Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4732]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [850]
Архив [1656]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 8
Пользователей: 1
Elena17

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    «Церковная» часть «заговора» в ОРЛП Сиблага 1937. (2)

    Священник Дмитрий Иванович Богоявленский (справа), рядом его брат Павел, с. Большое Шереметьево.

    Священник Дмитрий Иванович Богоявленский (справа), с. Большое Шереметьево.

     

    В окончание темы.

    Единственным участником церковной части «офицерского заговора» в Орлово-Розовском пункте Сиблага НКВД, отказавшимся в ходе «следствия» признать за собой какую-либо вину, был священник Дмитрий Иванович Богоявленский. Согласно биографическим сведениям о нем, он родился 14 мая 1889 г. в с. Никольское Моршанского уезда Тамбовской губернии, происходил из семьи священника Ивана Потаповича Богоявленского. В лагерной учетно-статистической карточке социальное положения отца Димитрия определено как «лишенец», сказано, что образование у него среднее, языков, кроме родного, он не знает, его узкая специальность, - канцелярист. Особые приметы: «рост – в (ыше) /сред (него), телосложение – худощавое, цвет волос – св(етлые) русые, глаза – голубые, нос обычный, пр(очих) примет – нет». Имелись сведения и о семье обвиняемого: жена Ольга Васильевна 43 лет, две дочери – Вера 12 лет и Надежда 18 лет (возраст на 1937 год). Их место жительства – «г. Тамбов, Красноармейская площадь, д. 3.»

    До 1915 г. Богоявленский учился в Тамбовской духовной семинарии (есть записи о нем в ее ведомостях за 1913-1915 гг.), по окончании которой служил в с. Большое Шеремьетево Пичаевского района Тамбовской губернии. С 1924 г. он служил в с. Рудовка Рудовского района той же губернии (затем области) (в лагерных документах о его работе указано: «с. Рудовка, религиозная община, священник»). В 1934 г. был арестован и провел полгода в Тамбовской тюрьме. После освобождения вернулся в село Рудовка. 13 апреля 1936 г Богоявленский был снова арестован. 19 августа 1936 г. он был осужден коллегией по спецделам Воронежского областного суда по ст. 58-10, ч.1. (антисоветская агитация) на срок 6 лет лагерей, конец которого был определен 13 апреля 1942 г. На допросе в 1937 г. в ответ на вопрос, «за что конкретно он был осужден», он рассказал об обстоятельствах этой своей репрессии: «В 1936 году я служил священником в с. Рудовка Воронежской области и во время молебнов в домах моих прихожан проводил контрреволюционную работу, т.е. вел агитацию против колхозов и запугивал местное население скорой войной. За это преступление в 1936 г. я осужден спецколлегией Воронежского областного суда по ст. 58 на срок 6 лет И.Т. лагерей». То есть Д.И. Богоявленский стал такой же жертвой сфабрикованного чекистами «дела» за «антисоветские разговоры», как и многие сотни тысяч советских людей 1935-1936 гг., в том числе и его подельник по последнему расстрельному делу в Сиблаге в 1937 г. мой прадед Иннокентий Иванович Вениаминов. Осужденный, также, как и Вениаминов, спеколлегией областного суда, Богоявленский подавал кассационную жалобу в Верховный суд РСФСР. «Контрреволюционеры», осужденные не чрезвычайными судами, имели эту возможность, которая давала им надежду на справедливость, бывшую в подавляющем большинстве случаев иллюзорной. И также, как И.И. Вениаминову, Богоявленскому в кассации было отказано. Определением Специальной Коллегии Верховного суда РСФСР от 10 декабря 1936 г. (возможно, также при участии жены «всесоюзного старосты» члена спецколлегии Е.И Калининой) приговор по его «делу» был оставлен в силе. Из учетно-справочной карточки следует, что Богоявленский поступил в Орлово-Розовский пункт Сиблага 11 февраля 1937 г. из Моршанской тюрьмы (Тамбовская область), где находился со дня ареста. В лагере он использовался «на общих физических работах». (Л. 87, 91;

    При аресте в лагере по делу об «офицерском заговоре РОВС» в Орлово-Розовском пункте Сиблага 30 ноября 1937 г. у Д.И. Богоявленского в ходе обыска изъяли только 11 руб.47 коп. денег (л. 88). Как и на А.А. Ильинского, на Д.И. Богоявленского от остальных участников «заговора» имелось только одно показание – епископа Дометиана (Горохова), данное им на допросе 29 ноября: «Мною также подобраны, соответствующим образом обработаны и привлечены в организацию заключенные - служители религиозного культа (попы) в июле м-це с.г. Богоявленский Д.И. и Ильинский А.А.» (Л. 78).

    Также как и Ильинского, Богоявленского 2 декабря 1937 г. допрашивал оперуполномоченный Орлово-Розовского лагерного пункта Логвиненко. Но если от Ильинского «следствие» без проблем получило нужные признания, то в случае с Богоявленским оно встретило неожиданное для себя и упорное сопротивление.

    «Вопрос: Вам предъявляется обвинение в том, что вы являетесь активным участником контрреволюционной офицерско-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   повстанческой организации, подготовляя вооруженное восстание против советской власти.

    Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

    Ответ: В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, ни в какой контрреволюционной организации я не состоял и о существовании таковой не знаю.

    Вопрос: Прекратите запирательства, ваш сообщник б. епископ Горохов признал свое участие в контрреволюционной офицерско-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   повстанческой организации.

    Ответ: б. епископ Горохов моим сообщником не является, и о том, что он входил в контрреволюционную офицерско-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   повстанческую организацию, я не знаю.

    Вопрос: Вам предъявляется показание б. епископа Горохова: "Мною также подобраны, соответствующим образом обработаны и привлечены в организацию заключенные служители религиозного культа в августе месяце 1937 г. Богоявленский и другие". Признаете ли вы то, что вас завербовал в кр по б. епископ Горохов?

    Ответ: Я это отрицаю, меня б. епископ Горохов в контрреволюционную организацию не вовлекал, и такие показания давать на меня не может.

    Протокол записан с моих слов верно и мною прочитан лично (подписи Богоявленского, как и под отдельными листами протокола допроса, нет, - И.К.).

    Допросил оперуполномоченый Логвиненко». (Л.92, 92 об.).

    При допросе Богоявленского присутствовали и другие сотрудники НКВД, участники бригады следователей по делу об «офицерском заговоре» в Орлово-Розовском пункте Сиблага, и, вероятно, они участвовали в различных способах принуждения обвиняемого к даче нужных признательных показаний. В итоге они, вместе со следователем Логвиненко, составили следующий акт:

    «2.12. 1937 г.

    Акт.

    Я, оперуполномоченный 3 отдела Сиблага НКВД Логвиненко, сего числа составил настоящий акт в нижеследующем:

    Заключенный Богоявленский Дмитрий Иванович (быв. поп), вызванный на допрос в качестве обвиняемого по делу контрреволюционной офицерско-повстанческой организации в лагере, в процессе его допроса, не желая и не отвечая на поставленные ему вопросы по существу дела, вел разговоры антисоветского характера, не обращая внимание на требования о прекращении таких разговоров, в частности, клеветал на вождей советского правительства и партии большевиков. Он же, т.е. Богоявленский, после прочтения ему протокола допроса сказал, что протокол написан верно, но отказался его подписать и продолжал высказывать антисоветские суждения.

    Допрос обвиняемого з/к Богоявленского произведен в присутствии Начальника оперативной группы УГБ УНКВД, лейтенанта государственной безопасности т. Толмачева и млад(шего) лейтенанта ГБ УНКВД по Новосибирской области т. Маршинина, что и свидетельствуется настоящим актом.

    Оперуполномоченный Логвиненко.

    Лейтенант ГБ УНВД Толмачев.

    Младший лейтенант ГБ УНКВД Маршинин.

    (Подписи).

    Л. 93.

    • этот документ, пусть в искаженном виде, но доносит до нас факт мужественного поведения священника Богоявленского на чекистском «следствии». Для подтверждения «доказательности» своего «обвинения» чекисты устроили ему в тот же день и очную ставку с епископом Дометианом (Горохов), который, по мнению Дмитрия Ивановича, «не мог» такого про него говорить.

    «Протокол очной ставки обвиняемому Богоявленскому Дмитрию Ивановичу с обвиняемым Гороховым Дмитрием Васильевичем.

    2 декабря 1937 г.

    После взаимного опознания друг другом обвиняемые Богоявленский и Горохов показали:

    Вопрос Горохову:

    На допросе 29 ноября 1937 г. вы признали, что являетесь участником контрреволюционной повстанческой организации в лагерях.

    Вы подтверждаете это?

    Ответ: Да, подтверждаю.

    Вопрос: Когда и как вовлекли вы в офицерско-повстанческую организацию священника Богоявленского и подтверждаете ли вы это?

    Ответ: Я это подтверждаю в присутствии Богоявленского и повторяю следствию, что Богоявленского я вовлек в контрреволюционную организацию, офицерско-повстанческую в августе 1937 года.

    Вопрос: При каких обстоятельствах вы его завербовали?

    Ответ: Я его завербовал в указанное время в Орлово-Розовском лагерном пункте, т.к. оба мы там и одновременно отбывали сроки наказания.

    Вопрос Богоявленскому: Вы подтверждаете показания Горохова?

    Ответ: Я отрицаю показания Горохова. Горохов говорит неправду, ни в какую контрреволюционную офицерско-повстанческую организацию не входил, и Горохов в нее меня не вербовал.

    Лично я, будучи в Орлово-Розовском лагерном пункте, не виделся с Гороховым ни разу.

    Протокол читал лично, записано со слов каждого обвиняемого правильно.

    Горохов.

    Богоявленский.

    Допросил Оперуполномоченный Логвиненко.

    Слову "Богоявленский" написанному над словом "вы подтвреждаете" верить"

    Богоявленский.

    Оперуполномоченный Логвиненко. (Л. 94 и об.).

    На этом «следствие» было закончено, о чем Логвиненко составил соответствующий протокол.

    «Протокол

    об окончании следствия

    1937 г. декабря 2 дня.

    Я, оперуполномоченный Орлово-Розовского лагерного пункта Логвиненко сего числа на основании ст. 206 УПК объявил подследственному Богоявленскому Дмитрию Ивановичу, обвиняемому по ст. 58, 2-8-10-11 УК, что следствие по его делу закончено и разъяснил ему право о возбуждении ходатайств и дополнений следствия.

    Обвиняемый Богоявленский заявил, что с материалами дела он ознакомлен, но от подписи совершенно отказался, в чем составили настоящий протокол.

    Следствие предъявило см. акт.

    Опер. Упол(номоченный) Орлово Розовск. ЛП Логвиненко». (Л. 95).

    • УНКВД по Новосибирской области 8 декабря 1937 г. приговорила Д.И. Богоявленского, как и всех остальных «участников» этого «заговора», к расстрелу. 20 декабря приговор был приведен в исполнение. 21 января 1958 г. Кемеровский областной суд реабилитировал Богоявленского по «делу» 1937 года (справка о реабилитации была выдана 26 марта 1990 г.). 18 октября 1991 г. Прокуратура Тамбовской области реабилитировала Богоявленского и по «делу» 1936 года, по которому он и попал в лагерь (за «антисоветскую агитацию»[i].

     

     

     

     

     




    [i] http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans

     

     

     

    В продолжение темы. Еще ДО дела об «офицерском заговоре РОВС» в Орлово-Розовском пункте Сиблага НКВД (ноябрь-декабрь 1937 г.), по которому проходил мой прадед Иннокентий Иванович Вениаминов, чекисты фабриковали там дела, кончавшиеся расстрелами по постановлениям тройки НКВД по Новосибирской области заключенных в лагере, в том числе священноцерковнослужителей. Одним из таких дутых «дел» было «дело контрреволюционной фашистской нацдемовской организации» (сентябрь-октябрь 1937 г.), по которому проходил единоверческий епископ Вассиан (Веретенников) (1877-1937).

    Из «Википедии»:

    «Епископ Вассиа́н (Вассия́н, также Васи́лий, в миру Ива́н Фёдорович Верете́нников; 24 августа 1877, село Мариинское, Горбатовский уезд, Нижегородская губерния31 октября 1937, Новосибирская область) — епископ Русской православной церкви, единоверческий епископ

    … 20 сентября 1926 года рукоположен во единоверческого епископа Саткинского, по некоторым сведениям, хиротонию возглавил епископ Андрей (Ухтомский). Прибыл на кафедру в октябре 1926 года.

    5 мая 1931 года заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) письменно подтвердил, что епископ Вассиан находится в каноническом общении с Московской Патриархией. В середине 1930-х годов Саткинская и Керженская кафедра была первенствующей среди единоверцев, Вассиан управлял всеми единоверческими приходами на территории СССР; архиерея почитали за праведную жизнь, мудрость и дар утешения.

    2 марта 1936 года епископ был арестован сотрудниками Саткинского райотдела ПП ОГПУ по Уралу (??? Очевидно сотрудниками райотдела НКВД – И.К.) (одновременно были арестованы 11 старообрядческих наставников) на основании доноса диакона и нескольских прихожан единоверческой церкви о том, что в проповедях епископа Вассиана «иногда допускал нелицеприятные слова, направленные против бесчеловечной политики советской власти». Помимо «антисоветской агитации» Вассиан был обвинён в авторстве и распространении «Послания Господня», в котором говорилось о воцарении в России антихриста через установление советской власти; «Послание» появилось среди уральских старообрядцев в начале 1935 года.

    Бесспорных доказательств «антисоветской контрреволюционной деятельности» Вассиана следствие не обнаружило. Однако в ходе работы специальной коллегии Челябинского области суда 21-22 апреля 1936 года Вассиан частично признал свою вину и был приговорён к 10 годам тюремного заключения за организацию и руководство «контрреволюционной сектантской организацией „воинствующих христиан", занимающейся распространением контрреволюционных листовок среди верующих и ведением контрреволюционной агитации против советской власти». После 5 июня 1936 года архиерея для отбытия наказания направили в Сиблаг НКВД СССР (Западно-Сибирский край, затем Новосибирская область).

    Вновь был арестован в Орлово-Розовском отдельном лагерном пункте Сиблага на основании заключения местного следователя от 28 сентября 1937 года: «З/к Веретенников Иван Федорович достаточно изобличается в том, что, находясь в подконвойном лагере, среди заключенных проводил антисоветскую агитацию, являясь членом контрреволюционной группы, ставившей целью подрыв авторитета советской власти». Следствие «выявило» в лагере «контрреволюционную фашистскую нацдемовскую организацию», состоявшую из 22 заключенных (почти все они работали на одной из местных свиноферм). Никто из заключённых виновным себя не признал.

    28 октября 1937 года 18 заключённых, в том числе Вассиан, были приговорены к расстрелу постановлением тройки УНКВД по Новосибирской области.

    Расстрелян 31 октября 1937 года (по другим данным 3 ноября 1937 г.). Постановлением президиума Кемеровского областного суда от 29 августа 1960 года постановление тройки УНКВД по Новосибирской области в отношении Веретенникова И. Ф. было отменено за отсутствием состава преступления. Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР от 16 июня 1965 года он был полностью реабилитирован по делу 1936 года «за отсутствием состава преступления».

    . http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%BD_(%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2)

    Категория: История | Добавил: Elena17 (28.07.2018)
    Просмотров: 1196 | Теги: россия без большевизма, террор против церкви, преступления большевизма
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2031

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru