Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4872]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [909]
Архив [1662]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Русские гении. Иван Иванович Ползунов

    290 лет, в 1728 г., назад родился Иван Иванович Ползунов – инженерный капитан-поручик, создатель паровой машины – одного из величайших изобретений человечества, изобретатель первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.

     
    Внук крепостного, сын солдата государственных строительных работ, он рано обнаружил наклонности к математике и механике, целеустремлённость и огромное трудолюбие. После 4-летнего обучения словесности и арифметике в Горнозаводской школе при Екатеринбургском металлургическом заводе прошёл полный курс обучения металлургическом делу.
     
    В числе лучших молодых специалистов Ползунов в 1747 г. был направлен в Барнаул на медеплавильный завод гиттеншрейбером (по-современному – технологом), где он много занимался самообразованием (заводская библиотека была богата научно-технической литературой, в том числе и трудами М.В.Ломоносова). Одарённость и добросовестность Ползунова заметило начальство и поручало ему всё более сложные и ответственные задачи, не забывая повышать и в должности.
     
    В 1763 г. И.И.Ползунов подал докладную записку с обоснованием постройки «огневой» машины для привода мехов плавильных печей. Предложение Ползунова, дошедшее до самой императрицы, позволяло приблизить заводы от рек (водяных колёс) к рудникам и исключить непроизводительные перевозки сотен тысяч пудов руды и угля на лошадях. Дело закончилось высочайшим разрешением постройки машины из средств завода и громадной премией автору в размере 400 рублей. К этому времени Ползунов выполнил модель машины и разработал проект второй машины с полной сметой необходимых затрат. Напряжённые доводочные работы, громадная ответственность, постоянное переутомление подорвали здоровье Ивана Ивановича: перед самым пуском машины, 17 мая 1766 года он умер от скоротечной чахотки. Завершали работу его ученики и помощники.
     
    Проработала машина 3 месяца, пока из-за течи котла не погасла топка. Поломку можно было легко устранить, но помощники Ползунова были заняты на других работах, и машина простояла без движения более 10 лет, а затем её разобрали. Из отчета заводоуправления следовало, что затраты на постройку и эксплуатацию составили 7,2 тыс. руб., произведено продукции на 18,5 тыс. руб., прибыль – 11,3 тыс. руб. Машина окупила себя за месяц с небольшим и два месяца приносила чистую прибыль.
     
    К сожалению, идеи И.И.Ползунова в России в то время не получили развития – он опередил своё время, но память о великом инженере хранили. В Кунсткамере стоит модель машины, сделанная руками самого Ивана Ивановича, в Барнауле имеется действующая модель, позднее памятники ему были установлены в Барнауле и Великом Новгороде, его именем назван Алтайский государственный технический университет, Уральский государственный колледж и улицы во многих городах России.
     
    Авторство первой паровой машины приписывают англичанину Дж. Уатту. Формально вроде бы так. Запатентовал он её действительно первым, но запатентовал в 1766 г., а запустить в работу сумел только в 1776-м – спустя 10 лет после смерти Ползунова.
     
    Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств
    Категория: История | Добавил: Elena17 (31.03.2018)
    Просмотров: 595 | Теги: даты, ученые, сыны отечества
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru