Web Analytics


Русская Стратегия

"Святая Русь. Это слово вышло из недр русского народа. Сам Господь его так назвал. И нельзя никому приписать это название - оно вышло из стихии, из сердца русского молящегося человека. Да, существует Святая Русь, и если она займёт больше места в России, тем скорее Россия снова вернётся в свой прекрасный удел на земле, когда она будет светлой страницей для всех народов." Митр. Виталий (Устинов)

Категории раздела

История [2885]
Русская Мысль [331]
Духовность и Культура [467]
Архив [1291]
Курсы военного самообразования [101]

ПОДДЕРЖАТЬ НАШУ РАБОТУ

Карта Сбербанка: 5336 6902 5471 5487

Яндекс-деньги: 41001639043436

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    ГОНЕНIЯ НА ІОСИФЛЯНЪ 1929-30 гг.

    Подробнее о мучениках Катакомбной церкви читайте в книге Отверженные святые России :

    http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15508/

    Середина 20-хъ гг. въ исторіи Русской Православной Церкви отмѣчена затишіемъ гоненій со стороны безбожнаго государства. Кратковременный періодъ «новой экономической политики» (НЭП) создалъ иллюзію относительнаго спокойствія и благоденствія въ совѣтскомъ государствѣ, возможности мирнаго сосуществованія въ немъ различныхъ классовъ и ученій. Но во второй половинѣ 20- хъ гг. Сталинъ выдвигаетъ новый политическій тезисъ о «нарастаніи классовой борьбы въ СССР по мѣрѣ построенія соціализма». Какъ это отражалось въ жизни страны?

    Въ экономикѣ основной упоръ дѣлался на развитіе тяжелой промыш­ленности при полной милитаризаціи тру­да. Въ деревнѣ срочнымъ порядкомъ со­здаются колхозы, несогласные крестьяне и ихъ семьи насильственно высылаются. Въ политической жизни страны жестко подавляется всякое инакомысліе, даже въ средѣ коммунистической партіи и совѣтскаго правительства. Въ государственномъ масштабѣ нагнетаются военная истерія и шпіономанія, открываются слѣдственныя дѣла и судебные процессы надъ дѣйствительными и мнимыми про­тивниками «новаго сталинскаго курса». Именно въ такой обстановкѣ лѣтомъ 1927 г. митр. Сергій (Страгородскій) издаетъ свою знаменитую декларацію, столь успѣшно послужившую безбожной власти въ дѣлѣ ликвидаціи церковной оппозиціи богоборческому режиму и «но­вому церковному курсу».

    Въ двухтомномъ трудѣ о. Михаила Польскаго «Новые мученики россійскіе» приведено болѣе 20-и фактовъ арестовъ и репрессій епископата, духовенства и мірянъ за непріятіе деклараціи митр. Сергія. Возможно, самъ митр. Сергій не предусмотрѣлъ всѣхъ послѣдствій своей деклараціи, однимъ изъ которыхъ было отстраненіе значительной части Русской Православной Церкви отъ молитвенно- каноническаго общенія со своимъ первоіерархомъ. Уже къ началу 1929 г. ему стало ясно, что одними увѣщеваніями и угрозами нельзя удержать все болѣе раз­растающееся антисергіанское движеніе. Въ этой связи совершенно необоснованы утвержденія нѣкоторыхъ изслѣдователей о томъ, что къ серединѣ 1928 г. легальное сопротивленіе митр. Сергію претерпѣвало значительный кризисъ. Толь­ко въ Петроградѣ къ тому времени, по разнымъ даннымъ, существовало отъ 26- ти до 46-ти легальныхъ іосифлянскихъ храмовъ, поминавшихъ въ качествѣ первоіерарха митрополита Іосифа Петроградскаго. Продолжались также и присоединенія къ іосифлянамъ отложившихся отъ митр. Сергія. Напримѣръ, въ серединѣ 1928 г. къ іосифлянскому епископу Димитрію Гдовскому въ Петроградѣ присоединилась Никольская единовѣрческая церковь съ клиромъ и прихожанами.  Было установлено молитвенно- каноническое общеніе съ послѣдователями архіепископа Виктора (Островидова) и митрополита Агафангела (Преображенскаго), - около десяти архіереевъ, - которые также поминали  за богослуженіемъ имя митрополита Іосифа. Основными районами распространенія церковной іосифлянской оппозиціи была Петроградская, Вятская, Воронежская губерніи, Кубань и Украина.

    Отвѣтомъ митр. Сергія на подобныя дѣйствія іосифлянъ явилось его поста­новленіе объ отношеніи къ священнодѣйствіямъ, совершеннымъ «раскольничьимъ клиромъ» — клиромъ митропо­лита Іосифа (Петровыхъ), архіепископа Димитрія (Любимова) и епископа Алексія (Буй) за № 1864 отъ 24 іюля 1929 г. Опредѣленіе гласило, что священнодѣйствія ихъ суть «недѣйствительны, и обращающихся изъ этихъ расколовъ, ес­ли послѣдніе крещены въ расколѣ, при­нимать черезъ таинство св. мѵропомазанія; браки, заключенные въ расколѣ, также навершать церковнымъ благословеніемъ... Умершихъ въ... указанныхъ расколахъ не слѣдуетъ хотя бы и по уси­ленной просьбѣ родственниковъ отпѣвать, какъ и не слѣдуетъ совершать по нихъ и заупокойную литургію. Разрѣшать только проводы на кладбище съ пѣніемъ "Святый Боже"».

    Но постановленіе сергіевскаго Сино­да не оказало никакого дѣйствія на іосифлянъ и ихъ сторонниковъ, ибо, по ихъ убѣжденію, подобныя постановленія не имѣли никакой церковно-канонической силы, такъ какъ исходили отъ незакон­ной раскольничей власти. Болѣе того, несмотря на начавшіеся еще въ началѣ 1929 г. аресты, продолжалось присоеди­неніе къ іосифлянамъ приходовъ и мірянъ. Такъ, въ ноябрѣ 1929 г. іосифлянскимъ сталъ нижній храмъ церкви Воскресенія Христова, къ тому же вре­мени насчитывалось около 40 епископовъ, находившихся въ молитвенно- каноническомъ общеніи съ митр. Іосифомъ по всей Россіи. Епископъ Димитрій прилагалъ всѣ усилія для установленія пра­вильной церковной жизни въ подчиненныхъ ему приходахъ и монастыряхъ. Онъ постоянно служилъ въ разныхъ храмахъ, ѣздилъ по городамъ и селамъ. За усердіе и твердое стояніе въ вѣрѣ митрополитъ Іосифъ на Рождество 1928 г. (7 января н. ст. 1929 г.) возвелъ владыку Димитрія въ санъ архіепископа. Іосифляне и ихъ сторонники стали представлять уг­розу не только для митр. Сергія, но и для государственной власти.

    Первые массовые аресты іосифлянъ начались въ серединѣ, но своей высшей точки достигли въ концѣ 1929 - началѣ 30 гг. За три мѣсяца, съ 23-го ноября по 25-ое февраля, было арестовано болѣе 50-ти священнослужителей, монаховъ и мірянъ. 29-го ноября былъ арестованъ архіепископъ Димитрій по обвиненію въ томъ, что «состоялъ фактическимъ руководителемъ церковной группы "Защи­та истиннаго Православія", совмѣстно съ руководящимъ ядромъ этой группы велъ контрреволюціонную агитацію, направ­ленную къ подрыву и сверженію совѣтской власти. Принимали духовенст­во и руководили этой группой по СССР». Сія формулировка фактически говоритъ о томъ, что совѣтская власть признала причиной ареста владыки принадлеж­ность его къ истинной Церкви, хотя и подвела подъ арестъ т. с. контрреволюціонную базу. Подобное обвиненіе предъявлялось и при послѣдующихъ арестахъ активныхъ іосифлянъ, которые за­кончились въ 1932 г.
    Одними изъ первыхъ въ Петроградѣ 23-го ноября 1929 г. были арестованы оо. Сергій и Александръ Тихоміровы. 3-го декабря 1929 г. былъ арестованъ настоя­тель собора Воскресенія Христова на Екатерининскомъ каналѣ о. Василій Верюжскій. Въ тюрьму попали также іеромонахъ о. Гавріилъ (Владиміровъ), протоіереи оо. Николай Никитинъ и Нико­лай Загоровскій, священники оо. Петръ Белавскій, Сергій Алексѣевъ, Василій Вертоскій, Николай Прозоровъ, схимонахиня Анастасія (Куликова), монахиня Кира и многіе другіе священники, монашествующіе и міряне.

    Среди документовъ, указанныхъ аре­стованными, были протоколы и постановленія Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Они какимъ-то образомъ были переданы протоіерею Ѳеодору Андрееву и профес­сору В. А. Егунову, которые, въ свою очередь, передавали ихъ для распространенія и укрѣпленія авторитета іосифлянскаго движенія. О. Сергій Тихоміровъ на допросахъ указывалъ, что «то, что выра­жено въ этихъ протоколахъ въ осужденіе митрополита Сергія, я согласенъ и старался ихъ распространять, черпая изъ нихъ нравственное укрѣпленіе въ своемъ церковномъ убѣжденіи. Распространеніемъ этихъ протоколовъ я старался доказать, что "іосифляне" не одни, что за ними сто­ять такіе авторитетные церковные дѣятели, какъ Ѳеофанъ (Быстровъ), Антоній (Храповицкій) и др.».

    Обвинительное заключеніе по дѣлу іосифлянъ соотвѣтствовало духу време­ни и задачамъ совѣтскихъ карательныхъ органовъ: «Эта монархическая организація церковниковъ использовала всѣ ме­тоды и способы контрреволюціонной агитаціи и пропаганды. Опершись на ре­акционные и черносотенные элементы изъ профессуры и интеллигенціи, примкнувшіе къ организаціи съ самого ея возникновенія, іосифляне повели широкую агитаціонно- пропагандистскую контрреволюціонную дѣятельность среди массы вѣрующихъ...».

    8 августа 1930 г. въ подвалѣ тюрьмы на Шпалерной улицѣ въ Петроградѣ бы­ли разстрѣляны оо. Сергій Тихоміровъ и Николай Прозоровъ, первые петроградскіе іосифляне-новомученники.

    Послѣ ареста архіепископа Димитрія архипастырская власть, по благословенію митрополита Іосифа, перешла къ епископу Нарвскому Сергію (Дружини­ну). Хотя большинство епископовъ было въ заточеніи, уже послѣ 1929 г. іосифлянамъ удалось совершить болѣе десяти архіерейскихъ хиротоній. Въ 1929-30 гг. были тайно хиротонисаны епископы Клавдій (Савинскій), Никонъ (Катанскій) Красносельскій и Алексій (Терешихинъ) Кронштадтскій, въ 1931 г. — епископъ Алипій (Ухтомскій) Охтинскій. Владыка Клавдій возглавлялъ монашествующихъ епархіи, исповѣдовалъ ихъ и совершалъ тайные постриги (всего было совершено около 40 постриговъ); владыка Василій (Дохтуровъ) постригъ около двадцати монаховъ и монахинь.

    Ликвидація ОГПУ іосифлянскихъ храмовъ и приходовъ началась въ февралѣ 1930 г. Были закрыты храмы Св. Николая Чудотворца на Петровскомъ островѣ, Божіей Матери «Утоли моя пе­чали», Пресвятой Троицы, Преп. Сера­фима Саровскаго, Великомуч. Пантелей­мона. Воскресенія Христова, единовѣрческій Св. Николая Чудотворца и многіе другіе.

    Какова же была судьба арестованныхъ въ 1929 г. іосифлянскихъ архіереевъ и ихъ сомолитвенниковъ? Вотъ краткія данныя о нѣкоторыхъ изъ нихъ:
    Архіепископъ Варлаамъ (Ряшенцевъ) Ярославскій - арестованъ 7-го сентября 1929 г. и приговоренъ къ тремъ годамъ лагеря. По освобожденіи продолжалъ служить тайно, за что былъ аресто­ванъ вновь и мученически скончался въ вологодской тюремной больницѣ 20-го февраля 1942 г.
    Архіепископъ Димитрій (Любимовъ) Гдовскій - арестованъ 29-го ноября 1929 г. и приговоренъ къ десяти годамъ лагеря. Послѣ неоднократнаго продленія срока заключенія скончался въ ярославской тюрьмѣ 17-го мая 1935 г.
    Архіепископъ Серафимъ (Самойловичъ) Угличскій - арестованъ 27-го фе­враля 1929 г. и приговоренъ къ пяти го­дамъ лагеря. Послѣ освобожденія, буду­чи въ ссылкѣ, продолжалъ тайно совер­шать богослуженія, ставить священниковъ и постригать монаховъ, за что былъ арестованъ и разстрѣлянъ 4-го ноября 1937 г.
    Епископъ Алексій (Буй) Воронежскій - арестованъ 7-го марта 1929 г. и приговоренъ къ тремъ годамъ лагеря. За участіе въ тайныхъ іосифлянскихъ богослуженіяхъ на Соловкахъ срокъ заключенія неоднократно продливался. Разстрѣлянъ 3-го ноября 1937 г. подъ Медвѣжьегорскомъ.
    Епископъ Варлаамъ (Лазаренко) Богучарскій - арестованъ въ сентябрѣ 1929 г., разстрѣлянъ въ февралѣ 1930 г.
    Епископъ Дамаскинъ (Цедрикъ) Глуховскій - арестованъ 27-го ноября 1929 г. и приговоренъ къ десяти годамъ лаге­ря. Послѣ досрочнаго освобожденія продолжалъ окормлять іосифлянскіе приходы, за что былъ арестованъ и разстрѣлянъ въ Карагандѣ 10-го сентяб­ря 1937 г.
    Епископъ Максимъ (Жижиленко) Серпуховской - арестованъ 24-го мая 1929 г. и приговоренъ къ пяти годамъ ла­геря. На Соловкахъ совершалъ «катакомбныя» богослуженія, за что срокъ заключенія его неоднократно продливался. Разстрѣлянъ въ Москвѣ 4-го іюня 1931 г.
    Епископъ Маркъ (М. А. Новоселовъ) - арестованъ 23-го марта 1929 г. и приговоренъ къ тремъ годамъ лагеря, срокъ неоднократно продливался. Разстрѣлянъ въ 1938 г.
    Епископъ Николай (Голубевъ) Кинишемскій - арестованъ 9-го сентября 1929 г. По причинѣ тяжелой болѣзни былъ освобожденъ отъ ареста и скончал­ся въ с. Ширяево 5-го декабря 1929 г.
    Епископъ Стефанъ (Бехъ) Ижевскій - арестованъ въ 1929 г. и приговоренъ къ тремъ годамъ ссылки. Умеръ во вре­мя повторнаго слѣдствія 26-го марта 1933 г.
    Гоненія и многочисленные судебные процессы, начавшіеся въ концѣ 1929 г., не прекращались до 1933 г., когда пере­сталъ сущестовать послѣдній легальный іосифлянскій храмъ. Поставленные передъ невозможностью служить легально, іосифляне уже въ 1929 г. стали уходить въ катакомбы, а въ 1930-33 гг. сіе стало происходить повсеместно. Изъ немногихъ оставшихся въ живыхъ ставленниковъ митрополита Іосифа нашимъ современникомъ былъ о. Михаилъ Рождественскій, отошедшій ко Господу 14-го сентября 1988 г. За тайнымъ богослуженіемъ много лѣтъ онъ возносилъ име­на первоіерарховъ Русской Православ­ной Церкви Заграницей, тѣмъ самымъ свидѣтельствуя какъ о канонической, такъ и о духовно-молитвенной преемст­венности между двумя вѣтвями Русской Православной Церкви.

    Архіепископъ Димитрій (Любимовъ) Гдовскій
    Родился 15 сентября 1857 г. Хиротонисанъ во епископа Гдовскаго, викарія Ленинградской епархіи 12 января 1926 г. Вмѣстѣ съ епископомъ Сергіемъ (Дружининымъ) Нарвскимъ 26 декабря 1927 г. подписалъ актъ объ отходѣ отъ митр. Сергія. Послѣ ареста митрополита Іосифа (Петровыхъ) Петроградскаго факти­чески возглавилъ іосифлянъ, исполняя всѣ указы своего опальнаго первоіерарха. Каѳедральнымъ соборомъ владыки Димитрія сталъ храмъ Воскресенія Христо­ва. На іосифлянскихъ приходахъ онъ былъ извѣстенъ какъ стойкій борецъ за Православіе, къ которому пріѣзжали кандидаты на священство со всей Россіи и съ которымъ поддерживали молитвенно- каноническое общеніе архіереи, отошедшіе отъ митр. Сергія. Владыка Димитрій присоединилъ къ Церкви нѣкоторыя общины іоаннитовъ, въ которыхъ видѣлъ, несмотря на нѣкоторую фана­тичность послѣднихъ, стойкихъ противниковъ большевицкой власти и активныхъ борцовъ за Православіе. Митрополитъ Іосифъ иисалъ ему: «Премного утѣшило меня сообщеніе о томъ, какъ вы всѣ бодро и терпѣливо идете своимъ тѣснымъ путемъ. Эти сообщенія премного устыжаютъ меня въ моемъ нетерпѣніи и малодушіи и даютъ новыя силы и побуждаютъ крѣпко стоять и впредь за дѣло Христово!». Постановленіемъ сергіевскаго Синода отъ 30 декабря 1927 г. епископъ Димитрій былъ запрещенъ въ священнослуженіи. 12 октября 1928 г. вмѣстъ съ епископомъ Сергіемъ (Дружининымъ) онъ совершилъ хиротонію перваго архіерея іосифлянскаго поставленія - епископа Максима (Жижиленко) Серпуховскаго. Въ началѣ января 1929 г. митрополитомъ Іосифомъ, съ которымъ онъ поддержнвалъ постоянную связь, святитель былъ возведенъ въ санъ архіепископа. Владыка Димитрій занималъ довольно жесткую позицію относительно послѣдователей митр. Сергія, доходив­шую до отрицанія дѣйствительности и спасительности ихъ таинствъ. 29 ноября 1929 г. владыка былъ арестованъ и приговоренъ къ разстрѣлу съ замѣной при­говора на 10 лѣтъ лагерей. Находился въ заключеніи на Соловкахъ, затѣмъ въ Бу­тырской тюрьмѣ. Въ сентябрѣ 1931 г. владыка былъ приговоренъ къ 10 годамъ лишенія свободы и скончался въ Ярослав­ской тюрьмѣ 17 мая 1935 г. Архіепископъ Димитрій съ особой силой подчеркивалъ пагубность церковной политики митр. Сергія, уповая при этомъ на милосердіе Божіе къ Церкви и народу и скорое сверженіе совѣтской власти: «Мы считаемъ, что своей декларацией митр. Сергій под­чинилъ Церковь антихристовой власти. Мы не можемъ сочувствовать политикѣ соввласти за гоненія, преслѣдованія и разрушенія православной Церкви... Доколѣ останется хоть одинъ твердо православ­ный епископъ, имѣйте общеніе съ тако­вымъ. Если же Господь попуститъ, и вы останетесь безъ епископата, - да будетъ Духъ Истины, Духъ Святый со всѣми ва­ми. Который научитъ васъ рѣшать всѣ вопросы, могущіе встрѣтиться по вашему пути, въ духѣ истиннаго Православія». Въ 1981 г. въ ликѣ новомучениковъ и исповѣдниковъ россійскихъ прославленъ РПЦЗ.

    Епископъ Сергій (Дружининъ) Нарвскій
    Родился 20 іюня 1863 г. Хиротонисанъ патріархомъ Тихономъ во епископа Нарвскаго, викарія Ленинградской епархіи 24 октября 1924 г.
    Именно владыка Сергій былъ свидѣтелемъ словъ патріарха Тихона о необхо­димости большаго числа хиротоній епископовъ, въ связи съ чѣмъ впослѣдствіи говорили: «Большевики хотятъ всѣхъ архіереевъ и свящеиниковъ перестрѣлять. Чтобы Церковь не осталась безъ епископата... необходимо посвящать въ священство и постригать въ монашест­во какъ можно больше». Вмѣстѣ съ епископомъ Димитріемъ (Любимовымъ) Гдовскпмъ 26 декабря 1927 г. подписалъ актъ отхода отъ митр. Сергія, зачитан­ный въ храмѣ Воскресенія Христова (здѣсь и далѣе - на Екатерининскомъ каналѣ): «...Не по гордости, да не будетъ сего, но ради мира совѣсти, отрицаемся мы лица и дѣлъ бывшаго нашего пред­стоятеля, незаконно и безмѣрно превысившаго свои права и внесшаго великое смущеніе... Посему, оставаясь по милости Божіей, во всемъ послушными чадами Единой Святой Соборной и Апостоль­ской Церкви, сохраняя апостольское пре­емство черезъ патріашаго местоблюсти­теля Петра, митрополита Крутицкаго, и имѣя благословеніе нашего законнаго епархіальнаго митрополита, мы прекращаемъ каноническое общеніе съ митр. Сергіемъ и со всѣми, кого онъ возглавляетъ: и впредь до суда "совершеннаго собо­ра мѣстности", т. е. съ участіемъ всѣхъ православныхъ епископовъ или до открытаго и полнаго покаянія предъ Свя­тою Церковью самого митр. Сергія...».

    Послѣ постановленія сергіевскаго Синода отъ 30 декабря 1927 г. о запрещеиіи въ священнослуженіи владыка Сергій заявилъ о своемъ раскаяніи. Въ началѣ января 1928 г. запрещеніе было снято, и онъ былъ назначенъ епископомъ Копорскимъ, викаріемъ Ленинградской епархіи. Въ январѣ того же года владыка Сергій вновь присоединился къ іосифлянамъ послѣ письма митрополита Іосифа (Петровыхъ) отъ 7 января 1928 г. съ одобреніемъ отхода, въ связи съ чѣмъ былъ уволенъ съ каѳедры и запрещенъ въ священнослуженіи митр. Сергіемъ и его Синодомъ 27 марта 1928 г. Епископъ Сергій являлся сторонникомъ легальнаго совершенія богослуженій и регистраціи церковныхъ общинъ, въ вопросѣ относи­тельно таинствъ приверженцевъ митр. Сергія принималъ тогдашнюю позицію митрополита Кирилла (Смирнова) Казанскаго, что таинства являются спаситель­ными для тѣхъ, кои пріемлютъ ихъ въ простотѣ съ вѣрою... не подозрѣвая чего-либо неладнаго въ сергіанствѣ.

    12 октября 1928 г. вмѣстѣ съ еписко­помъ Димитріемъ (Любимовымъ) влады­ка Сергій совершилъ хиротонію перваго архіерея іосифлянскаго поставленія - епископа Максима (Жижиленко) Серпуховскаго. Послѣ ареста архіепископа Димитрія (Любимова) въ ноябрѣ 1929 г. епископъ Сергій возглавилъ іосифлянъ, каѳедра его находилась въ храмѣ на станціи Володарская, подъ Петроградомъ. Святитель былъ арестованъ 7 дека­бря 1930 г. и приговоренъ къ пяти годамъ лишенія свободы.

    По отбытіи срока онъ былъ отправленъ въ ссылку въ Марійскую область на три года. Въ ссылкѣ владыка совершалъ тайныя богослуженія, а мѣстное населеніе чтило его какъ святого старца. 7 сентября 1937 г. онъ былъ вновь арестованъ и черезъ десять дней приговоренъ къ разстрѣлу. Епископъ Сергій былъ казненъ въ тотъ же день вмѣстѣ съ нѣкоторыми своими послѣдователями въ г. Йошкаръ-Олѣ. Особенностью православнаго міровоззрѣнія владыки было то, что онъ являлся послѣдовательнымъ мо­нархистомъ, почитавшимъ убіенную Царскую Семью и непримиримо относившимся къ большевикамъ: «Истинное Православіе можетъ существовать толь­ко при монархѣ. Только онъ одинъ можетъ возстановить миръ и любовь, толь­ко монархическій строй можетъ возста­новить порядокъ въ разоренной Россіи и дать возможность Церкви процвѣтать на погибель всѣхъ гонителей Православной Церкви... За убійство наслѣдника я ненавидѣлъ болыневиковъ и считалъ ихъ из­вергами рода человѣческаго. За кровь помазанника Божьяго большевики отвѣтятъ. За все, что большевики совер­шили и продолжаютъ совершать, за разстрѣлы духовенства и преданныхъ Церкви Христовой, за разрушенныя церкви, за тысячи погубленныхъ сыновъ Отечества большевики отвѣтятъ, и русскій православный народъ имъ не проститъ». Въ 1981 г. въ ликѣ новомучениковъ и исповѣдииковъ россійскихи прославленъ РПЦЗ.

    Протоіерей Василій Верюжскій
    Родился въ 1874 г. въ Архангельской губерніи. Окончилъ Петербургскую Ду­ховную академію. Въ 1909 г. былъ рукоположенъ въ санъ священника, съ 1916 г. - протоіерей. Съ 1923 г. по декабрь 1929 г. настоятель храма Воскресенія Христо­ва, одинъ изъ ближайшихъ сотрудниковъ архіепископа Димитрія (Любимова) и ру­ководителей іосифлянскаго движенія. Въ мартѣ 1928 г. ѣздилъ къ митрополиту Іосифу за благословеніемъ на дѣятельность ИПЦ. Придерживался умѣренныхъ взглядовъ на сергіанъ и ихъ таинства, былъ послѣдовательнымъ противннкомъ большевицкой власти. 3 декабря 1929 г. о. Василій былъ арестованъ и приговоренъ къ десяти годамъ лагерей, но досрочно освобожденъ и высланъ на Сѣверъ. Жилъ въ Арханге.льскѣ и Каргополѣ и былъ окончательно освобожденъ въ 1939 г. О. Василій присоединился къ МП въ 1946 г., преподавалъ въ Ленинградской Духовной Академіи и умеръ въ 1955 г. въ Ленинградѣ.
    Протоіерей Никифоръ Стрѣльниковъ
    Родился въ Нижегородской губерніи. Окончилъ Петербургскую Духовную академію. Рукоположенъ во священники еще до октябрьскаго переворота. Былъ ключаремъ храма Воскресенія Христова съ 1927 г. по 1930 г. 16 іюня 1927 г. о. Никифоръ былъ арестованъ, но черезъ пять мѣсяцевъ освобожденъ. Вновь былъ арестованъ 27 декабря 1930 г. и приговоренъ къ десяти годамъ лагерей. Въ 1933 г. о. Никифоръ былъ досрочно освобожденъ и высланъ въ Казахстанъ. Устроившись на свѣтскую работу въ Алма-Атѣ совершалъ тайныя богослуженія. Былъ арес­товать 26 ноября 1937 г. какъ участникъ «монархической террористической повстанческой организаціи церковниковъ» и приговоренъ къ разстрѣлу. Казненъ 16 ноября 1937 г. въ Алма-Атѣ.
    Протоіерей Іоаннъ Быстряковъ
    Родился въ 1871 г. Окончилъ Петер­бургскую Духовную семинарію. Діаконъ, а затѣмъ священникъ въ храмѣ Воскресенія Христова, съ 1929 г. - протоіерей. Арестованъ въ 1929-31 гг. и осужденъ.
    Протоіерей Викторинъ Добронравовъ
    Родился 29 января 1889 г. въ Кишиневѣ. Окончилъ Петербугскую Духовную семинарію. Въ концѣ 1915 г. рукоположенъ во священника. Присоединился къ ленинградскимъ іосифлянамъ и входилъ въ составъ ихъ делегаціи къ митр. Сергію. До своего ареста въ январѣ 1930 г. являлся настоятелемъ храма Св. Нико­лая Чудотворца на Петровскомъ островѣ. О. Викторина очень цѣнилъ архіеп. Димитрій (Любимовъ), такъ какъ первый былъ хорошимъ организаторомъ и совѣтникомъ по важнымъ вопросамъ приходской жизни.
    Въ октябрѣ 1930 г. о. Викторинъ былъ приговоренъ къ десяти годамъ ла­герей, но досрочно освобожденъ въ апрѣлѣ 1937 г. Послѣ освобожденія, уст­роившись на свѣтскую работу въ Окуловскомъ р-нѣ Ленинградской (нынѣ Новго­родской) области, о. Викторинъ совершалъ тайныя богослуженія. Въ августѣ 1937 г. онъ былъ арестованъ, пригово­ренъ къ разстрѣлу и былъ казненъ 28 де­кабря 1937 г. въ пос. Боровичи. О. Викто­ринъ Добронравовъ въ ликѣ новомучениковъ и исповѣдниковъ россійскихъ былъ прославленъ РПЦЗ.
    Архимандритъ Клавдій (Савинскій)
    Родился въ маѣ 1882 г. въ Подоль­ской губерніи. Возведенъ въ санъ іеромонаха въ 1923 г. Въ 1928 г. прервалъ мо­литвенно- каноническое общеніе съ митр. Сергіемъ. Ведя подвижническую мона­шескую жизнь, о. Клавдій окормлялъ сестеръ бывшаго Іоанновскаго монастыря и былъ связникъ съ украинскими іосифлянами. По благословенію архіеп. Димитрія (Любимова) онъ являлся главой и духовникомъ монашествующихъ епархіи, совершилъ около 25 монашескихъ постриговъ. Съ ноября 1928 г. о. Клавдій служилъ въ храмѣ Воскресенія Христова. Въ 1929 г. возведенъ въ санъ архиманд­рита, а въ 1930 г. тайно хиротонисанъ во епископа. 27 декабря 1930 г. владыка Клавдій былъ арестованъ и приговоренъ къ пяти годамъ лагерей. Срокъ отбывалъ въ СИБЛАГѣ, послѣ чего въ январѣ 1936 г. былъ освобожденъ и тайно проживалъ въ Новгородѣ, затѣмъ съ 1938 г. тайно - въ Ленинградѣ и съ 1941 г. возглавлялъ тайную іосифлянскую общину въ пос. Коломяги. Епископъ Клавдій былъ аресто­ванъ 17 іюня 1942 г. и приговоренъ къ разстрѣлу. Казненъ 12 августа 1942 г. въ Ленинградѣ.
    Протоіерей Александръ Совѣтовъ
    Родился въ январѣ 1892 г. въ С.-Пе­тербургѣ. Въ 1920 г. рукоположенъ во іерея. Въ 1928 г. примкнулъ къ іосифлянамъ и входилъ въ ихъ пресвитерскій совѣтъ, придерживаясь воззрѣній архіеп. Димитрія (Любимова). О. Александръ яв­лялся духовникомъ митрополита Іосифа Петроградскаго. Съ 1927 г. - настоятель церкви Пресвятой Троицы въ Лѣсномъ, а въ декабрѣ 1929 г. онъ былъ избранъ настоятелемъ храма Воскресенія Христова. Осенью 1932 г. о. Александръ былъ аре­стованъ, но вскорѣ освобожденъ. Счи­тался послѣднимъ легально служившимъ крупнымъ іосифлянскимъ дѣятелемъ. Въ 1936 г. о. Александръ присоединился къ МП и умеръ въ блокадномъ Ленинградѣ.
    Протодіаконъ Іоаннъ Антоновъ
    Родился въ 1884 г. съ С.-Петербург­ской губерніи. Служилъ въ церкви на ст. Володарская. 21 апрѣля 1931 г. о. Іоаннъ былъ арестованъ и приговоренъ къ тремъ годамъ лагерей, но въ 1933 г. до­срочно освобожденъ.
    Протодіаконъ Михаилъ Яковлевъ
    Родился 23 октября 1889 г. въ Ивано­во-Вознесенской губерніи. Окончилъ Ко­стромскую духовную семинарію. Рукопо­ложенъ въ санъ діакона въ февралѣ 1914 г., съ октября 1927 г. - протодіаконъ Малоколоменской церкви Св. Михаила Ар­хангела. Съ января 1928 г. по октярбрь 1930 г. о. Михаилъ служилъ въ храмѣ Воскресенія Христова. 13 января 1931 г. онъ былъ арестованъ и приговоренъ къ тремъ годамъ лагерей. Въ 1933 г. былъ освобожденъ и поступилъ на свѣтскую работу. Въ мартѣ 1943 г. на территоріи «Псковской миссіи» о. Михаилъ былъ принятъ въ МП и скончался въ іюнѣ 1980 г. въ Гатчинѣ.
    Протоіерей Филоѳей Поляковъ
    Родился 15 сентября 1893 г. Былъ рукоположенъ въ священники въ началѣ 20-хъ гг. Служилъ священникомъ при храмѣ Св. Михаила Архангела, а съ октя­бря 1929 г. по мартъ 1932 г. являлся его настоятелемъ. Въ 1927 г. о. Филоѳей былъ арестованъ, но вскорѣ освобож­денъ. Вновь былъ арестованъ 21 сентяб­ря 1930 г., освобожденъ черезъ полтора мѣсяца. О. Филоѳей служилъ въ Срѣтенской церкви въ Полюстрово. 5 октября 1932 г. онъ былъ арестованъ. Освобож­денъ 28 апрѣля 1933 г., послѣ чего присоединился къ МП. Скончался въ Ленинградѣ 10 февраля 1958 г.
    Иподіаконъ Андрей Викторовичъ Карцевъ
    Родился 5 января 1909 г. въ г. Либавѣ. Окончилъ духовную семинарію. Слу­жилъ въ храмѣ Воскресенія Христова. Въ 1930 г. постриженъ въ мантію съ именемъ Алексій. Съ сентября 1928 г. дважды арестовывался, приговоренъ къ пяти годамъ лагерей. Былъ свобожденъ до­срочно и высланъ на поселеніе на сѣверъ.
    Иподіаконъ Петръ Михайловичъ Сазоновъ
    Родился въ 1903 г. въ С.-Петербургѣ. Учился въ духовной семинаріи. Аресто­ванъ въ 1928 г. и приговоренъ къ полуто­ра годамъ заключенія. 21 апрѣля 1930 г. вновь арестованъ и приговоренъ къ пяти годамъ лагерей.

    Составилъ К. В. Глазковъ.
    «Православная Русь», № 20, 1999.

    Источник

    Категория: История | Добавил: Elena17 (28.02.2019)
    Просмотров: 145 | Теги: россия без большевизма, книги, РПО им. Александра III, жертвы, Новомученики и исповедники ХХ века, преступления большевизма, церковный вопрос
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1447

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru