Русская Стратегия

      Цитата недели: "Никогда, никакими благодеяниями подчиненным народностям, никакими средствами культурного единения, как бы они ни были искусно развиваемы, нельзя обеспечить единства государства, если ослабевает сила основного племени. Поддержание ее должно составлять главнейший предмет заботливости разумной политики." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

История [1548]
Русская Мысль [240]
Духовность и Культура [282]
Архив [766]
Курсы военного самообразования [66]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
Elena17

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ - Липковщина или «самосвятство» - Часть ІІІ

    ІІІ - Возникновеніе «Нео-автокефальной украинской церкви», въ періодъ Германо-советсткой войны (1941-1945 г. г.)

    http://cmhnir.ortox.ru/users/78/1100778/editor_files/image/250px-Aleksy_hromad%C5%9Bkyj.jpgГермано-Совѣтская война застала Московскаго Экзарха для западной Украины и Бѣлоруссіи митроп. Николая на востокѣ, далеко за предѣлами его экзархата. Оставшаяся на мѣстахъ православная іерар­хія, послѣ оккупаціи Украины нѣмцами, во главѣ съ Волынскимъ архіепископомъ Алексіемъ (Громадскимъ), организовала лѣтомъ 1941 г. Украинскую Православную Церковь на автономныхъ правахъ, основываясь на распоряженіи Патріарха Тихона отъ 1920 г.[1]

    Соборъ Епископовъ Украинской Автономной Церкви благословилъ совершать богослуженія на украинскомъ языкѣ, если того по­желаютъ прихожане. Къ этой церкви присоединились вѣрующіе «Катакомбной» Церкви т. наз. тихоновцы, вѣрующіе изъ юрисдикціи Московскаго митрополита Сергія, присоединились и многіе вѣрующіе и духовенство изъ «обновленчества». Вѣрующіе видѣли въ лицѣ Автономной Украинской Церкви свободную Православную Церковь, о которой они мечтали давно подъ игомъ безбожной власти. Съ іерархіей Автономной Церкви слились оставшіеся послѣ ухода боль­шевиковъ православные епископы. Такъ, большимъ авторитетомъ въ этой Церкви пользовался соединившійся съ автономной іерархіей схіархіепископъ Антоній въ Кіевѣ, почившій передъ отступленіемъ нѣмецкихъ войскъ.

    Соборъ Автономныхъ Епископовъ Украины отъ 18/ѴК 1941 г. поднесъ епископу Алексію (Громадскому) титулъ митрополита и Экзарха Украины. Въ Соборѣ Епископовъ не принималъ участія Поликарпъ (Сикорскій), приславшій письмо со своими пожеланіями, и архіепископъ Александръ (Иноземцевъ), съ которымъ было трудно завязать корреспонденцію въ то время.

    Какъ упоминалось выше, Гитлеръ передалъ административное правленіе Россіей Розенбергу, творцу «Мифа 20-го вѣка». Послѣдній въ помощь призвалъ къ жизни спеціальное «Восточное министерство». Министерство Розенберга не разрѣшало въѣздъ на территорію своего гебита лицамъ, проживающимъ на западѣ отъ линіи Керзона. Несмотря на меморандумъ и старанія митроп. Діонисія, это министер­ство не допустило его къ управленію Церковью на востокѣ. Такимъ образомъ, недвусмысленные намеки Франка объ управленіи митроп. Діонисія Церковью въ Россіи теперь остались пустымъ звукомъ. Не смотря на это, митроп. Діонисій старался при помощи посланцевъ завязать сношенія съ іерархами за линіей Керзона, которые пе­редъ войной были въ составѣ православной іерархіи въ Польшѣ. Митроп. Діонисію не понравились дѣйствія митроп. Алексія (Громад­скаго) на Волыни и организація «Автономной Церкви» и посему онъ вошелъ въ сношенія съ епископомъ Поликарпомъ въ Луцкѣ и архіеп. Александромъ въ Пинскѣ.

    Руководители украинской политической жизни, состоящіе преимущественно изъ галичанъ, были неудовлетворены тѣмъ, что Право­славная Церковь на Украинѣ имѣетъ только права автономной, а не «автокефальной» церкви, а слѣдовательно остается въ зависимости отъ своей Матери-Церкви въ Москвѣ. Центръ политическаго украин­скаго руководства находился тогда на Волыни подъ возглавленіемъ галичанина Бендеры, и его друзей, перекочевавшихъ изъ Галиціи на Волынь неоффиціальнымъ путемъ. На протяженіи долгихъ лѣтъ Бендера находился на услугахъ Германскаго штаба и проявлялъ свою дѣятельность еще въ Польшѣ. Какъ украинская пресса, такъ и украинскіе агенты всѣ твердили въ одно, что стоитъ только стать нѣмецкому солдату ногой на землю Украины, какъ тамъ народъ охотно встрѣтитъ избавителей отъ «московскаго ярма» и дружно примется за организацію независимой Украины. Но генеральный нѣ­мецкій штабъ, вступивъ на Украину, долженъ былъ разочароваться, ибо не встрѣтилъ ни одного человѣка, который бы не только мечталъ, но и понималъ, что такое «украинскій сепаратизмъ»? Фаворизмъ къ Бендерѣ скоро вывѣтрился у нѣмцевъ и Бендера съ друзьями ушелъ въ подполье, организуя партизанщину на Волыни. На Волыни возник­ли и другіе украинскія партизанки: «бульбовцы» и «мельникивцы». Эти партизанки возникли съ момента перемѣны отношеній нѣмцевъ къ украинскому движенію. Вначалѣ партизанки уничтожали нѣмцевъ, но когда нѣмцы взамѣнъ слали уничтожать цѣлыя украинскія села вмѣстѣ съ населеніемъ, партизанки оставили въ покоѣ нѣмцевъ и уничтожали польскія села и всѣхъ тѣхъ, кто шелъ противъ нихъ изъ мѣстнаго населенія. Въ этомъ отношеній самыми сильными террориста­ми оказались «бендеровцы».

    Епископъ Поликарпъ находился въ близкихъ отношеніяхъ съ украинскими политическими дѣятелями на Волыни и они совмѣстно рѣшили организовать, а скорѣе возобновить «Украинскую Автокефальную Православную Церковь». Посланецъ принесъ отъ митроп. Діонисія изъ Варшавы назначеніе епископу Поликарпу «Временнымъ Администраторомъ православной автокефальной церкви на освобож­денныхъ земляхъ Украины» съ возведеніемъ въ санъ архіепископа. Это вмѣшательство митр. Діонисія, при наличіи съорганизовавшейся Украинской Автономной Церкви на Украинѣ, въ церковныя дѣла Украины не имѣло за собой никакихъ каноническихъ основаній и противорѣчило Томасу Константинопольскаго Патріарха отъ 13/XI 1924 г., который получилъ митроп. Діонисій при организаціи автоке­фаліи православной церкви въ Польшѣ. Въ письмѣ своемъ митроп. Діонисій совѣтовалъ епископу Поликарпу поддерживать близкія от­ношенія съ архіеп. Александромъ въ Пинскѣ, и вмѣстѣ заняться рукоположеніемъ новыхъ іерарховъ для своей церкви. Еще тогда дѣйст­віе митроп. Діонисія по вмѣшательству во внутреннюю церковную жизнь Украины осудилъ схіархіепископъ Антоній въ письмѣ къ митр. Алексію слѣдующими словами: «Митрополитъ Діонисій этимъ вмѣ­шательствомъ всадилъ ножъ въ спину нашей Церкви».

    Подъ предсѣдательствомъ архіеп. Александра въ Пинскѣ состоялся 8-10 февр. 1942 г. соборъ «автокефальныхъ украинскихъ еписко­повъ» состоявшій изъ предсѣдателя и арх. Поликарпа. Они хѵротонисали 9-10 февр. во епископовъ прот. Никанора Абрамовича, прот. Ивана Губу и архимандр. Георгія (Кореностова). Кромѣ того соборъ вынесъ постановленіе: «считаясь съ 68 правиломъ. Св. Апостоловъ, запрещающимъ епископу, пресвитеру или діакону отъ кого бы то ни было принимать вторичное рукоположеніе, и имѣя ввиду 52 прави­ло св. Апостоловъ о принятіи кающихся, — принимать священниковъ и діаконовъ (епископовъ не осталось) Украинской Автокефальной Церкви, рукоположенныхъ іерархіей 1921 г. въ «сущемъ санѣ».[2]

    Слѣдовательно, Пинскій соборъ 1942 г. призналъ за благодатное все духовенство Липковскаго, рукоположенное не епископами, а свѣтскими лицами и посему принималъ его въ «сущемъ санѣ».

    Постановленіе Пинскаго собора нашло живой отзвукъ среди православнаго населенія на территоріяхъ бывшихъ подсовѣтскихъ, гдѣ стали называть новую автокефальную іерархію и духовенство: «нео-автокефалистами», «нео-липковцами», «нео-самосвятами».

    Нѣмецкій райхскомиссаръ на Украину оффиціально призналъ 4/Ѵ 1942 г. новосозданную «украинскую автокефальную православную церковь».

    Автокефальная іерархія немедля стала продолжать хѵротоніи новыхъ епископовъ. Первымъ во епископа былъ рукоположенъ Фотій Тимощукъ. Онъ явился въ Польшу изъ Совдепіи въ 1932 г. и выдалъ себя за священника, бѣжавшаго отъ большевиковъ, былъ назначенъ митроп. Діонисіемъ настоятелемъ прихода. Но вскорѣ поль­скія власти установили, что онъ является совѣтскимъ шпіономъ и при переходѣ границы убилъ польскаго пограничника. Былъ засуженъ на 10 лѣтъ, но при занятіи Галиціи, гдѣ онъ отбывалъ наказаніе, совѣтскими войсками въ 1939 г., былъ освобожденъ. На этомъ осно­ваніи Св. Сѵнодъ Православной Церкви въ Польшѣ призналъ его не священникомъ. Между другими были рукоположены во епископы четыре женатыхъ священника: 1) Михаилъ Хорошій, 2) Сильвестръ Гаевскій, 3) Григорій Огійчукъ и 4) Владиміръ Малець. Рукоположе­ніе нѣкоторыхъ епископовъ происходило въ сослуженіи «епископа Фотія Тимощука»[3].

    О дѣятельности и развитіи автокефальной іерархіи на Украинѣ, архіепископъ Поликарпъ аккуратно высылалъ пространные отчеты митропол. Діонисію въ Варшаву.

    Православное населеніе на бывшей подсовѣтской территоріи не пошло за нео-автокефальными іерархами, прибывшими къ нимъ. Встрѣченные холодно населеніемъ, автокефальные епископы во многихъ мѣстахъ охотно встрѣчались нѣмецкими гебиткомиссарами, ко­торые отбирали отъ православныхъ храмы и отдавали въ ихъ распо­ряженіе. Такъ напримѣръ, въ Днѣпропетровскѣ прибывшій туда авто­кефальный епископъ Геннадій Шиприкевичъ былъ любезно принятъ гебиткомиссаромъ и послѣдній на площади при стеченіи народа тор­жественно вручилъ прибывшему архіерейскій жезлъ, а бургомистру города ключи города. Позже тотже гебикомиссаръ передалъ епископу Геннадію отобранный отъ православныхъ храмъ.

    Совсѣмъ другая картина представлялась на территоріи бывшей Польши, на Волыни и Полѣсьи, гдѣ православному населенію не были извѣстны плоды дѣятельности липковщины и гдѣ развилась украинская партизанщина всѣхъ оттѣнковъ. Доминирующую роль играли «бендеровцы», обхватившіе территорію 5-ти уѣздовъ: Ровенскій Здолбуновскій, Дубенскій, Кременецкій и Луцкій. Бендеровскій центръ, находившійся въ селѣ Дермани, поддерживалъ тѣсную связь съ авто­кефальной іерархіей, заключающуюся на взаимномъ исполненіи вся­кихъ порученій и декретовъ. Непосредственно былъ связанъ съ бендеровскимъ центромъ въ Дермани автокефальный епископъ въ Ровно Платонъ Артемюкъ, два раза ѣздившій въ ихъ штабъ и два раза торжественно встрѣченный ими, проходилъ между двухъ рядовъ по-гестаповски одѣтыхъ бендеровскихъ молодцовъ и возсѣдалъ вмѣстѣ съ ними за столомъ. Здѣсь въ центрѣ было постановлено убить возглавителя Украинской Автономной Православной Церкви митрополита Алексія (Громадскаго) и постановленіе было приведено въ испол­неніе 7/V 1943 г. Равно бендеровцы убили другого іерарха Автоном­ной Церкви епископа Мануила (Тарнавскаго), взятаго изъ квартиры ночью во Владиміръ-Волынскѣ и повѣшеннаго въ лѣсу[4]. Не желав­шихъ измѣнить присягѣ и приступить къ украинской автокефаліи священниковъ старшихъ бендеровцы безпощадно ликвидировали, а младшихъ до полусмерти избивали и выгоняли изъ прихода. Посему погибло старшихъ священниковъ, стоявшихъ на стражѣ Православія, много, принявъ мученическую смерть. Къ примѣру можно сказать о мученической кончинѣ старца-прот. Мелетія Рыжковскаго въ с. Малой Мощанкѣ, Дубенскаго у., который не согласился служить богослу­женія на украинскомъ языкѣ. Прибыли бендеровцы къ нему на домъ, стали его бить, потомъ ножами колоть и еще полуживымъ бросили головой въ колодезь.                                                     

    Епископъ Платонъ Артемюкъ въ своемъ Ровенскомъ округѣ безпощадно разсчитывался съ непослушными священниками и вездѣ по приходамъ заводилъ т. наз. «церковныя рады», возглавляемыя свѣтскими лицами. Иначе говоря, Платонъ Артемюкъ сталъ проводить въ жизнь «соборноправность», установленную въ дѣяніяхъ собо­ра «УПАЦ» 1921 г. въ Кіевѣ. Его примѣру слѣдовали и другіе «ново-липковцы», но только не съ такой энергіей и не съ такимъ насиліемъ, ибо меньше прибѣгали къ помощи бендеровцевъ. Украинизацію бого­служенія епископъ Платонъ проводилъ въ непослушныхъ селахъ при помощи тоже бендеровцевъ, которые по ночамъ являлись въ село и по порядку хатъ заходили и избивали хозяевъ, внушая имъ забро­сить церковно-славянскій языкъ и стать украинцами.

    С. Раневскій
    (Продолженіе слѣдуетъ).
    «Православная Русь», № 6, 1948 г.

     


    [1] Извѣстно, что совѣтская власть въ самомъ началѣ лишила правъ Православную Церковь и объявила своей основной цѣлью борьбу съ религіей и Церковью, поставивъ Патріарха Тихона и органы церковной власти въ такое положеніе, при которомъ всякое нормальное церковное управленіе оказалось невозможнымъ не только за краснымъ фронтомъ, но даже внутри совѣтскаго союза. При такихъ обстоятельствахъ послѣдовало историческое постановленіе св. Патріарха, Св. Сѵнода и Высшаго церковнаго Совѣта отъ 7/20 ноября 1920 г. На основаніи этого постановленія, если епархія ока­жется оторванной отъ Патріархіи изъ-за всякихъ неожиданныхъ причинъ, Епархіальный архіерей немедленно входитъ въ сношеніе съ архіереями со­сѣдними на предметъ организаціи высшей инстанціи церковной власти для нѣсколькихъ епархій, но впослѣдствіи всѣ мѣропріятія, въ случаѣ воз­становленія центральной церковной власти, должны быть представлены на утвержденіе.
    [2] Текстъ этотъ приведенъ въ книгѣ — Сенексъ: «Украиннська Право­славна Церква въ часы другой світовои вийны 1939-1945». Мюнхенъ. Року Божого 1946. Напечатана на ротаторѣ стр. 25. Авторъ книги скрылся подъ псевдонимомъ, но въ церковныхъ украинскихъ кругахъ убѣждены, что эту книгу составилъ Власовскій, секретарь архіепископа Михаила (Хорошего, изъ украинской автокефальной іерархіи). Твердятъ, что Власовскому доступны всѣ акты Украинской автокефальной церкви и посему онъ могъ нанисаяъ эту книгу, основанную на документахъ. Власовскій является кандидатомъ богословія Кіевской Духовной Академіи и въ Польшѣ принималъ участіе въ украинскомъ церковномъ братствѣ им. Петра Могилы въ Луцкѣ.

    [3] Соборъ Епископовъ Автономной Православной Церкви Украины отъ ЗО/ІІІІ 1942 г. постановилъ разослать къ чадамъ своей Церкви Архипастыр­ское Посланіе. Въ этомъ Посланіи было написано, что украинскихъ ново­образованныхъ автокефалистовъ нужно считать, какъ «секту липковцевъ» и все ими рукоположенное духовенство нужно признать лишеннымъ благодати.

    [4] По поводу казни епископа Мануила бендеровцы издали партизан­скій листокъ, въ которомъ написали, что казнили епископа Мануила за измѣну своему народу.
    Категория: История | Добавил: Elena17 (14.06.2016)
    Просмотров: 162 | Теги: История Украины
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 582

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru