Документ номер 95. Письмо изгнанников с Ангары. (Весна 1928 года).
Дорогой мой Батюшка о.Н.
Получил письмо от 9/III–13/IV, а это пойдет не сейчас, а вероятно после 9 мая. Послал открытку и Ваше писание М.К., но дойдет ли она и ответ на нее – не знаю. А что думает Вл.Н., Вы не упомянули.
Я не понимаю, как руки гонителей поднимаются на такие семьи, как Ваша, и во имя чего. Воистину, такова природа гонения. Конечно, Вы правы, надо предоставить все совести и Господу всеведущему – Он Сам все устроит, неисповедимыми Своими путями во благо и Св. Церкви, и каждому из нас. Вы на более тяжелом послушании, чем все мы, подчас без гроша и в самом пекле, а потому мне легче скитаться за свои убеждения одному. Еще раз коснусь их. Странно, что в XX столетии приходится скитаться по свету за то, что то, о чем думаешь, не нравится другим и что живешь ты не в пространстве, а среди людей. Я писал Вам, что после «декларации» я считаю шагом вперед или скорее назад, т.е. еще дальше от православия исключение слов господина нашего, как будто мы молимся о здравии местоблюстителя, а не как о Главе Церкви и как будто теперешний синод заменил местоблюстителя.
Никого и ничего я не сужу (кто я, чтобы судить) т.е. не требую ни над чем суда, но совесть моя для себя лично не позволяет сказать аминь, после всего содеянного современными деятелями Церкви. Не сужу и не решаю, кто заместитель. Один архиерей писал из Усть-Сысольска в Благовещенск в защиту Заместителя: «законный муж, хотя и прелюбодействует, но остается законный муж». Я отвечаю: «законный муж, если прелюбодей, то да извержется», таковы каноны. Моя совесть не принимает прелюбодейства плоти, тем более прелюбодейства по отношению ко Христу и Церкви, а о законности этого прелюбодеяния пусть судит собор, конечно законный. Мое же право и обязанность в настоящее время воздержаться от общения. И так, первое – совесть не принимает окружающего. Далее, худо, если деяния церковных заправил направлены к цели недоброй, к уничтожению патриаршества. Но и в лучшем случае, на который у меня нет надежды, в случае, если этого не будет, то моя совесть помимо цели, не принимает недобрых средств, коими идут к цели м.б. доброй. Тогда чем же мы лучше католиков, утвердивших орден иезуитов с девизом «цель оправдывает средства» – нет, православная Церковь это всегда отвергала.
М.б. мы с Вами со своей совестью уже в пространстве, а не на земле. Но утешаюсь… Очень светлые имена святителей, пастырей и мирян верны истине. Конечно, шапок золотых у них мало, чтобы закидать шапками, скорее они могут быть закиданы шапками. Но дело не в шапках. Не напрасно сказано о конце христианства: обрящется ли тогда вера на земле, а о начале христианства сказано: «вы Меня оставите Одного» – даже ученикам сказал Господь, и в начале страданий и смерти не имел с Собою, значит, ни одного человека, а истина и вера решают судьбы христианства. Так было тогда… Так будет теперь… И суждения о малом и многом в руках и очах Божиих, а не наших, ничего незнающих. Вспомните Содом и Гоморру. Десять праведников уравновешивали тысячи грешников и когда не осталось десяти праведников, только тогда погиб Содом, ибо нарушилось равновесие, нам понятное. Или «не знаете», пишет Апостол, «что говорит писание об Илие? Как он жалуется Богу на Израиля говоря: Господи, пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили, остался я один, но и моей души ищут. Что же говорит ему в ответ Господь? «Я сохранил Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом». Так и в нынешнее время по избранию благодати сохранится остаток. И наше желание именно не оказаться со всеми и не быть лишенными участи в малом остатке этом.
