Подробнее о мучениках Катакомбной церкви читайте в книге Отверженные святые России :
http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15508/
Середина 20-хъ гг. въ исторіи Русской Православной Церкви отмѣчена затишіемъ гоненій со стороны безбожнаго государства. Кратковременный періодъ «новой экономической политики» (НЭП) создалъ иллюзію относительнаго спокойствія и благоденствія въ совѣтскомъ государствѣ, возможности мирнаго сосуществованія въ немъ различныхъ классовъ и ученій. Но во второй половинѣ 20- хъ гг. Сталинъ выдвигаетъ новый политическій тезисъ о «нарастаніи классовой борьбы въ СССР по мѣрѣ построенія соціализма». Какъ это отражалось въ жизни страны?
Въ экономикѣ основной упоръ дѣлался на развитіе тяжелой промышленности при полной милитаризаціи труда. Въ деревнѣ срочнымъ порядкомъ создаются колхозы, несогласные крестьяне и ихъ семьи насильственно высылаются. Въ политической жизни страны жестко подавляется всякое инакомысліе, даже въ средѣ коммунистической партіи и совѣтскаго правительства. Въ государственномъ масштабѣ нагнетаются военная истерія и шпіономанія, открываются слѣдственныя дѣла и судебные процессы надъ дѣйствительными и мнимыми противниками «новаго сталинскаго курса». Именно въ такой обстановкѣ лѣтомъ 1927 г. митр. Сергій (Страгородскій) издаетъ свою знаменитую декларацію, столь успѣшно послужившую безбожной власти въ дѣлѣ ликвидаціи церковной оппозиціи богоборческому режиму и «новому церковному курсу».
Въ двухтомномъ трудѣ о. Михаила Польскаго «Новые мученики россійскіе» приведено болѣе 20-и фактовъ арестовъ и репрессій епископата, духовенства и мірянъ за непріятіе деклараціи митр. Сергія. Возможно, самъ митр. Сергій не предусмотрѣлъ всѣхъ послѣдствій своей деклараціи, однимъ изъ которыхъ было отстраненіе значительной части Русской Православной Церкви отъ молитвенно- каноническаго общенія со своимъ первоіерархомъ. Уже къ началу 1929 г. ему стало ясно, что одними увѣщеваніями и угрозами нельзя удержать все болѣе разрастающееся антисергіанское движеніе. Въ этой связи совершенно необоснованы утвержденія нѣкоторыхъ изслѣдователей о томъ, что къ серединѣ 1928 г. легальное сопротивленіе митр. Сергію претерпѣвало значительный кризисъ. Только въ Петроградѣ къ тому времени, по разнымъ даннымъ, существовало отъ 26- ти до 46-ти легальныхъ іосифлянскихъ храмовъ, поминавшихъ въ качествѣ первоіерарха митрополита Іосифа Петроградскаго. Продолжались также и присоединенія къ іосифлянамъ отложившихся отъ митр. Сергія. Напримѣръ, въ серединѣ 1928 г. къ іосифлянскому епископу Димитрію Гдовскому въ Петроградѣ присоединилась Никольская единовѣрческая церковь съ клиромъ и прихожанами. Было установлено молитвенно- каноническое общеніе съ послѣдователями архіепископа Виктора (Островидова) и митрополита Агафангела (Преображенскаго), - около десяти архіереевъ, - которые также поминали за богослуженіемъ имя митрополита Іосифа. Основными районами распространенія церковной іосифлянской оппозиціи была Петроградская, Вятская, Воронежская губерніи, Кубань и Украина.
Отвѣтомъ митр. Сергія на подобныя дѣйствія іосифлянъ явилось его постановленіе объ отношеніи къ священнодѣйствіямъ, совершеннымъ «раскольничьимъ клиромъ» — клиромъ митрополита Іосифа (Петровыхъ), архіепископа Димитрія (Любимова) и епископа Алексія (Буй) за № 1864 отъ 24 іюля 1929 г. Опредѣленіе гласило, что священнодѣйствія ихъ суть «недѣйствительны, и обращающихся изъ этихъ расколовъ, если послѣдніе крещены въ расколѣ, принимать черезъ таинство св. мѵропомазанія; браки, заключенные въ расколѣ, также навершать церковнымъ благословеніемъ... Умершихъ въ... указанныхъ расколахъ не слѣдуетъ хотя бы и по усиленной просьбѣ родственниковъ отпѣвать, какъ и не слѣдуетъ совершать по нихъ и заупокойную литургію. Разрѣшать только проводы на кладбище съ пѣніемъ "Святый Боже"».
Но постановленіе сергіевскаго Синода не оказало никакого дѣйствія на іосифлянъ и ихъ сторонниковъ, ибо, по ихъ убѣжденію, подобныя постановленія не имѣли никакой церковно-канонической силы, такъ какъ исходили отъ незаконной раскольничей власти. Болѣе того, несмотря на начавшіеся еще въ началѣ 1929 г. аресты, продолжалось присоединеніе къ іосифлянамъ приходовъ и мірянъ. Такъ, въ ноябрѣ 1929 г. іосифлянскимъ сталъ нижній храмъ церкви Воскресенія Христова, къ тому же времени насчитывалось около 40 епископовъ, находившихся въ молитвенно- каноническомъ общеніи съ митр. Іосифомъ по всей Россіи. Епископъ Димитрій прилагалъ всѣ усилія для установленія правильной церковной жизни въ подчиненныхъ ему приходахъ и монастыряхъ. Онъ постоянно служилъ въ разныхъ храмахъ, ѣздилъ по городамъ и селамъ. За усердіе и твердое стояніе въ вѣрѣ митрополитъ Іосифъ на Рождество 1928 г. (7 января н. ст. 1929 г.) возвелъ владыку Димитрія въ санъ архіепископа. Іосифляне и ихъ сторонники стали представлять угрозу не только для митр. Сергія, но и для государственной власти.
Первые массовые аресты іосифлянъ начались въ серединѣ, но своей высшей точки достигли въ концѣ 1929 - началѣ 30 гг. За три мѣсяца, съ 23-го ноября по 25-ое февраля, было арестовано болѣе 50-ти священнослужителей, монаховъ и мірянъ. 29-го ноября былъ арестованъ архіепископъ Димитрій по обвиненію въ томъ, что «состоялъ фактическимъ руководителемъ церковной группы "Защита истиннаго Православія", совмѣстно съ руководящимъ ядромъ этой группы велъ контрреволюціонную агитацію, направленную къ подрыву и сверженію совѣтской власти. Принимали духовенство и руководили этой группой по СССР». Сія формулировка фактически говоритъ о томъ, что совѣтская власть признала причиной ареста владыки принадлежность его къ истинной Церкви, хотя и подвела подъ арестъ т. с. контрреволюціонную базу. Подобное обвиненіе предъявлялось и при послѣдующихъ арестахъ активныхъ іосифлянъ, которые закончились въ 1932 г.
Одними изъ первыхъ въ Петроградѣ 23-го ноября 1929 г. были арестованы оо. Сергій и Александръ Тихоміровы. 3-го декабря 1929 г. былъ арестованъ настоятель собора Воскресенія Христова на Екатерининскомъ каналѣ о. Василій Верюжскій. Въ тюрьму попали также іеромонахъ о. Гавріилъ (Владиміровъ), протоіереи оо. Николай Никитинъ и Николай Загоровскій, священники оо. Петръ Белавскій, Сергій Алексѣевъ, Василій Вертоскій, Николай Прозоровъ, схимонахиня Анастасія (Куликова), монахиня Кира и многіе другіе священники, монашествующіе и міряне.
Среди документовъ, указанныхъ арестованными, были протоколы и постановленія Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Они какимъ-то образомъ были переданы протоіерею Ѳеодору Андрееву и профессору В. А. Егунову, которые, въ свою очередь, передавали ихъ для распространенія и укрѣпленія авторитета іосифлянскаго движенія. О. Сергій Тихоміровъ на допросахъ указывалъ, что «то, что выражено въ этихъ протоколахъ въ осужденіе митрополита Сергія, я согласенъ и старался ихъ распространять, черпая изъ нихъ нравственное укрѣпленіе въ своемъ церковномъ убѣжденіи. Распространеніемъ этихъ протоколовъ я старался доказать, что "іосифляне" не одни, что за ними стоять такіе авторитетные церковные дѣятели, какъ Ѳеофанъ (Быстровъ), Антоній (Храповицкій) и др.».
Обвинительное заключеніе по дѣлу іосифлянъ соотвѣтствовало духу времени и задачамъ совѣтскихъ карательныхъ органовъ: «Эта монархическая организація церковниковъ использовала всѣ методы и способы контрреволюціонной агитаціи и пропаганды. Опершись на реакционные и черносотенные элементы изъ профессуры и интеллигенціи, примкнувшіе къ организаціи съ самого ея возникновенія, іосифляне повели широкую агитаціонно- пропагандистскую контрреволюціонную дѣятельность среди массы вѣрующихъ...».
8 августа 1930 г. въ подвалѣ тюрьмы на Шпалерной улицѣ въ Петроградѣ были разстрѣляны оо. Сергій Тихоміровъ и Николай Прозоровъ, первые петроградскіе іосифляне-новомученники.
Послѣ ареста архіепископа Димитрія архипастырская власть, по благословенію митрополита Іосифа, перешла къ епископу Нарвскому Сергію (Дружинину). Хотя большинство епископовъ было въ заточеніи, уже послѣ 1929 г. іосифлянамъ удалось совершить болѣе десяти архіерейскихъ хиротоній. Въ 1929-30 гг. были тайно хиротонисаны епископы Клавдій (Савинскій), Никонъ (Катанскій) Красносельскій и Алексій (Терешихинъ) Кронштадтскій, въ 1931 г. — епископъ Алипій (Ухтомскій) Охтинскій. Владыка Клавдій возглавлялъ монашествующихъ епархіи, исповѣдовалъ ихъ и совершалъ тайные постриги (всего было совершено около 40 постриговъ); владыка Василій (Дохтуровъ) постригъ около двадцати монаховъ и монахинь.
Ликвидація ОГПУ іосифлянскихъ храмовъ и приходовъ началась въ февралѣ 1930 г. Были закрыты храмы Св. Николая Чудотворца на Петровскомъ островѣ, Божіей Матери «Утоли моя печали», Пресвятой Троицы, Преп. Серафима Саровскаго, Великомуч. Пантелеймона. Воскресенія Христова, единовѣрческій Св. Николая Чудотворца и многіе другіе.
Какова же была судьба арестованныхъ въ 1929 г. іосифлянскихъ архіереевъ и ихъ сомолитвенниковъ? Вотъ краткія данныя о нѣкоторыхъ изъ нихъ:
Архіепископъ Варлаамъ (Ряшенцевъ) Ярославскій - арестованъ 7-го сентября 1929 г. и приговоренъ къ тремъ годамъ лагеря. По освобожденіи продолжалъ служить тайно, за что былъ арестованъ вновь и мученически скончался въ вологодской тюремной больницѣ 20-го февраля 1942 г.
Архіепископъ Димитрій (Любимовъ) Гдовскій - арестованъ 29-го ноября 1929 г. и приговоренъ къ десяти годамъ лагеря. Послѣ неоднократнаго продленія срока заключенія скончался въ ярославской тюрьмѣ 17-го мая 1935 г.
Архіепископъ Серафимъ (Самойловичъ) Угличскій - арестованъ 27-го февраля 1929 г. и приговоренъ къ пяти годамъ лагеря. Послѣ освобожденія, будучи въ ссылкѣ, продолжалъ тайно совершать богослуженія, ставить священниковъ и постригать монаховъ, за что былъ арестованъ и разстрѣлянъ 4-го ноября 1937 г.
Епископъ Алексій (Буй) Воронежскій - арестованъ 7-го марта 1929 г. и приговоренъ къ тремъ годамъ лагеря. За участіе въ тайныхъ іосифлянскихъ богослуженіяхъ на Соловкахъ срокъ заключенія неоднократно продливался. Разстрѣлянъ 3-го ноября 1937 г. подъ Медвѣжьегорскомъ.
Епископъ Варлаамъ (Лазаренко) Богучарскій - арестованъ въ сентябрѣ 1929 г., разстрѣлянъ въ февралѣ 1930 г.
Епископъ Дамаскинъ (Цедрикъ) Глуховскій - арестованъ 27-го ноября 1929 г. и приговоренъ къ десяти годамъ лагеря. Послѣ досрочнаго освобожденія продолжалъ окормлять іосифлянскіе приходы, за что былъ арестованъ и разстрѣлянъ въ Карагандѣ 10-го сентября 1937 г.
Епископъ Максимъ (Жижиленко) Серпуховской - арестованъ 24-го мая 1929 г. и приговоренъ къ пяти годамъ лагеря. На Соловкахъ совершалъ «катакомбныя» богослуженія, за что срокъ заключенія его неоднократно продливался. Разстрѣлянъ въ Москвѣ 4-го іюня 1931 г.
Епископъ Маркъ (М. А. Новоселовъ) - арестованъ 23-го марта 1929 г. и приговоренъ къ тремъ годамъ лагеря, срокъ неоднократно продливался. Разстрѣлянъ въ 1938 г.
Епископъ Николай (Голубевъ) Кинишемскій - арестованъ 9-го сентября 1929 г. По причинѣ тяжелой болѣзни былъ освобожденъ отъ ареста и скончался въ с. Ширяево 5-го декабря 1929 г.
Епископъ Стефанъ (Бехъ) Ижевскій - арестованъ въ 1929 г. и приговоренъ къ тремъ годамъ ссылки. Умеръ во время повторнаго слѣдствія 26-го марта 1933 г.
Гоненія и многочисленные судебные процессы, начавшіеся въ концѣ 1929 г., не прекращались до 1933 г., когда пересталъ сущестовать послѣдній легальный іосифлянскій храмъ. Поставленные передъ невозможностью служить легально, іосифляне уже въ 1929 г. стали уходить въ катакомбы, а въ 1930-33 гг. сіе стало происходить повсеместно. Изъ немногихъ оставшихся въ живыхъ ставленниковъ митрополита Іосифа нашимъ современникомъ былъ о. Михаилъ Рождественскій, отошедшій ко Господу 14-го сентября 1988 г. За тайнымъ богослуженіемъ много лѣтъ онъ возносилъ имена первоіерарховъ Русской Православной Церкви Заграницей, тѣмъ самымъ свидѣтельствуя какъ о канонической, такъ и о духовно-молитвенной преемственности между двумя вѣтвями Русской Православной Церкви.
Архіепископъ Димитрій (Любимовъ) Гдовскій
Родился 15 сентября 1857 г. Хиротонисанъ во епископа Гдовскаго, викарія Ленинградской епархіи 12 января 1926 г. Вмѣстѣ съ епископомъ Сергіемъ (Дружининымъ) Нарвскимъ 26 декабря 1927 г. подписалъ актъ объ отходѣ отъ митр. Сергія. Послѣ ареста митрополита Іосифа (Петровыхъ) Петроградскаго фактически возглавилъ іосифлянъ, исполняя всѣ указы своего опальнаго первоіерарха. Каѳедральнымъ соборомъ владыки Димитрія сталъ храмъ Воскресенія Христова. На іосифлянскихъ приходахъ онъ былъ извѣстенъ какъ стойкій борецъ за Православіе, къ которому пріѣзжали кандидаты на священство со всей Россіи и съ которымъ поддерживали молитвенно- каноническое общеніе архіереи, отошедшіе отъ митр. Сергія. Владыка Димитрій присоединилъ къ Церкви нѣкоторыя общины іоаннитовъ, въ которыхъ видѣлъ, несмотря на нѣкоторую фанатичность послѣднихъ, стойкихъ противниковъ большевицкой власти и активныхъ борцовъ за Православіе. Митрополитъ Іосифъ иисалъ ему: «Премного утѣшило меня сообщеніе о томъ, какъ вы всѣ бодро и терпѣливо идете своимъ тѣснымъ путемъ. Эти сообщенія премного устыжаютъ меня въ моемъ нетерпѣніи и малодушіи и даютъ новыя силы и побуждаютъ крѣпко стоять и впредь за дѣло Христово!». Постановленіемъ сергіевскаго Синода отъ 30 декабря 1927 г. епископъ Димитрій былъ запрещенъ въ священнослуженіи. 12 октября 1928 г. вмѣстъ съ епископомъ Сергіемъ (Дружининымъ) онъ совершилъ хиротонію перваго архіерея іосифлянскаго поставленія - епископа Максима (Жижиленко) Серпуховскаго. Въ началѣ января 1929 г. митрополитомъ Іосифомъ, съ которымъ онъ поддержнвалъ постоянную связь, святитель былъ возведенъ въ санъ архіепископа. Владыка Димитрій занималъ довольно жесткую позицію относительно послѣдователей митр. Сергія, доходившую до отрицанія дѣйствительности и спасительности ихъ таинствъ. 29 ноября 1929 г. владыка былъ арестованъ и приговоренъ къ разстрѣлу съ замѣной приговора на 10 лѣтъ лагерей. Находился въ заключеніи на Соловкахъ, затѣмъ въ Бутырской тюрьмѣ. Въ сентябрѣ 1931 г. владыка былъ приговоренъ къ 10 годамъ лишенія свободы и скончался въ Ярославской тюрьмѣ 17 мая 1935 г. Архіепископъ Димитрій съ особой силой подчеркивалъ пагубность церковной политики митр. Сергія, уповая при этомъ на милосердіе Божіе къ Церкви и народу и скорое сверженіе совѣтской власти: «Мы считаемъ, что своей декларацией митр. Сергій подчинилъ Церковь антихристовой власти. Мы не можемъ сочувствовать политикѣ соввласти за гоненія, преслѣдованія и разрушенія православной Церкви... Доколѣ останется хоть одинъ твердо православный епископъ, имѣйте общеніе съ таковымъ. Если же Господь попуститъ, и вы останетесь безъ епископата, - да будетъ Духъ Истины, Духъ Святый со всѣми вами. Который научитъ васъ рѣшать всѣ вопросы, могущіе встрѣтиться по вашему пути, въ духѣ истиннаго Православія». Въ 1981 г. въ ликѣ новомучениковъ и исповѣдниковъ россійскихъ прославленъ РПЦЗ.
Епископъ Сергій (Дружининъ) Нарвскій
Родился 20 іюня 1863 г. Хиротонисанъ патріархомъ Тихономъ во епископа Нарвскаго, викарія Ленинградской епархіи 24 октября 1924 г.
Именно владыка Сергій былъ свидѣтелемъ словъ патріарха Тихона о необходимости большаго числа хиротоній епископовъ, въ связи съ чѣмъ впослѣдствіи говорили: «Большевики хотятъ всѣхъ архіереевъ и свящеиниковъ перестрѣлять. Чтобы Церковь не осталась безъ епископата... необходимо посвящать въ священство и постригать въ монашество какъ можно больше». Вмѣстѣ съ епископомъ Димитріемъ (Любимовымъ) Гдовскпмъ 26 декабря 1927 г. подписалъ актъ отхода отъ митр. Сергія, зачитанный въ храмѣ Воскресенія Христова (здѣсь и далѣе - на Екатерининскомъ каналѣ): «...Не по гордости, да не будетъ сего, но ради мира совѣсти, отрицаемся мы лица и дѣлъ бывшаго нашего предстоятеля, незаконно и безмѣрно превысившаго свои права и внесшаго великое смущеніе... Посему, оставаясь по милости Божіей, во всемъ послушными чадами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, сохраняя апостольское преемство черезъ патріашаго местоблюстителя Петра, митрополита Крутицкаго, и имѣя благословеніе нашего законнаго епархіальнаго митрополита, мы прекращаемъ каноническое общеніе съ митр. Сергіемъ и со всѣми, кого онъ возглавляетъ: и впредь до суда "совершеннаго собора мѣстности", т. е. съ участіемъ всѣхъ православныхъ епископовъ или до открытаго и полнаго покаянія предъ Святою Церковью самого митр. Сергія...».
Послѣ постановленія сергіевскаго Синода отъ 30 декабря 1927 г. о запрещеиіи въ священнослуженіи владыка Сергій заявилъ о своемъ раскаяніи. Въ началѣ января 1928 г. запрещеніе было снято, и онъ былъ назначенъ епископомъ Копорскимъ, викаріемъ Ленинградской епархіи. Въ январѣ того же года владыка Сергій вновь присоединился къ іосифлянамъ послѣ письма митрополита Іосифа (Петровыхъ) отъ 7 января 1928 г. съ одобреніемъ отхода, въ связи съ чѣмъ былъ уволенъ съ каѳедры и запрещенъ въ священнослуженіи митр. Сергіемъ и его Синодомъ 27 марта 1928 г. Епископъ Сергій являлся сторонникомъ легальнаго совершенія богослуженій и регистраціи церковныхъ общинъ, въ вопросѣ относительно таинствъ приверженцевъ митр. Сергія принималъ тогдашнюю позицію митрополита Кирилла (Смирнова) Казанскаго, что таинства являются спасительными для тѣхъ, кои пріемлютъ ихъ въ простотѣ съ вѣрою... не подозрѣвая чего-либо неладнаго въ сергіанствѣ.
12 октября 1928 г. вмѣстѣ съ епископомъ Димитріемъ (Любимовымъ) владыка Сергій совершилъ хиротонію перваго архіерея іосифлянскаго поставленія - епископа Максима (Жижиленко) Серпуховскаго. Послѣ ареста архіепископа Димитрія (Любимова) въ ноябрѣ 1929 г. епископъ Сергій возглавилъ іосифлянъ, каѳедра его находилась въ храмѣ на станціи Володарская, подъ Петроградомъ. Святитель былъ арестованъ 7 декабря 1930 г. и приговоренъ къ пяти годамъ лишенія свободы.
По отбытіи срока онъ былъ отправленъ въ ссылку въ Марійскую область на три года. Въ ссылкѣ владыка совершалъ тайныя богослуженія, а мѣстное населеніе чтило его какъ святого старца. 7 сентября 1937 г. онъ былъ вновь арестованъ и черезъ десять дней приговоренъ къ разстрѣлу. Епископъ Сергій былъ казненъ въ тотъ же день вмѣстѣ съ нѣкоторыми своими послѣдователями въ г. Йошкаръ-Олѣ. Особенностью православнаго міровоззрѣнія владыки было то, что онъ являлся послѣдовательнымъ монархистомъ, почитавшимъ убіенную Царскую Семью и непримиримо относившимся къ большевикамъ: «Истинное Православіе можетъ существовать только при монархѣ. Только онъ одинъ можетъ возстановить миръ и любовь, только монархическій строй можетъ возстановить порядокъ въ разоренной Россіи и дать возможность Церкви процвѣтать на погибель всѣхъ гонителей Православной Церкви... За убійство наслѣдника я ненавидѣлъ болыневиковъ и считалъ ихъ извергами рода человѣческаго. За кровь помазанника Божьяго большевики отвѣтятъ. За все, что большевики совершили и продолжаютъ совершать, за разстрѣлы духовенства и преданныхъ Церкви Христовой, за разрушенныя церкви, за тысячи погубленныхъ сыновъ Отечества большевики отвѣтятъ, и русскій православный народъ имъ не проститъ». Въ 1981 г. въ ликѣ новомучениковъ и исповѣдииковъ россійскихи прославленъ РПЦЗ.
Протоіерей Василій Верюжскій
Родился въ 1874 г. въ Архангельской губерніи. Окончилъ Петербургскую Духовную академію. Въ 1909 г. былъ рукоположенъ въ санъ священника, съ 1916 г. - протоіерей. Съ 1923 г. по декабрь 1929 г. настоятель храма Воскресенія Христова, одинъ изъ ближайшихъ сотрудниковъ архіепископа Димитрія (Любимова) и руководителей іосифлянскаго движенія. Въ мартѣ 1928 г. ѣздилъ къ митрополиту Іосифу за благословеніемъ на дѣятельность ИПЦ. Придерживался умѣренныхъ взглядовъ на сергіанъ и ихъ таинства, былъ послѣдовательнымъ противннкомъ большевицкой власти. 3 декабря 1929 г. о. Василій былъ арестованъ и приговоренъ къ десяти годамъ лагерей, но досрочно освобожденъ и высланъ на Сѣверъ. Жилъ въ Арханге.льскѣ и Каргополѣ и былъ окончательно освобожденъ въ 1939 г. О. Василій присоединился къ МП въ 1946 г., преподавалъ въ Ленинградской Духовной Академіи и умеръ въ 1955 г. въ Ленинградѣ.
Протоіерей Никифоръ Стрѣльниковъ
Родился въ Нижегородской губерніи. Окончилъ Петербургскую Духовную академію. Рукоположенъ во священники еще до октябрьскаго переворота. Былъ ключаремъ храма Воскресенія Христова съ 1927 г. по 1930 г. 16 іюня 1927 г. о. Никифоръ былъ арестованъ, но черезъ пять мѣсяцевъ освобожденъ. Вновь былъ арестованъ 27 декабря 1930 г. и приговоренъ къ десяти годамъ лагерей. Въ 1933 г. о. Никифоръ былъ досрочно освобожденъ и высланъ въ Казахстанъ. Устроившись на свѣтскую работу въ Алма-Атѣ совершалъ тайныя богослуженія. Былъ арестовать 26 ноября 1937 г. какъ участникъ «монархической террористической повстанческой организаціи церковниковъ» и приговоренъ къ разстрѣлу. Казненъ 16 ноября 1937 г. въ Алма-Атѣ.
Протоіерей Іоаннъ Быстряковъ
Родился въ 1871 г. Окончилъ Петербургскую Духовную семинарію. Діаконъ, а затѣмъ священникъ въ храмѣ Воскресенія Христова, съ 1929 г. - протоіерей. Арестованъ въ 1929-31 гг. и осужденъ.
Протоіерей Викторинъ Добронравовъ
Родился 29 января 1889 г. въ Кишиневѣ. Окончилъ Петербугскую Духовную семинарію. Въ концѣ 1915 г. рукоположенъ во священника. Присоединился къ ленинградскимъ іосифлянамъ и входилъ въ составъ ихъ делегаціи къ митр. Сергію. До своего ареста въ январѣ 1930 г. являлся настоятелемъ храма Св. Николая Чудотворца на Петровскомъ островѣ. О. Викторина очень цѣнилъ архіеп. Димитрій (Любимовъ), такъ какъ первый былъ хорошимъ организаторомъ и совѣтникомъ по важнымъ вопросамъ приходской жизни.
Въ октябрѣ 1930 г. о. Викторинъ былъ приговоренъ къ десяти годамъ лагерей, но досрочно освобожденъ въ апрѣлѣ 1937 г. Послѣ освобожденія, устроившись на свѣтскую работу въ Окуловскомъ р-нѣ Ленинградской (нынѣ Новгородской) области, о. Викторинъ совершалъ тайныя богослуженія. Въ августѣ 1937 г. онъ былъ арестованъ, приговоренъ къ разстрѣлу и былъ казненъ 28 декабря 1937 г. въ пос. Боровичи. О. Викторинъ Добронравовъ въ ликѣ новомучениковъ и исповѣдниковъ россійскихъ былъ прославленъ РПЦЗ.
Архимандритъ Клавдій (Савинскій)
Родился въ маѣ 1882 г. въ Подольской губерніи. Возведенъ въ санъ іеромонаха въ 1923 г. Въ 1928 г. прервалъ молитвенно- каноническое общеніе съ митр. Сергіемъ. Ведя подвижническую монашескую жизнь, о. Клавдій окормлялъ сестеръ бывшаго Іоанновскаго монастыря и былъ связникъ съ украинскими іосифлянами. По благословенію архіеп. Димитрія (Любимова) онъ являлся главой и духовникомъ монашествующихъ епархіи, совершилъ около 25 монашескихъ постриговъ. Съ ноября 1928 г. о. Клавдій служилъ въ храмѣ Воскресенія Христова. Въ 1929 г. возведенъ въ санъ архимандрита, а въ 1930 г. тайно хиротонисанъ во епископа. 27 декабря 1930 г. владыка Клавдій былъ арестованъ и приговоренъ къ пяти годамъ лагерей. Срокъ отбывалъ въ СИБЛАГѣ, послѣ чего въ январѣ 1936 г. былъ освобожденъ и тайно проживалъ въ Новгородѣ, затѣмъ съ 1938 г. тайно - въ Ленинградѣ и съ 1941 г. возглавлялъ тайную іосифлянскую общину въ пос. Коломяги. Епископъ Клавдій былъ арестованъ 17 іюня 1942 г. и приговоренъ къ разстрѣлу. Казненъ 12 августа 1942 г. въ Ленинградѣ.
Протоіерей Александръ Совѣтовъ
Родился въ январѣ 1892 г. въ С.-Петербургѣ. Въ 1920 г. рукоположенъ во іерея. Въ 1928 г. примкнулъ къ іосифлянамъ и входилъ въ ихъ пресвитерскій совѣтъ, придерживаясь воззрѣній архіеп. Димитрія (Любимова). О. Александръ являлся духовникомъ митрополита Іосифа Петроградскаго. Съ 1927 г. - настоятель церкви Пресвятой Троицы въ Лѣсномъ, а въ декабрѣ 1929 г. онъ былъ избранъ настоятелемъ храма Воскресенія Христова. Осенью 1932 г. о. Александръ былъ арестованъ, но вскорѣ освобожденъ. Считался послѣднимъ легально служившимъ крупнымъ іосифлянскимъ дѣятелемъ. Въ 1936 г. о. Александръ присоединился къ МП и умеръ въ блокадномъ Ленинградѣ.
Протодіаконъ Іоаннъ Антоновъ
Родился въ 1884 г. съ С.-Петербургской губерніи. Служилъ въ церкви на ст. Володарская. 21 апрѣля 1931 г. о. Іоаннъ былъ арестованъ и приговоренъ къ тремъ годамъ лагерей, но въ 1933 г. досрочно освобожденъ.
Протодіаконъ Михаилъ Яковлевъ
Родился 23 октября 1889 г. въ Иваново-Вознесенской губерніи. Окончилъ Костромскую духовную семинарію. Рукоположенъ въ санъ діакона въ февралѣ 1914 г., съ октября 1927 г. - протодіаконъ Малоколоменской церкви Св. Михаила Архангела. Съ января 1928 г. по октярбрь 1930 г. о. Михаилъ служилъ въ храмѣ Воскресенія Христова. 13 января 1931 г. онъ былъ арестованъ и приговоренъ къ тремъ годамъ лагерей. Въ 1933 г. былъ освобожденъ и поступилъ на свѣтскую работу. Въ мартѣ 1943 г. на территоріи «Псковской миссіи» о. Михаилъ былъ принятъ въ МП и скончался въ іюнѣ 1980 г. въ Гатчинѣ.
Протоіерей Филоѳей Поляковъ
Родился 15 сентября 1893 г. Былъ рукоположенъ въ священники въ началѣ 20-хъ гг. Служилъ священникомъ при храмѣ Св. Михаила Архангела, а съ октября 1929 г. по мартъ 1932 г. являлся его настоятелемъ. Въ 1927 г. о. Филоѳей былъ арестованъ, но вскорѣ освобожденъ. Вновь былъ арестованъ 21 сентября 1930 г., освобожденъ черезъ полтора мѣсяца. О. Филоѳей служилъ въ Срѣтенской церкви въ Полюстрово. 5 октября 1932 г. онъ былъ арестованъ. Освобожденъ 28 апрѣля 1933 г., послѣ чего присоединился къ МП. Скончался въ Ленинградѣ 10 февраля 1958 г.
Иподіаконъ Андрей Викторовичъ Карцевъ
Родился 5 января 1909 г. въ г. Либавѣ. Окончилъ духовную семинарію. Служилъ въ храмѣ Воскресенія Христова. Въ 1930 г. постриженъ въ мантію съ именемъ Алексій. Съ сентября 1928 г. дважды арестовывался, приговоренъ къ пяти годамъ лагерей. Былъ свобожденъ досрочно и высланъ на поселеніе на сѣверъ.
Иподіаконъ Петръ Михайловичъ Сазоновъ
Родился въ 1903 г. въ С.-Петербургѣ. Учился въ духовной семинаріи. Арестованъ въ 1928 г. и приговоренъ къ полутора годамъ заключенія. 21 апрѣля 1930 г. вновь арестованъ и приговоренъ къ пяти годамъ лагерей.
Составилъ К. В. Глазковъ.
«Православная Русь», № 20, 1999.
Источник |