Вячеслав Матвеевич Ткачев – звезда отечественной истребительной авиации, человек непростой судьбы. В 1917 году – полковник, исполняющий должность начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания Ставки. Автор работ «Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне», «Материал по тактике воздушного боя», «Крылья России. Воспоминания о прошлом русской авиации. 1910-1917 гг.».
Об этом выдающемся разностороннем человеке можно говорить много и долго. Но нам бы хотелось вспомнить один из первых подвигов летчика – за который он был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени. И во время которого проявил поразительную находчивость и хладнокровие.
Он отличился во время одного из этапов Галицийской битвы – в ходе Люблин-Холмской операции 12 августа 1914 года.
В этот день подъесаул В. М. Ткачев выполнял разведывательное задание в одиночестве (без летчика-наблюдателя).
В. М. Ткачев установил факт продвижения вражеских колонн к Люблину, определил их силу. Летчик действовал на старом самолете «Ньюпор», у которого был к тому же неисправный двигатель. Высота 500 - 600 метров. Пролетев километров 20 и поднявшись до 900 метров, он заметил соединение противника силой до 1,5 дивизии, двигавшееся в обход правого фланга русских войск. У Аннополя им также были обнаружены густые колонны войск неприятеля, артиллерия и обозы, двигавшиеся к Люблину. Несмотря на обстрел, летчик прошелся над колонной почти вплоть до австрийской границы, выяснив силы противника – численностью до корпуса.
Над Красником на высоте 700 метров подъесаул угодил в сферу шрапнельного огня: огонь велся с двух сторон. Решив установить позиции батарей противника, разведчик продолжал действовать под шрапнельным огнем, причем не имея парашюта. Он очутился в самом эпицентре облачков шрапнельных разрывов - шрапнельные пули барабанили по крыльям и корпусу самолета. Вдруг пробит масляный бак машины - и «Ньюпор» стал терять высоту. Уровень масла быстро падал, и летчик, выключив мотор, pешил планировать к лесу.
И тут его озарила блестящая идея.
Находчивый офицер, не отпуская штурвала, спустился почти на пол кабины, заткнув ногой дыру в баке. Затем он снова включил мотор и вновь набрал высоту.
А затем - посадил свой самолет в расположении русских частей - чуть не став жертвой своих пехотинцев, принявших его за австрийца из-за «басурманских» кожаной куртки и авиационного шлема.
Являясь обладателем важной развединформации, В. М. Ткачев позаимствовал у артиллеристов коня, и, добравшись до штаба ближайшей дивизии, сообщил ценные сведения.
А затем подъесаул вернулся за своим аппаратом и, прицепив его к проезжавшей мимо двуколке, сумел благополучно эвакуировать. За важную информацию, оказавшую влияние на ход сражения, находчивость, мужество и за спасение самолета В. М. Ткачев был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени. А данный случай показал, что русский летчик - это не только мужественный, но и отчаянно находчивый человек.
Алексей Олейников
|