13 июня 1912 года свои двери в Москве открыл Музей изящных искусств имени Александра III (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) — один из крупнейших музеев России
Планы создания в столице общедоступного художественного музея появились еще в первой половине XIX века. В № 11 журнала «Телескоп» за 1831 год был опубликован проект «Эстетического музея», который мог бы быть открыт при Императорском Московском университете. Коллекцию такого музея составили бы живописные полотна, скульптуры и их копии. Авторами проекта были княгиня Зинаида Александровна Волконская и наставник ее сына, профессор Московского университета Степан Петрович Шевырев. Хотя княгиня Волконская была поэтессой, хозяйкой литературного салона (в котором выступал в том числе А.С. Пушкин), обладала известностью и весом в культурных кругах, этот проект остался лишь на бумаге. С подобным предложением выступил в 1858 году и университетский профессор археологии и искусствоведения Карл Карлович Герц, однако и его проект не был реализован.
К созданию музея вернулись в конце XIX века. Душой и «мотором» нового проекта стал историк и искусствовед, профессор Иван Владимирович Цветаев (отец поэтессы Марины Цветаевой). Он уже был хорошо знаком с музейным делом: работал в Румянцевском московском музее, в том числе в должности хранителя, занимался изучением древностей. В 1894 году на «Первом съезде русских художников и любителей художеств» И.В. Цветаев выступил с предложением основать в Москве новый художественный музей. На призыв Ивана Владимировича откликнулись многие благотворители и меценаты. Одной из первых пожертвовала очень крупную сумму купеческая вдова Варвара Андреевна Алексеева, но поставила условие: чтобы музей, на который пойдут ее средства, получил имя Александра III. Вслед за ней в создание музея вложили деньги многие фабриканты, купцы, богатые люди и даже члены царской фамилии.
В то же время по инициативе Цветаева был объявлен конкурс на разработку архитектурного проекта музейного здания. На конкурс поступило полтора десятка проектов, многие из них признали удачными и заслуживающими внимания. В итоге была выбрана работа талантливого московского архитектора Романа Ивановича Клейна, создателя универмага «Мюр и Мерилиз» (современного ЦУМа в Москве). Здание музея, по проекту Клейна, должно было получить вид античного храма с колоннами и прозрачной крышей, чтобы посетители могли осматривать экспозицию при естественном свете.
Строительство музея было открыто 29 (17 по старому стилю) августа 1898 года торжеством при участии императора Николая II и членов его семьи. Тогда же был образован Комитет по устройству Музея изящных искусства имени Александра III. Причем сначала главой комитета стал московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович. Хотя у музея было много благотворителей (более 40), в 1909 году на его ежегодное содержание были выделены и значительные казенные средства.
Еще задолго до завершения строительства начали создаваться музейные фонды. Их составили приобретенные или переданные в дар собрания произведения живописи, графики, скульптуры. В 1909‒1911 годах музей получил большое количество памятников искусства Древнего Египта, в его коллекцию поступили полотна западноевропейских мастеров Средневековья и периода Возрождения, картины старых русских художников. Сделаны были также гипсовые копии произведений мирового искусства. Первым директором музея был назначен инициатор его создания — И.В. Цветаев.
Открытие музея состоялось в торжественной обстановке в присутствии Николая II 13 июня (31 мая по старому стилю) 1912 года. И почти сразу же музей стал пользоваться большой популярностью у московской публики: известно, что число его посетителей в выходные дни превышало 2,5 тыс. человек.
После Октябрьской революции, в 1924 году, музей получил название Государственный музей изящных искусств. Его коллекция пополнилась полотнами из собраний западноевропейской живописи других музеев, в том числе Исторического музея, Третьяковской галереи, музеев Кремля. Современное название — Государственный музей изобразительных искусств — появилось в 1930-х годах, а в феврале 1937 года музею было присвоено имя А.С. Пушкина в ознаменование столетней годовщины со дня гибели поэта.
В дни Великой Отечественной войны большая часть музейного собрания отправилась в эвакуацию, а здание пришлось восстанавливать после попадания вражеских бомб.
Коллекции музея постоянно пополнялись, и сейчас в его фондах более 670 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры, различных исторических и художественных памятников. Сегодня Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов России, а его собрание является одним из богатейших в мире.
Павел Коротич / 12 июня 2016, 00:00 |