    Таких добровльцев собралось в 1-й авиароте 62 человека, из которых сформировали взвод и отдали в распоряжение фельдфебеля.
    Через две недели взвод отправили на Петербургские офицерские теоретические авиационные курсы при Политехническом институте в Лесном. Перед отправкой всем выдали полный комплект нового солдатского обмундирования.
    В конце октября 1915 года взвод приехал в Лесное.

    На курсах изучали теорию авиации, самолеты и двигатели, аэрологию и аэронавигацию, фотографию, администрацию и фортификацию. Практический цикл состоял из работы в авиамастерских, стрельбы и строевых занятий, включавших в себя умение командовать отделением, взводом, ротой и, наконец, батальоном.

    Из 62 человек только 20 по окончании курсов сразу уехали в летную школу. Остальные изъявили желание идти в морскую авиацию и ждали назначения в школы гидроавиации.

    После экзаменов Серов был произведен в младшие унтер-офицеры и для обучения полетам на летающих лодках направлен в Петроградскую Офицерскую школу морской авиации.

    Так как на зимний период работы ПОШМА была переведена в Баку, Серов с группой офицеров и нижних чинов прибыл в Баку.

    С 8 февраля 1916 года охотник 1-го разряда младший унтер-офицер Александр Серов зачислен в Переменный состав Бакинского отделения офицерской школы морской авиации.

    Согласно Приказу НШ № 288 от 12 февраля 1916 года начал обучение полетам с Руководителем.

    « II- я группа
    Руководитель Мичман Петров
    Охотн. I раз. мл. ун. оф. Антоненко
    — » —  Миккола
    — » —   Серов
    — » —  Мельников
    — » —  Протопопов
    — » —  Куркевич
    — » —  Плахотниченко
    — » —  Бианки
    — » —  Отс
    — » —  Тутурин
    Охотник I раз. Гелиг »

    К 1-му марта 1916 года продолжал полеты с Руководителями и изучал теоретические дисциплины.

    В Приказе № 375 от 29. 02. 1916 г. Начальник Школы капитан 1-го ранга Янович А.А. объявляет о Приказе Директора маяков и лоции Каспийского моря и Командира Бакинского порта по созданию комиссии для проэкзаменования части слушателей Школы (список дан в Приказе № 438) на звание авиационного прапорщика Флота.

    Экзамены проводились с 14 по 16 марта 1916 года, что было определено Приказом по Школе № 438. В Акте приёмной комиссии от 19 марта 1916 г. сказано, что все перечисленные в Приказе № 438 охотники успешно сдали экзамены.

    В РапОрте № 808 от 20 марта 1916 г. на имя Директора Маяков и Лоций Каспийского моря и Командира Бакинского порта контр-адмирала Клюпфеля Е.В. председатель экзаменнационной комиссии Начальник Школы Янович А.А. сообщает :
    «… все сдали экзамен и все заслуживают быть произведёнными в звание офицера».

    После сдачи экзамена на звание авиационного прапорщика Александр Серов продолжал свою летную и теоретическую подготовку.

    Первый период работы Бакинского отделения ОШМА закончился 27 апреля 1916 года.
    Школа возвращалась в Петроград.

    В мае 1916 года Школа морской авиации приступила ко второму периоду своей работы в Петрограде.

    Телефонограмма № 3864 от 14 мая 1916 года
    Воздухоплавательного Отделения Морского Генерального Штаба
    В Штаб Воздушной Обороны   телефон 233-54

    «Отделение сообщает, что от сего числа впредь до закрытия морской навигации от восхода до заката Солнца будут производиться полёты на морских самолётах из Офицерской Школы Морской Авиации, что на Гутуевском острове и с Морской станции завода Щетинина, что на Крестовском острове в районе от Невских берегов до Кронштадта.

    За Начальника Отделения
    Лейтенант Миклашевский»

    В начале мая 1916 года младший унтер-офицер Серов приступил к учебным полетам в небе Балтики.

    К 1-му июля 1916 года летал самостоятельно, готовясь к сдаче экзаменов на звание морского летчика.

    «Личный состав Офицерской Школы Морской Авиации Отдела Воздушного Флота
    к 1-му июля 1916 года:

    ПЕРЕМЕННЫЙ СОСТАВ:
    I- я группа /летают самостоятельно/
    ……………………………..
    12.Мл.у.о.о. I р. Серов
    ……………………………..»

    В Петроградской школе обучающиеся вначале сдавали летный, а затем теоретический экзамены.

    Строевой унтер-офицер Серов успешно сдал экзамен «испытания в полетах» 30 июля 1916 года,
    а теоретический экзамен — 6 августа 1916 года.

    После сдачи экзаменов за курс школы произведен в прапорщики по авиационной части.

    № 1620. Царская Ставка, 23-го августа 1916 года.

    «Производятся: по экзамену, в прапорщики по авиационной части: строевые унтер-офицеры: Юрий Отс, Николай Тутурин, Антоний Бианки, Вяйне Миккола, Вадим Протопопов, Василий Антоненко, Александр Серов, Иван Куркевич, Николай Мельников, Иван Плахотниченко и Сергей Левитский.»

    До утвеждения в звании морского летчика оставался в Постоянном составе Школы на должности Руководителя, занимаясь летной подготовкой курсантов. (Фото № 3.)

    Циркуляр Главного Морского Штаба № 363 от 19-го сентября 1916 года. «Согласно ст. 63-й Положения о службе авиации в службе связи, Морской Министр утвердил в звании морских летчиков: лейтенанта Павла Эмеретли, с 22-го августа сего года, и прапорщиков по авиационной части: Антония Бианки, Вяйне Миккола, Вадима Протопопова, Александра Серова и Сергея Левитского, с 23-го августа сего года.»

