Web Analytics


Русская Стратегия


"Не нынешнему государству служить, а — Отечеству. Отечество — это то, что произвело всех нас. Оно — повыше, повыше всяческих преходящих конституций. В каком бы надломе ни пребывала сейчас многообразная жизнь России — у нас ещё есть время остояться и быть достойным нашего нестираемого 1100-летнего прошлого. Оно — достояние десятков поколений, прежде нас и после нас. И — не станем же тем поколением, которое всех их предаст." А.И. Солженицын

Категории раздела

История [2573]
Русская Мысль [321]
Духовность и Культура [437]
Архив [1157]
Курсы военного самообразования [101]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

КОНТРПРОПАГАНДА

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Преподобномученик Сергий (Чернухин): отказался подписаться на заем — погиб в лагере

    9 ноября (27 октября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память преподобномученика Сергия (Чернухина).Отца Сергия, настоятеля Ильинской церкви села Ильинское-Головинское Шаховского уезда (Московская область), арестовали в 1937-м по доносу председателя сельсовета. Свидетель показал, что священник отказался приобретать облигации государственного займа. От тяжелых работ в исправительно-трудовых лагерях 1942 году отец Сергий скончался.

    Занять у голодных

    1 декабря 1937 года в селе Никольское-Головинское Шаховского уезда был арестован священник Никольской церкви игумен Сергий (Чернухин). Отец Сергий был заключен в волоколамскую тюрьму и на следующий день допрошен. Следователь заявил, будто следствию известно, что священник вел среди населения контрреволюционную агитацию.

    В основу дела легли «свидетельские показания» против отца Сергия от 24-го и 25 ноября 1937 года. Показания дали бывший и занявший эту должность вслед за ним председатели Никольского сельсовета. Они утверждали, что игумен Сергий отказался подписываться на заем и при этом говорил: «Отвяжитесь вы от меня, ироды, не буду я платить советской власти ни одной копейки. Советская власть у нас последние доходы отбирает, не разрешает нам ходить по приходу, обдирает разными налогами, и помогать мне советской власти совершенно не за что, так как кроме надругательства над духовенством я от нее ничего хорошего не видел»…

    Государственный заем укрепления обороны СССР, облигация стоимостью 25 рублей, 1937 год. Источник: hdoc.ru

    [1]Государственный заем укрепления обороны СССР,

    облигация стоимостью 25 рублей, 1937 год. Источник: hdoc.ru

    «Отказался подписываться на заем»… Каким бы странным не казалось в наши дни обвинение, но для советской России 1937 года оно было типичным.

    В 1937 году советским правительством был выпущен «Заем укрепления обороны СССР» — облигации на сумму 4 миллиарда рублей. Советская Россия готовилась к войне, но на модернизацию военной промышленности средств у власти было явно недостаточно. Тогда советские руководители в очередной раз принимают решение добыть деньги непосредственно у граждан…

    Товарищ! Ты подписался на заем укрепления обороны нашей Родины? 1937 год [2]

    Товарищ! Ты подписался на заем укрепления обороны нашей Родины? 1937 год

    В отличие от прежних «грубых» методов отъема средств у населения, — таких как продразверстка первых постреволюционных лет, — заем был более изощренным способом давления на людей. Облигации распространялись по подписке, заем пропагандировался через партийные ячейки на производствах и сельсоветы. Газеты пестрили оптимистичными заголовками — «Мы с радостью отдаем свои сбережения!», «Заем встречен с воодушевлением», «Подпишемся все как один!»…

    Успех идеи для советской власти был безусловным. За короткий срок сумма подписки на заем намного перекрыла указанную цифру в 4 миллиарда, что сыграло важную роль в финансировании военных расходов советского государства. Если в 1927 году в СССР было 6 миллионов подписчиков на займы, то в начале 1941 года — уже 60 миллионов, то есть практически все взрослое население страны.

    Официально провозглашалось, что участие в заеме — дело сугубо добровольное. В то же время, в реальности давление на потенциальных подписчиков было колоссальным. Парторги, комсорги, председатели сельсоветов на деле угрожали неподписавшимся и увольнением с работы, и конфискацией имущества, и жалобой в вышестоящие инстанции. Особенно опасной была неподписка для так называемых «чуждых элементов» — «нацменов», «ЧСВНов», «церковников»… А для священнослужителей нежелание заплатить за облигацию повсеместно становилось основанием для «расстрельного» дела.

    «Неподписавшиеся»

    Отказ подписаться на заем — тема, постоянно звучащая в житиях новомучеников. В 1937 году десятки и сотни священников были расстреляны в разных частях страны как «неподписавшиеся».

    Священномученик Михаил (Люберцев). Источник: сlir.ru [3]

    Священномученик Михаил (Люберцев). Источник: сlir.ru

    Один из первых священнослужителей, ставших жертвами «подписки», стал священномученик Михаил (Люберцев). 22 июля о. Михаила вызвали в правление колхоза, где председатель сельсовета в присутствии колхозников стал предлагать священнику подписаться на заём.

    — Подписаться на заём — это дело хорошее, — ответил священник. — Но вот мне хлеба в кооперативном магазине не продают. Мне не разрешают ходить по приходу с молебнами. А кроме того, я и так плачу очень большой налог… Но все же, я подпишусь на заём, но с условием, если вы мне разрешите совершать богослужения в домах. Например, 2 августа, на Ильин день, в деревне Лукьянове.

    — Хорошо, — ответил председатель сельсовета, — пусть желающие граждане подадут по этому вопросу заявление, и сельсовет его разберет.

    В тот же вечер о. Михаил позвал к себе одного из членов двадцатки и сказал:

    — Представляется возможность снова просить о разрешении служить молебны [4] по домам и о крестном ходе с иконами на Ильин день, но для этого нужно, чтобы верующие подали заявление в сельсовет. Когда придешь в сельсовет, то скажи, что если они разрешат служение молебнов, то все верующие подпишутся на заём.

    Заявление было написано, подписи собраны, и все документы поданы уже на следующий день, 23 июля, но сельсовет в просьбе отказал. На другой день сотрудник НКВД подал документы на арест священника. В них он писал: «Являясь контрреволюционно настроенным, Люберцев проводил контрреволюционную агитацию, направленную к срыву проводимых мероприятий в деревне, выступил с агитацией против займа, агитируя колхозников подписываться на заём в том случае, если сельский совет разрешит совершать богослужение с хождением с иконами по деревням».

    31 августа Тройка НКВД приговорила о. Михаила к расстрелу. Священник Михаил Люберцев был расстрелян 4 сентября 1937 года.

    Портрет священномученика Николая Васюковича. Источник: sobor.by [5]

    Портрет священномученика Николая Васюковича. Источник: sobor.by

    В том же сентябре 1937-го был расстрелян и отказавшийся от займа священномученик Николай Васюкович. Отец Николай был диаконом в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Литвяны Игуменского уезда (Белоруссия). Когда в 1936 году народ заставляли подписываться на займ, отец Николай отказался от приобретения никчемных билетов, сказав: «Подписываться не буду, мне нечего укреплять эту власть…». Его арестовали 6 августа 1937 года, требовали в обмен на свободу отречься от сана. Не добившись результата, приговорили его к расстрелу. Он был убит в Минске 26 сентября 1937 года.

    Священномученик Петр Соловьев. Источник: drevo-info.ru [6]

    Священномученик Петр Соловьев. Источник: drevo-info.ru

    Похожая судьба и у священномученика Петра Соловьева. Отец Петр, пожилой настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Астанкино Рязанской губернии, был арестован по доносу председателя колхоза. По словам председателя, он пришел в дом к отцу Петру, чтобы просить священника подписаться на государственный заем, но священник отказался подписываться и сказал, что «он советской власти помогать не будет, так как она преследует священнослужителей и отняла у них все гражданские права».

    По словам председателя, отец Петр стал «дерзить»: «Вы вот пришли просить меня подписаться на заём, а где же я деньги возьму, когда нас советская власть ограбила и до сих пор это продолжается? Нам не дают возможности зарабатывать своими трудами, запрещая ходить с молебнами по приходу»… 10 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Он был расстрелян 13 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово [7] под Москвой.

    Икона священномученика Сергия Смирнова. Источник: bezhverh.ru [8]

    Икона священномученика Сергия Смирнова. Источник: bezhverh.ru

    Священномученик Сергий Смирнов, настоятель храма Рождества Христова села Теблеши (Ярославская губерния) был приговорен Тройкой НКВД к расстрелу на схожих основаниях. Так, поскольку свидетели показали, что отец Сергий «выступал против займа, говорил, что большевики не хуже капиталистов обирают рабочих и крестьян под видом займов и что СССР готовится к войне». 3 ноября 1937 года отец Сергий был расстрелян, а его жена с четырьмя детьми были выгнаны из дома.

    Игумен Сергий

    В 1937 году, на момент ареста, игумену Сергию (Чернухину) было 58 лет. Он родился в Самарской губернии в крестьянской семье, в крещении был наречен Симеоном. В возрасте 21 года, в 1900 году, поступил послушником в Свято-Данилов монастырь в Москве. Спустя 10 лет он принял монашеский постриг под именем Сергий. В 1911 году стал иеродиаконом, в 1915-м — иеромонахом, уже после революции, в 1923-м — игуменом.

    Даниловский монастырь, фото 1883 года. Источник: moskvaweb.ru

    [9]

    Даниловский монастырь, фото 1883 года. Источник: moskvaweb.ru

    Вплоть до закрытия Данилова монастыря большевиками, он служил в монастырском Троицком соборе. Когда власти закрыли монастырь, перешел служить в храм Воскресения Словущего в Даниловой слободе, по соседству с обителью.

    Троицкий собор Данилова монастыря, 1920-е гг. Фото: oldmos.ru

    [10]

    Троицкий собор Данилова монастыря, 1920-е гг. Фото: oldmos.ru

    В декабре 1930 года в Москве проходили массовые аресты духовенства и монашествующих. В числе других в январе 1931 года на допрос в ОГПУ был вызван игумен Сергий. Следователь спрашивал, как он относится к советской власти. Отец Сергий ответил, что «в настоящее время Церковь переживает большие гонения»,однако «все это посылается за наши грехи, а насчет власти-то всякая власть от Бога, и ей нужно подчиняться».

    Подобное объяснение следователи сочли основанием для наказания. 8 февраля 1931 года игумен Сергий был приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Сначала он был отправлен этапом в Архангельск, из Архангельска — в небольшой городок Пинегу, а оттуда — в село Кулой Пинежского района, где прожил до окончания срока ссылки.

    Село Кулой Пинежского района Архангельской области, современный вид. Фото: forum.there.ru

    [11]

    Село Кулой Пинежского района Архангельской области, современный вид. Фото: forum.there.ru

    28 февраля 1934 года игумен Сергий возвратился в Москву, но здесь ему жить, как бывшему в ссылке, не разрешили, и он поселился в Кашире, а затем, после того, как был назначен служить в Никольскую церковь в селе Никольское-Головинское Шаховского района, переехал туда.

    «Контрреволюционная агитация против советской власти»

    2 декабря 1937 года во время допроса в Волоколамской тюрьме следователь потребовал, чтобы отец Сергий признал свою вину в агитации против займов. Впрочем, результата он не добился.

    — Никакой контрреволюционной агитации против советской власти и против проводимых мероприятий партии и советской власти я не вел, — ответил игумен Сергий.

    — Следствию известно, что весной 1937 года вы вели контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и советской власти в части реализации государственных займов.

    — Никакой контрреволюционной агитации против реализации займов я нигде и никогда не вел.

    В тот же день допросы были закончены, и на следующий день, 3 декабря1937 года, тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 5 февраля 1938 года отец Сергий прибыл с этапом в исправительно-трудовой лагерь в Амурской области, 30 декабря 1940года он был этапирован в Бушуйский лагерь в той же области, 1 марта 1941 года — в Свободненский лагерь.

    От тяжелых условий лагерного труда игумен Сергий (Чернухин) скончался 9 ноября 1942 года в Свободненском исправительно-трудовом лагере Амурской области и был погребен в безвестной могиле.

    Сегодня

    Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе, современный вид. Фото: hram-vs.narod.ru [12]

    Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе, современный вид. Фото: hram-vs.narod.ru

    В 1994 году, стараниями наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) Генеральной Прокуратурой РФ было выпущено постановление о посмертной реабилитации отца Сергия (Чернухина).

    Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 июня 2008 года игумен Сергий причислен к лику новомучеников и исповедников Российских [13].

    Никольская церковь села Никольского, где служил отец Сергий, вскоре после его ареста была закрыта сельсоветом. Во время ВОВ, в 1942 году здание церкви было разобрано советскими солдатами как потенциальный ориентир для немецких летчиков. На бывшем фундаменте Никольского храма в настоящее время стоит сельский магазин…

    http://www.pravmir.ru/prepodobnomuchenik-sergij-chernuxin-otkazalsya-podpisatsya-na-zaem-pogib-v-lagere-2/
    Категория: История | Добавил: Elena17 (16.11.2018)
    Просмотров: 71 | Теги: Новомученики и исповедники ХХ века, россия без большевизма, преступления большевизма
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Русская Стратегия - радио Белого Движения

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1238

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru