Web Analytics


Русская Стратегия


"За что можно и должно отдать жизнь, то и надо любить, тому и надо служить. Жить стоит только тем, за что стоит бороться насмерть и умереть: всё оставшееся малоценно или ничтожно. Всё, что не стоит смерти, не стоит и жизни." И.А. Ильин

Категории раздела

История [2619]
Русская Мысль [321]
Духовность и Культура [441]
Архив [1177]
Курсы военного самообразования [101]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

КОНТРПРОПАГАНДА

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
mvnazarov48

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    100 лет памяти Свщмч. Тихона Воронежского и 160 иереев, иже с ним убиенных

    Священномученик Тихон (в миру Василий Варсонофиевич Никаноров) родился 30 января 1855 года в семье псаломщика Варсонофия Никанорова в селе Кирюга Новгородской губернии. Уже в детстве проявилась его склонность к созерцательной, уединенной, молитвенной жизни. Первоначальное религиозное и светское образование он получил дома, затем поступил в Новгородскую духовную семинарию, которую окончил кандидатом богословия, первым в первом разряде, и был награжден книгой «за отличные успехи и благонравие». В 1877 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 1 августа 1881 года Василий Варсонофиевич был назначен помощником смотрителя Белозерского духовного училища. На этом поприще проявились его несомненные духовные дарования, организаторский талант и глубоко религиозное отношение к делу и людям. Поэтому в 1884 году его утвердили инспектором Новгородской духовной семинарии.

    15 июня 1884 года Василий, решив окончательно посвятить свою жизнь Богу, принял монашество. Пострижен он был в Кирилло-Бело- зерском монастыре с наречением имени Тихон. Высокообразованный инок с усердием начал проходить науку из наук - монашеское делание, сопряженное с непрестанной молитвой, постом и борьбой со своими внутренними врагами - страстями и греховными помыслами. 10 июля 1884 года его рукоположили во иеромонаха. Его монашеские подвиги, а также самоотверженные труды на стезе духовного просвещения Господь не оставил сокрытыми. 6 декабря 1888 года ему было пожаловано игуменство, а спустя два года с 25 декабря 1890 года игумен Тихон (Никаноров) становится ректором одной из самых извест-ных духовных школ - Новгородской духовной семинарии - с возведением в сан архимандрита и поручением настоятельства.

    2 февраля 1892 года архимандрит Тихон Высочайшим указом хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. Рукоположение совершил митрополит Московский и Коломенский Леонтий (Лебединский), епископ Нестор (Метаниев), епископ Дмитровский Александр, епископ Христофор (Смирнов). 14 мая 1896 года архимандрит Тихон награжден панагией с украшениями.

    20 августа 1899 года попечению епископа Тихона (Никанорова) была вверена Полоцкая и Витебская кафедра, где он неустанно трудился на поприще архипастырского служения. 4 июня 1902 года Святейший Синод назначил владыку Тихона епископом Пензенским и Саранским. В Пензе в годы его правления открыты были Общество вспомоществования учащим и учащимся в церковных школах епархии (1902), Церковно-певческое общество (1902), пензенский Комитет православного миссионерского общества (1904).

    Но вот в России наступили годы испытаний, попущенные за охлаждение в вере и оскудение Православия. В 1906 году владыка Тихон был необоснованно обвинен исполняющим обязанности пензенского губернатора в «укрывательстве революционеров» за то, что заступился за свою паству и не сместил священнослужителей, которых ошибочно, как выяснилось впоследствии, признавали неблагонадежными. Когда во время беспорядков в Пензенской духовной семинарии был убит ректор, власти закрыли семинарию. 25 июля 1907 года епископ Тихон уволился на покой. Но не может человек сам сойти с того благословенного креста, с которого Господь должен вознести его душу, по неизреченной милости, прямо в Небеса. Уже 31 июля 1907 года владыка Тихон (Никаноров) стал управляющим Московского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Построенный как духовный памятник святым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, Его восхождением на Голгофу и всеславным Воскресением, этот монастырь настраивал души насельников на постоянную память и о спасительных Страстях Господних, и о живоносности Креста, без которого невозможно войти в Царствие Небесное. Такими благодатными помыслами напитывалась и чуткая душа будущего священномученика.

    23 июня 1912 года владыка Тихон был назначен епископом Калужским и Боровским. Калужскую епархию он возглавлял менее года. Епископ Тихон (Никаноров), где бы ни нес свое архипастырского служение, проявлял себя как смиренный пастырь, строгий аскет, талантливый руководитель стада Христова.

    В преддверии революционной смуты 13 мая 1913 года опытный архипастырь Тихон (Никаноров) возглавил Воронежскую и Задонскую кафедру, с возведением в сан архиепископа. Архиепископ Тихон (Никаноров) прибыл в Воронеж 4 июня 1913 года. О его пребывании на Воронежской кафедре сохранились воспоминания келейника, протоиерея Иоанна Житяева. По его свидетельству, владыка Тихон «был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на утреннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра. Владыка любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе. За семь лет своего архипастырства архиепископ Тихон являлся отцом своей паствы: к нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре». Преосвященному Тихону выпало в последний раз в истории России встречать прибывшего в Воронеж 6 декабря 1914 года Императора. Будущие царственные мученики - Государь император Николай II, его супруга Императрица Александра Феодоровна, великие княжны Ольга и Татиана - посетили Митрофанов монастырь, где с благоговением молились Воронежскому святителю, объехали госпитали для раненых воинов, утешая солдат подарками и милующим словом.

    Архиепископ Тихон (Никаноров) начал подготовку к прославлению святителя Антония (Смирницкого). Он благословил архимандрита Митрофанова монастыря Александра (Кременецкого) собирать сведения о многочисленных чудесах, которые происходили у гробницы этого духоносно- го Воронежского иерарха. В 1914 году в присутствии архиепископа Тихона был вскрыт склеп, и владыка свидетельствовал о чудесном нетлении мощей святителя Антония. В 1915 году святитель Тихон говорил великой княгине Елисавете Феодоровне, что святитель Антоний уже накануне своего прославления. Перед революцией архиепископ Тихон послал в Синод ходатайство об этом прославлении, но последующие трагические события в истории нашей страны не позволили совершиться канонизации в то время.

    Священномученику Тихону (Никанорову) пришлось одному из первых столкнуться с гонениями новой власти на Церковь. 8 июня 1917 года праведный архипастырь за неподчинение власти был арестован и в сопровождении солдат отправлен в Петроград. Архиепископ Тихон пожаловался в Синод, что власти вмешиваются в дела епархиального управления и в грубой форме предписывали ему увольнять с прихода одних священников и назначать других, без всяких на то оснований. Синод 14 июня заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, «предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления». Архиепископ Тихон, заступник за паству, вернулся в Воронеж и вновь вступил в управление епархией. Несмотря на новые протесты властей, преданный церковным канонам исповедник оставался на своем посту.

    При нем, уже после революционного переворота, в Лазареву субботу 1918 года в Воронеже был освящен храм святого равноапостольного князя Владимира, построенный в честь 900-летия Крещения Ру- сии, в том же году был открыт Свято-Серафимовский храм.

    В 1917-1918 годах архиепископ Тихон (Никаноров) участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви и избрании святого Патриарха Тихона. 12 апреля 1918 года он был награжден правом ношения креста на клобуке.

    8 февраля 1918 года в Воронеже, в ответ на издание Декрета об отделении Церкви от государства, по благословению архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Никанорова), был организован многотысячный крестный ход. Процессия, вышедшая с молитвенным пением из Митрофановского монастыря, была встречена пулеметным огнем. На мостовой остались десятки убитых и раненых. В ту ночь по решению исполкома все арестованные, в том числе и священнослужители, были расстреляны. Воронежский архипастырь-исповедник в этот раз не пострадал, стойко поддерживая блаженных страдальцев за веру.

    3 февраля 1919 года богоборцы заставили архиепископа Тихона присутствовать при кощунственном вскрытии мощей святителя Митрофана. Христов исповедник дал достойные ответы на все вопросы святотатцев.

    В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят белой армией, архиепископ Тихон служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора. Возможностью покинуть Воронеж вместе с белогвардейцами и уйти на юг, а затем за границу, будущий священномученик не воспользовался.

    В начале декабря Воронеж вновь перешел в руки Красной армии. 9 января 1920 года (27 декабря 1919 года по старому стилю), на третий день Рождества Христова, после совершения богослужения архиепископ Тихон (Никаноров), без суда и следствия, был повешен на Царских вратах Благовещенского собора Митрофановского монастыря группой озверевших красноармейцев. Об этом впервые написал протопресвитер Михаил Польский в книге «Новые мученики российские», изданной в 1947 году в Джорданвилле. В годы советской власти архиепископ Сергий (Петров) в монографии «История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней» (в четырех частях), изданной в 1961-1969 годах, излагает иную версию смерти священномученика Тихона (Никанорова), согласно которой подвижник умер от брюшного тифа. «В 1920 году, в феврале месяце, архиепископ Тихон заболел тифом (в этом году в Воронеже свирепствовал сыпной тиф), и 27 февраля, на 75-м году жизни, тихо и спокойно почил о Господе». Однако в настоящее время при жизнеописании святителя, согласно устойчивому преданию, принята версия насильственной смерти архиепископа Тихона (Ника- норова). Вместе с ним в эти годы пострадали за веру еще 160 воронежских иереев.

    Отпевание и погребение высокочтимого иерарха было совершено 2 марта 1920 года епископом Острогожским Владимиром (Шимковичем), викарием Воронежской епархии в сослужении с епископом Новохоперским Модестом (Никитиным). Верный воин Христов священномученик Тихон был погребен в склепе Благовещенского собора, на месте которого ныне находится главный корпус Воронежского университета.

    В августе 1956 года, после варварского разрушения Благовещенского собора и прочих монастырских строений, святые мощи архиепископа Тихона были перезахоронены на городском Коминтерновском кладбище. В 1993 году в числе прочих останков Воронежских архипастырей честные мощи Тихона (Никанорова) были перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова женского монастыря, где они по сей день покоятся под спудом.

    Источник

    Категория: История | Добавил: Elena17 (09.01.2019)
    Просмотров: 48 | Теги: жертвы, Новомученики и исповедники ХХ века, преступления большевизма, россия без большевизма, даты
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Русская Стратегия - радио Белого Движения

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1274

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru