Министр народного просвещения - это президент верховного управления всех учебных институтов, Цензурного комитета и Академии Наук. У него есть заместитель, а также он с удовлетворением принимает поддержку многих образованных представителей гражданского и военного сообщества, которые принимают участие в работе министерства и в совещаниях.
Империя разделена на 10 учебных округов. Во главе каждого округа стоят главный управляющий для общего управления и директор для специальных предметов.
Университеты, гимназии и народные школы (последние имеются во всех уголках империи и пользуются большим успехом) и все частные учебные заведения находятся под непосредственным надзором того учебного округа, в который они входят. Другие государственные, гражданские и армейские учреждения - такие, как Александровский лицей в Санкт-Петербурге, юридический университет, пажеский корпус, юнкерская школа, кадетские хоры и так далее, - имея собственное руководство, управляются, тем не менее, по общепринятым учебным нормам. Принц Петер фон Ольденбург является руководителем Александровского Лицея, юридического и торгового университетов, президентом верховного управления фонда благородных девиц, воспитательных домов для сирот, так же как и большинства госпиталей и других благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге.
Академия Наук, Лицеи Демидова, князя Безбородкина и Ришелье, Педагогический институт, академия медицины и хирургии, так же как обсерватории, принадлежат к сфере деятельности этого министерства.
Университеты Санкт-Петербурга, Дерпта, Москвы, Киева, Казани и Харькова очень высоко ценятся. Профессорами в этих учреждениях работают всеми уважаемые, высокообразованные и общепризнанные представители научной общественности как России, так и других стран.
Студент оканчивает университет с правом на высокий или низкий ранг на государственной службе в соответствии с успехами в учебе, по специальности, которую он осваивает в зависимости от усердия в течение 2-4 лет.
Тот, кто после окончания университета или другого учебного заведения (юридический университет, лицей и др.) поступает на военную службу, должен находиться 6 месяцев в качестве юнкера в полку, прежде чем он сможет стать офицером. Дворяне, которые не достигли научной степени, должны служить в полку юнкерами несколько лет, затем сдать офицерский экзамен, чтобы иметь право получить это звание, отслужить на гражданской службе минимум 6 лет и сдать окончательный экзамен, чтобы достичь определенного чина.
Отчетливо видно, насколько отдается преимущество личным качествам, а не положению в обществе, приобретённому с рождением. Для людей обычного происхождения возможно приобрести звание и статус дворянина только посредством учебы. Только таким путем простые люди имеют возможность поступить на государственную службу, в течение которой они приобретают привилегии дворянства, т.е. если они получают пятый ранг (а их всего 14), которого можно достичь только за 12-15 лет службы.
По окончании простого курса гимназии приобретается четырнадцатый ранг, который можно подтвердить только после нескольких лет службы.
После того, как примерно 2 года назад выявился уже упомянутый мною позорный заговор против правительства с участием большого числа молодых студентов, которые учились большей частью в университетах и других высших учебных заведениях, правительство уделило особенное внимание процессу общественного обучения. Комиссии, специально для этого назначенной императором, поручили проверять учебный процесс, чтобы принимать во внимание все связанные с ним обстоятельства. Вплоть до окончания работы этой комиссии – я точно не знаю, закончила она свою работу или нет – для всех университетов ввели предельно допустимое число студентов, которое позже снова увеличится. Во всяком случае, правительство поступило мудро, приняв необходимые в этой ситуации меры.
Правительство сейчас больше чем когда-либо уделяет внимание прошлому, целям и образу мыслей иностранных ученых, которые принимаются в российские ведомства. И пока власти не удостоверятся в пригодности иностранного кандидата, им невозможно получить какую-либо должность. Те ученые, которые были уже профессорами в университетах, и которые давали повод для недоверия, вынуждены были покинуть свои посты. Только таким образом возможно правительству поддерживать свои принципы. Так, например, один профессор математики университета в Москве, который занимал очень выгодное положение, вынужден был покинуть Россию, так как его уличили в получении иностранной политической корреспонденции.
Кому надо было раздражать правительство такими действиями? Германия получила назад способного человека, который принесет большую пользу своему отечеству. Университет же лишился очень образованного преподавателя, чьи либеральные принципы не подходили, тем не менее, для русской молодежи.
Если даже кому-то и хочется утверждать, что обучение в России не имеет абсолютной свободы, и что студенты ограничены в каких-то правах и свободах, которые может предложить заграница, тогда спрашивается, приносит ли эта безграничная вседозволенность и свобода пользу основательному обучению? Даже если где-то заграницей это и может принести свои плоды, то Россия знает сама прекрасно, как она должна вести себя в этом отношении. У правительства есть свои правильные представления, что нужно, а что нет!
Ежегодные тесты в университетах, Академии наук, военных учебных заведениях, юридическом университете и похожих учреждениях должны убедить каждого беспристрастного слушателя в научных успехах России. Способные люди, которые разбираются в каждом предмете и показывают свои лучшие качества, – мы могли бы называть таких большое количество, – представляют лучшее доказательство, что правильное интеллектуальное образование вовсе не тормозится ограничениями.
|