Основоположник УАПЦ 1921 г. Васыль Липковский
Возникновеніе въ Малороссіи, называемой нынѣ Украинѣ, украинской церкви совпадаетъ съ періодомъ совѣтскаго НЭП’а на Украинѣ отъ 1921 г. по 1930 г. Исполнителемъ программы «украинскаго НЭП’а является кандидатъ въ члены Всесоюзнаго ЦИК’а — и секретарь Украинскаго ЦИК’а Скрыпникъ. Онъ какъ истый украинскій патріотъ и націоналистъ, украинизировалъ учрежденія Малороссіи, учебныя заведенія и главное свое вниманіе обратилъ на «украинизацію» Православной Церкви, которая въ то время была едина и сильна и составляла одно цѣльное съ Россійской Церковью.
Созданіе украинской церкви, названной ея организаторами «Украинской Автокефальной Православной Церковью» интересовало Совѣтское правительство по двумъ причинамъ:
1) этимъ разбивалось единство Россійской Церкви и подрывались религіозно нравственные устои населенія Малороссіи. Въ центрѣ Россіи Совѣтское правительство къ этому времени способствовало возникновенію «Живой церкви» и «Обновленчества» съ тойже самой цѣлью уничтоженія Православной Церкви;
2) При помощи украинской церкви произвести учетъ возникшаго при Украинскомъ правительствѣ, въ 1918-19 г. г. по городамъ украинскаго сепаратистическаго элемента, разсосавшагося среди народныхъ массъ.
Совѣтской властью была предоставлена свобода украинскимъ общественнымъ дѣятелямъ по созданію «національной украинской церкви». Въ половинѣ 1921 г. подъ предсѣдательствомъ Михаила Морозова и секретарствомъ Ивана Тарасенка возникла въ Кіевѣ «Всеукраинская Православная Церковная Рада» сокращеніе — «ВПЦР»). «Рада» (по-русски «Совѣтъ») получила въ свое вѣденіе соборы въ Кіевѣ, отбираемые Совѣтской властью отъ православныхъ. Такъ, раньше всего имъ былъ переданъ Софійскій соборъ въ Кіевѣ. Ни одинъ православный епископъ не вошелъ въ составъ «Рады» и не поддерживалъ фаворизируемаго Совѣтами украинскаго церковнаго движенія. Нашлось только нѣсколько священниковъ, которые надѣялись создать себѣ карьеру въ поощряемой гражданской властью новой церковной организаціи, и охотно вошли въ составъ организаторовъ украинской церкви. Это духовенство возглавлялъ запрещенный въ служеніи православнымъ епископомъ — протоіерей Василій Липковскій. Послѣдній былъ извѣстенъ, какъ крайній сторонникъ независимости Украины отъ Москвы, и не только въ церковномъ, но и политическомъ отношеніи.
«ВПЦР» получила директивы отъ совѣтской власти организовать независимую или автокефальную украинскую церковь съ собственнымъ епископатомъ. «ВПЦР» созвала изъ своихъ сторонников осенью 1921 г. соборъ, который носилъ названіе «Всеукраинскій Соборъ Православной Церкви». Нужно замѣтить, что украинскіе церковные организаторы отъ начала и до сего дня подчеркиваютъ на каждомъ мѣстѣ, что они и ихъ церковные организаціи «православные», не взирая на то, что ими нарушены св. Каноны Православной Вселенской Церкви. Украинскій соборъ открылъ свои засѣданія 1-го октября 1921 г. въ соборѣ Св. Софіи въ Кіевѣ. Не смотря на просьбы «радниковъ» ниодинъ изъ православныхъ епископовъ не явился на этотъ соборъ. Посему на соборѣ были поставлены вопросы: 1) считаетъ-ли себя соборъ «каноническимъ соборомъ украинской автокефальной православной церкви» изъ за отсутствія епископовъ, или обыкновеннымъ совѣщаніемъ? 2) о епископатѣ; 3) объ организаціи «украинской автокефальной православной церкви» и др.
По этому поводу первымъ выступилъ прот. Василій Липковскій со своими тезисами: 1) «всѣ вѣрные прибывшіе на соборъ, не частныя лица, а избранные и представители приходовъ (прим. автора: — каждому извѣстны выборы въ совѣтскихъ условіяхъ) и потому голосъ ихъ на соборѣ является голосомъ всей той церкви, которая ихъ избрала, т. е. голосомъ всей украинской церкви; 2) всѣ члены Собора собрались во имя Христово съ цѣлью рѣшенія дѣлъ о жизни Христовой церкви среди украинскаго народа, и посему среди нихъ, согласно Его слову, присутствуетъ Христосъ (прим. автора - такое мнѣніе при данномъ положеніи является не православнымъ); 3) всѣ члены собора преисполнены вѣрой, что украинской церковью управляетъ Духъ святый и что «благодать святаго Духа насъ здѣсь избрала» (прим. автора: такое мнѣніе о соборѣ безъ епископа является еретическимъ); 4) потому нашъ соборъ имѣетъ въ себѣ всѣ условія къ тому, чтобы быть каноническимъ, юридическимъ соборомъ всей церкви; 5 ) каждый членъ церкви становится членомъ Собора не потому, какое онъ занимаетъ положеніе или служеніе въ церкви, а потому — является ли онъ избраннымъ отъ церкви на Соборъ, независимо отъ того, есть ли онъ епископъ, или священникъ, или мірянинъ, ибо въ церкви передъ Христомъ всѣ равны (прим. автора: — мнѣніе схоже съ протестантскимъ); 6) потому, если епископы не прибыли на соборъ, то потому, что они не считаютъ себя членами нашей церкви, или же не считаютъ себя избранниками Церкви, или же еще потому, что считаютъ себя высшими надъ другими вѣрными въ церкви, желаютъ господствовать на соборѣ. Въ первыхъ двухъ случаяхъ они были бы лишними на соборѣ, а въ послѣднемъ даже вредными, ибо ничто такъ не отдѣляетъ Христа отъ Собора, не отводитъ благодать Св. Духа, какъ пыха гордости, господство надъ братьями. Когда же Всеукраинская Православная Церковная Рада просила епископовъ персонально стать членами Собора, а они не захотѣли явиться, то для нихъ совсѣмъ подходятъ слова Христа о званныхъ на вечерю. Богатые и знатные не хотѣли придти, но потому не была отложена вечеря, а наоборот еще больше гостей собрано, хотя бѣдныхъ, слѣпыхъ, нагихъ, но Божья трапеза наполнилась гостьми; Соборъ у Бога отбылся и безъ тѣхъ, которые считали себя авторитетными и великими»1) (прим. автора: — осужденіе православныхъ епископовъ безъ всякихъ основаній и предложеніе стать на неканоническій соборный путь — безъ епископа).
По дискуссіяхъ по поводу приведенныхъ выше тезисовъ Липковскаго, «Соборъ призналъ себя каноническимъ и юридически уполномоченнымъ голосомъ всей Украинской Церкви.2)
«Всеукраинскій соборъ» рѣшилъ, такимъ образомъ, отказаться отъ Св. Каноновъ Православной Церкви относительно «хиротоніи епископа не менѣе, чѣмъ двумя епископами» и рукоположилъ себѣ епископатъ по собственному обряду. Соборъ избралъ своимъ митрополитомъ прот. Василія Липковскаго и за литургіей, совершаемой 30-ю священниками и 12 діаконами, при участіи всѣхъ членовъ собора и присутствующихъ въ храмѣ мірянъ, было произведено рукоположеніе украинскаго автокефальнаго митрополита. Въ моментъ рукоположенія всѣ присутствующіе въ храмѣ стали возлагать руки на плечи другому впереди стоящему отъ входа храма до солеи и на стоящихъ на солеи членовъ собора-мірянъ, послѣдніе на діаконовъ, діаконы на священниковъ, а священники на ставленника. Новопоставленный «митрополитъ» Василій Липковскій немедля рукоположилъ во епископа священника Нестора Шараевскаго и священ. Іоанна Теодоровича. «Автокефальная іерархія продолжала рукополагать новыхъ епископовъ, и передъ 1926 г. ихъ насчитывалось не менѣе 28 человѣкъ.
Помѣщенная въ «украинскомъ журналѣ «Пу-Гу» иллюстрація іерарховъ «украинской автокефальной церкви» изображаетъ 28 епископовъ и называетъ ихъ «борцами за украинску церкву»3). На иллюстраціи они представлены въ прекрасныхъ предреволюціонныхъ архіерейскихъ облаченіяхъ, видимо, заграбленныхъ изъ ризницъ православныхъ архіерейскихъ храмовъ во время томленія православныхъ епископовъ въ совѣтскихъ тюрьмахъ. Сшить подобныя облаченія во время революціонной Россійской разрухи и по закрытіи большевиками монастырей не было возможности, и посему остается заключить, что эти богатые облаченія попали въ руки украинскихъ автокефалистовъ путемъ грабежа. На головахъ этихъ лже-епископовъ возложены прекрасной работы митры, на грудяхъ — богатые и роскошныя панагіи и кресты, а въ рукахъ ихъ — художественной формы жезлы — все собственность православныхъ архіереевъ. Такъ Совѣтская власть одѣла своихъ архіереевъ для Украины.
Кіевскій «Всеукраинскій Соборъ» измѣнилъ также Св. Каноны Православной Церкви относительно кандидатовъ во епископы. Въ Православной Церкви допускается кандидатъ во епископа тогда если онъ неженатый или вдовъ и принялъ монашество, а «всеукраинскій соборъ» допустилъ епископатъ женатый и свое новаторство занесъ отдѣльнымъ пунктомъ въ «Дѣянія собора». Кромѣ этого, соборомъ, засѣдавшимъ отъ 14 по 30 октября 1921 г., были уложены и другіе каноны. Всѣ дѣянія и каноны украинцы издали отдѣльной книгой. Въ прошломъ 1946 г., поклонники покойнаго Липковскаго переиздали эти «Дѣянія и каноны Всеукраинскаго православнаго собора" 1921 г. въ Германіи, опустивъ тѣ пункты, которые восхваляютъ и протежируютъ Совѣтскую власть. Изъ содержанія этихъ «дѣяній» вытекаетъ, что «украинскіе автокефалисты» избрали новое устройство для своей церкви, основанное на, такъ называемой, «соборноправности», т. е., что всѣ члены церкви, какъ духовные, такъ и міряне, въ церковныхъ дѣлахъ имѣютъ равноправные голоса. Для проведенія «соборноправности» въ жизнь соборъ измѣнилъ все административное церковное устройство, до сего времени практикуемое въ Православной Церкви. Возглавленіе всеукраинской церкви, управленіе епархіей, благочинническимъ округомъ и приходомъ передавалось въ вѣдѣніе, такъ называемыхъ «церковныхъ радъ» (церковныхъ совѣтовъ), модныхъ по тому времени, и предсѣдателями ихъ являлись свѣтскія лица.
Нельзя не замѣтить, что во время засѣданій «ВПЦР» и «Всеукраинскаго Собора Православной Церкви» въ храмѣ св. Софіи въ Кіевѣ, на дверяхъ его вывѣшивались все новыя плакаты на украинскомъ языкѣ, въ содержаніи которыхъ Совѣтская власть восхвалялась и оцѣнивались ея заслуги передъ «украинской церковью», а православный епископатъ на Украинѣ осуждался.
Въ 1922 году съ благословенія Патріарха Тихона, состоялся законный Соборъ Православныхъ Епископовъ Украины подъ предсѣдательствомъ митрополита Кіевскаго Михаила (Ермакова). Но самозванная лже-іерархія созданной большевиками «украинской православной автокефальной церкви» (въ сокращеніи она называлась «УПАЦ»), этого Собора не признала и выступила противъ него. Соборъ епископовъ разослалъ Архипастырское посланіе къ православному населенію Украины, въ которомъ всѣ эти дѣйствія «автокефалистовъ» назвалъ «домашнимъ дѣйствіемъ двухъ лицъ: Шараевскій посвятилъ Липковскаго, а послѣдній — Шараевскаго» и посему народъ сталъ называть ихъ «самосвяты» или «самогонщики», каковое названіе сохранилось среди православныхъ массъ до послѣднихъ дней.
Изъ рукописи В. Липковскаго вытекаетъ, что «УПАЦ» явилась помощницей Совѣтской власти въ проведеніи украинскаго НЭП’а и посему ея развитіе и существованіе тѣсно связано съ этимъ НЭП’омъ. Въ этотъ періодъ, — пишетъ Липковскій, — пришлось его духовенству быть на услугахъ ЧЕК и ГПУ, а съ окончаніемъ украинскаго НЭП’а всѣхъ ихъ постигла таже участь, что и вѣрныхъ, вошедшихъ въ его церковь. Послѣ НЭП’а остались въ живыхъ изъ липковскаго духовенства отдѣльныя лица, какъ свѣтскіе скрывшіеся среди населенія или перешедшія въ «Обновленчество». Обновленческая церковь, по приказу Совѣтской власти, стала развивать свою дѣятельность въ Малороссіи, спустя два года по возникновеніи «УПАЦ». По прекращеніи существованія «УПАЦ» послѣ НЭП’а «обновленческая церковь» стала развивать широко свою дѣятельность и какъ бы собой замѣнила «УПАЦ». Въ народномъ мнѣніи «УПАЦ» сохранилось какъ отрицательное явленіе, ибо народъ считалъ ея духовенство сотрудниками Совѣтовъ по чисткѣ населенія на Украинѣ, тѣсно связанными съ ГПУ. Это мнѣніе народа можно было слышать на Украинѣ во время нѣмецкой окупаціи.
Въ концѣ своей рукописи В. Липковскій откровенно признается, что ихъ дѣло въ Совѣтскомъ Союзѣ закончено и одна надежда на возрожденіе и расцвѣтъ его церкви почиваетъ на епископѣ Поликарпѣ (Сикорскомъ) въ Польшѣ.
Германо-совѣтская война 1941 г. застала на Украинѣ: обновленческія церкви, приходы Московскаго митрополита Сергія, мѣстоблюстителя замѣстителя Патріаршаго Престола, Катакомбную Церковь, вѣрныхъ которой на Украинѣ называли Тихоновцами и можно было встрѣтить еще отдѣльныхъ лицъ свѣтскихъ и даже духовныхъ послѣдователей липковщины.
Архіепископъ Іоаннъ Теодоровичъ, во время эмигрировавшій изъ Совѣтовъ и нынѣ проживающій въ Филадельфіи США, является единственнымъ епископомъ липковской іерархіи изъ Кіева. Въ 1947 г. въ Регенсбургѣ (Баварія) была переиздана его книга: «Благодатность іерархіи УПАЦ». Теперь онъ самъ отрекается отъ изложенныхъ въ ней доказательствъ и признаетъ неканоничность своего посвященія.
С. Раневскій.
(Продолженіе слѣдуетъ).
«Православная Русь», №5, 1948 г.
---------------------------------------------------------------------
[1] Митрополитъ Васыль Липкивскый: “Исторія Украинськои Православной Церквы” 1930 р., стр. 18—19. Эта рукопись была привезена въ 1944 г. въ Варшаву и переписана на машинкѣ, Липковськый въ совѣтскихъ условіяхъ не могъ ее издать книгой, а, между тѣмъ, она многихъ бы, пребывающихъ въ “украинской автокефаліи” убѣдила бы въ противоположномъ.
[2] Тамже.
[3] Журналъ “Пу-Гу” издается въ Баваріи въ Аугсбургѣ (Американская зона) и упомянутая иллюстрація “автокефальныхъ украинскихъ епископовъ” помѣщена въ № 21 отъ 27/VII 1947 г. |