По поводу удаления Ярославцев и Ленинградцев от современного церковного течения говорят и пишут мне о разделении ревнителей. Я думаю, преждевременны слова о разделении. Для разделения одного не хватает, а именно, нового православного центра, утвержденного Местоблюстителем. Но при теперешнем положении до Местоблюстителя не доскачешь, поэтому всякий мирянин, и пастырь, и архипастырь может и должен не сообщаться со злом, не подавать своего голоса в пользу лжи и насилия и даже обязан оставаться верным истине и встать в сторону. Это в пределах своей области и могли сделать Ленинградцы и Ярославцы. Смею думать, что духом веры не запрещается желающему спасения и правды обращаться к подобным ревнителям веры архипастырям за духовным окормлением и ободрением в церковной скорби, постигшей нас. Миряне и пастыри даже должны во имя правды и истины православия искать себе епископов, право правящих слово Христовой истины, и отходить от лживых, неправых. Святители же, подражающие Ярославцам, должны оставаться самостоятельными во взаимных отношениях. Это предусмотрено еще при патриархе на случай его изоляции и применимо к теперешнему положению. Централизация не предусмотрена, я думаю от нее убереглись, т.е. не навязывают никому своей власти. Так лучше. Никого не нужно к себе тянуть на аркане, дабы не обвинили после в насилии, и чтобы среди нас не было не наших, чуждых.
Теперь о «старцах». Почему истина выше церковного авторитета? Соборный даже авторитет опирается на признание его церковной совестью. Вы знаете, что были многие соборы и многочисленные, но они не приняты Церковью. Мы не признаем, подобно католикам, догмат непогрешимости человека, даже главы Церкви – папы. И это правильно. Но думается, что некоторые из них идут дальше католиков и хуже их, ибо признают и создают новый догмат непогрешимости своих старцев и духовных отцов, архиереев или священников. Это уже никуда не годится – хуже католиков. И что еще хуже – духовные отцы это приемлют и даже культивируют. Нет, вера каждой души не заключается в слепом послушании внешнему авторитету, а в личном исполнении церковного долга – хранении истины и соблюдении заповедей, ради которых внешнее все должно подчиниться правде. Ясно, что надо различать руководство в духовной жизни и дело личного спасения. Заметьте во 2 и 3 главе Апокалипсиса пишет Господь церквам через епископов, как руководителей церковной жизни, но наказания и награды исходят от Самого Господа, помимо епископов, каждой душе отдельно. Поэтому получат спасение отдельные души в церквах плохого состояния (но православных), т.е. отдельные души не погибнут со всеми, и слышат угрозы дурные души в хороших церквах, т.е. не спасаются со всеми. На этом простите. Если найдете нужным, можете писанное прочитать и сообщить желающим.
Ежедневно поминаю Вас с присными А. и И. За их любовь и ревность Господь да вознаградит их Своей любовию и утешением. Я в одиночестве и без церковных соузников и местных богомольцев и потому обедни не служу, хотя все имею. При одиночестве устроился на деревенских харчах, по студенчески, с молоком, рыбой, хлебом. Деревня богатая, но не сочувствующая ссыльным и холодная к вере. Только женщины еще туда-сюда, и нужны пастыри восстановить в крае благочестие. Это, конечно, при свободе веры. Иначе инославные миссионеры пожалуют сюда, как к язычникам.
Хорошо, что Вы имеете и находите поддержку и указания. Спаси Господи Симу, упомянутую Вами. Вы, по любви, даже в такое время, через знакомых заботитесь о сапогах моих (пришлись в пору) и сладостях, не нужных отшельникам. Я ответил по адресу отправителя, хотя узнаю слог Л.
Господь Сам да укрепит Вас и Н. и Л. и присных и М.В.
Помните: скорби с истиной радостнее спокойствия с ложью.
ГАРФ. Фонд 5919, опись 1, дело 1, листы 269 – 272
Источник: машинописный сборник "Дело митрополита Сергия", ГАРФ
|