    В конце 1916 года вернулся в Баку и продолжал службу в должности Руководителя (инструктора по полетам) в Постоянном составе БОШМА с ноября 1916 г. по апрель 1918 г.

    Serov 02.jpg

    В 1917 году произведен в подпоручики по адмиралтейству.

    Летом 1918 г. в составе РККВФ был сформирован Беломорский гидроавиаотряд из 6 самолётов М-9.
    9 августа 1918 г. этот вновь сформированный в Ораниенбауме отряд получил приказ перебазироваться на Север. Он разместился в Котласе (3 самолёта М-9) и на ст. Плесецкая (3 самолёта М-9).

    01.09.1918 г. подпоручик Серов, будучи лётчиком Беломорского гидро-авиационного отряда, перелетел к белым в районе ст. Обозерская.

    Лётчик, а затем командир эскадрильи Славяно-Британского авиационного корпуса (в чине лейте­нанта).

    09.1919 г. убыл из Архангельска на Юг России.

    В 1920 году на английском корабле, направлявшемся в Грецию, в Салоники, покинул Россию.

    К этому времени Серов был женат, имел ребенка.

    Жена, Елизавета Федоровна (ур. Гетенко), была дочерью крупного московского ювелира, окончила педагогический институт.
    После революции ей с трудом удалось устроиться на работу в отдел начального образования Московской области.
    Сведений о муже не имела несколько лет.

    Дальнейшая судьба Александра Серова и его семьи по воспоминаниям сына Григория [8] выглядит так:

    • Александр в Греции устроился работать механиком в мастерские.
    • В 1921 году переехал в Ливан и стал там водителем катка на строительстве новой дороги.
      «О том, что ему пришлось выполнять грязную, «неинженерную» работу, сидеть за баранкой здоровенной, трамбующей полотно дороги своим огромным паровозным весом машины, Серов никогда не жалел. Наоборот, вспоминал об этой работе с добрым чувством.
      — Жалованье водителя катка было очень высоким, — рассказывал он впоследствии своему сыну, — мне платили целый золотой фунт в день. Представители других специальностей не получали такой суммы за месяц.»
    • Вскоре добсовестного работника приметили и перевели работать в земельный кадастр.
      «Работал Александр на совесть, старался, чтобы его не могли ни в чем упрекнуть — абсолютно ни в чем. В конце концов он стал главным инженером кадастра. Без его подписи не могла быть нарезана ни одна пядь земли ни в Сирии, ни в Ливане. Он никогда ни у кого не брал денег, честности его удивлялись.»
    •  «Трудно перечислить должности и работы, которые довелось занимать и выполнять русскому эмигранту, — пишет известный русский журналист Константин Максимов. — То, что сегодня маленький Ливан меньше, чем все его соседи, нуждается в воде, — во многом заслуга Александра Серова. Он лично составил — либо под его началом были составлены — карты, планшеты и схемы «водных мест» Ливана. Именно под его руководством была произведена топографическая съемка бассейнов рек, в том числе и Литани — самой важной водной артерии Ливана. Под его контролем и при его участии была построена первая, действующая сегодня, горная электростанция в Набаа Сафа».
    • Наконец жена получает письмо от мужа и начинает оформлять документы на выезд за границу. В 1924 году покидает Страну Советов. По советскому паспорту она с ребенком из Одессы морем добралась до Стамбула. В Бейруте семья воссоединяется.
    • В 1932 году в Ливане была проведена перепись населения. Всем, кто пожелал принять ливанское подданство, такая возможность была предоставлена: у переписчиков имелись специальные анкеты, которые надо было заполнить и получить соответствующую отметку в паспорте. Александр Серов с семьей принял ливанское гражданство. К этому времени у Серовых было уже пятеро детей.
    • Во время Второй мировой войны «по заказу англичан построил три немагнитных минных тральщика, оказавшихся совершенно уникальными, единственными в своем роде с точки зрения инженерных решений. Следом Серов построил плавучий док и добрый десяток самых разных судов — траулеры, сейнеры, баржи. Затем последовал особый заказ — возвести сторожевое судно для ливанской таможенной службы. Серов и с этой задачей справился блестяще.  Построил несколько прогулочных судов «для миллионеров».»
    • Бывший русский морской летчик «сконструировал уникальный станок по производству бетонных труб, что было крайне важно для Ливана, который и дороги новые строил, и ирригационные системы возводил, и водопроводы с канализационными сетями прокладывал, — для всего этого нужны были трубы — и желательно свои, отечественного производства.»
    • Александр Валентинович «разработал первые в Ливане правила уличного движения, а также бланк водительского удостоверения, которое сам, кстати, и получил за номером один.»
    Умер Александр Валентинович Серов в 1959 году в Бейруте.

    Примечания:

    1. 29 января 1889 года, в церкви Семеновского полка в Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой. Все обстояло просто. Присутствовали одни родственники. Шафером Серов попросил выступить Сергея Мамонтова, а в свидетели пригласил И.Е. Репина. После торжественной церемонии в церкви все поехали в арендованную молодыми для жилья квартиру на Михайловской площади, где по этому случаю состоялось чаепитие.[1]
    2. [2]
    3. [3]
    4. [4]
    5. Сергей Исаевич Уточкин (1874—1916) — спортсмен-любитель, один из первых русских летчиков.
    6. А. С. Бутылкин — московский велосипедист-гонщик.
    7. [5]
    8. [6]

    Источник

     

    Категория: История | Добавил: Elena17 (08.02.2018)
    Просмотров: 1246 | Теги: даты, Первая мировая война, россия без большевизма, русское воинство, сыны отечества
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru