Web Analytics


Русская Стратегия


"Ничего нет выше Родины и служения Ей." А.В. Колчак

Категории раздела

История [2525]
Русская Мысль [321]
Духовность и Культура [436]
Архив [1139]
Курсы военного самообразования [101]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

КОНТРПРОПАГАНДА

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    «Предсмертный допрос продолжался шестнадцать суток» Памяти преподобномученицы Августы (Защук; 1871–1938)

    В январские морозы 1938 года в холодной камере ждала решения своей участи пожилая схимонахиня Августа (Защук). Приговор особой тройки НКВД был объявлен в канун Рождества Христова, и до казни двадцати священников, монахинь и мирян оставались считанные часы.

    На последней фотографии матушки Августы перед нами доброе усталое лицо, умные глаза, во всём облике — мир душевный, твёрдость, спокойствие монахини, которая уверена в Божием Промысле о ней.

    Перед смертью человек часто вспоминает всю прошедшую жизнь, осмысливает её. А жизнь этой монахини была непростой. Будущая преподобномученица Августа, в миру Лидия Васильевна Защук, родилась в Санкт-Петербурге. Отец — тайный советник из потомственных дворян, мать из семьи штабс-капитана. Лидия окончила знаменитый Смольный институт, знала несколько иностранных языков и обладала литературными дарованиями.

    После венчания с молодым, блестяще образованным офицером девушку, казалось, ждала счастливая семейная жизнь, но счастья, к сожалению, не получилось. Детей в браке не было, зато тяготы и мучения десяти лет замужества стали уроками смирения и терпения для будущей монахини.

    Побывала Лидия и за границей, вернулась на Родину, в начале 1900-х работала делопроизводителем и переводчиком на Адмиралтейском судостроительном заводе Петербурга, а в 1917 г. выдавала промысловые свидетельства в Городской Думе уже Петрограда.

    В письме Лидия писала об этом времени: «Средства у меня отняла революция, и я была этому рада, так как иначе не узнала бы близости Господа к человеку».

    После революции Господь привёл Лидию Васильевну в Оптину Пустынь

    После революции Господь привёл Лидию Васильевну в Оптину Пустынь, где она наконец обрела то, что долго искала — веру. Почувствовала благодать прославленной обители. Близко узнала Оптинских старцев: преподобного Нектария и иеромонаха Никона (Беляева), будущего преподобномученика.

    В Оптиной пустыни, как и в других монастырях России, власти образовали племхоз и совхоз, а сами монахи организовали «Садово-огородное промысловое и кооперативное товарищество». Попытка братии сохранить монастырь хотя бы в таком виде успехом не увенчалась: «товарищество» в 1924 году закрыли «за антисоветскую агитацию».

    В монастыре хозяйничали новые власти, царила полная неразбериха, пропадали и расхищались книги, святыни. Учреждения и отдельные лица самовольно захватывали помещения Оптиной, обменивались ими, как хотели. Появились случаи вандализма: солдаты расквартированной в обители воинской части стали вколачивать гвозди в прекрасную стенную живопись монастырской трапезной.

    Братия пытались спасти святыни хотя бы в новосозданном музее, к которому отошли богатейшие монастырская и скитская библиотеки, архив и некоторые здания обители. Первым заведующим Оптинского музея стал в 1919 году отец Никон (Беляев).

    После его ареста заведующая — Лидия Васильевна. Что можно сказать о работниках этого музея? Преподобноисповедник Никон. Преподобноисповедник Агапит (Таубе). Монахиня Мария (Добромыслова), дочь козельского священника, духовное чадо отца Никона, автор замечательной книги «Житие иеромонаха Никона». Поэтесса и детская писательница Надежда Павлович, верное чадо преподобного Нектария и автор воспоминаний о нём… Самоотверженные, бескорыстные, упорные, они стремились сохранить духовные ценности Оптиной, её святыни. Были обречены и знали о своей обречённости. Но также знали, что короткой земной жизнью всё совсем не заканчивается.

    Лидия Васильевна писала в Главмузей: «Что делать, если в помещения храмов со стенной и потолочной живописью начнут складывать овощи, а меня арестовывать за контрреволюцию, хотя я от колыбели до могилы не хотела и не хочу думать даже о политике... Тюрьмы в Калужской, Смоленской и Вяземской губерниях не отапливаются, и за отсутствие политических идей долго сидеть в тюрьме было бы трудновато».

    Она пережила шестнадцать арестов, восемь раз по две недели тюремного заключения

    А в тюрьме ей посидеть пришлось — «за политическую неблагонадёжность». Труды Лидии Васильевны получили достойную оценку безбожных властей: она пережила шестнадцать арестов, восемь раз по две недели тюремного заключения. Из тюрьмы возвращалась совершенно больной. Как-то по этапу была отправлена через Вязьму и Смоленск в Калужскую тюрьму и вернулась в Оптину пустынь только через три недели, больная тифом.

    Несмотря на преследования властей, деятельность музея расширялась. В 1922 году музей добился декрета о признании неприкосновенности парка Оптиной пустыни. Двенадцатого августа 1922 года отошёл ко Господу преподобный оптинский старец Анатолий (Потапов). Его вещи («обиходные предметы») «ввиду особого бытового значения» были приняты в музей и зарегистрированы как экспонаты. Это было небольшой победой и позволяло сохранить святыни для потомков.

    Для занятий в Оптину пустынь приезжали работники научных обществ, петербургской Академии Наук, писатели, слушатели курсов. Среди посетителей имена известных деятелей тех лет. Группы экскурсантов приходили зачастую пешком из дальних мест, в обители им, как ранее паломникам богомольцам, предоставлялся кров.

    Но богоборческие власти не дремлют и наносят встречный удар: начинает работу ликвидационная комиссия по роспуску монашеской артели с конфискацией имущества. «Садово-огородническое товарищество» отделило одну комнату для приезжавших в Оптину, и это послужило поводом для обвинительного приговора суда, полагавшего, что в этой комнате помещались исключительно богомольцы.

    Методично проводят обыски и аресты, опечатывают помещения Музея, отнимают ключи у Лидии Васильевны. Святыни, а по определению безбожников «музейный материал», отправляют в кладовку, в поисках спрятанных сокровищ пробивают своды храма преподобной Марии Египетской.

    В доносе, названном «докладной запиской», в калужский губисполком говорится: «Л.В. Защук, бывшая зав. музеем (с большим трудом отстранённая)… при изъятии церковных ценностей была за противодействие арестована, религиозна до крайней фанатичности, свою службу сочетавшая с поклонением старцам».

    Неудивительна характеристика властей: «религиозна до крайней фанатичности»

    Неудивительна характеристика властей: «религиозна до крайней фанатичности». Верующих людей тогда иначе, как фанатиками, не называли. Вины за собой Лидия Васильевна не признала — наоборот, грамотно отвергала все обвинения. Например, на обвинение в незаконных богослужениях заявила твёрдо: «За молитвы частных лиц в своих помещениях никто отвечать не может».

    В 1923 году монастырь был окончательно разгромлен и ликвидирован. Лидия Васильевна ещё некоторое время работала в Оптиной пустыни, подписываясь как «зав. правлением музея-усадьбы», но в 1924 году она была вынуждена покинуть Оптину вместе с её последними насельниками. Сам музей дотянул до двадцать восьмого года и тоже был закрыт.

    Жила Лидия Васильевна недалеко от Оптиной в городе Белёве, перебивалась грошами от частных уроков немецкого и французского. В тридцатые годы здесь жили многие ссыльные монахи Оптиной пустыни и монахини Шамординского монастыря. Именно тогда епископ Белевской епархии Игнатий (Садковский) организовал тайный женский монастырь. Здесь по его благословению Лидия Васильевна и была пострижена в монахини с наречением имени Августы, а затем в схиму.

    Шестнадцатого декабря 1937 года вместе с последним настоятелем Оптиной Пустыни схиархимандритом Исаакием (Бобриковым) Лидия Васильевна была арестована за организацию подпольного монастыря.

    Допрос немолодой монахини продолжался шестнадцать суток. В течение этого времени ей не разрешали спать, не разрешали даже садиться

    Допрос немолодой уже монахини продолжался почти непрерывно шестнадцать суток. В течение всего этого времени ей не разрешали спать, не разрешали даже садиться. Когда падала от изнеможения, её приводили в чувство, обливая ледяной водой. Несмотря на пытки, дать показания о деятельности монастыря и назвать имена сестёр мать Августа отказалась. Отвечала твёрдо: «От дачи показаний на поставленный мне вопрос отказываюсь».

    Она готова была жизнью заплатить за свою веру и свои убеждения — и Господь даровал ей мученический венец.

    Восьмое января — день, когда, кажется, вся природа пребывает в мире и гармонии, празднует Рождение Спасителя мира. В этот морозный день 1938 года схимонахиню Августу вместе с другими священниками и монахинями привезли на 162 километр Симферопольского шоссе в зимний лес под Тулой, расстреляли и сбросили в братскую могилу.

    Но это не было концом — а только началом пути в бессмертие.

     

    Ольга Рожнёва

     

    8 января 2015 года

     

    Категория: История | Добавил: Elena17 (08.03.2018)
    Просмотров: 302 | Теги: демография, постсоветская россия, вениамин башлачев
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Русская Стратегия - радио Белого Движения

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1197

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru