Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4872]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [909]
Архив [1662]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Епископ Виктор Глазовский и его учение о свободе Церкви

    Приобрести книгу в нашем магазине: http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15508/

    Память 19 апреля/2 мая (+ 1934 г.)


    "Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?" (Иак. 4, 4)
     

    Отец епископа Виктора (Островидова) был псаломщиком. Будущий владыка получил хорошее Богословское образование, в 1912 году опубликовал скрупулезное исследование "Новые богословы", где критиковал новое направление в Богословии, которое нашло выражение, главным образом, в книге митрополита (позднее патриарха) Сергия "Учение о спасении" (Казань, 1898 г.).

    После революции 1917 года он был епископом Уржумским, позже Глазовским, викарием Вятской епархии. В 1922 году в очередной раз был арестован и пробыл в тюрьме до 1926 года. Когда вышла Декларация 1927 года, он первым возвысил голос протеста, и его паства присоединилась к нему в отделении от митрополита Сергия, что привело к его аресту и заключению в концлагерь на Соловках, где он пробыл с 1928 по 1930 год, работая бухгалтером на канатной фабрике примерно в полутора километрах от главной башни бывшего Соловецкого монастыря. Домик, где он жил и работал, находился на опушке леса; в глубине леса он совершал тайные Богослужения вместе с другими членами катакомбной Церкви.

    На Соловках, несмотря на трагическое положение в советской России, епископ Виктор сохранил оптимистический взгляд на будущее и даже пытался заразить им более трезвомыслящего епископа Максима Серпуховского. Но через короткое время этот оптимизм, очевидно, исчез, так как свидетель, который видел его весной 1931 года в концлагере Май-Губа на севере, слышал, как он говорил: "Впереди нет ничего, кроме страданий". Летом того же года он был освобожден из лагеря, но сослан на три года на берег реки Онеги в Архангельской области, где, по некоторым сведениям, поддерживал связь с катакомбными иерархами митрополитом Иосифом и епископом Дамаскиным. В конце 1933 года он был сослан в очередную ссылку в Северный край. Работал на лесоповале. Простудился, заболел воспалением легких. В больницу его не смогли отправить из-за разлившейся реки, и 2 мая 1934 года владыка Виктор отошел ко Господу

    Его мужественный и бескомпромиссный дух виден в документах, которые он оставил после себя и которые обличают сергианство как глубокое заблуждение, которое отрицает саму природу Церкви Христовой.


    Послания епископа Виктора.

    Письмо к митрополиту Сергию.
    (от 16 декабря 1927 г.)

    Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь, Глубокочтимый и дорогой Владыко.

    В октябре месяце я с сыновней любовью возымел дерзновение высказать Вашему Высокопреосвященству свою скорбь по поводу начавшегося губительного разрушения Православной Церкви "в порядке управления".

    Таковое разрушение Церкви Божией есть вполне естественное и неизбежное следствие того пути, на который поставило Вас Ваше "воззвание 16 июля", и которое для нас смиренных и боящихся Бога и для всех христолюбивых людей является совершенно неприемлемым.

    От начала до конца оно исполнено тяжелой неправды, и есть возмущающее душу верующего глумление над святой Православной Церковью, и над нашим исповедничеством за истину Божию. А через предательство Церкви Христовой на поругание "внешним", оно есть прискорбное отречение от Самого Господа Спасителя.

    Сей же грех, как свидетельствует Слово Божие, не меньший всякой ереси и раскола, а несравненно больший, ибо повергает человека непосредственно в бездну погибели, по Неложному Слову: "иже отречется Мене пред человеки" и проч.

    Насколько было в наших силах, мы себя самих и нашу паству оберегали, чтобы не быть нам причастниками греха сего, и по этой причине само воззвание возвратили обратно. Принятие воззвания являлось бы пред Богом свидетельством нашего равнодушия и безразличия в отношении к Святейшей Божией Церкви, Невесте Христовой.

    По страху же Божию для меня явилось теперь неприемлемым уже и Ваше распоряжение о моем перемещении: боюсь, – как пишет мне один святитель, – не будет ли выявление послушания с нашей стороны учтено "ими" (синодом) как одобрение содеянного "ими". И потому, если бы мне была предоставлена полная свобода передвижения, которой я не имею как административно высланный, то я тогда спросил бы себя: не придется ли мне за это послушание отвечать перед Богом, ибо оно по существу объединяет меня с людьми от Бога удалившимися. А что "воззвание", действительно, достойно многих слез, и что удаляет человека от Бога, – об этом я свои мысли изложил особо в форме письма к ближним, которое здесь прилагается.

    Что же в дальнейшем? – В дальнейшем я бы молил Господа, и не только я, но и вся Православная Церковь, чтобы Он не ожесточил сердца Вашего, как некогда сердце фараона, но дал бы Вам благодать сознания содеянного греха и покаяния на жизнь. Тогда все верующие в радости и слезах благодарения Богу опять придут к Вам, как к отцу, пастыри – как к первопастырю, и вся Церковь Русская – как к своей священной главе.

    Враг вторично заманил и обольстил Вас мыслью об организации Церкви. Но если эта организация покупается такой ценой, что и Церкви Божией как дома благодатного спасения человека уже не остается, а сам получивший организацию перестает быть тем, чем он был, ибо написано: "да будет двор его пуст и епископство его да приимет иной", то лучше бы нам не иметь никогда никакой организации.

    Что пользы, если мы, сделавшиеся по благодати Божией храмами Святого Духа, стали вдруг непотребными, а организацию себе получили? Нет. Пусть погибнет весь вещественный мир видимый, пусть в наших глазах важнее его будет верная гибель души, которой подвергается тот, кто представляет такие внешние предлоги для греха.

    Если же ожесточение сердца пошло далеко, и надежды на покаяние не остается, то и на сей исход мы имеем просвещающее нас слово: "Тем же изыдите от среды их и отлучитеся, – глаголет Господь, – и нечистоте их не прикасайтеся, и Я приму вас и буду вам во Отца и вы будете Мне в сыны и дщери, – глаголет Господь Вседержитель" (2 Кор. 6, 14-18).

    Вашего Высокопреосвященства Глубокочтимого Архипастыря во Христе брат, сердечно преданный Виктор, Еп. Ижевский и Вотский.


    Письмо к ближним.
     (Декабрь 1927 г.)

    Блюдите, да не прельщени будете (Лк. 21, 8).

    Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами!

    Други мои возлюбленные! С великой скорбью сердца скажу вам о новой лести, чрез которую враг наш диавол хочет увлечь души христианские на путь погибели, лишив их благодати вечного спасения. И эта лесть, увы, нам грешным, намного горше первых трех: живоцерковников, обновленцев, григориан, безумие которых без труда всем было явно, а это трудно тем, у кого ум и сердце обращены к земным вещам, ради которых люди привыкли отрекаться от Господа.

    Но пусть узнают все, что последняя декларация, воззвание от 16/29 июля с. г. митр. Сергия – есть явная измена Истине (Ин. 14, 6).

    Кого предали подписавшие "воззвание" и от кого они отреклись?.. (Деян. 14, 13) – Они отреклись от Святейшей Церкви Православной, которая всегда во всем чиста и свята, не имея в себе скверны или порока, или чего-либо подобного (Еф. 5, 27).

    Ей они вынесли открытое пред всем миром осуждение, ими она связана и предана на посмеяние "внешним" как злодейка, как преступница, как изменница своему Святейшему Жениху Христу, – Вечной Истине, Вечной Правде. Какой ужас...

    Св. Церковь, которую стяжал Себе Господь Кровью Своею от мира сего (Деян. 20, 28), и которая есть Тело Его (Кол. 1, 24), а для всех нас – дом вечного благодатного спасения от сей жизни – погибели, – ныне эта св. Божия Христова Церковь приспособляется на служение интересам не только чуждым ей, но и даже совершенно не совместимым с ее Божественностью и духовной свободой. Многие христиане поступают как враги креста Христова, – говорит Апостол... О земном (политике) они мыслят, забывая, что наше жительство на небесах (Фил. 3, 18-20) – "ибо не имеем здесь пребывающего града, но грядущего града себе взыскуем" (Евр. 13, 14).

    И какое может быть объединение Церкви Божией с гражданской властью, какой бы она ни была, когда цели ее деятельности исключительно материально-экономического направления, и хотя внешне могут быть моральны, но чужды веры в Бога, или даже враждебные Богу. Между тем, цели деятельности Церкви исключительно духовно-нравственны, и через веру в Бога выносят человека за пределы земной жизни для достижения благодатью Божиею вечных небесных благ. "Разве не знаете, что дружба с миром – вражда против Бога. И кто хочет миру быть друг, становится врагом Богу?" (Иак. 4, 4).

    Отсюда Церковь Христова по самому существу своему никогда не может быть какой-либо политической организацией, а иначе она перестанет быть Церковью Христовой, Церковью Божией, Церковью вечного спасения.

    И, если ныне через "воззвание" Церковь объединяется с гражданской властью, то это не простой внешний маневр, но вместе с тяжелым поруганием, уничтожением Церкви Православной, здесь совершен и величайший грех отречения от Истины Церкви, какового греха не могут оправдать никакие достижения земных благ для Церкви. Не говори мне, что таким образом у нас образовалось Центральное Управление и образуются местные управления, и получается видимость внешнего спокойствия Церкви, или, как говорит воззвание, "законное существование Церкви", – это и подобное сему любят говорить и все раньше уловленные врагом диаволом в отпадении от Церкви Православной.

    Что пользы, если мы сами, сделавшиеся и называющиеся Храмом Божиим (2Кор. 6, 16), стали непотребны и омерзительны в очах Божиих, а внешнее управление себе получили. Пусть же мы не будем иметь никогда никакого управления, а будем скитаться, даже не имея где главу приклонить, по образу тех, о которых некогда сказано: "Скитались в овечьих и козьих кожах, терпели лишения и озлобления. Те, коих не достоин был весь мир, блуждали по горам и пустыням, в пещерах и ущельях земли" (Евр. 11, 37-38). Но пусть путем таких страданий сохраняться души православные в благодати спасения, которой лишаются все, уловленные диаволом подобными внешними предлогами.

    "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам"; каждой душе предстоит быть испытанной и каждому месту просеяну, чтобы от соломы отделилось зерно хотя и в небольшом количестве, т. к. мало избранных, – сказал Господь; "но горе тому человеку, от которого соблазн приходит" (Мф. 18, 7). Мы же, други мои, не будем подавать соблазна Церкви Божией, чтобы нам не быть осужденными Судом Господним.

    "Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим...и многих прельстят", предупреждает Господь (Лк. 21, 8), а св. Апостол, попечительствуя о нас, говорит: "Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы" (Еф. 5, 15-16).

    Да не ожесточит Господь и сердца, подписавших воззвание, но да покаются и обратятся и да очистятся грехи их. Если же не так, то будем беречь себя от общения с ними, зная, что общение с увлеченными есть наше собственное отречение от Христа Господа.

    Други мои, если мы истинно веруем, что вне Церкви Православной нет спасения человеку, то когда извращается истина Ее, не можем оставаться мы безразличными ночными почитателями Ее, но должны пред всеми исповедовать истинность Церкви. А что другие, хотя бы и в бесчисленном множестве, и хотя бы начальные иерархи, остаются равнодушными и даже могут употреблять в отношении нас свои прещения, то здесь ничего нет удивительного. Ведь и раньше нередко бывало, и четыре года тому назад так было, что отпадшие от истины составляли соборы, и Церковью Божией себя называли и, по-видимому заботясь о правилах, делали запрещения неподчинившимся их безумию, но все сие делали на свой позор и на вечную погибель.

    "Верен Господь. Он утвердит нас и сохранит от лукавого".

    "Господь да управит сердца наши в любовь Божию и в терпение Христово" (2Сол. 3, 3-5).

    Епископ Виктор.


    Ответы епископа Виктора на 15 вопросов ГПУ по поводу Декларации митрополита Сергия.
    (документ от 18 января 1928 г.)


    1.
    - Как Вы оценили с церковной и гражданской точек зрения появление нового церковного течения – основания для Декларации от 29 июля 1927 года?

    - С Церковной – неправильным учением о Церкви и о деле спасения нашего во Христе Иисусе – принципиальное заблуждение митрополита Сергия...

    2.
    - Как Вы смотрите на Декларацию и т.д.?

    - Декларация есть удаление от истины Спасения. Она смотрит на спасение как на естественное нравственное совершенствование человека (языческое философское учение о спасении), а для осуществления его, безусловно, необходима внешняя организация. По моему мнению, это заблуждение, которое я обличал в лице митрополита Сергия в 1912 году...

    Лично я вырос среди простого народа (сын церковного чтеца) и всю свою жизнь провел среди простого народа – в монастырях; как народ верует, так верую и я, а именно: мы веруем, что спасение во Христе Иисусе Благодатию Божией; эта Благодать Божия присуща только Православной Церкви и преподается нам через Святые Таинства, и что сама Церковь есть Дом вечного благодатного спасения от сей жизни-погибели, а не внешняя какая-либо организация политическая. Как благодатный Союз верующих, Церковь может не иметь и не должна иметь никакой политической организации среди своих членов (католическая церковь учит иначе), которые как граждане имеют одну общую для всех политическую гражданскую организацию, по которой они находятся в зависимости от гражданской власти.

    3.
    - Синод появился без благословения митрополита Петра как временного главы Русской Православной Церкви. Митрополит Сергий, созвав его, превысил свои полномочия; ему был поручен только временный присмотр за Церковью. Он не хозяин Дома Божия, а лишь присмотрщик за Домом; потому и отношение мое к синоду и ко всей его платформе – отрицательное.

    4.
    - Персональный состав синода не имеет большого значения в деле его приемлемости. Неприемлема сама платформа, ибо она видит в Церкви внешнюю политическую организацию, которая объединяет с гражданской организацией власти СССР и сообразно с этим намечает соответствующую внешнюю политическую деятельность для Православной Церкви и тем толкает Церковь на путь новых потрясений и неожиданностей, извращает вместе с этим самое существо Церкви. По внутреннему существу своему Церковь должна быть не от мира сего, и именно по тем духовным интересам, которые она удовлетворяет для верующих членов. Она есть благодатный Союз для благодатного спасения верующих граждан.

    5.
    - Я предполагаю держать себя обособленно от Синода до тех пор, пока не примут участия в Церковной жизни митрополит Петр или митрополит Кирилл, в Православии которых я не имею данных сомневаться.

    6.
    - О дальнейшем развитии борьбы с новым течением.

     -Лично я, как до сего времени, так и в будущем не намерен вести никакой борьбы, а только сберегаю себя и свою паству, чтобы не быть нам участниками чужих грехов, "синода". Тем из моих близких, кто обращается ко мне по поводу нового течения Церковной жизни, я разъясняю его, как понимаю сам. Далее сего дело не шло и, думаю, не пойдет, в виду того, что я слишком незначительная личность в сравнении с митрополитом Сергием и синодом. Да и вообще я не считаю себя способным к какой-либо административной организационной деятельности, так как не имел никогда в ней практики.

    7.
    - О целях.

    - Только спасение своей души, так как верую, что они (синодалы) разрушают Православие, омирщают его, оземленяют его и совсем извращают сущность Православной Церкви.

    8.
    - О методах, приемах борьбы и пр.

    - Никакого определенного метода и приема борьбы у меня не было. Вместе с некоторыми (не всеми) священниками и мирянами мы заявили митрополиту Сергию, что мы отказываемся от его духовного руководительства, если он не сознает своей ошибки вовлечения Церкви в несвойственные ей мирские задачи и тем самым не откажется от своей "декларации" от 29 июля.

    9.
    - Как проходила борьба и проч.?...

    - До сего времени борьбы не было в точном смысле этого слова. Мы только отделили себя от тех, кто заявляет нам: "Мы ваше начальство, и потому за непослушание запрещаем" и проч. В отношении к подчиненным мне пастырям и мирянам, а тем более к чужим, я никаких запрещений, угроз, проклятий, лишений и проявления какой-либо злобы не предпринимал и никогда не предприму, так как дело веры, дело спасения есть дело свободы, дело совести, дело выбора, а не насилия.

    10.
    - О границах движения.

    - Безусловно, все должно быть только внутри Церкви, как Дома Божия, ибо все течение возникло и имеет в виду исключительно душу и ее вечное спасение, а не внешние условия жизни человека.

    11.
    - О возможности затрагивания политической жизни граждан.

    - Если правительство разрешит, то я мог бы лично явиться туда, где это имело место, разъяснить и успокоить. Никогда не откажусь ни от каких заданий со стороны правительства, не связывающих моей совести, чтобы только доказать, что мы не злоумышляем ничего против него.

    12.
    - Я служитель спасения, и те, кто ищет духовного вечного своего спасения, могут найти у меня всегда помощь в уяснении истины. Но, как мне кажется, интересуется этим более простой народ, который боится отпасть от Православия, а пастыри, к сожалению, остаются более равнодушными и безразличными, хотя они и образованны Богословски.

    13.
    - О лозунгах и пр.

    - Православная Церковь есть единственная Благодатная Церковь, в которой Благодатью Божией и совершается наше спасение от этой жизни-погибели. Отпадение от Православия (обновленцы), извращение существа Православной Церкви (Синодалы) лишает человека благодати спасения.

    14.
    - О единстве Церкви и об отношении ее к государству.

    - Единство Церкви может быть только благодатное, а не гражданское; для нас, по слову Божию, безразлично место, безразлична национальность и пр. Мне дорог и православный японец так же, как и православный русский.

    Чисто политическая гражданская организация верующих возможна только как подсобное орудие гражданской власти, как это и было до революции. Государство одно само ведает всю внешнюю жизнь человека, а Церковь знает только исключительно духовные нужды верующих и все относящееся до молитвы. Мы весьма радуемся декрету об отделении Церкви от государства, но, к сожалению, правительство не верит искренности нашей радости.

    15.
    - О справедливости: а) социальной революции, б) власти СССР и в) ее укреплении.

    - Принципы социальной революции – помощь бедным и угнетенным жизнью – истинны, и что правительство СССР проводит их в жизнь, это меня радует. По своему религиозному убеждению я могу допустить только эволюцию жизни, а не революцию, но против совершившегося факта не возражаю. По пунктам б, в – признаю справедливым, но при условии, что это укрепление не стеснит и не обрушится репрессиями на нашу веру Православную. Культурная борьба с верой тут не имеется в виду.


    Из послания к пастырям.
     (Документ от 28 февраля 1928 г.)


    "Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5, 4).


    ...И это падение их не малое и не тайное, но весьма великое и всем очевидное для имеющих ум (1Кор. 2, 16); а обнаружилось оно в известной "декларации" 16/ 29 июля и в последовавшем за ним дерзком разрушении Православной Церкви.

    Декларация прельщенных есть гнусная продажа непродаваемого и бесценного, т. е. – нашей духовной свободы во Христе (Ин. 8, 36); оно есть усилие их, вопреки слову Божию, соединить несоединяемое; удел грешника с делом Христовым, Бога и Мамону (Мф. 6, 24) и свет и тьму (2 Кор. 6, 14-18). Отступники превратили Церковь Божию из союза благодатного спасения человека от греха и вечной погибели в политическую организацию, которую соединили с организацией гражданской власти на служение миру сему, во зле лежащему (1Ин. 5, 19).

    Иное дело лояльность отдельных верующих по отношению к гражданской власти. При первом положении Церковь сохраняет свою духовную свободу во Христе, а верующие делаются исповедниками при гонении на веру; при втором положении она (Церковь) лишь послушное орудие для осуществления политических идей гражданской власти, исповедники же за веру здесь являются уже государственными преступниками.

    Все это мы видим на деятельности митр. Сергия, который в силу нового своего отношения к гражданской власти вынужден забыть каноны Православной Церкви, и вопреки им он уволил всех епископов-исповедников с их кафедр, считая их государственными преступниками, а на их места он самовольно назначил непризнанных и непризнаваемых верующим народом других епископов. Для митр. Сергия теперь уже не может быть и самого подвига исповедничества Церкви, а потому он и объявляет в своей беседе по поводу "воззвания", что всякий священнослужитель, который посмеет что-либо сказать в защиту Истины Божией против гражданской власти, есть враг Церкви Православной. Что это разве не безумие, охватившее прельщенного? Ведь так рассуждая, мы должны будем считать врагом Божиим, например, Святителя Филиппа, обличившего некогда Иоанна Грозного и за это удушенного; более того, мы должны причислить к врагам Божиим самого великого Предтечу, обличившего Ирода и за это усеченного мечом.

    ...Вот почему св. Максим Исповедник, когда его уговаривали и страшными мучениями заставляли вступить в молитвенное общение с неправомудрствующим патриархом, воскликнул: "Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом, я один не причащусь с ним". Почему это? Потому что он боялся погубить душу свою через общение с увлеченным в нечестие патриархом, который в то время не был осужден собором, а наоборот был защищен большинством епископов. Ведь церковная административная власть даже в лице соборов, не всегда и раньше защищала Истину, о чем ясно свидетельствует история святителей Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Феодора Студита и др. Как же я могу оставаться впредь неразумно безразличным? Этого не может быть. Вот почему мы и встали на единственно возможный в нашем теперешнем положении выход – это путь исповедничества Истины спасения. Путь этот тяжел, это – путь подвига; но мы уповаем не на свои силы, но взираем на начальника веры и совершителя Иисуса (Евр. 12, 2). И дело наше есть не отделение от Церкви, а защита Истины и оправдание Божественных заповедей, или еще лучше – охранение всего домостроительства нашего спасения. Вот почему с обличением митр. Сергия выступил целый сонм архипастырей: митрополиты (Иосиф, Агафангел, Арсений), архиепископы, епископы и множество отдельных пастырей, которые заявляют митр. Сергию, что они не могут далее признавать его за руководителя Православной Церкви, а будут управляться самостоятельно до времени.

    Смотрите же, други мои и сопастыри, чтобы не быть вам увлеченными духовными зверями. Довольно и прежнего, бывшего в недавнее время, падения; теперь мы будем ходить осторожно. Мир Божий, превосходящий всякое разумение (Фил. 4, 7) да исполнит сердца ваши и помышления ваши и да управит путь ваш во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

    Епископ Виктор (печать с инициалами).

    Категория: История | Добавил: Elena17 (15.05.2019)
    Просмотров: 661 | Теги: книги, Новомученики и исповедники ХХ века, преступления большевизма, РПО им. Александра III, россия без большевизма, церковный вопрос
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru